Меню

В обращении юридического лица обязательно указываются

0 комментариев

Виды объединений граждан

Существуют и другие основания классификации. В зависимости от экономических и хозяйственных целей различают: а) коммерческие и б) некоммерческие объединения граждан. Основная цель деятельности коммерческих организаций граждан- систематическое извлечение прибыли. Основная цель деятельности некоммерческих организаций не связана с извлечением прибыли. Однако эти организации могут заниматься предпринимательством для достижения целей некоммерческого характера. Таковыми являются, например, общественные фонды.

По правовому статусу различают а) объединения со статусом юридического лица (или юридические лица) и б) объединения, не являющиеся юридическими лицами.

5. Основные институты ГО:

а) общественные объединения; см.: ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (с изм. на 1 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21, ст. 1930;

Общественное объединение- это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, фиксируемых в уставе общественного объединения. Граждане могут учреждать все формы общественных объединений без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением созданий политических партий, для которых установлен особый порядок создания (регистрации). Общественные объединения могут регистрироваться в органах государственной власти, в этом случае они приобретают статус юридического лица.

Организационно-правовые формыобщественных объединений выделяются в зависимости от порядка вступления граждан в общественное объединение и его целей. Формы общественных объединений: 1) общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; 3) общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, основанное на участии без членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели; 4) общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, цель которого — оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; 5) орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 6) политические партии; см.: ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с изм. на 08.12.2011 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29, ст. 2950;

Политическая партия- это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Ограниченияв создании политических партий: 1) запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.; 2) запрещается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а равное по признакам принадлежности к одной профессии); 3) не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях; 4) запрещается создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и их структурных подразделений; 5) ограничивается деятельность партий в случае введения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.

В настоящий момент для создания политической партии необходимо наличие 500 членов (ранее было 50 000), наличие своих отделений не мене чем в половине субъектов РФ. Политическая партия создается на учредительном съезде либо путем преобразования. Делегаты учредительного съезда являются учредителями партии. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии. Членом политической партии может стать человек старше 18 лет. Один человек может быть членом только одной политической партии.

Регистрацию партий осуществляет Минюст. Партии, набравшие на федеральных парламентских выборах не менее 3% голосов, имеют право на государственное финансирование (110 рублей за каждый голос ежегодно). После регистрации партия проходит признание посредством выдвижения и регистрации кандидатуры на пост Президента, списка кандидатов в депутаты ГосДумы, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации и кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации, участие в губернаторских выборах не менее чем в 10 процентах субъектов РФ.

Партии, не участвующие в выборах 7 лет подряд, подлежат ликвидации. Ликвидируются партии по решению Верховного Суда РФ. Всего ранее было 7 партий, сейчас подали заявки свыше 140 партий.

в) профсоюзы; см.: ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (с изм. на 28.12.2010 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 148; Для создания профсоюза без статуса юрлица необходимо согласие всего 3 человек, достигших 14 лет. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

г) религиозные объединения; см.: ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с изм. на 01.07. 2011 г.) // СЗ РФ. 1997. №39, ст. 4465;

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения существуют в виде религиозной группы (не имеют статуса юридического лица) и религиозной организации (имеют статус юрлица, могут регистрироваться только по истечении 10 лет существования в качестве религиозной группы). Последние могут быть местные (состоят не менее чем из 10 человек) и централизованные (не менее 3 местных организаций включают). Централизованные организации, которые действовали в РФ более 50 лет, могут называться российскими.

д) СМИ; см.: Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-I (с изм. на 21.07.2011 г. ) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. №7, ст. 300.

б) иные некоммерческие организации; см.: ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (с изм. на 16 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 145; Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

Формы общественных объединений

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • общественная организация
  • общественное движение
  • общественный фонд
  • общественное учреждение
  • орган общественной самодеятельности
  • политическая партия

В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

  • Виды общественных объединений по организационно-правовым формам. Существующая система организационно-правовых форм общественных объединений.

  • Предлагаемая система организационно-правовых форм общественных объединений.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

II. Рассмотрение обращений

(извлечения из приказа ФСТЭК России от 2.07.2014 N 79)

15. Обращение, поступившее в ФСТЭК России (территориальный орган), рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

16. В исключительных случаях, а также в случае направления ФСТЭК России (территориальным органом) в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, директор ФСТЭК России (руководитель территориального органа) вправе продлить срок рассмотрения письменного обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения обращения гражданина, направившего обращение.

17. В случаях, когда поручение дается двум или нескольким структурным подразделениям ФСТЭК России (территориального органа), ответственным исполнителем является структурное подразделение, указанное в поручении первым. Ему направляется подлинник обращения и предоставляется право созыва соисполнителей, координации их работы по подготовке ответа гражданину. Соисполнителям направляются копии обращения.

18. Соисполнители в течение первой половины срока, отведенного на исполнение поручения, направляют при необходимости свои предложения в пределах своей компетенции в адрес ответственного исполнителя.

19. В случае если вопросы, содержащиеся в обращении гражданина, не относятся к компетенции структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа) поручение (в день получения или на следующий рабочий день) возвращается автору резолюции со служебной запиской, содержащей соответствующее обоснование.

Изменение ответственного исполнителя и соисполнителей оформляется и учитывается должностным лицом службы документационного обеспечения ФСТЭК России (территориального органа).

20. Начальник структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа), получивший поручение, в тот же день принимает организационное решение о порядке дальнейшего рассмотрения письменного обращения.

21. Получившее поручение должностное лицо структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа), ответственного за исполнение поручения (далее — исполнитель), при подготовке ответа на письменное обращение исполняет поручение в соответствии с резолюцией директора (заместителя директора) ФСТЭК России (руководителя (заместителя руководителя) территориального органа).

22. Резолюции директора (заместителя директора) ФСТЭК России (руководителя (заместителя руководителя) территориального органа), начальников структурных подразделений могут содержать указание исполнителю о сокращении срока подготовки ответа гражданину.

23. При рассмотрении обращения, содержащего предложения, исполнитель определяет, какие конкретные рекомендации содержатся в обращении.

В отношении каждого предложения исполнитель оценивает возможность его принятия или непринятия. По результатам рассмотрения предложения гражданину готовится ответ. Если предложение не принято, гражданину разъясняются причины, по которым его предложение не может быть принято. Если предложение принято, то сообщается, в какой форме и в какие сроки оно будет реализовываться.

24. При рассмотрении обращения, содержащего заявления, исполнитель выделяет действие, на необходимость совершения которого гражданин указывает в целях реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц.

Исполнитель проверяет наличие законных оснований для совершения запрашиваемого действия и возможность его совершения. В ответе сообщается об удовлетворении или неудовлетворении заявления, совершении или несовершении испрашиваемого действия. Если испрашиваемое действие не может быть совершено, приводятся соответствующие пояснения.

25. При рассмотрении обращения, содержащего жалобы, исполнитель обязан определить обоснованность просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Для этого исполнитель:

определяет обоснованность доводов о нарушении прав, свобод или законных интересов гражданина (других лиц);

проверяет, соответствуют или нет действия (бездействие) должностного лица (должностных лиц) положениям законодательства Российской Федерации;

устанавливает причины нарушения или ущемления прав, свобод или законных интересов, в том числе устанавливает, кто и по каким причинам допустил нарушение;

предлагает меры, которые должны быть приняты для восстановления (восстановления положения, существовавшего до нарушения права) или защиты (пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения) нарушенных прав, свобод или законных интересов, а также лиц, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению, в ответе гражданину указывается, какие права, свободы или законные интересы подлежат восстановлению и в каком порядке (в том числе сроки и ответственные лица), принимаемые способы защиты прав, свобод или законных интересов.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению, в ответе аргументированно даются разъяснения в отношении отсутствия оснований для восстановления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

26. Ответ на обращение не дается, если:

в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

текст письменного обращения не поддается прочтению. Такое обращение не направляется в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

27. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

28. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

29. ФСТЭК России (территориальный орган) при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

30. В случае принятия ФСТЭК России (территориальным органом) решения о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по вопросу, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, гражданин, направивший обращение, уведомляется о принятом решении.

31. Уполномоченные должностные лица ФСТЭК России (территориального органа) при рассмотрении обращений в пределах своих полномочий вправе:

приглашать обратившихся граждан для личной беседы;

в случае необходимости в установленном законодательством порядке запрашивать дополнительные материалы и получать объяснения у обратившихся граждан, а также в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом на место;

проверять исполнение ранее принятых ими решений по обращениям граждан;

поручать рассмотрение обращения другим организациям, их должностным лицам в порядке ведомственной подчиненности и контролировать ход рассмотрения обращений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

32. По итогам рассмотрения обращения исполнитель в срок не позднее трех рабочих дней до истечения срока исполнения поручения подготавливает проект ответа гражданину, а также (при необходимости) письмо с информацией о результатах рассмотрения обращения в адрес органа, направившего обращение в ФСТЭК России (территориальный орган). Ответ гражданину согласовывается в установленном порядке и направляется на подпись должностному лицу ФСТЭК России (территориального органа) в соответствии с резолюцией директора (заместителя директора) ФСТЭК России (руководителя (заместителя руководителя) территориального органа).

33. Подготовленный по результатам рассмотрения письменного обращения ответ должен соответствовать следующим требованиям:

ответ должен содержать конкретную и четкую информацию по всем вопросам, поставленным в письменном обращении. При подтверждении фактов, изложенных в жалобе, в ответе следует указывать, какие меры приняты к виновным должностным лицам;

в случае принятия по результатам рассмотрения обращения правового акта, экземпляр принятого правового акта направляется гражданину. В этом случае подготовки специального ответа не требуется;

если на обращение дается промежуточный ответ, то в тексте указывается срок окончательного ответа;

в ответе должно быть указано, кому он направлен, указаны дата отправки, регистрационный номер письменного обращения.

34. Письменное обращение считается рассмотренным, если дан письменный ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов.

35. При необходимости продления сроков исполнения поручения начальник структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа), ответственного за исполнение поручения, не позднее трех рабочих дней до истечения срока исполнения поручения представляет на имя директора (заместителя директора) ФСТЭК России (руководителя (заместителя руководителя) территориального органа) служебную записку с соответствующим обоснованием.

36. Директор (заместитель директора) ФСТЭК России (руководитель (заместитель руководителя) территориального органа) в течение одного рабочего дня принимает решение о продлении (непродлении) срока исполнения поручения.

Гражданину, направившему обращение, не позднее трех рабочих дней до истечения срока исполнения поручения направляется уведомление о продлении срока рассмотрения его обращения.

37. При поступлении письменного обращения гражданина на рассмотрение из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и других органов государственной власти по запросу соответствующего органа государственной власти в его адрес готовится ответ с информацией об итогах рассмотрения письменного обращения.

38. Проект ответа гражданину, подготовленный должностным лицом ФСТЭК России (территориального органа), ответственным за рассмотрение письменного обращения, согласовывается:

начальником структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа), ответственного за рассмотрение письменного обращения, — в срок не более одного рабочего дня с момента получения проекта ответа от должностного лица, ответственного за рассмотрение письменного обращения;

начальником структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа), являющегося соисполнителем поручения, — в срок не более одного рабочего дня с момента получения проекта ответа от структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа), ответственного за рассмотрение письменного обращения;

должностным лицом ФСТЭК России (территориального органа), ответственным за правовое обеспечение, при необходимости, — в срок до двух рабочих дней с момента получения проекта ответа от структурного подразделения ФСТЭК России (территориального органа), ответственного за рассмотрение письменного обращения.

39. Ответ на обращение гражданина подписывает директор (заместитель директора) ФСТЭК России либо уполномоченное на то лицо (руководитель (заместитель руководителя) территориального органа) в течение одного рабочего дня.

40. При направлении обращения на рассмотрение в другие органы, в соответствии с их компетенцией, исполнитель готовит уведомление гражданину и представляет его на подпись уполномоченному должностному лицу ФСТЭК России (руководителю территориального органа).

41. Материалы, использованные при подготовке ответа, формируются в отдельное дело в соответствии с правилами делопроизводства в центральном аппарате ФСТЭК России (территориальном органе).

42. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за прием-отправку корреспонденции, проверяет правильность оформления ответа и присваивает ему исходящий регистрационный номер.

43. Ответы на обращения граждан направляются в письменной форме почтовым отправлением, по адресу электронной почты, указанному гражданином, а также могут размещаться на официальном сайте. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется по почтовому адресу или электронному адресу, указанному в обращении.

44. В случае поступления коллективного письменного обращения ответ на обращение направляется в адрес гражданина, указанного в обращении первым, если в обращении не указан иной адресат для ответа.

45. Зарегистрированный ответ на обращение гражданина, поступившее по электронной почте, по электронному адресу официального сайта в случае отсутствия почтового адреса направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении. На подлиннике ответа указываются дата и время отправления электронного образа ответа на обращение.

Подлинник зарегистрированного ответа, направленного по электронной почте, подшивается в дело, сформированное в соответствии с правилами делопроизводства.

Подпадает ли коммерческая организация под закон № 59-ФЗ?

Вопрос

Подпадают ли коммерческая организация и ее генеральный директор под действие федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязаны ли соблюдать сроки ответов на обращения?

Ответ

По общему правилу, положения Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ распространяют свое действия только на обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Между тем, в случае, если на организацию возложены публично значимые функции, обращения граждан рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.

Обоснование

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) установлен Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

При этом в силу общих положений данного Федерального закона предусмотрено, что он распространяет свое действие на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (пункт 1 статьи 1).

Между тем, в Федеральном законе также дополнительно указывается, что установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Данная норма статьи 1 Федерального закона была введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ, однако ранее в Постановлении Конституционного суда РФ от 18.07.2012 N 19-П, Конституционный Суд РФ указал, что «отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (Постановления от 19 мая 1998 г. N 15-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 19 декабря 2005 г. N 12-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом в том числе характера деятельности тех или иных организаций как имеющей публично-правовое значение и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации». Соответственно, подчеркнул Конституционный Суд РФ, законодатель вправе возложить на определенные категории организаций в качестве условия осуществления ими публично значимых функций обязанность рассматривать обращения граждан и их объединений.

В юридической литературе, а также на уровне законодательного регулирования, общепризнанное определение публично значимых функций, равно как и лиц, осуществляющих публично значимые функции, не сформулировано.

Между тем, как показывает анализ практики Конституционного Суда РФ, в его решениях констатируется публично-правовой статус следующих субъектов (ссылки изложены в Статье: Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции (Синюгин В.Ю.) («Административное право и процесс», 2014, N 11) {КонсультантПлюс}):

  • адвокаты (Постановление от 23 декабря 1999 г. N 18-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О);
  • нотариусы (Постановление от 19 мая 1998 г. N 15-П);
  • арбитражные управляющие, в том числе саморегулируемые организации арбитражных управляющих (Постановление от 19 декабря 2005 г. N 12-П);
  • политические партии (Постановление от 16 июля 2007 г. N 11-П);
  • коммерческие банки, принявшие на себя обязательства по осуществлению государственной финансовой поддержки (Определение от 19 мая 2009 г. N 596-О-О);
  • аудиторские организации, действующие по полномочию государства (Определение от 13 мая 2010 г. N 685-О-О);
  • аттестационные комиссии (Определение от 7 июня 2011 г. N 767-О-О);
  • избирательные комиссии (Определение от 16 декабря 2010 г. N 1722-О-О);
  • третейские суды (Постановление от 26 мая 2011 г. N 10-П);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (Постановление от 18 июля 2012 г. N 19-П)

Таким образом, юридически значимым для цели определения того, распространяется ли на коммерческую организацию и ее должностное лицо – генерального директора положения норм Федерального закона № 59-ФЗ, является возложение на организацию публично значимых функций. При этом, поскольку в большинстве случаев реализация данных полномочий осуществляется, как правило, через некоммерческие организации, то отнесение коммерческой организации к указанной категории лиц носит маловероятный характер. Однако указанное обстоятельство не исключает возможности применения к коммерческой организации положений иных Федеральных законов, устанавливающих сроки рассмотрения обращений граждан, например, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

На вопрос отвечала:
Надежда Владимировна Корженевская,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *