Меню

Что проверяют аудиторы

0 комментариев

Содержание

Основные моменты

Бухгалтерские отчеты представляют собой упорядоченный систематизированный комплекс сведений об имеющихся активах и обязательствах предприятия, а также о результатах его деятельности в финансовом выражении.

Функции бухгалтерских отчетов:

  • информационная, то есть давать сведения об общем финансовом положении субъекта;
  • контрольная, то есть обеспечивать возможность сверки бухгалтерских показателей с фактическим положением дел.

Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрено несколько классификаций отчетности:

  • В соответствии с временным критерием она бывает годовой и периодической (полугодовой, квартальной, месячной и т.п.).
  • В зависимости от полноты представленной информации ее делят на внутреннюю (для собственных нужд) и внешнюю (для сторонних пользователей).
  • По степени агрегирования показателей отчетность может быть первичной и сводной. Первая строится на основе первоисточников (накладных, счет-фактур и прочей документации). Вторая компонуется на основе первичной путем объединения и обобщения представленных показателей.

Что такое аудит?

Аудит бухгалтерской отчетности представляет собой проверку всей документации на предмет достоверности отображенных в ней сведений.

Нормативные основания проверки

Аудит годовой бухгалтерской отчетности проводится независимой сторонней организацией.

Ее основанием служат:

Также регулирование этого процесса осуществляется на основании иных норм российского законодательства, разработанных в соответствии с Федеральным законом в отрасли лицензирования деятельности аудиторов.

Цели и задачи

Главной целью такого независимого контроля является оценка достоверности информации, отраженной в отчетности, и соответствие технологии ведения дел законодательным актам.

Задачи аудита:

  • определить степень соответствия значений отчетности внутренним нормам и законодательству;
  • сравнить фактические и отчетные значения показателей;
  • проверить полноту охвата всех операций предприятия;
  • оценить эффективность внутреннего контроля.

Когда является обязательным?

В соответствии с государственными нормами в некоторых случаях должен проводиться обязательный аудит.

Его проходят:

  • крупные предприятия, выручка которых за прошедший год превысила 400 млн. или объем их активов свыше 60 млн.;
  • ОАО;
  • компании, чьи акции участвуют в торгах;
  • организации, занимающиеся кредитованием, страхованием, а также клиринговые учреждения, кооперативы, казино.

Кто обязан проводить?

Данную проверку может проводить как независимая специализированная организация, так и частные эксперты, имеющие соответствующие лицензии. Дополнительно они консультируют руководство новых предприятий на счет того, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации или нет.

В некоторых случаях проверку уполномочены осуществлять только аудиторские фирмы.

Это касается:

  • государственных учреждений;
  • пенсионных фондов;
  • компаний, чей уставной капитал хотя бы на четверть состоит из государственных активов;
  • компаний, генерирующие сводную отчетность;
  • организаций, основное направление деятельности которых кредитование или страхование;
  • предприятий, чьи ценные бумаги котируются на фондовом рынке.

Любое учреждение, занимающееся независимым исследованием отчетности, должно быть членом саморегулируемого союза аудиторов.

Виды

Проверки могут проводиться с разной степенью детализации.

Современной практикой предусмотрен сплошной и выборочный аудит бухгалтерской финансовой отчетности:

  • Сплошной. Изучению подлежит вся первичная документация. На нее требуется масса времени, поэтому цены таких услуг высокие.
  • Выборочный. В этом случае рассмотрению подлежит не весь массив документации, а лишь его часть, представляющая выборку. Данный вариант не такой затратный, но в ходе его проведения существует вероятность пропуска ошибок.

Эксперт может оценивать как весь спектр деятельности предприятия (комплексный аудит), так и его отдельные направления (тематическая проверка).

  • Помимо этого, аудит может быть внутренним, когда в роли проверяющего выступает сотрудник предприятия, и внешним, проводимым сторонними экспертами:
  • Инициированная аудиторская проверка. Осуществляется по решению администрации компании. Она проводится для выявления ошибок в отчетной документации, анализа финансового состояния фирмы и разработки рекомендаций для улучшения эффективности.
  • Обязательная аудиторская проверка – обязательный аудит, проводимый для проверки бухучета финансовой отчетности компании либо ИП.

Что такое учетная политика организации? Подробности — в статье.

Что собой представляют метод ЛИФО и ФИФО? Узнайте .

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия в 2019 году

В 2019 году российским законодательством предусмотрено как проведение обязательного, так и инициативного аудита годовой бухгалтерской отчетности.

Если в первом случае его проведением могут заниматься лишь специализированные организации, то во втором к ней допускаются индивидуальные аудиторы.

Кем осуществляется?

От того, насколько квалифицированным является эксперт, зависят результаты проверки. Поэтому к его выбору нужно подходить основательно.

Это следует делать в несколько этапов:

  • Изучение имеющихся об аудиторе сведений (отзывы бывших клиентов, членство в СРО, наличие публикаций в авторитетных изданиях, наличие сертификата качества, оформленная страховка ответственности).
  • Согласование стоимости услуг.
  • Непосредственное знакомство с аудитором, выяснение того, как проводится проверка в рядовых случаях.

Чаще всего причинами проведения инициативного мониторинга являются: требование банка при выдаче кредита, инициатива руководства, одно из условий участия в тендерах — необходимость отчета перед потенциальным инвестором.

Какие документы проверяют?

Независимо от вида проверки, эксперт изучает определенный перечень документов:

  • сводная годовая бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках);
  • первичные документы, подтверждающие факт финансовых сделок;
  • учредительные документы;
  • налоговые декларации;
  • патенты, разрешения и др.

Пошаговая инструкция выбора аудитора

При выборе аудитора для проверки бухгалтерской документации следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Нужно выяснить, как долго работает аудиторская компания. Большой срок их деятельности говорит о стабильности организации.
  • Узнать об опыте компании в предоставлении требуемой вам услуги. Необходимо ознакомиться с тем, как о деятельности организации отзываются клиенты.
  • Оценить величину страховки в полисе аудитора. Деятельность каждой фирмы-аудитора страхуется. И чем больше размер страховки, тем больше будет страховое возмещение при наступлении страхового случая.
  • Проверить наличие свидетельства и сертификата, который позволяет осуществлять аудиторские услуги: свидетельство госрегистрации юр.лица; свидетельство о включении в Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов; диплом АССА; свидетельство о соответствии системы контроля качества; сертификаты аудиторов, трудоустроенных в этой аудиторской компании.
  • Узнать количество аттестованных работников, а также то, трудоустроены они в аудиторской компании либо являются сторонними специалистами, привлеченными из другой компании. Поскольку в последнем случае цена за услуги увеличивается, а качество снижается.
  • Выяснить, имеются ли в штате фирмы юристы. Они могут потребоваться, если возникнут вопросы со стороны налоговых органов.
  • Узнать деловую репутацию компании. Для этого следует обратить внимание на имеющиеся у нее награды, дипломы, благодарности, предоставленные государственными структурами.

Информацию про списание основных средств вы найдете на нашем сайте.

Бланк справки о заработной плате можно найти .

Подробная информация про проведение аттестации работников — .

Методы проведения

При анализе документации эксперт может использовать различные методы проведения аудита.

Как правило, применяется не одна методика, а все они в комплексе:

  • документальное (визуальное) изучение (проверка формы и содержания бумаг);
  • фактический мониторинг (инвентаризация, наблюдение, экспертное заключение);
  • аналитические расчеты, основанные на статистике и технологии экономического анализа.

Уведомление

Обязательная аудиторская проверка не должна быть внезапной.

Перед началом ее проведения организация получает соответствующее уведомление. Обычно оно высылается за 1 или 2 недели до начала мероприятия.

Это делается для того, чтобы сотрудники успели к ней подготовиться, сгладить незначительные неточности. Но успеть за данный период устранить серьезные нарушения невозможно.

Пример письма-уведомления

Перечень услуг

Аудиторские компании уполномочены предоставлять несколько видов как аудиторских, так и сопутствующих услуг.

Министерством финансов определен их перечень:

  • комплексный аудит сводной и первичной финансовой отчетности;
  • проверка части консолидированной и первичной финансовой отчетности;
  • комплексная оценка систематизированной финансовой отчетности;
  • оценка части систематизированной финансовой отчетности;
  • аудит прочих документов;
  • сопутствующие услуги, в том числе консультационного характера.

Этапы

Традиционно аудиторская проверка проходит в несколько этапов:

  • Предварительная подготовка, в ходе которой заключается договор на оказание услуг, изучается деятельность предприятия и делается запрос необходимых сведений.
  • Аналитика предоставленных документов, на основе которой делается заключение.
  • Доведение результатов проверки до руководства предприятия.

Выявление нарушений

Выявление нарушений происходит путем оценки исходной информации. В ходе нее аудитор пытается обнаружить нехарактерные для предприятия взносы, нерациональное списание активов, или их продажу по заниженной стоимости.

Кроме этого, задача проверки состоит в поиске моментов, свидетельствующих о нерациональных закупках, имевших место на предприятии, или оплате несуществующих счетов, а также расходовании средств предприятия в личных целях.

При выявлении таких свидетельств отметка о них ставится в аудиторском отчете.

Результаты и подготовка заключения

Результаты проверки отражаются в заключении аудитора. Оно предоставляется в той форме, которая была оговорена на стадии составления договора.

Передается только лицу, с которым он был заключен.

Отчет раскрывает информацию о методах проведения проверки, предложения по оптимизации учетной политики, выявленные ошибки.

Типичные ошибки

Чаще всего в ходе аудиторского контроля выявляются следующие типичные ошибки:

  • расхождения отчетных показателей;
  • инвентаризационные и арифметические ошибки;
  • неверное заполнение реквизитов;
  • ошибки в расчетах налоговых платежей;
  • неправильный расчет доходов и расходов;
  • несовпадение фактического и отраженного в учредительных документах размера уставного капитала.

Помимо перечня установленных ошибок, аудитор дает рекомендации по их устранению в будущем.

Образец заключения

Документ, который выдает аудитор, содержит следующие сведения:

  • для кого составлен;
  • объект проверки;
  • перечень проверенных бумаг;
  • заключение о достоверности полученной информации;
  • итоги проверки;
  • дата написания заключения.

Сборник примерных форм аудиторских заключений

Стоимость

Стоимость проведения аудиторской проверки зависит от ее сложности. При ее расчете учитываются такие факторы как сложность бизнеса, уровень детализации проверки и квалификации аудитора.

Название услуги Цена
Обязательная аудиторская проверка от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в производственной сфере от 70 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере торговли от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере общественного питания от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере услуг и маркетинга от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в строительной сфере от 90 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере внешнеэкономической деятельности от 70 000 рублей

Итоговая цена согласовывается на стадии заключения договора.

Узнайте, что входит в состав оборотных средств предприятия.

Каков минимальный размер среднедневного заработка для расчета больничного? Смотрите .

Вопросы

Также необходимо прояснить следующие основные вопросы.

Что собой представляет экспресс-аудит?

Это независимая проверка, проводимая на основе бухгалтерской отчетности, состояния бухучета, бухгалтерского баланса предприятия. Как правило, осуществляется главным бухгалтером или руководством.

Мероприятие проводится для оценки совокупного влияния обнаруженных и возможных ошибок на отчетность в целом.

Допускается ли онлайн-проверка?

Допускается, но она не считается полной и не освобождает от обязательного аудита с фактическим присутствием эксперта на предприятии.

Подобный аудит осуществляется в онлайн режиме. Отчетная документация пересылается через интернет специалистам, которые проводят ее проверку.

Нужно ли оформлять договор на проведение?

Оформить договор на проведение необходимо, так как только в этом случае результаты проверки могут иметь юридическую силу и признаются действительными.

Примерный договор на проведение аудита

Что будет, если не проводить?

Непроведение обязательного аудита согласно п.1 ст.126 НК РФ грозит предприятию большими штрафами со стороны Банка России, Росстата, налоговых органов и Счетной палаты. Отказ от инициативного аудита не предполагает штрафных санкций.

Виды и цель аудиторской проверки

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок:

  • Обязательный аудит — проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный — проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций. Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Причинами проведения аудита может также быть смена собственника компании либо изменение состава учредителей.

Смотрите более подробно о графике и порядке проведения налоговых проверок.

Главная цель аудиторской проверки заключается в:

  1. подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
  2. своевременном выявлении нарушений и их устранении;
  3. получении достоверной информации о функционировании предприятия и состоянии бухгалтерского учета, ведении документов.

После проведенной проверки аудируемому лицу выдается:

  • заключение — при обязательном аудите;
  • отчет о проведенной проверке с выводами и рекомендациями специалистов по усовершенствованию учета и деятельности — при добровольном аудите и других видах проверок.

Кроме этого, существует аудиторская проверка:

  1. внешняя — проводится по предварительной договоренности между клиентом и исполнителем, и является независимой экспертизой достоверной отчетности;
  2. внутренняя — осуществляется собственными силами экономического субъекта для управленческого контроля над деятельностью, увеличения хозяйственно-финансовых показателей, получения рекомендаций (советов) по улучшению и эффективности управления.

Этапы аудиторской проверки

Процедура проведения аудита проходит в соответствии с установленными правилами. Условные этапы аудиторской проверки:

  • Подготовка (организация) и планирование. Процесс осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с условиями, оговоренными в договоре на оказание услуг. На основании составленного договорного соглашения и плана проведения проверки аудитору предоставляется вся необходимая документация, в том числе бухгалтерские и налоговые отчеты, позволяющие получить полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности аудируемого объекта. Изучаются и оцениваются системы учета и внутреннего контроля, определяются риски предстоящей проверки и составляется план аудита.
  • Выполнение (реализация) контрольных процедур заключается в сборе аудиторских доказательств, а именно в тестировании средств контроля на соответствие, проведении проверки по существу. Результатом становится формулирование собственного мнения о достоверности фактов и их соответствии с действующими нормативными актами.
  • Завершение — подготовка и оформление рабочей документации, составление заключения (итогового документа) о достоверности бухгалтерской отчетности с обобщением аудиторских доказательств. Информация, полученная по результатам аудита, доводится руководству предприятия.

Когда проводится обязательная проверка

Согласно закону обязательная аудиторская проверка проводиться ежегодно. В список организаций входят:

  • открытые акционерные общества (ОАО);
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг (профессиональные) либо организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах;
  • негосударственные пенсионные фонды либо управляющие ними компании;
  • кредитные организации;
  • организаторы азартных игр;
  • эмитенты ценных бумаг;
  • предприятия, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составил свыше 400 000 000 р. или сумма активов в балансовом отчете за предыдущий отчетный период превысила 60 000 000 р.

Исключением являются сельхозкооперативы и союзы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Проверки проводятся по следующим схемам:

  1. в один этап — годовой аудит;
  2. поэтапно — поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

При поэтапном проведении аудиторской проверки намного проще выявлять нарушения в ведении учета и составлении отчетности согласно действующим положениям и правилам.

Это дает возможность оперативного устранения всех недочетов и ошибок до окончания независимой проверки и положительно отразится на заключении, составленном специалистом.

Частые вопросы

Что такое кадровый аудит?

Очень часто работа с кадровыми документами в компаниях находится в запущенном состоянии. Руководство вспоминает о том, что надо привести документы в порядок, тогда, когда «светит» перспектива контрольных мероприятий; для этого оперативно организуют аудит и исправляют все обнаруженные ошибки. Однако аудит проводится не только в подобных случаях. О том, как проводится кадровый аудит и что при этом проверяется, вы сейчас узнаете.

Аудит – это проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на предмет выявления существующих рисков возникновения конфликтных ситуаций, например трудового спора или претензий со стороны Государственной инспекции труда.

Кадровая документация в компании играет далеко не последнюю роль: она требуется бухгалтерии для расчета заработной платы, отпускных, работнику – для представления в органы ПФР или иные организации, например, для использования каких-либо льгот. Поэтому такие документы нужно вести в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Если компания не настолько велика, чтобы иметь специальное подразделение – отдел внутреннего аудита, можно пригласить аудитора по гражданско-правовому договору – проверяющий кадровую документацию специалист представляет отчет о выявленных нарушениях, дает рекомендации по их устранению и предотвращению.

В этом случае аудит проводит специалист, хорошо знающей трудовое законодательство и обладающий навыком оформления кадровой документации. Он оценивает:

  1. полноту состава кадровой документации;
  2. систему регистрации и хранения документации;
  3. локальные нормативные акты;
  4. трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  5. порядок ведения трудовых книжек.

Ошибки и нарушения, выявленные по результатам аудита

Типичные ошибки, которые имеют месть быть при нарушении законодательно установленного порядка ведения учета операций с материально-производственными запасами:

§ Отсутствие договоров о полной материальной ответственности с МОЛ.

§ Не соблюдаются требования по оформлению карточек складского учета или они оформлены, но с нарушениями.

§ Отсутствуют отчеты материально-ответственных лиц.

§ Не проводится инвентаризация в законодательно установленных случаях, в случае ее проведения — неверное оформление результатов.

§ Необоснованное признание пересортицы.

§ Не обеспечение условий охраны складских помещений, нарушения в противопожарной безопасности.

§ Отсутствие первичной учетной документации по операциям с МПЗ.

§ Использование доверенности по получению МПЗ с нарушением установленных требований.

§ Неправильное определение стоимости МПЗ принятых к учету.

§ Отсутствие в учетной политике порядка оценки МПЗ по группам (видам).

§ Не формирования резервов по снижению стоимости в случае установленных законодательством.

§ Отсутствие аналитического учета МПЗ, его ведение с нарушением установленных требований.

§ Отсутствие учета МПЗ на забалансовых счетах.

§ Отсутствие договорной документации.

§ Отсутствие в отчетности информации в связи с пересмотром способов оценки МПЗ.

§ Отсутствие контроля за использованием МПЗ.

§ Списание в расход, либо в реализацию неоприходованных МПЗ.

§ Неправильное определение финансового результата от реализации МПЗ.

§ Неправильная организация документооборота в части учета МПЗ или его осуществление с нарушениями.

Был проведен аудит учета операций с МПЗ ООО УК «Краском» и выявлены следующие нарушения.

1. При аудите учетной политике в части способов и методов учета материально-производственных запасов выявлено следующее:

§ Отсутствует разработанный график документооборота в части учета материально-производственных запасов.

При ознакомлении с данным отклонением директора организации график документооборота был разработан.

2. При формировании выборки из договоров поставки организации и дальнейшего их анализа выявлено, что:

§ Некоторые договора, по которым продолжается приобретение материалов и работа с контрагентами, прекратили свой срок действия.

§ К значительной части договоров отсутствуют спецификации на приобретение материалов.

Выявленные выше отклонения не позволяют соблюдать законодательство в части требований ПБУ 5/01 п. 6 — формирование первоначальной стоимости актива (отсутствие договора и спецификаций, где определена стоимость материально-производственных запасов), п. 1 ст. 252 НК РФ (часть 2) — при отнесении данных активов на себестоимость работ, затраты будут документально не подтверждены в части стоимости активов.

При ознакомлении с данным отклонением директора организации юридической службой совместно с отделом снабжения были составлены спецификации к договорам поставки и дополнительные соглашения на пролонгацию сроков действия договоров.

3. При аудите организации складского учета выявлено что:

§ Отсутствуют подъёмные механизмы возле стеллажей на складах;

§ Безопасные условия труда не обеспечиваются.

Нарушены следующие нормативно-законодательные акты: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.9; Трудовой кодекс РФ, ст. 22. В отношении налогового законодательства нарушений нет.

Рекомендациями аудитора:

— приобрести подъемные механизмы;

— впредь соблюдать технику безопасности труда.

В ходе проведения проверки данные нарушения были устранены.

4. При аудите проведения инвентаризации выявлено, что при смене материально-ответственного лица не проведена инвентаризация. Также с новым материально-ответственным лицом не заключен договор о материальной ответственности.

В результате, занижена база по налогу на прибыль в связи с отнесением на убытки выявленной недостачи трубы в сумме 87 000 руб.

Нарушены следующие нормативно-законодательные акты: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.9, 22; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49, п. 1.5; НК РФ, ст.265, п.2, пп.5; . ПБУ 18/02; Федеральный закон о бухгалтерском учете, ст.12, п.2; Трудовой кодекс РФ, ст.243, 244.

Рекомендации: заключить с кладовщиком договор о материальной ответственности. Впредь проводить инвентаризацию в случаях, установленных законодательством. Подать уточненную декларацию по налогу на прибыль. Отнести на 91 счет выявленную недостачу в сумме 87 000 руб.

В ходе проведения проверки данные нарушения были устранены.

5. При проверки системы внутреннего контроля выявлено, что:

§ Карточки складского учета бухгалтерами не проверяются.

§ Ведомость остатков не подписывается материально-ответственным лицом.

§ Выявлены красные остатки по отдельным номенклатурным наименованиям (неправильное формирование стоимости МПЗ для бухгалтерского учета).

В связи с этим в бухгалтерском и налоговом учете завышены расходы в части материальных затрат, занижена база по налогу на прибыль в отношении налогового законодательства.

Не соблюдены следующие нормативно-правовые документы: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.137, 138; Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» п.2 ст.10.

Рекомендации: Необходимо сверять данные складского учета по карточкам складского учета с данными регистров бухгалтерского учета. Ведомости учета материалов подписывать составляющими их лицами. Не допускать красных остатков в сортовых ведомостях. Провести инвентаризацию на складе. Подать уточненную декларацию.

В ходе проверки данное нарушение было устранено.

6. При аудите материалов, принятых на ответственное хранение выявлено, что:

§ Не ведется складской учет материалов принятых на ответственное хранение.

§ В бухгалтерском учете не отражены записи по материалам принятым на ответственное хранение.

Не соблюдены следующие нормативно-правовые документы: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п. 54, 155, 159, 169, 260.

Рекомендации: Следует оприходовать материалы на забалансовый счет: Д002 — 500 000. Все расчетные и сопроводительные документы зарегистрировать в журнале учета поступающих грузов, для получения материалов со склада поставщика оформить доверенность на получение материалов, на основе счетов фактур, товарно-транспортных накладных актов и других сопроводительных документов оформить акт приемки-передачи материалов в день поступления материалов. Поступающие материалы записать в карточку.

7. При анализе заключенных в организации договоров выявлено, что в связи с отсутствием спецификаций:

§ Завышена стоимость приобретенного сырья, оплата произведена по более высокой цене.

§ Счет-фактура не соответствует товарной накладной.

В связи с этим произошло завышение принятых к учету материальных затрат, налогооблагаемая база по налогу на прибыль была занижена, налоговая база по НДС также была занижена, так как к вычету принята большая сумма НДС.

Нарушенные законодательно-нормативные акты: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.58,59; ГК РФ, ст.513; НК РФ, ст.120, 153, 171, 176, 274.

Себестоимость работ была завышена на 1 560 000 руб. Налог на прибыль был занижен на 312 000 руб. Сумма излишне зачтенного НДС — 280 800 руб.

Рекомендации: произвести в бухгалтерском учете следующие операции

Д10 К60 1 560 000 — увеличить стоимость приобретенных материалов

Д19 К60 280 800 — скорректировать НДС

Д60 К51 1 840 000

Д20 К10 1 560 000 — скорректировать себестоимость

Д68 К19 280 800 — зачесть НДС

Доначислить налог на прибыль: Д99 К68 5592.

Доначислить НДС: Д91 К68 4200.

Подать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС.

В ходе проверки данное нарушение было устранено.

8. В организации ООО УК «Краском» не правильно были отнесены штрафные санкции железной дороги на стоимость материалов.

Нарушенные нормативно-законодательные акты: ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 6.05.1999 г. №33н, п.11; ПБУ5/01, утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н, п.6; Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 8.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.9, 13, 44, 47; НК РФ ст.265, п.1, пп.13.

Рекомендации: сделать корректирующие проводки: Д91 К76 200 000 — сумма штрафных санкций. В бухгалтерском учете штрафные санкции отнести к прочим расходам, в налоговом учете — к внереализационным расходам.

9. В ООО УК «Краском» данные сопроводительных документов не сверяются с фактическими данными по поступающим материалом. В связи с этим не обнаружена и не отражена недостача в бухгалтерском учете. В налоговом — произошло занижение налоговой базы по налогу на прибыль.

Нарушенные нормативно-законодательные акты: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.44,48; НК РФ, ст. 265, п.1, ст. 254, п.7, пп.2.

Рекомендации: отразить на счетах бухгалтерского учета выявленную недостачу —

Д 94 К 60 99 660. При приемке подвергать материалы тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанных в расчетных и сопроводительных документах.

10. В результате безвозмездного поступления материально-производственных запасов был не обоснованно увеличен добавочный капитал. Также не были определены расходы по безвозмездно полученному имуществу. В результате занижена база по налогу на прибыль. Также не отражена разница между бухгалтерским и налоговым законодательством — в налоговом учет расход по безвозмездно полученному имуществу не признается.

Нарушенные нормативно-законодательные акты: План счетов и инструкция по его применению утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н; ПБУ5/01, утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н; ПБУ9/99 утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н, п.7; НК РФ, ст. 250, п.8.

Рекомендации: Скорректировать проводки:

Д10 К98 150000 — скорректировать добавочный капитал

Д09 К68 30000 — отразить разницу

Д20 К10 150000 — увеличить бухгалтерскую себестоимость

Д98 К91 150000 — скорректировать добавочный капитал, увеличить прочие расходы

Д68 К09 30000 — убрать разницу

Д99 К68 30000 — отразить ПНА по расходам по безвозмездно полученным активам.

11. В ООО УК «Краском» не сдаются на склад остатки материалов не израсходованных в производстве. Не правильно списываются порченные материалы. Занижена база по налогу на прибыль на сумму 127 600 руб.

Нарушенные нормативно-законодательные акты:. Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.99, 100, 111; НК РФ, п.5 ст.254, ст. 265, п.2; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. №49); ПБУ 10/99, п.14,15.

Рекомендации: своевременно проводить инвентаризацию. Сделать отметки в лимитно-заборной карте о неиспользованных материалах. Отходы, образующиеся в подразделениях организации, сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. В случае последующего использования отходов их отпуск в производство оформляется выпиской требований. Скорректировать проводки: Д10 К20 127600. Если материалов нет, то недостачу списать на прочие расходы периода на основании данных инвентаризации: Д94 К10 127 600. В налоговом учете такая недостача для целей налога на прибыль не учитывается.

В ходе проверки данное нарушение было устранено.

12. Приобретенные материалы подотчетным лицом не были сданы на склад. В связи с этим неправильно было отражено поступление на счетах бухгалтерского учета. Подотчетным лицом в установленный срок не предоставлен авансовый отчет.

Нарушенные нормативно-законодательные акты: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п.56; План счетов и инструкция по его применению; Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 №18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций», п.11

Рекомендации: предоставить авансовый отчет. Скорректировать проводки:

Д10 К71 102 000 — предоставление авансового отчета

Д20 К10 102 000 — отнесение суммы на себестоимость

В ходе проведения проверки данное нарушение было устранено.

13. В ООО УК «Краском» нет утвержденного постоянно действующего состава инвентаризационной комиссии. При проведении последней инвентаризации в состав комиссии не был включен главный бухгалтер. По результатам инвентаризации нет сличительных ведомостей и протоколов заседания комиссии. Также главный бухгалтер, без ведома комиссии, списал недостачу с заведующего складом. В связи с этим необоснованно отнесена недостача материалов на расходы отчетного периода, произошло из завышение и занижение базы по налогу на прибыль.

Нарушенные нормативно-законодательные акты: Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.02 №33н), п. 27; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. №49), п.2.3, 2.14 , 4.1, 5.2; Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.1 ст.9; Кодекс об административных правонарушениях РФ, ст. 15.11; ПБУ 10/99, п.14,15.

Рекомендации: издать приказ руководителя о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Включить в состав комиссии бухгалтера. Оформлять по результатам инвентаризации сличительные ведомости, протоколы заседаний комиссии. Пояснительную записку материально-ответственного лица не использовать в качестве основания для отражения хозяйственных операций на счетах. Сделать корректирующие проводки:

Д94 К10 120000 — отразить недостачу

Д73 К94 120000 — отнести недостачу на виновное лицо

Д99 К68 24000 — скорректировать налог на прибыль

В ходе проверки данное нарушение было устранено.

Выявленные замечания и вопросы, подлежащие дальнейшему анализу и обработке другими аудиторами, были сформированы в виде служебной записки (отчетного документа) по установленной форме № ОД-1 (Приложение Е). Также по завершении аудита была составлена СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ исправления нарушений, выявленных в результате аудита операций по оплате труда (Приложение Ж).

По итогам проверки рабочие документы и отчетные документы аудитора, подшитые в отдельную папку по установленной форме, были представлены руководителю группы для включения результатов в отчет.

Составление аудиторского отчета по объекту проверки

После проведения всех необходимых процедур проверки была оценена полнота и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита и сделан вывод о том, что по окончании аудиторской проверки ООО УК «Краском» можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме.

В ходе проверки установлено, что бухгалтерский учет в ООО УК «Краском» организован в соответствии с приказом об учетной политике предприятия, Законом РФ «О бухгалтерском учете», Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкцией по его применению, Положениями по бухгалтерскому учету, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

Первичные документы оформлены в соответствии с установленными образцами, систематизированы по регистрам бухгалтерского учета и отчетным периодам.

Внутренние документы, регламентирующие деятельность организации (приказы по ООО УК «Краском», должностные инструкции, договоры (соглашения) и т.д.), имеются не в полном объеме, и, по моему мнению, следует более внимательно относиться к составлению и заполнению данных документов, в соответствии с действующим Законодательством РФ. Также в ходе проверки были выявлены отклонения в оформлении результатов инвентаризации и формировании первоначальной стоимости материально-производственных запасов при принятии их к учету. Более серьезных нарушений не было выявлено.

По налоговой отчетности наблюдалось искажение налоговой базы по налогу на прибыль и НДС, в связи с неверным формированием первоначальной стоимости приобретаемых активов. Все искажения в ходе проверки были устранены.

Анализируя изложенные результаты проверки можно сделать следующие выводы. Существенных отклонений в организации бухгалтерского учета и учетных регистров от требований нормативных документов не выявлено.

Учет операций по материально-производственным запасам в ООО УК «Краском» ведутся без существенных нарушений. Выявленные при проверке бухгалтерской отчетности ошибки на выводы о достоверности отчетности во всех существенных аспектах не влияют.

Организация внутреннего контроля в ООО УК «Краском» осуществляется на достаточно высоком уровне (высокая надежность). В ходе проверки был фактически подтвержден приемлемый риск системы внутреннего контроля, выставленный на подготовительном этапе (1,8 %).

В качестве рекомендаций руководству организации ООО УК «Краском» было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации, отслеживать изменения законодательства регулирующего налогообложения и усилить контроль за деятельностью юридической службы в части подготовки договорной документации на приобретение материально-производственных запасов.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части учета материально-производственных запасов не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по учету материально-производственных запасов.

Я полагаю, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части учета материально-производственных запасов.

4. Компании начисляют отложенные налоговые активы в отчетности по налоговым убыткам без оценки возможности использования этого актива

По правилам налогового законодательства, компании вправе переносить налоговые убытки на будущее в течение 10 лет. Зачастую компании, даже такие, которые генерируют налоговые убытки из года в год, отражают отложенный налоговый актив в балансе, при этом не оценивая реальные возможности компании использовать накопленный налоговый убыток.

Согласно нормам бухгалтерского учета, отложенные налоговые активы признаются в отчетности при условии существования вероятности того, что компания получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах. В случаях, когда компании из года в год генерируют налоговые убытки, вероятность использования накопленного убытка в полном объеме весьма маловероятна. Следовательно, признание отложенного налогового актива по налоговому убытку не всегда правомерно, а в некоторых случаях может быть расценено как неправомерное завышение активов.

Мы рекомендуем компаниям отражать отложенные налоговые активы с учетом оценки финансовых перспектив и имеющихся прогнозов по налоговым результатам.

5. Неверно определяется дата оприходования материальных ценностей при импорте товаров

Очень часто при закупках материалов или товаров от иностранного поставщика, бухгалтерия отражает их приход в бухгалтерском учете на дату штампа таможенной службы «Выпуск разрешен». Обращаем внимание, что все активы организации должны быть оприходованы на дату перехода права собственности на них. Момент перехода права собственности, как правило, определяется соглашением сторон. Зачастую момент перехода права собственности приравнен к моменту перехода рисков, который, в свою очередь, переходит, как правило, в момент передачи товара от продавца перевозчику. Соответственно, на практике это означает, что именно на эту дату товары должны отражаться в учете.

Неверное определение даты отражения в учете товаров приводит к искажениям показателей отчетности, а также к неверному определению курса валюты, по которому должна отражаться стоимость товара.

Мы рекомендуем отражать приобретенные ценности по импортным договорам с учетом условий договоров о переходе права собственности.

6. Компании не отражают активы в составе объектов основных средств, по которым не перешло право собственности

В договорах покупки крупного оборудования, машин, даже объектов недвижимости может быть предусмотрена отсрочка платежа от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом поставщик в целях подстраховки может предусмотреть переход права собственности на продаваемый объект только после получения полной оплаты за него. При этом акт приема-передачи объекта составляется сразу, компания использует основное средство в производственной деятельности.

В этом случае часто компании-покупатели отражают основное средство на забалансовых счетах, руководствуясь формальным отсутствием перехода права собственности, что является некорректным. В данном случае нам следует обратиться к нормам ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Среди критериев признания объекта в качестве основного средства указаны стоимостная оценка свыше 100 тыс. руб., срок предполагаемого использования свыше 12 месяцев, способность приносить выгоду и готовность к эксплуатации. Условий о факте перехода права собственности ПБУ 6/01 не содержит.

Более того, общие принципы, на которых базируется учет и составление отчетности, требуют, чтобы отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности происходило исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

Мы рекомендуем отражать объекты в составе основных средств в соответствии с критериями, указанными в ПБУ 6/01, не дожидаясь формального перехода права собственности.

7. Компании не отражают расходы в бухгалтерском учете до получения первичных документов поставщиков

Бухгалтеры компаний часто не отражают в бухгалтерском учете расходы, руководствуясь отсутствием первичного документа от поставщика (например, акта по оказанным услугам). Во многих случаях такая позиция связана стремлением сблизить бухгалтерский учет и налоговый учет (ведь для налога на прибыль расходы нельзя признать в отсутствие первичных документов от контрагента). Учитывая, что на практике неполучение документов от поставщиков или их получение со значительным опозданием очень распространено, такой подход может привести к недоотражению значительной суммы расходов, относящейся к отчетному году, и как следствие к неправомерному завышению прибыли за отчетный год. При таком подходе финансовый результат искажается, и собственники компании вводятся в заблуждение завышенными прибыльными показателями.

Расходы подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета на дату выполнения условий их признания в соответствие с ПБУ «Расходы организации» 10/99. Согласно нормам данного ПБУ расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Как видно, среди условий признания расходов отсутствует наличие первичного документа от контрагентов.

Таким образом, в случаях, когда расходы фактически произведены, и вышеперечисленные условия выполняются, компании должны отразить расходы в учете. В ином случае, прибыль компании за отчётный год будет необоснованно завышена.

Мы рекомендуем компаниям на основании заключенных договоров анализировать фактически произведенные расходы. При выполнении вышеуказанных условий для признания расходов – мы рекомендуем компаниям составлять внутренний первичный документ, на основании которого расход будет отражен в учете. После получения первичного документа от контрагента, при необходимости в учет могут внесены изменения.

Такой подход обеспечит достоверное отражение финансовых результатов компании.

10. Компании не применяют правила «тонкой капитализации» при расчете процентов по контролируемой задолженности

Компании не всегда контролируют условия, при которых полученные займы признаются контролируемыми для целей налогообложения. В частности, в случаях, когда российские компании, аффилированные по отношению к иностранным участникам российской компании, выступают поручителями по долговому обязательству перед неаффилированным займодавцем. Напоминаем, что в таких случаях, задолженность также признается контролируемой, и проценты по ней признаются в расходах в особом порядке.

Также зачастую компании не признают контролируемой задолженность при получении займов от «сестринских» иностранных компаний, не имеющих прямого или косвенного владения в капитале российской организации. Несмотря на то, что пока Налоговое законодательство не приравнивает такую задолженность к контролируемой, тенденции судебной практики свидетельствуют в пользу высокого налогового риска данной позиции, что может привести к значительным налоговым доначислениям.

Также важно отметить, что с 2017 года в понятие контролируемой задолженности внесены изменения на законодательном уровне, и начиная с 2017, к примеру, займ от сестринской компании будет признаваться контролируемым на основании положений Налогового кодекса.

Вы можете обратиться в компанию Awara для получения подробной и независимой экспертизы соблюдения правил ведения бухгалтерской или налоговой отчётности в Вашей компании. Ознакомьтесь со списком наших аудиторских услуг.

>Контакты

Пресс-центр

16.01.2015 Как подготовиться к аудиторской проверке

Начинается сезон аудиторских проверок и для бухгалтера и руководителя организации не лишней будет информация о том, как подготовиться к аудиторской проверке, какие документы желательно собрать до её проведения. Из этой статьи вы получите информацию из первых рук – от самих аудиторов.

Организация условий для работы аудитора

Создайте комфортные условия работы для аудитора, проводящего проверку. Если предприятие находится в загородном труднодоступном с точки зрения транспорта месте, желательно организовать доставку проверяющего от гостиницы до предприятия и обратно.

Если на входе в здание работает пропускная система, заранее закажите пропуск, уточнив в аудиторской компании ФИО сотрудников.

На месте проверки лучшим вариантом будет выделение отдельного помещения с рабочим местом, оснащенным компьютером и телефоном. Удобнее будет, если этот кабинет находится недалеко от отдела бухгалтерии. Желательно подключить компьютер к бухгалтерской программе, которая используется у вас в компании. Нелишним также будет сканер.

Общение с аудитором

Назначьте ответственного за все вопросы, касающиеся проверки. Это может быть главный бухгалтер, его заместитель либо кто-то ещё.

Подготовьте также контактные данные сотрудников компании, с которыми будет взаимодействовать аудитор. Возможно проверяющий захочет пообщаться не только с бухгалтерией, но и с другими подразделениями. Это могут быть юристы, производственный отдел, отдел капитального строительства, отдел по оплате налогов и другие отделы. Предупредите сотрудников этих подразделений о предстоящей проверке и проговорите, что от них может потребоваться.

Также аудиторам может понадобиться помощь IT-специалистов для подключения программ и копировальной техники.

Отдельный вопрос – копирование документов. Сотрудникам аудиторской фирмы могут понадобиться копии некоторых документов. Обычно удобнее пользоваться для этого сканером. Вы можете предусмотреть процедуру копирования – предоставить самими аудиторам необходимую технику, либо закрепить ответственного сотрудника от вашей организации и оговорить вопрос коммерческой тайны, если часть документов нельзя копировать и выносить за пределы офиса.

Не нужно бояться аудитора, этот человек приехал не для того, чтобы найти огрехи в вашей работе, а с целью подтвердить достоверность финансовой отчётности. Обнаруженные ошибки учёта можно исправить и получить положительное аудиторское заключение. Только существенные ошибки и нарушения, которые не были исправлены или уже не подлежат исправлению, могут быть вынесены в аудиторское заключение.

Разногласия с аудитором могут возникнуть, и чаще всего они связаны с желанием наёмного персонала представить данные перед пользователями отчётности в более выгодном свете. Например, не создаются резервы и, таким образом, завышаются данные об активах и финансовых результатах компании. В этом случае, при отказе или невозможности исправить отчётность, аудитор обязан будет отразить искаженные статьи отчётности в своём заключении.

Какие документы подготовить

Некоторые документы аудитор может запросить у вас до начала проверки. Это Устав организации, свидетельство о постановке на учёт, лицензии на осуществление деятельности, приказы о назначении директора и прочие организационные документы.

Аудитор также может попросить руководителя организации подписать письмо с подтверждением, что все документы по проверке вами предоставлены в полном объёме без сокрытия или искажения сведений. Также может быть оговорено в письменной форме, что ваше руководство понимает сущность аудита и что в ходе проверки не будут проверяться все 100 % документации, существует понятие аудиторской выборки и аудиторского риска пропуска искажений.

Из других документов понадобятся:

  • Учётная политика
  • Отчётность за период проверки (хотя бы в виде проекта)
  • Результаты инвентаризации на дату окончания периода проверки. Если данные инвентаризации и фактические данные в момент инспектирования аудитором будут отличаться, аудитор может запросить документы складского учёта.

Какие документы аудитор может попросить предоставить по запросу:

  • Подтверждения от выборочных контрагентов по данным об остатках на отчётную дату
  • Перечень судебных дел и дел, находящихся на исполнительном производстве
  • Справки из банков с подтверждением остатков на расчётных счетах
  • Перечень договоров и выборочно оригиналы договоров с контрагентами
  • Перечень крупных сделок и выборочно информацию по ним
  • Список учредителей, аффилированных лиц, акционеров
  • Справку по объектам незавершённого строительства с информацией о стадии строительства, возможна также выборочная инспекция этих объектов
  • Информация о процессе производства, производственном цикле
  • Справка из налоговой инспекции – сверка и результаты проверок в текущем году
  • Первичные документы выборочно

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Зачастую, перед непосредственным аудитом все особенности оговариваются по телефону. Часто проверяющий просит предоставить отдельные составляющие общей документации для того, чтобы процесс ориентирования в общем обороте документов занял гораздо меньше времени, поэтому в первую очередь, следует упорядочить всю имеющуюся первичную документацию.

Следует предоставить аудиторской группе рабочие места, где они смогут комфортно заниматься проведением проверок, а также назначить помощников из числа наиболее ответственных работников предприятия. Важно учесть, что аудиторская проверка никоим образом не должна повлиять на эффективность производительности, поэтому влияние проверяющих на процессы, которые касаются непосредственно бизнеса, следует минимизировать.

Главной задачей аудиторов является проверка достоверности ведения бухгалтерского учета, поэтому может возникнуть необходимость предоставления дополнительных документов и объяснительных записок в отношении конкретных финансовых операций. В затребовании предоставления документов кроме тех, что были предоставлены ранее, есть свои юридические нюансы, которые требует знать. К примеру, если инспектор по налоговым делам требует предоставления аудиторского отчета, то это требование является неправомерным. Данные о бухгалтерской отчетности, которые там находятся, не предполагают ознакомление третьих лиц, поскольку адресатом является лишь руководитель.

В свою очередь, заключение аудитора должно быть предоставлено по затребованию из-за того, что этот документ является стандартизованным.

Нормальной ситуацией с точки зрения правомерности является, когда при аудиторской проверке бухгалтера группа проверяющих делает копии отдельных документов.

Как подготовиться к аудиторской проверке – советы экспертов

Объем документации для копирования аудитор вправе определять самостоятельно, конкретного регламента на этот счет нет, поэтому проверяющий руководствуется задачами, которые ставятся перед проверкой, а также собственным профессиональным опытом. Полученные копии требуются для того, чтобы сведения о проведенной проверочной работе были подтверждены. Особенное внимание уделяется выявленным нарушениям, которые требуют аргументации в виде документальной составляющей.

Информацию относительно проведения проверок вы можете найти на hi-audit.ru. Также здесь можно нанять экспертов, которые помогут правильно подготовить вашу компанию к будущей проверке.

Кредитным организациям неизбежно приходится сталкиваться с различными ревизиями и проверками, в том числе и с аудиторскими. Одна из задач этих мероприятий — тщательная проверка и анализ первичных документов, которыми организация подтверждает свои финансово-хозяйственные операции. Что собой представляет проверка документов по аудиторским стандартам?

Цель аудита — выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соблюдении порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ)).
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении организации и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Обращаем внимание на то, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с российским законодательством уполномоченными органами государственной власти.
Различают обязательный и инициативный аудит.
Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта (организации или индивидуального предпринимателя). Под обязательный аудит попадают такие организации, как открытые акционерные общества, банки, биржи, фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия. С 1 января 2009 г. обязательный аудит вправе осуществлять не только аудиторские организации, но и аудиторы — индивидуальные предприниматели. Однако обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Инициативный аудит организации или индивидуальные предприниматели проводят по собственному желанию, обычно это делается по инициативе руководства компании или ее собственников.
Независимо от вида аудита аудиторы используют одни и те же принципы и методы работы, закрепленные специальными аудиторскими стандартами.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, оно необходимо пользователям отчетности для принятия правильных экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая подлежит обязательному аудиту, должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением.
Статья 19 Закона N 402-ФЗ регламентирует, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял на себя обязанность вести бухгалтерский учет).
Тем не менее законодательно закрепленное требование об обязательном аудите нередко нарушается хозяйствующими субъектами. Видимо, не последнюю роль играет то, что штраф, который может быть наложен за данное нарушение, несоразмерен со стоимостью аудиторских услуг. Ответственность организации за данное нарушение составляет всего 200 руб. за каждый непредставленный документ, как следует из п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Должностные лица организации на основании ст. 15.6 КоАП РФ могут «пострадать» на сумму от 300 до 500 руб.

Первичные бухгалтерские документы —подтверждение хозяйственной операции

Вариант проведения сплошных ревизий, когда проверяются абсолютно все хозяйственные операции, совершенные организацией, встречается довольно редко, так как стоимость такого аудита составляет довольно ощутимую сумму даже для крупных фирм. Такие проверки являются целесообразными, только если:
— совокупность проверяемых элементов аудита состоит из небольшого числа элементов большой стоимости;
— внутрихозяйственные риски и риски средств внутреннего контроля являются высокими, а иные средства не позволяют получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства;
— повторяющийся характер расчетов или иных процессов, осуществляемых с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, делает сплошную проверку эффективной с точки зрения соотношения затрат и результатов.
При тестировании средств внутреннего контроля аудитор в соответствии с МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» и Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» уделяет основное внимание организации и работоспособности этих средств, а также оценке их риска. Если при этом выявляются ошибки, аудитор должен проанализировать прямое влияние выявленных ошибок на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также ее влияние на планируемые аудиторские процедуры, например, когда ошибки являются результатом действий руководства аудируемого лица, совершенных в обход средств внутреннего контроля.
Поэтому обычно проверяющие используют выборочные проверки, на основании которых делается обобщающий вывод. Причем элементы для детальной проверки аудиторы выбирают самостоятельно, исходя из опыта своей работы и компетентности.
Выбранные элементы аудита проверяются аудитором посредством определенного набора процедур, в перечень которых обязательно включаются такие вопросы, как проверка документального оформления операций, связанных с движением элементов аудита, попавших в выборку.
Бухгалтерским законодательством определено, что любая хозяйственная операция, совершенная организацией в ходе своей деятельности, должна подтверждаться первичными бухгалтерскими документами. В соответствии с Законом N 402-ФЗ по общему правилу организации могут продолжать использовать унифицированные формы первичной учетной документации, разработанные и утвержденные Госкомстатом России.
Если используются такие формы первичной учетной документации, у проверяющих вопросов не возникнет. Но может случиться и так, что организация использует самостоятельно разработанные формы первичных документов или же применяет унифицированные формы первичной учетной документации с внесенными в них дополнительными реквизитами или иными изменениями.
Напоминаем, что требование о документировании всех хозяйственных операций, проводимых организациями, установлено Законом N 402-ФЗ. И если до недавнего времени хозяйствующие субъекты обязаны были использовать для документального подтверждения осуществляемых хозяйственных операций унифицированные формы первичных учетных документов, руководствуясь действующим в тот момент законодательством о бухгалтерском учете, то с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ ситуация изменилась.
Закон N 402-ФЗ не содержит положений, обязывающих экономические субъекты применять первичные документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Пунктом 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Вместе с тем требование об обязательных реквизитах, которые должны содержать самостоятельно разработанные организацией первичные документы, осталось.

Обязательные реквизиты

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательными реквизитами бухгалтерской «первички» являются:
— наименование документа;
— дата составления;
— наименование экономического субъекта, составившего документ;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию, ответственного (ответственных) за их оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
— подписи перечисленных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, унифицированные формы первичной учетной документации применяются хозяйствующими субъектами по усмотрению, но практика показывает, что многие организации продолжают использовать унифицированные формы «первички», закрепляя положение об этом в приказах по учетной политике.
Не запрещает законодательство и модернизировать унифицированные формы документов. Запрет установлен лишь в отношении документов по учету кассовых операций, в иные формы первичной учетной документации организация при необходимости может вносить любые дополнительные реквизиты, а также изменять форматы бланков. Это определено Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20. Аналогичная возможность предусмотрена и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Если организация в своей деятельности использует указанные формы, то аудиторы должны убедиться в том, что их использование закреплено в учетной политике компании.
В соответствии с п. 1.3 Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение N 385-П) обязательному утверждению подлежат формы первичных учетных документов, применяемые для оформления операций, за исключением форм, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также формы регистров бухгалтерского учета (по представлению главного бухгалтера кредитной организации), к которым не относятся типовые формы аналитического и синтетического учета, установленные Положением N 385-П.
После проверки использования надлежащих форм первичных документов аудиторы проверят качество их заполнения.
Требования к оформлению первичных документов установлены в Положении Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 «О документах и документообороте в бухгалтерском учете» и применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.
Кроме того, общие правила оформления официальных документов определяются ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст (далее — ГОСТ Р 6.30-2003).
Для банков особенности организации документооборота и хранения документов определены в Положении Банка России от 16.07.2012 N 385-П.
Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению (удержанию) и перечислению налогов, оформляются также с учетом требований Минфина России и ФНС России.
В ходе проверки аудиторы должны убедиться, что первичные документы заполнены правильно.

Какие средства используются при заполнении документов

Для заполнения документов могут использоваться чернила, химические карандаши, паста шариковых ручек и иные средства, обеспечивающие сохранность записей в течение времени, установленного для архивного хранения документации. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, хранение первичных учетных документов осуществляется в электронном виде.

Правила заполнения документа

Например, реквизит «Дата составления документа» оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год — четырьмя арабскими цифрами (например, 01.01.2014). Кстати, именно на основании этого реквизита аудиторы сверяют дату отражения хозяйственной операции, подтвержденной документом, в соответствующем бухгалтерском регистре.
При заполнении реквизита «Наименование организации, от имени которой составлен документ» должна указываться информация, позволяющая определить, что автором документа является конкретная организация. Наименование фирмы должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах, и указываться в именительном падеже. При проверке данного реквизита аудиторы должны убедиться, что первичные документы заполнены организациями, принимающими участие в сделке.
В реквизите «Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления» обязательно проверят, указана ли должность сотрудника, ответственного за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, так как этот реквизит предназначен для контроля за правомерностью совершения операций.
С особой тщательностью проверяется реквизит «Личные подписи указанных лиц». Аудиторы непременно попросят предоставить перечень лиц организации, которые вправе подписывать первичные документы. Этот перечень утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Если документы, представленные для проверки, будут содержать подписи лиц, не имеющих соответствующих полномочий, то претензий со стороны аудиторов избежать не удастся.
Аналогичные требования выдвигают и налоговые органы при проверках организаций, что потом нередко становится предметом судебных разбирательств. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2008 N КА-А40/3794-08 по делу N А40-17943/07-75-112, в котором суд рассматривал дело в отношении документов, подписанных от имени общества неустановленными лицами. Так как налоговый орган представил суду доказательства недобросовестности налогоплательщика, суд вынес решение о том, что взыскание с общества суммы налоговых санкций является правомерным.
Кроме того, ревизоры обязательно проверят, имеется ли в документе расшифровка подписи, причем это касается не только унифицированных форм документов, но и самостоятельно разработанных форм. И хотя в составе обязательных реквизитов самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов ничего не говорится о расшифровке подписей, обычно аудиторы рекомендуют делать их расшифровку, так как это позволяет снять часть спорных вопросов при налоговых проверках.

Как подготовиться к аудиторской проверке?

При этом проверяется и как произведена расшифровка подписи. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 расшифровывать подпись следует таким образом: вначале проставляются инициалы и только потом указывается фамилия лица, подписавшего документ, например: А.И. Иванов.
Помимо проверки качества заполнения реквизитов первичных документов аудиторы проверят и правильность отражения количественных и стоимостных показателей документа, а также арифметических результатов и итоговых значений. Кроме того, контролеры проверят и контировку документа, то есть проставленную на документе корреспонденцию счетов.

Выводы

Кредитные организации в обязательном порядке проходят аудиторские проверки, включающие в себя и проверку, и анализ первичных документов. Качество оформления этих документов в том числе формирует мнение аудиторов о достоверности учета, качестве менеджмента и состоянии системы внутреннего контроля.
Автор надеется, что рекомендации, приведенные в статье, помогут снизить риски, связанные с первичными учетными документами.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Введение

В специальной литературе определение аудита приводилось и обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим, другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Например, Соколов Я. В., Скобара В. В. и Островская О. Л. считают, что данное определение имеет несом­ненные преимущества перед существовавшими ранее в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ».

По Проекту закона данная основная задача, из формули­ровки которой, собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к определению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Однако в Проекте закона есть важная оговорка: аудитор подтверждает достоверность указанной отчетности во всех существенных аспектах. Следовательно, авторами Проекта закона, в отличие от Временных правил, учтено то важное обстоятельство, что целью аудита не является и не может быть полное устранение информационного риска. Поэтому определение основной цели аудиторской деятельности в Проекте закона как установление достоверности бухгалтерской отчетности эко­номических субъектов во всех существенных аспектах в принципе более верно соответствует сущности и задачам аудита по международным нормам.

Таким образом, отечественный аудит делает первые шаги, не имея ни многолетнего опыта зарубежных аудиторских фирм, ни надлежащей законодательной базы. Но фактически он уже состоялся, складываются московская и петербургская научные школы аудита, поскольку необходимость аудита объективна, она вызвана развитием экономики на новых принципах.

С возникновением и развитием региональных аудиторских палат в России, республиканских палат аудиторов в СНГ, а также Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества, по-видимому, и нам не избежать некоторого раз­нобоя в тех требованиях к независимым аудиторам и ревизорам, которые характерны для других федеральных государств. Поэтому ценен опыт США, где существуют различия в подходах отдельных штатов к этому вопросу, но выверен и еди­ный концептуальный подход к организации аудиторской деятель­ности.

Цели этих требований в нашей стране не будет отличаться от цели в других, в частности в западных, странах; эти цели предполагают определенную защиту пользователей бухгалтерской отчетности от тех аудиторов, которые имеют квалификацию ниже минимальной, но все же пытаются практиковать в этой престижной для рынка области деятельности.

К сожалению, такие механизмы у нас пока только создаются, но они будут созданы, поскольку вызваны объективными потребностями рынка. В ближайшие годы и десятилетия должен утвердиться определенный порядок в этой сфере Деятельности, в допуске к этой сфере настоящих компетентных специалистов, умеющих отстоять независимость личной позиции в своих взаимоотношениях с клиентами.

1. Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики обобщается с использованием денежного измерителя, т.е. финансового критерия. Поэтому в системе эконо­мического контроля сформировался финансовый контроль. Содержанием этого контроля являются производственные отношения и производительные силы в сфере макро- и микроэкономики хозяйственной деятельности. В сфере макроэкономики функционирует государственный финансово-экономический контроль, который осуществляет Счетная палата РФ. Объектами его являются Государственный бюджет, сметы высших органов государственной исполнительной, судебной власти, иностранные валютные кредиты, иностранные инвестиции в крупномасштабные программы и т. д.

На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государственная контрольно-ревизионная служба России и контрольно-ревизионные подразделения владельцев капитала, а также по заказу последних — независимые аудиторские организации.

Цель аудиторской деятельности — способствовать рациональному использованию денежных средств и предметов труда, а также самого труда в предпринимательской деятельности для получения наибольшей прибыли. Задачи финансово-хозяйственного контроля подразделяются на частные и общие. Решение частных задач предусматривает проверку одной из сторон хозяйственной деятельности, а общих — всей хозяйственной деятельности объединения, корпорации с определением рентабельности и конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствующих субъектов.

Основными задачами аудиторской деятельности являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперированным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов.

Аудиторская деятельность в России осущест­вляется государственными контрольными органами, об­щественным и независимым аудиторским контролем, а также самими владельцами капитала, вложенного в предпринимательскую деятельность.

Формами финансово-хозяйственного контроля являются тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы; ревизии — собственники и Государственная контрольно-ревизион­ная служба; аудит — независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации.

Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окружает объект контроля или его элементы и воздействует на них. Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансо­во-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с ве­щественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью.

Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы:

· экономическая — эффективность, себестоимость продук­ции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль;

· технико-экономическая — производительность труда, надежность работы оборудования;

· технологическая — точность, качество и конкурентоспособность продукции, надежность и прогрессивность технологии.

Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-экономического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью.

2. Определение стратегии аудиторской проверки. Планирование аудита

Аудиторская проверка, как правило, ограничена определенным сроком. По статистике аудит длится в среднем две недели. Если предприятие крупное, то провести сплошную проверку его финансово-хозяйственной деятельности практически нереально, так как требуются колоссальные затраты времени и сил. Даже на среднем предприятии сделать сплошную проверку не всегда удается, в первую очередь из-за ограничений по времени. Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей конкретного экономического субъекта.

Стратегия аудиторской проверки базируется на:

• рассмотрении собранной информации о деятельности клиента;

• предварительной оценке риска и эффективности внутреннего контроля;

• определении сущности, глубины и продолжительности проверок, отдельных групп операций.

Стратегия аудиторской проверки строится на выборе наиболее рациональных путей достижения целей аудиторской проверки. Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, от длительности сотрудничества между аудиторской фирмой и клиентом, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.

Стратегия аудиторской проверки формулируется как план аудитор­ской проверки. План составляется аудитором в письменном виде.

Планирование аудиторской проверки необходимо для того, чтобы:

1) предварительно определить объем и тип необходимых тестов;

2) оценить издержки по их проведению;

3) достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным воп­росам до начала проверки;

4) иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.

Планированию предшествуют следующие этапы:

• предплановая подготовка;

• получение информации о бизнесе клиента (специфике деятель­ности, устройстве и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *