Меню

Осуществление деятельности без ОКВЭД

0 комментариев

ОКВЭД (Новый 2019)

Введение

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКВЭД 2 построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) — StatisticalclassificationofeconomicactivitiesintheEuropeanCommunity (NACE Rev.2) путем сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов экономической деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД 2 на уровне группировок с пяти- и шестизначными кодами.

ОКВЭД 2 предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД 2 используется при решении следующих основных задач, связанных с:

  • — классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
  • — определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами;
  • — разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  • — осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы;
  • — подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
  • — кодированием информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах;
  • — обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).

ОКВЭД 2 по аналогии с NACE Rev.2 содержит коды классифицируемых группировок видов экономической деятельности, наименования и описания, раскрывающие содержание группировки и/или дающие ссылки на другие группировки классификатора. Например:

Производство машин и оборудования для металлургии

Эта группировка включает виды деятельности по:

  • — производству машин и оборудования для обработки горячего металла, включая конверторы, изложницы, ковши для литейных машин;
  • — производству металлических прокатных станов и валков для них

Эта группировка не включает виды экономической деятельности по:

  • — производству волочильных станов, см. 28.41;
  • — производству оборудования для изготовления отливок и литейных форм (кроме изложниц), см. 25.73;
  • — производству оборудования для изготовления литейных форм, см. 28.99.

В ОКВЭД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух — шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

  • XX класс
  • XX.X подкласс
  • XX.XX группа
  • XX.XX.X подгруппа
  • XX.XX.XX вид

Для обеспечения соответствия записей кодов ОКВЭД 2 записям кодов NACE Rev.2 в кодах ОКВЭД 2 между вторым и третьим знаками кода ставится точка. При наличии дополнительных по сравнению с NACE Rev.2 уровней деления точка ставится также между четвертым и пятым знаками кода.

Вклассификатор введены буквенные коды латинского алфавита для разделов, например:

РАЗДЕЛ A

СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО

РАЗДЕЛ B

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

РАЗДЕЛ C

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Буквенные коды не несут самостоятельной кодовой нагрузки и значения, так как шестизначное цифровое кодовое обозначение является уникальным для классификатора в целом. Они сохранены только для целей преемственности с NACE Rev.2 и не должны использоваться при построении кодовых обозначений.

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД 2 используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак «используемое сырье и материалы».

Пример использования классификационного признака «сфера деятельности»:

РАЗДЕЛ A

СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

Выращивание однолетних культур

РАЗДЕЛ H

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ

Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта

Деятельность водного транспорта

Деятельность воздушного и космического транспорта

Пример использования классификационного признака «процесс производства»:

РАЗДЕЛ B

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Добыча угля

Добыча сырой нефти и природного газа

Добыча металлических руд

Пример использования дополнительного признака «используемое сырье и материалы»:

РАЗДЕЛ C

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Производство текстильных изделий

Производство резиновых нитей и шнуров с текстильным покрытием; производство текстильных нитей и лент пропитанных или с пластмассовым или резиновым покрытием

В соответствии с международной практикой в ОКВЭД 2 не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

Построение отдельных группировок ОКВЭД 2 имеет следующие особенности.

В подклассе 03.2 «Рыбоводство» в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» на основании статей 45, 46, 47 выделены следующие группировки:

Мелиорация рыбохозяйственная морских и минерализированных водных объектов

Воспроизводство морских биоресурсов искусственное

Акклиматизация морских биоресурсов

Мелиорация рыбохозяйственная пресноводных объектов

Воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное

Акклиматизация пресноводных биоресурсов

Наименование группировки 27.5 «Производство электрических бытовых приборов» (NACE Rev.2), включающей позиции 27.51 «Производство бытовых электрических приборов» и 27.52 «Производство бытовых неэлектрических приборов», изменено на «Производство бытовых приборов» с сохранением кода 27.5.

В ОКВЭД 2 учтены требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797, в том числе:

Класс 14

Производство одежды

Производство прочей одежды и аксессуаров одежды

Эта группировка включает:

— производство предметов одежды для детей младшего возраста, тренировочных костюмов, лыжных костюмов, купальных костюмов и т.п.;

— производство шляп и кепок;

— изготовление аксессуаров: перчаток, поясов, платков, ремней, шейных платков, галстуков, шарфов, сеток для волос и т.п.

Класс 15

Производство кожи и изделий из кожи

Производство обуви

Эта группировка включает:

— производство обуви разного назначения, из широкого круга материала с использованием различных технологий, в том числе литьевого метода формования, включая резиновую обувь (см. указанные ниже исключения);

— производство деталей обуви: верха и деталей верха, подошв, стелек, каблуков и т.п.;

— производство гетр, гамашей и подобных изделий

Класс 30

Производство прочих транспортных средств и оборудования

Производство велосипедов и инвалидных колясок

Эта группировка включает:

— производство немоторизированных велосипедов и прочих подобных транспортных средств, включая трехколесные велосипеды, тандемы, детские велосипеды и трехколесные велосипеды;

— производство деталей и запасных частей для велосипедов;

— производство инвалидных колясок с двигателем или без двигателя;

— производство деталей и запасных частей для инвалидных колясок;

— производство детских колясок

Класс 32

Производство прочих готовых изделий

Производство метелок и щеток

Эта группировка включает:

— производство метел и щеток, включая щетки, являющиеся составными частями машин, ручных механических щеток для пола, швабр, метелок из перьев, малярных кистей, малярных валиков, резиновых скребков, прочих метел, щеток и т.п.;

— производство щеток для одежды и обуви;

— производство зубных щеток

Класс 58

Деятельность издательская

Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий на электронных носителях

Для целей государственного регулирования деятельности, соответствующей в ОКВЭД 2 подклассу 03.2 «Рыбоводство», а также для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, для осуществления государственного статистического наблюдения следует руководствоваться положениями Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части товарной аквакультуры, относящейся к сельскохозяйственному производству.

Для целей государственного регулирования деятельности, соответствующей в ОКВЭД 2 коду 53.1 «Деятельность почтовой связи общего пользования» следует руководствоваться Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» и Федеральным законом от 7 июня 2003 г. N 126-ФЗ «О связи».

В классе 85 «Образование» наименования группировок 85.10, 85.20, 85.3, 85.4, 85.5 и их описания приведены в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В классе 92 «Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей» наименование группировок и их описание приведены в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Ремонт и установка машин и оборудования представлены в классе 33.

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения представлены в классе 95.

РАЗДЕЛ J «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ» сформирован в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» и Федеральным законом от 17 июня 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи».

Описание группировки 64.11 «Деятельность Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» приведено в соответствии со следующими основными положениями:

— согласно статье 71 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация обладает правом денежной эмиссии. Статья 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, и оговорена его основная функция;

— защита и обеспечение устойчивости рубля;

— статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определены также Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Федеральный закон устанавливает цели и направления деятельности Банка России, а также его функции, среди которых: проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; кредитования в последней инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов и проведение банковских операций и т.д.

Описание раздела K приведено в соответствии со следующими правовыми актами: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Разработка и представление для принятия изменений к ОКВЭД 2 обеспечивается Минэкономразвития России в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».

Что грозит, если поставщик оказывал услуги без регистрации соответствующего кода из ОКВЭД?

добрый день
на какой вы системе налогообложения? и ваш контрагент?
почему спросила: если на общей, то со стороны налогового органа могут быть претензии при заявлении вычета по НДС (в ходе камеральной или выездной проверки).
суммы сделки большие?
А вправе ли предприятие промышленности заняться дополнительным видом деятельности, если в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о соответствующем данной деятельности коде по ОКВЭД?
В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, наделены гражданскими правами, необходимыми для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В следующем пункте указано: юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок. Получается, что юридическое лицо вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом, и отсутствие сведений о соответствующем коде по ОКВЭД в ЕГРЮЛ не является препятствием для этого.
Следует отметить, что судьи в рассматриваемом вопросе придерживаются аналогичной позиции, но их выводы касаются периодов, когда действовали нормы Федерального закона N 129-ФЗ, в которых не была предусмотрена обязанность представления сведений о видах экономической деятельности (кода по ОКВЭД, наименования вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ.
Примеры — Постановления ФАС СЗО от 24.12.2012 по делу N А66-4622/2012, от 21.05.2012 по делу N А44-2483/2011, ФАС МО от 07.09.2012 по делу N А40-7197/12-119-64, от 03.09.2012 по делу N А40-6343/12-79-60.
В деле N А49-1563/2011 судьи ФАС ПО дали оценку таким претензиям налоговой инспекции: отсутствие у общества кода по ОКВЭД в ЕГРЮЛ, который бы соответствовал деятельности, связанной с эксплуатацией и реализацией воздушных судов, является основанием для отказа в возмещении НДС, уплаченного контрагенту в составе цены воздушного судна. Арбитры подчеркнули: присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Значит, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности, а налоговая выгода, полученная в результате осуществления данных видов деятельности (в рассматриваемом случае — НДС, подлежащий возмещению из бюджета), соответствует критерию обоснованной (Постановление от 26.04.2012). Аналогичные выводы следуют из Постановления ФАС СКО от 29.03.2013 по делу N А32-49980/2011, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 15.10.2013 N ВАС-9922/13.
Вывод. Предприятие может заняться дополнительным видом деятельности, несмотря на то что в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о соответствующем этой деятельности коде по ОКВЭД. Однако необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах не исключены претензии контролирующих органов, например, со стороны налоговой инспекции — в отношении правомерности применения налоговых льгот, ПФР — пониженных тарифов страховых взносов.
Статья: ОКВЭД в ЕГРЮЛ (Снегирев А.Г.) («Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 3) {КонсультантПлюс}

При регистрации субъекта предпринимательской деятельности, вне зависимости от его организационно-правовой формы, обязательно указываются виды деятельности по ОКВЭД, которые планируется осуществлять в дальнейшем. На практике нередки ситуации, когда предприятие в процессе работы приходит к необходимости начать новый вид деятельности, и в этой связи возникает вопрос: можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД? Этот вопрос характерен и при разовой операции, и при полном переходе на новое направление работы.

Обязателен ли ОКВЭД

Однозначный ответ на данный вопрос дает п. 5 ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором указана обязанность юрлица и ИП в трехдневный срок уведомить налоговые органы об изменении видов деятельности. Отметим, что закон не конкретизирует, изменяется ли при этом основной вид, или появляется дополнительный, поэтому любое изменение в кодах ОКВЭД должно быть зарегистрировано в установленном порядке и внесено в ЕГРЮЛ. Следовательно, ответ на вопрос, можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД, однозначный – осуществление деятельности, код которой не включен в сведения об организации или предпринимателе в госреестр, не допускается действующим законодательством.

Читайте также: Смена кодов ОКВЭД: пошаговая инструкция

В то же время не запрещается указывать при регистрации несколько видов деятельности и фактически не осуществлять их. Но следует учитывать, что некоторые ОКВЭД предусматривают применение только общей системы налогообложения или требуют для их осуществления получение лицензий.

Читайте также: Список лицензируемых видов деятельности 2019 по ОКВЭД

Ответственность за осуществление деятельности без ОКВЭД

При выявлении налоговыми органами факта осуществления деятельности, не включенной в ЕГРЮЛ, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • по ч. 3 – при нарушении сроков уведомления, т.е. когда оно подано позже, чем через три дня. За данное нарушение предусмотрено предупреждение либо штраф для должностного лица или ИП в размере 5000 рублей;

  • по ч. 4 – если уведомление о новом ОКВЭД не было подано вовсе. Штраф за такое нарушение составляет от 5000 до 10 000 рублей.

Практика привлечения к административной ответственности за осуществление не указанного в ЕГРЮЛ вида деятельности показывает, что при выявлении нескольких незарегистрированных видов протокол по каждому из них составляется отдельно, т.е. штраф назначается за каждый не указанный вид деятельности. Но наказание возможно только в том случае, если такая деятельность велась более двух месяцев и налоговики смогли доказать этот факт (ст. 4.5 КоАП РФ).

Кроме того, налоговая служба может отказать в возмещении НДС по неучтенному виду бизнеса, а также обязать предоставить отчетность, которая соответствует данной деятельности. В данном случае суды занимают сторону налогоплательщика, поскольку присвоение организации конкретного кода ОКВЭД не лишает ее права на осуществление других видов деятельности, а налоговая выгода, полученная при их ведении, соответствует критерию обоснованной (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 по делу № А49-1563/2011).

Помимо ФНС, претензии по незарегистрированному ОКВЭД могут возникнуть у Фонда социального страхования, т.к. от вида основной деятельности зависит тариф взносов на «травматизм». Поэтому его изменение не может пройти без соответствующего оповещения соцстраха. Штраф за такое нарушение не предусмотрен, но расчет страховых взносов ФСС будет вестись в повышенном размере, если по зарегистрированному в госреестре коду ОКВЭД предусмотрен более высокий тариф по взносам, чем по реально осуществляемому, но не включенному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП виду деятельности.

Иные последствия

Негативные последствия могут возникнуть и в отношениях с контрагентами. Большинство крупных компаний не будет заключать договор, если не обнаружит соответствующий ОКВЭД в выписке из госреестра потенциального партнера по бизнесу. Актуально это и для участников государственных закупок, где заказчик в ряде случаев может отклонить заявку участника без необходимого вида деятельности.

Политика многих банков также предусматривает анализ сведений в ЕГРЮЛ клиентов и фактически осуществляемой ими деятельности. Нередко поступление средств за товары и услуги, не предусмотренные ОКВЭД компании или предпринимателя, могут привести к требованиям предоставить пояснения по сделке, либо к блокировке операций.

Таким образом, ответ на вопрос: можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД – будет отрицательным. Исключение — разовая операция, прибыль от которой значительно не отличается от обычных оборотов по счету. Во всех остальных случаях до начала нового направления работы необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ.

Оказание услуг без кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ

Да, может.

Несвоевременно сообщение об изменении кодов по ОКВЭД в регистрирующий орган, попадает под административную ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. установлена за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о хозяйствующем субъекте в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Это единственное негативное административное последствие осуществления деятельности, код по ОКВЭД которой не был сообщен в налоговую инспекцию.

Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами по ОКВЭД, отсутствует. И на практике привлекают к ответственности только за неуказание основной деятельности.

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее.

Познакомиться поближе

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист».

1. Статья. Чем рискует компания, если ее бизнес не совпадает с заявленными кодами ОКВЭД

«У каждой компании и предпринимателя в ЕГРЮЛ и ЕГРИП заявлены коды ОКВЭД. Если в процессе работы деятельность меняется, то надо проверить, заявлен ли в реестре код, который соответствует новой специфике. Если нет, то у вас есть три рабочих дня с даты начала такой деятельности, чтобы подать заявление об изменениях (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Штраф за опоздание — 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Его выписывают руководителю компании. Правда, на практике такое случается крайне редко. Гораздо опаснее другие последствия — по налогам и взносам.

Как расхождение в виде деятельности и коде ОКВЭД влияет на налоги

В идеале коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ должны четко соответствовать вашим сделкам.* К досадным налоговым последствиям могут привести как недостающие виды деятельности, так и лишние. Особенно если вы применяете спецрежим.

Отказы в вычетах НДС

Если код ОКВЭД не соответствует виду закупаемых товаров, то инспекторы могут снять вычет НДС.* К примеру, контролеры спрашивают: зачем компании самолет, если заявленные ею коды ОКВЭД не предполагают использование или продажу такого транспорта? Конечно, такие претензии возникают, когда цена вопроса достаточно велика. И тем досаднее.

К счастью, в суде справедливость можно восстановить. Ведь сам по себе какой-то конкретный код не является основанием для отказа в налоговом вычете. И более того, законодательство не запрещает менять виды деятельности (постановление ФАС Поволжского округа от 26 апреля 2012 г. по делу № А49-1563/2011). А если спорить в суде вы не настроены, то лучше заранее, еще перед сделкой, добавить коды в реестр.*

Лишняя отчетность

Допустим, деятельность компании полностью подпадает под вмененку, компания исправно платит ЕНВД. Однако часто в ЕГРЮЛ за компанией закреплены не только те коды, которые соответствуют вмененным видам бизнеса. В список заявленной деятельности вполне могут попасть те значения ОКВЭД, что подпадают под общий режим налогообложения.

Осторожно!

На вмененке безопаснее убрать из ЕГРЮЛ все виды деятельности, не подпадающие под этот спецрежим. Иначе налоговики могут заявить, что надо платить налоги по общей системе.

Налоговики могут потребовать декларации по всем основным налогам, помимо отчета по вмененке. То есть придется ежеквартально представлять нулевые отчеты по НДС и налогу на прибыль (письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-4-3/6753). Иначе инспекторы выпишут штраф (ст. 119 НК РФ).

Такая позиция не находит поддержки в Минфине России. Ведь если есть освобождение от налогов, то отчитываться по ним не надо, считают чиновники (письмо от 18 мая 2012 г. № 03-11-06/3/34). Но все же безопаснее ненужные коды из реестра убрать.

Опасно также указывать код ОКВЭД в декларации, если он не соответствует тому налогу, по которому вы отчитываетесь. К примеру, у компании не один, а несколько видов деятельности. Один из них переведен на вмененку, другой — на упрощенку.

Скачайте документы по теме:

Приказ об изменении видов экономической деятельности по ОКВЭДИнформация о файлеРешение единственного участника ООО о смене видов деятельности по ОКВЭДИнформация о файле

Частая ошибка

Бухгалтеры не уделяют внимания коду ОКВЭД на титульном листе декларации. Он должен соответствовать той деятельности, по которой вы отчитываетесь.

На титульном листе декларации по ЕНВД надо указать код ОКВЭД, соответствующий вмененке. А в отчете по упрощенному налогу — код деятельности, подпадающий под упрощенку. Основной вид бизнеса при этом значения не имеет (письмо Минфина России от 9 июня 2012 г. № 03-11-11/186). Если же в отчетах коды перепутать, то инспекторы могут доначислить налоги.

Запрет на применение спецрежима

Не стоит подавать уведомление о переходе на спецрежим, если вы не заявляли соответствующий вид деятельности. Скажем, компания хочет перейти на ЕНВД, подает уведомление, указав код ОКВЭД, которого нет в ЕГРЮЛ. Конечно, ревизоры могут запросто отказать в переходе на вмененку. То же, если предприниматель захочет применять патентную систему налогообложения.

Выход один — внести изменения в ЕГРЮЛ, добавить нужные коды. Но лучше это сделать заранее. Не меньше чем за пять рабочих дней до подачи уведомления о спецрежиме. Ведь именно столько времени потребуется для регистрации новых кодов.

Какие проблемы могут возникнуть со взносами

От основного вида деятельности организации или предпринимателя зависит тариф взносов на травматизм. А некоторые компании в зависимости от кода ОКВЭД могут рассчитывать на пониженный размер страховых взносов.

Повышенные тарифы на травматизм

Ежегодно до 15 апреля включительно надо подавать сведения, подтверждающие основной вид деятельности. Как правило, для этого требуются заявление, справка-подтверждение и копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год. Если этого не сделать, то компании назначат максимальный тариф взносов на травматизм. Поясним.

По данным, которые вы передаете в ФСС, ревизоры соцстраха определяют класс профессионального риска в вашей компании. Каждому из этих классов соответствует свой тариф взносов на травматизм. Соответственно, чем выше класс риска, тем больше надо будет платить (Классификация, утвержденная приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н).

Без документов проверяющие выберут код ОКВЭД с самым высоким классом риска из тех, что вы заявили в ЕГРЮЛ.

О новом тарифе вам письменно сообщат до 1 мая. Если он отличается от прежнего, то взносы придется пересчитать с начала года и исправить отчетность (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55).

Справедливости ради отметим, что данный подход ФСС не совсем законный. Судьи Президиума ВАС РФ пару лет назад подтвердили: ревизоры не вправе назначать наивысший класс риска, если компания не сообщила основной вид деятельности (постановление от 5 июля 2011 г. № 14943/10).

Однако если вы не хотите спорить с ФСС, надо подтверждать вид деятельности вовремя. И на всякий случай лучше пересмотреть заявленные вами коды. Среди них есть те, что соответствуют высоким классам риска и точно лишние? Тогда безопаснее исключить их из ЕГРЮЛ сразу.

Лишение прав на льготные взносы

Пониженные тарифы взносов в ПФР и ФСС вправе применять компании на упрощенке, которые производят определенные товары и оказывают услуги. Полный перечень — в подпункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Причем вовсе не обязательно заявлять такой код ОКВЭД как основной. Главное, чтобы доля доходов от реализации товаров (услуг) по данному виду деятельности была не меньше 70 процентов в общем объеме доходов. Эту величину вы ежеквартально указываете, составляя отчетность по форме РСВ-1 ПФР в подразделе 3.6 раздела 3. А в форме-4 ФСС (действующей с отчетности за полугодие 2013 года) код по ОКВЭД надо указывать в разделах I и II. Так вы подтверждаете свое право на применение льгот.

Однако если ревизоры внебюджетных фондов обнаружат, что указанного в отчетности кода нет среди тех, что есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то взносы заставят пересчитать по полному тарифу.

Чем опасны незаявленные коды ОКВЭД при работе с контрагентами

Несоответствие кодов ОКВЭД реальной деятельности компании налоговики не так давно объявили признаком неблагонадежности. Об этом мы рассказывали в статье «Подозрительный контрагент с точки зрения вашего инспектора», опубликованной в журнале «Главбух» № 18, 2013. Сегодня компании всеми способами стараются проявлять осторожность и должную осмотрительность при выборе контрагента, оценивают риски. И заключают контракты лишь с теми, у кого опасных факторов меньше всего.

Так что у вас есть еще один повод проверить, все ли виды операций заявлены у вас в ЕГРЮЛ. Получить в последний момент отказ от выгодной сделки явно не в интересах вашей компании.

Главное, о чем важно помнить

1Самое безопасное — чтобы текущая деятельность компании совпадала с кодами ОКВЭД, заявленными в ЕГРЮЛ.

2Налоговики посчитают сомнительными тех контрагентов компании, у которых деятельность не совпадет с заявленной в реестре».

2. Постановление 16 ААС от 07.05.2014 № А25-1784/2013

«По смыслу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации общая правоспособность юридического лица применительно к возможности осуществления какого-либо вида деятельности не ограничена фактом присвоения соответствующего этой деятельности кода ОКВЭД и подразумевает возможность заниматься любыми видами деятельности, за исключением тех, которыми можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).*

Как разъяснено пунктом 18 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (статья 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

В связи с этим при разрешении споров следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *