Меню

Работа для переселенцев

0 комментариев

Содержание

Кто такие соотечественники по законодательству России?

Федеральный Закон Российской Федерации N 179-ФЗ, утверждённый на заседании Государственной Думы в марте 1999 г., и его последняя редакция, принятая 23.07.2010, называет соотечественниками:

  1. Лиц, родившихся в РФ или в СССР, проживающих и/или проживавших на данной территории и являющихся хранителями русского языка, исторического и/или культурного наследия, а также их потомков по прямой линии, т. е. детей и/или внуков.
  2. Граждан России, вынужденных постоянно проживать за границей.
  3. Представителей народностей, исконно проживающих на территории РФ, поддерживающих постоянную связь с Российской Федерацией по культурной, интеллектуальной и/или правовой линии.
  4. Прямых потомков лиц, ранее живших на территории России.
  5. Эмигрантов, т.е. выходцев, из РФ и/или стран, правопреемником которых является Россия, имеющих статус гражданина какого-либо государства и/или проживающих на его территории, будучи лицом без гражданства.

Российская Федерация является правопреемником таких государств, как:

  • Российская империя.
  • Российская республика.
  • РСФСР.
  • СССР.

Лица из числа вышеперечисленных имеют право стать участниками Программы переселения соотечественников на добровольной основе.

Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению

Государственная программа, принятая в целях оказания помощи соотечественникам для их добровольного переселения в Российскую Федерацию утверждена Указом N 637. Он был подписан Президентом РФ и вступил в силу 22.06. в 2006-м году.

Справка! Субъекты российской Федерации, признанные участниками Гос. программы и принимающие лиц, получивших статус переселенца, и членов их семей, называются территориями вселения.

Все являющиеся участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников субъекты РФ разрабатывают собственные варианты на основе указанной программы. Это позволяет улучшить такие варианты помощи вновь прибывшим лицам, как:

  1. создание и/или поиск рабочих мест (трудоустройство);
  2. предоставление временной жилой площади и пособничество в приобретении собственного жилья;
  3. социальное содействие;
  4. помощь по медицинской линии.

Конкретный регион участник выбирает добровольно (о том, как выбрать регион по программе переселения соотечественников, можете узнать ). Для этого подается требуемый пакет документов. Выполнение и реализация Гос. программы проводится под наблюдением Межведомственной комиссии.

Главным координатором мероприятий для воплощения программы является МВД России. Осуществление Гос. Программы производится общегосударственными и/или субъективными органами исполнительной власти в зависимости от их конкретной компетенции.

Кто является или может быть признан участником?

Участником Государственной программы становится лицо, подавшее заявление и необходимый пакет документов в дипломатические органы РФ.

Участником Программы может быть лицо, имеющее документально подтвержденный правовой статус соотечественника в обязательном порядке (подробнее о том, как встать на очередь и оформить документы на участие в программе, можете узнать ).

Поучаствовать в госпрограмме может:

  • иностранный гражданин;
  • лицо, не обладающее гражданством;
  • лица, признанные беженцами;
  • граждане других стран, временно обретшие приют в пределах Российской Федерации.

Основания признания и подтверждения принадлежности

Имеющийся статус нужно засвидетельствовать путем предъявления документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ. Согласно Федерального Закона Российской Федерации от 23.07.2010 года, такими документами являются:

  1. паспорт гражданина;
  2. военный билет;
  3. другой документ, имеющий статус удостоверения личности.

Важно! Статус соотечественника удостоверяется свидетельством установленного образца. Его оформление производится в соответствующих органах после подачи и одобрения заявления.

Признанием статуса соотечественника для лиц, упомянутых в пункте № 3 статьи № 1 Федерального закона, считается акт самоотождествления (самоидентификации) гражданина. Данный документ требует подкрепления активными действиями профессионального и/или общественного характера, целью которых является:

  • Сбережение русского языка.
  • Сохранение языковой культуры народностей, населяющих Россию.
  • Развитие и пропагандирование русского (российского) культурного наследия за границей РФ.
  • Установление и/или укрепление дружественных отношений между РФ и страной проживания обладателя статуса соотечественников.
  • Принятие динамичного участие в работе общественных организаций соотечественников.
  • Активная помощь при правовой защите соотечественников.
  • Работа по укреплению и/или распространению культурных и/или интеллектуальных связей с РФ.

Получение статуса соотечественника даёт право на регистрацию в общественных предприятиях согласно уставам указанных организаций. Для подтверждения членства после регистрирования выдается удостоверяющий документ (например, свидетельство и/или членский билет).

Что это дает для граждан, проживающих за рубежом?

Лицо, подтвердившее статус соотечественника в надлежащем порядке, получает право воспользоваться государственной поддержкой РФ. Например, в области экономики, духовных ценностей (культуры), социальной помощи и т. п. При наличии статуса значительно упрощается процесс получения гражданства Российской Федерации. Подробнее о том, как написать заявление на гражданство по программе переселения и не допустить ошибок, можете узнать , а в этой статье вы найдете полный перечень документов и правила их подачи.

Гражданин иной страны, имеющий статус соотечественника, может принять участие в Гос. программе переселения после выбора конкретного субъекта РФ. В непредвиденных ситуациях лицо, имеющее статус соотечественника, подтвержденный надлежащим способом, получит право на льготы и/или субсидии, выплачиваемые из средств государственного бюджета. Особенно во время обучения и/или повышения профессиональной квалификации в учебных заведениях РФ.

Особенности правового статуса

Административно-правовой статус соотечественника представляет собой абсолютный список прав и обязанностей гражданина, имеющего официальное подтверждение данного правового положения.

Справка! Права и обязанности лица со статусом соотечественника обстоятельно оговорены в Законе РФ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

Права и обязанности граждан при переселении в РФ

После получения свидетельства переселенец, а также члены его семьи, приобретают право:

  1. Освобождения от выплачивания каких-либо таможенных взносов.
  2. Оформления документов для получения разрешения на временное проживание.
  3. Получения гражданства РФ по облегченной схеме.
  4. Получения образования (от дошкольного до высшего).
  5. Получения льготной помощи в медицинских учреждениях.
  6. Получения помощи и/или услуг при поиске рабочего места, проведении оплачиваемой деятельности общественного характера, необходимой информации о наличии вакансий и т.п.

Участник программы по переселению и его близкие вправе претендовать на различные виды финансовой помощи. Это может быть:

  • Возмещение (частичное или абсолютное) расходов и трат, связанных с переездом, предоставляемое из Государственного бюджета.
  • Получение определенной суммы в качестве подъёмных.
  • Предоставление ежемесячных субсидий в случае отсутствия доходов от любой деятельности, разрешенной Законодательством Российской Федерации.

От субъекта РФ, ставшего территорией вселения, участнику госпрограммы и его близким предоставляются различные виды субсидий, льгот, гарантий и т. п. Например, при обустройстве, приобретении жилья, трудоустройстве и/или организации предпринимательства (о том, полагается ли в России пенсия переселенцам и как оформить выплаты, читайте ).

Участникам Федеральной программы и членам их семей необходимо:

  1. Соблюдать в точности Конституцию, законодательные и/или нормативные акты, а также законы и правовые акты субъекта, ставшего территорией вселения.
  2. Прибыть в назначенное время в регион, указанный в свидетельстве переселенца.
  3. Зарегистрироваться немедленно по прибытии в административном органе субъекта РФ, в чьи полномочия входит осуществление Госпрограммы переселения в данной области, и в региональном отделе ФМС.
  4. Незамедлительно начать оформление документов для получения разрешения на временное проживание в случае, если этот документ не был оформлен до настоящего времени.

Участник Государственной программы по Переселению обязан выполнять все предписываемые правовые нормы в процессе проживания и/или осуществления трудовой/предпринимательской деятельности в регионе вселения.

СПРАВКА! Перемена места жительства до истечения 24 месяцев после приезда на территорию региона вселения предписывает участнику программы переселения и/или его близким полностью возместить средства, полученные в качестве подъемных.

Выше были рассмотрены основные вопросы, касающиеся приобретения правового статуса соотечественника и регулирования правоотношений с ними. Это необходимые сведения для граждан иностранных государств, желающих принять участие в Госпрограмме переселения.

Видео с дополнительной информацией для переселенцев:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца на территории Российской Федерации

Здравствуйте, коллеги!

Давно ничего не публиковала по теме трудовой миграции. Тем не менее, вопросов как у наших клиентов, так и у других работодателей, привлекающих иностранный персонал, все равно много.

На данный момент остаются актуальными вопросы оформления граждан Украины покинувших страну в экстренном порядке и оформивших в России временное убежище.

Нам часто задают вопросы:

— должно ли быть у беженцев разрешение на работу?

— можно ли брать на работу гражданина Украины со справкой о том, что его документы приняты для оформления временного убежища,

— можно ли брать на работу украинца со свидетельством о предоставлении временного убежища на работу в Москву, если свидетельство было выдано в Красноярске?

— нужно ли уведомлять органы ФМС и ЦЗН о том, что взяли на работу работников с таким статусом?

Эксперты ГК ОСТ объединили эти вопросы и подготовили разъяснение, которое я предлагаю для ознакомления.

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

Федеральным законом от 05.05.2014г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»» в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу, а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство (см. картинку). Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России, выдавший соответствующий документ.

При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев.

Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре.

Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса.

Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

Дело в том, что порядок привлечения иностранцев — «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется. Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г. № ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым. Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган. Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г.

В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой).

Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.

Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

Что касается вопроса налогообложения – 8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ. В названой части Закон вступил в силу с 8 октября 2014г.

В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

Вступил в силу с 16.05.2014г.

Далее по тексту — работодатель

Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

Статья 11 Трудового Кодекса.

Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.

Материал подготовил: Володин Евгений Владимирович (www.ostltd.ru).

Приём на работу

Граждане Украины, получившие временное убежище, не должны дополнительно получать разрешение на работу, оно автоматически входит в полученный статус. Работодателям тоже не нужно делать никаких запросов на приём иностранных граждан. Просто идёт приём очередного сотрудника, без всяких квот и лишних бумаг.

Гражданский паспорт изымается при получении статуса и находится на хранении в отделении УФМС, поэтому личность подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. На территории России оно будет исполнять роль паспорта.

Тем не менее, принятие на работу людей с предоставленным временным убежищем требует от работодателя определенных знаний закона. Временное убежище – статус особый, никаких дополнительных бумаг для работы от украинцев не требуется, нет нужды уведомлять органы УФМС об их приёме на работу. Но необходимо отправить уведомление в налоговую службу о том, что на рабочее место принят гражданин другой страны. Хотя само взимание налогов от этого не меняется.

Пример свидетельства о предоставлении временного убежища

Работодателям также стоит ознакомиться и со списком вакансий, на которые запрещено принимать иностранных граждан, в том числе украинцев. Так иностранцев нельзя брать для работы в аптеках. Кроме того, нельзя использовать иностранный труд для торговли вне магазинного павильона, это касается как открытых лотков, так и палаток.

Необходимые документы

Со статусом временного убежища приобретается и право на работу. При этом для граждан Украины нет особых ограничений на занимаемые должности. Плюс, по сравнению с приезжими из других стран в том, что нет языкового барьера. При приёме на работу необходимы документы:

  1. Удостоверение личности, в данном случае это свидетельство о предоставлении временного убежища.
  2. Медицинская комиссия, если этого требует трудовой кодекс, некоторые фирмы самостоятельно оплачивают медицинское обследование для своих сотрудников.

    Образец врачебного свидетельства о состоянии здоровья иностранного гражданина

  3. Трудовая книжка. Если человек впервые устраивается на работу в России, её должен оформить работодатель.
  4. Для подтверждения квалификации работник должен представить документы об образовании. По договору между Россией и Украиной полученные дипломы и ученые степени на территории Украины, считаются эквивалентными российским аналогам. Что касается людей, получивших временное убежище, может пойти в зачёт и полученный на родине опыт работы. Случается так, что страна покидалась в спешке, и документы остались дома. В таких случаях часто идут на встречу и выявляют квалификацию на собеседовании или на испытательном сроке.
  5. Справка об отсутствии судимостей. Требуется не везде, только в тех местах, где запрещено брать на работу людей с судимостью или уголовно преследуемых. Справку можно получить в любом региональном отделе МВД.
  6. Если срок трудового договора более 6 месяцев, на работника оформляется свидетельство обязательного пенсионного страхования. Для контрактов сроком менее полугода это не обязательно.

    Образец свидетельства обязательного пенсионного страхования

Свидетельство ИНН не является обязательным для приёма на работу.

Трудовые налоги

Как и прочие рабочие России, все получившие временное убежище тоже выплачивают налоги.

Страховые взносы в пенсионный фонд

С заработной платы иностранных работников также удерживаются страховые пенсионные взносы, размер этих взносов тот же, что и у российских граждан. Пенсионные отчисления не производятся, если срок контракта или трудового договора менее 6 месяцев.

Обязательное медицинское страхование

По закону все получившие временное убежище имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи, а значит, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Выплаты заработной платы, соответственно, также облагаются налогом в пользу страховых взносов.

Фонд социального страхования

В рамках социального страхования украинцы с полученным убежищем имеют право на все социальные выплаты, так же как и российские граждане, поэтому при устройстве на работу этот налог изымается из заработка. В случае декретного отпуска или временной нетрудоспособности по болезни они так же могут претендовать на получение пособия.

В каждом трудовом договоре прописана страховка на случай производственной травмы и заболеваний, связанных с профессией. В соответствии с этими пунктами договора, налог в ФСС от производственных травм также удерживается из заработной платы.

НДФЛ

Налог на доходы с физически лиц удерживается из зарплаты каждого работника России. Стандартная ставка – 13%, но с иностранных граждан, работающих в России, удерживается 30% в течение 183 дней.

Начиная с 2014 года все украинцы, получившие статус временного убежища, сразу приравниваются к налоговым резидентам. Это означает, что налог на доходы взимается сразу в размере 13%, что является большим преимуществом.

Открытие ИП

По законам Российской Федерации открыть ИП на территории страны может как российский, так и иностранный гражданин. По закону о беженцах, лица, получившие статус беженца в России или временное убежище имеют право на территории страны работать и заниматься предпринимательством. Следовательно, со стороны закона нет никаких препятствий для оформления документов на открытие индивидуального предприятия.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

  1. Заявление по установленной форме. Образец можно найти на официальном сайте налоговой службы, там же есть образец заполнения.

    Образец заявления о регистрации ИП

  2. Ксерокопия удостоверения личности, в данном случае это удостоверение временного убежища.
  3. Квитанция об оплате государственной пошлины на открытие ИП.
  4. Копия документа, подтверждающего разрешение на пребывание в стране (разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство в Российской Федерации).

Пример РВП

Загвоздка в открытии ИП временного убежища кроется как раз в последнем пункте. Требуется РВП или ВНЖ в России. Эта небольшая поправка часто становится препоной, хотя и противоречит закону о беженцах.

В разных регионах страны дела с открытием ИП лиц с временным убежищем обстоят по-разному. Часто всё зависит непосредственно от лица, принимающего документы.

Во многих случаях выгоднее выход оформить РВП и только потом обращаться за открытием ИП.

Кроме того РВП – это уже шаг к получению российского гражданства, а значит, не придётся бросать свой открытый бизнес, если исчезнут обстоятельства на предоставление временного убежища.

Гражданам Украины , получившим статус временного убежища на территории РФ , не требуются дополнительные документы для устройства на работу. Что касается рабочего законодательства, они полностью приравниваются к жителям России, имеют те же права и обязанности на рабочем месте. Так же как и с остальных рабочих, с них удерживаются налоги, но за счёт этого они получают все социальные гарантии.

Беженец – это лицо, которое получило временное убежище. Такие лица могут трудиться на территории РФ и для этого они не должны оформлять разрешение на работу. Но предоставляется эта льгота только до того момента, как им будет утрачен статус беженца. Работодателю для приема на работу беженца не нужно будет оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. Трудовая деятельность беженцев осуществляется по тем же правилам, что действуют и для российских граждан. То есть, принимаются они на работу в порядке, предусмотренном для приема граждан РФ. В статье рассмотрим прием на работу беженца в 2019 году.

Прием на работу беженца в 2019 году

В первую очередь работодатель должен получить от беженца определённый перечень документов. В этот перечень в обязательном порядке входит документ, удостоверяющий личность. Беженец в этом случае предъявляет удостоверение беженца. Выдается это удостоверение на срок не более трёх лет, с возможностью продлить его ещё на пол года. Оно выдается на тот срок, пока иностранец признается беженцем.

Если иностранец получил временное убежище, то для него в качестве документа, удостоверяющего личность, будет является свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ. Это удостоверения выдается на срок до одного года.

Справка о том, что иностранцу предоставлено временное убежище не предусмотрена и в качестве документа, удостоверяющего личность, представлена быть не может. Национальный паспорт иностранца и другие его документы, удостоверяющие личность, хранятся в миграционной службе и поэтому работодателю представлены быть не могут (Читайте также статью ⇒ Прием на работу мигранта с патентом).

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений. Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход. Чтобы узнать, как действовать именно в Вашем случае, рекомендуем воспользоваться бесплатной консультацией по номеру +7 (499) 938-80-92 для Москвы и МО, +7 (812) 467-36-94 для Санкт-Петербурга и Ленобласти, +7 (800) 350-31-76 для всех других регионов

Заказать обратный звонок для консультации

Заполните форму ниже. С вами свяжутся действующие юристы в течение 15 минут по вашему вопросу.

Статус беженца

Важно! Для того, чтобы официально подтвердить свой статус беженца, прибывшими гражданами оформляется удостоверение беженца. Это удостоверение позволяет пребывать в РФ, а также удостоверяет личность гражданина. Присваивается такой статус бессрочно, но его можно лишиться. В соответствии с законом «О беженцах» прибывшие в РФ лица, признанные беженцами должны каждые полтора года проходить переучет.

Даже если граждане, прибывшие из Украины не получили статус «беженец» или «временное убежище», они вправе трудоустроится, если у них есть патент. Если один из указанных статус у них оформлен, то дополнительных документов для трудоустройства не потребуется. Патент оформляется на 1 год в ГУВМ МВД в отделении по месту регистрации. Стоимость патента складывается из базовой стоимости, равной 1200 рублей, которая умножается на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент. Таким образом, стоимость патента будет различаться в зависимости от региона. Например, в Москве она составит 4200 рублей. При приеме на работу прибывшего из Украины гражданина, имеющего статус «временное убежище», оформление дополнительных документов не потребуется. Это связано с тем, что граждане, прибывшие из Украины относятся к безвизовым иностранцам.

Прием на работу беженца с Украины

Порядок трудоустройства украинских беженцев практически не отличается от приема граждан России. Исключение будет составлять перечень документов, в состав которых входят некоторые дополнительные документы. Иногда работодатели принимают на работу беженцев из Украины на сезонную работу, при которой предоставляется жилье и питание. Трудовое соглашение оформляется в письменном виде. Помимо основных условий в договоре также могут указываться и дополнительные условия. Для оформления потребуется предоставить определенный перечень документов:

  • Паспорт, либо другой, удостоверяющий личность документ;
  • Трудовую книжку;
  • СНИЛС (если его нет, работодатель должен его оформить);
  • Документы воинского учета;
  • Документы об образовании;
  • Справку об отсутствии судимости, уголовного преследования;
  • Справку об отсутствии административных наказаний за потребление наркотических или психотропных веществ без медназначения;
  • Миграционную карту;
  • Удостоверение беженца, иной документ для подтверждения статуса временного проживания.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 938-80-92

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-94

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 350-31-76

Звонок в один клик

Прием на работу беженцев из Украины

Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

Получение иностранным гражданином статуса беженца

Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы:

  1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
  2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
  3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  5. Рассмотрение ходатайства по существу.
  6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
  7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
  • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.

Кстати

Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.

Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации.

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.

Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию. В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1–2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а) или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1–2 ст. 68 ТК РФ).

5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами. При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации. В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу до получения ими статуса беженца или гражданства Российской Федерации.

Разработку законопроекта его авторы обосновывают тем, что с июня текущего года из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины возрос поток беженцев в Россию. По приведенным в пояснительной записке к документу данным, с начала политического кризиса на Украине в Россию прибыли более 400 тыс. украинцев. По данным МЧС России, в приеме беженцев из восточных областей Украины уже задействованы более 10 российских регионов.

утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *