Меню

Аттестация рабочих мест

0 комментариев

График (периодичность) проведения аттестации рабочих мест

С некоторых пор законодательством РФ были ужесточены правила касающиеся периодичности проведения аттестации рабочих мест, после того как был принят ФЗ РФ от 30.12.2001 ТК Российской Федерации данное мероприятие стало обязательным для всех физических и юридических лиц.

Правовой основой является вышеупомянутый Федеральный закон, ТК Российской Федерации, а именно статья 212, приказ от 26.04.2011 г Минздрав соцразвития Российской Федерации в котором утверждается периодичность проведения аттестации рабочих мест, а так же условий труда. Аттестация рабочих мест проводиться для выявления вредных условий труда, которые прямо или косвенно влияют на жизнь и здоровье работников.

Периодичность проведения аттестации рабочих мест

Плановая аттестация:

Организация вправе сама решать, когда ей проходить аттестацию. Работодатель делает акцент на финансовое и материальное положение организации, подбирая более выгодное время для ее проведения. Но не будем забывать, что проводиться такая аттестация должна не реже одного раз в 5 лет, данный срок прописан в законодательстве РФ, этот срок отчитывается от даты проведения последней проверки. Датой следующей проверки принято считать дату издания приказа руководителем организации о создании комиссии проводящую аттестацию и внесение членов данной комиссии в приказ, так же создания графика проведения аттестации рабочих мест.

Внеплановая аттестация:

Если на предприятие появляются новые рабочие места (оборудование), то работодатель обязан в течение 60 рабочих дней приступить к их аттестации. Для того чтобы оценить качество проведенной аттестации, проводится государственная независимая проверка.

Внеплановая проверка может быть проведена и по инициативе работодателя в случаях:

  • замены производственного оборудования (рабочего места);
  • смены средств индивидуальной защиты;
  • изменения процесса работы (технологического процесса);
  • необходимости доработки и соответствия рабочих мест с государственными нормами.

По данным пунктам проверка должна быть проведена в течение 60 дней. Такая периодичность проведения аттестации уменьшает риск неблагоприятного воздействия на работников, риск выхода из строя оборудования, что позволяет организации иметь положительную динамику.

Результаты внеплановой аттестации должны быть оформляются в соответствие с законодательством Российской Федерации, а именно пунктом 44 — 46 Порядка (вышеупомянутого закона). Для всех рабочих мест оформляется новая аттестационная карта, в которой прописывают все изменения и появившиеся дополнения.

Каждая аттестация обходиться организации в определенную сумму, во избежание не запланированных расходов можно сделать вывод: необходимо добросовестно подходить к исполнению всех государственных норм, качественно подготавливать все рабочие места не только внешне, но и документально. Советом для аттестуемых будет напоминание о том, что данное мероприятие требует не только некоторых денежных затрат, но и неопределенного промежутка времени, поэтому советуем вам не затягивать с данной операцией.

Вся ответственность за проведение аттестации целиком возлагается на руководителя предприятия.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
  • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
  • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
  • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
  • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
  • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
  • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
  • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

Порядок проведения аттестации и точные её сроки

Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

  • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
  • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
  • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

Этот список не является окончательным. Для того, чтобы аттестация началас,ь могут потребоваться и другие документы, но в каждом отдельном случае они будут разными. Этот список указывает только на те бумаги, без которых аттестация точно не пройдет.

После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

  • Перечень тех рабочих мест, которые прошли аттестацию по условиям труда;
  • Карты, по которым каждое из этих рабочих мест проверялось;
  • Общая ведомость, куда сведены все результаты всех проверок;
  • Общая таблица, куда занесена информация по всем классам условий труда, а также компенсаций, которые необходимо выплатить сотрудникам, работающим там;
  • План работ, цель которых – улучшение условий труда на каждом рабочем месте;
  • Протокол заседания особой комиссии, куда будут занесены результаты обсуждений и анализов условий труда на предприятии;
  • Сведения об организациях, которые были привлечены к аттестации;
  • Если государственные органы проводили на производстве свою экспертизу, то её отчеты должны быть вложены в пакет документов;
  • Если комиссия отметила какие-либо нарушения, то она должна составить об этом отчет;

После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.

Экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест.

Независимая экспертиза условий труда.

Оосновной целью любого профсоюза (профсоюзного объединения) является представление трудовых и социально-экономических интересов своих членов перед работодателем.

Эта цель достигается при решении трех главных задач:

— обеспечение максимальной заработной платы для членов профсоюза;

— обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

— обеспечение по возможности полной занятости членов профсоюза.

Решаются эти задачи в основном в переговорном процессе с работодателем. При этом профсоюзы оставляют за собой функцию контроля за соблюдением достигнутых договоренностей. Однако, в области охраны труда контролирующая функция профсоюзов распространяется и на соблюдение работодателем законодательства и иных нормативных актов. В России — по Конституции социально-ориентированном государстве — эта функция закреплена за профсоюзами законодательно. Главным механизмом при выполнении этой функции является независимая экспертиза условий труда, которую в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», имеют право проводить профсоюзные инспекторы охраны труда.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда.

Экспертиза проводится ежегодно во всех организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется программа охраны труда.

Экспертиза проводится по заявке соответствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке. Основным нормативным актом при проведении экспертизы является Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда P 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г. и введенное в действие с 1 ноября 2005 г.

Для проведения экспертизы работодатель обязан предоставить в распоряжение экспертной комиссии всю необходимую документацию на каждое рабочее место, по всем подразделениям и на организацию в целом.

За 3 года активной деятельности независимыми экспертами проверены условия труда более чем в двухстах организациях. Во многих из них экспертиза проводилась неоднократно. За этот период накоплен немалый опыт по части проведения независимой экспертизы условий труда, выявлен ряд существенных особенностей. Основные различия наблюдаются в зависимости от того, была или не была проведена аттестация рабочих мест организации по условиям труда.

Проведение экспертизы по результатам аттестации рабочих мест.

На первый взгляд такая постановка вопроса может показаться странной — действительно, зачем проводить независимую экспертизу условий труда в организации, где уже проведена полная аттестация рабочих мест по условиям труда?

Но вот например: на одном из нефтедобывающих предприятий в Южном федеральном округе была проведена полная аттестация рабочих мест в основных производственных подразделениях. Когда эксперты нашей организации приступили к независимой экспертизе, они затребовали результаты проведенной аттестации и обнаружили, что по целому ряду рабочих мест показатели тяжести и напряженности трудового процесса занижены по сравнению с требованиями Руководства P 2.2.2006-05. Наши эксперты потребовали от руководства организации учета именно своих результатов при установлении работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда. А для того, чтобы уже ни у кого не вызывало сомнений в правильности действий наших экспертов — материалы и независимой экспертизы, и аттестации рабочих мест по условиям труда были направлены на государственную экспертизу условий труда в областную администрацию, которая подтвердила правильность выводов независимых экспертов.

Такие случаи нередкость — давно уже всем известно о том, что среди аккредитованных организаций, производящих замеры вредных факторов производственной среды есть немало, мягко говоря, свободно относящихся к своим обязанностям организаций, которые весьма часто занижают показатели тех или иных вредных факторов.

Поэтому при проведении экспертизы экспертная комиссия в обязательном порядке исследует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствие их нормативным документам по охране труда.

Кроме того экспертная комиссия:

— выявляет наличие и степень влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в том числе — неустранимых при современном техническом состоянии производства и организации труда;

— проверяет предоставление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций;

— оформляет Акт о проведении экспертизы;

— дает обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в том числе — рекомендации по предоставлению работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций.

В практике проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, где уже была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, занимает примерно 10% от общего числа экспертиз. Такое положение сложилось под воздействием двух обстоятельств.

Во-первых, отечественный работодатель в основной своей массе не очень любит тратиться на мероприятия по охране труда вообще, и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в частности. Это неудивительно — приглашение лаборатории для проведения замеров вредных факторов стоит немалых денег.

Во-вторых, если уж работодатель решил потратиться на проведение аттестации, то он, как правило, серьезно относится к ее проведению и для исследований приглашает те лаборатории, которые дают реальную картину условий труда на рабочих местах. Поэтому в таких организациях ни у работников, ни у их представителей — профсоюзных организаций не возникает сомнений в результатах проведенной аттестации. А следовательно, профсоюзная организация не подает заявку на проведение независимой экспертизы условий труда.

Тем большее значение имеет независимая экспертиза условий труда для организации, в которой аттестация рабочих мест по условиям труда не была проведена.

Проведение экспертизы в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест.

В процессе проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест, комиссии экспертов необходимо выявить весь комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников, и определить причины их образования.

Кроме того экспертная комиссия:

— инициирует начальный этап проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— определяет соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, материалов, окружающей производственной среды, параметров трудового процесса соответствующим нормам и нормативам;

— оформляет протоколы оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса;

— определяет класс условий труда (КУТ) по каждому рабочему месту, на котором проводилась экспертиза.

Разумеется проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, гораздо более трудоемкий процесс для профсоюзных инспекторов охраны труда. Приходится не только анализировать уже готовые материалы и проводить выборочную инспекцию по нескольким рабочим местам — приходится детально исследовать все рабочие места, указанные в заявке первичной профсоюзной организации, опрашивать работников, занятых на этих рабочих местах, составлять протоколы по этим рабочим местам.

Как уже отмечалось выше независимая экспертиза условий труда может проводится на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке профсоюзной организации.

Конечно, в большинстве случаев, в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, независимая экспертиза условий труда проводится на всех рабочих местах организации.

Однако, нередки случаи, когда профсоюзная организация первоначально заявляет о проведении независимой экспертизы условий труда только на рабочих местах, на которых заняты члены профсоюза. Например, на одной из Табачных фабрик Южного федерального округа независимую экспертизу условий труда пришлось в течение одного года проводить четыре раза — всякий раз, когда первичная профсоюзная организация прирастала членами профсоюза из новых подразделений предприятия.

Иногда инициатором ограничения выступают работодатели. Так в одном из водочных предприятий Северо-Кавказского федерального округа работодатели просили первоначально ограничиться двумя торговыми точками — продовольственными магазинами. Но уже через год независимую экспертизу условий труда провели по остальным подразделениям.

Одним из основных требований к работодателю после проведения независимой экспертизы условий труда является проведение полной аттестации рабочих мест по условиям труда на тех рабочих местах, где проводилась экспертиза.

Оформление результатов экспертизы.

По результатам экспертизы, руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами, экспертная комиссия составляет Акт независимой экспертизы, в котором излагаются рекомендации по совершенствованию охраны труда на рабочих местах и применению доплат и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Акт о проведении независимой экспертизы условий труда в организации оформляется на основе представленных на экспертизу материалов и дополнительных исследований условий труда, проведенных в соответствии с Руководством P 2.2.2006-05.

Конкретный перечень рабочих мест организации с вредными условиями труда оформляется приложением к Акту независимой экспертизы.

Одновременно с Актом независимой экспертизы работодателю, как правило, направляется представление профсоюзного инспектора охраны труда об устранении выявленных нарушений в области охраны труда. Представление носит более конкретный характер по неотложным мерам, которые работодателю необходимо принять для устранения существенных нарушений в области охраны труда: например, поставить защитные ограждения на травмоопасных участках, нанести предупреждающие надписи на потенциально опасном оборудовании, заменить комплекты спецодежды на определенных рабочих местах и тому подобное.

Рекомендации экспертов, проводивших экспертизу, обязательны к исполнению работодателем, если это прямо оговорено в коллективном договоре, и в любом случае обязательны к рассмотрению их работодателем или его представителями с обязательным обоснованным ответом в семидневный срок. В противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной экспертизы условий труда и в органы государственной инспекции труда.

Наличие в независимой экспертной организации проработанной и согласованной с государственными органами документации позволяет ей эффективно выполнять свои функции по организации работ по охране труда, и по контролю за соблюдением работодателем законодательства о труде и об охране труда.

Аттестация, что это

Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.

При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.

Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».

Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.

Для чего нужна аттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Аттестация позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:

  1. Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
  2. Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
  3. Определить уровень травматизма и его безопасность.
  4. Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Порядок аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

  1. Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
  2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
  3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.

Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:

  1. Подготовка к проведению оценивающих работ.
  2. Основной, который заключается в самой проверке.
  3. Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
  4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
  5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Начальник учреждения, которое подвергается спецоценке рабочих, назначает своего сотрудника в качестве председателя комиссии. Он, в свою очередь, подбирает себе команду. В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • Инженер по ОТ;
  • Сотрудник кадровой службы;
  • Механик;
  • Электрик или энергетик;
  • Бухгалтер по начислению зарплаты;
  • Мед. работник;
  • Член профсоюзной организации;
  • Технолог.

Количество человек может определяться индивидуально, такое правило не оговорено в нормативных актах по оценке условий.

Такой состав может наблюдаться в малочисленных учреждениях, а в крупных компаниях подобные комиссии должны присутствовать во всех отдельных подразделениях с центральной комиссией во главе.

Каждый список сотрудников по аттестации рабочих мест утверждается приказом по основной деятельности, с указанием Ф.И.О., должности председателя и членов комиссии, а также сроков проведения проверки.

Все представители проходят обучение. Для этого председатель должен пригласить специалиста региональной организации по ОТ, для проведения методических уроков. Семинар может продолжаться в течение двух дней.

Рекомендуемая программа подготовки рассчитана, как правило, на 20 часов, после чего учащимся выдается удостоверение о прохождении курса ОТ. После чего комиссия может приступать к аттестации.

Следующим действием со стороны комиссии является разработка графика мероприятий. На данном этапе происходит определение сроков и этапов проведения аттестации с указанием уполномоченных лиц.

Далее, определяется перечень рабочих мест, которые подвергаются оценке, с указанием вредных и опасных факторов для основных измерений. При составлении реестра работники опираются на штатное расписание и «Общий классификатор профессий», и выявляют виды работ, которые более всего подвержены негативному воздействию факторов.

В основном ссылаются на жалобы работников, например, отсутствие вентиляции воздуха в помещении, вибрацию, сильный шум.

Документальное оформление перечня представляется в виде таблицы и играет важную роль в общей процедуре аттестации, так как он задает объем всей аттестационной работы.

И последним шагом этого этапа является сбор и систематизация полной информации о каждом рабочем месте, его факторах окружающей среды, а также подготовка нормативной базы, регламентирующей спецоценку на показатели опасности травмирования человека и обеспечение его средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам ОТ по ряду направлений:

  • Соответствие гигиеническим нормам;
  • Опасность получения травмы на рабочем месте;
  • Наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;
  • Комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности. Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами. Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.
  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.
  3. Название приборов измерений.
  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.
  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.
  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.
  7. Автограф ответственного лица за измерение.
  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ, комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных, и сопоставления их с нормативами, определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом участке, действующие льготы и компенсации занятых людей, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью оценочного документа выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности, определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до человека условия будущей работы.

Заключительный

Предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ.
  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем. Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу, с оглаской сроков выполнения. Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Новшества в 2019 году

Радикальные изменения произошли в 2014 году. Согласно закону поменялось название процедуры. Ранее аттестация рабочих мест, ныне используется понятие специальная оценка условий труда.

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Согласно письму Министерства труда Российской Федерации такая аттестация должна считаться недействительной и в настоящее время пройти нужно специальную оценку условий труда на соответствие нормативам гигиены и травмобезопасности.

Однако, не все компании поспешили выполнить требования Федерального закона в срок. Информация о нарушителях в настоящее время обобщена в электронном формате и находится на аналитическом обзоре проверяющих из Прокуратуры РФ и Государственной инспекции по труду, что позволит, в дальнейшем, применить к предпринимателям штрафные санкции, не выходя на «место».

Штрафы сейчас существенные:

Вид нарушения Размер штрафа
Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев
Несоблюдение порядка проведения процедуры На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей
Неудовлетворительное содержание рабочего места На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров
Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей. Может наступить и более плачевный итог, это лишение свободы или назначение принудительных работ.

В любом случае, аттестация рабочих мест по условиям труда должна быть проведена.

Где используют результаты аттестации

Как уже отмечалось, результаты спецоценки с 2015 года отражаются в отчете фонда социального страхования по форме 4-ФСС. Специалисты ФСС принимали решение поднять или сделать скидку процента по налогу на травматизм.

Данная графа, в которой отражается количество рабочих мест, прошедших проверку на вредность и опасность, до настоящего момента названа как аттестация рабочих мест организации, но это только вопрос времени, возможно, ее переименуют в специальную оценку.

Для пенсионного фонда эти результаты также играют немаловажную роль. Имеется таблица классов и подклассов условий, согласно которым на заработную плату вредников начисляются страховые взносы по доп. тарифу. Тариф может варьироваться от 0 до 8%.

Работники, по которым бухгалтера подают в ПФР поименные списки с указанием льготы на каждого сотрудника, могут выйти на пенсию раньше положенного срока.

Например, машинисты котельных (кочегары), электрогазосварщики, и другие профессии согласно аттестации рабочих мест.

Класс аттестации рабочих мест Подкласс Доп. тариф, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Согласно установленным разрядам, работодатель обязан проводить регулярные медосмотры своих рабочих, улучшать качество их работы, внедряя новые СИЗ, обеспечивать их льготами.

Организации, имеющие лицензию на проведение аттестации рабочих мест

В России в каждом регионе действуют организации, которые специализируются на проведении спецоценки. Они могут провести проверку в полном объеме, а могут сделать только замеры. Кто же проводит аттестацию рабочих мест в России?

Например, в Москве и Московской области таких фирм насчитывается около 94-х.

Среди них можно выделить самые востребованные:

  • АТОН ЭКО-безопасность и охрана труда;
  • СОКРОН;
  • Служба аттестации рабочих мест и охраны труда;
  • ООО «Технометр».

И это еще не весь список. Наиболее оптимальными условиями располагает самая распространенная на рынке подобных услуг фирма ООО «Главпромэкспертиза». Зарекомендовала себя не только в Московской области, но и в других регионах страны. Деятельность осуществляется на протяжении 15 лет. Главным преимуществом является низкая цена аттестации рабочих мест, новейшее измерительное оборудование, квалифицированные специалисты в своей области, имеющие высшее образование.

Компания «Мэрцис» производит весь ряд услуг, по оценке труда. Способны проводить микробиологические испытания. Низкие цены и постоянная система скидок на услуги привлекает организации все больше и больше. Обслуживает город Санкт-Петербург и близлежащие регионы.

ООО «АКЦОТ» эта фирма зарекомендовала себя на рынке услуг по оценке труда в Алтайском крае. Очень востребованная фирма, осуществляет гибкий подход к каждой организации, то есть может подстроиться к любым условиям проведения аттестации, проведет оценку в кратчайшие сроки с минимальной документальной волокитой.

Чтобы выбрать наиболее подходящую компанию, нужно детально изучить полную информацию о фирме, отзывы, удостоверяющие документы.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско — правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации — работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • инженер по ОТ;

  • сотрудник кадровой службы;

  • механик;

  • электрик или энергетик;

  • бухгалтер по начислению зарплаты;

  • медицинский работник;

  • член профсоюзной организации;

  • технолог.

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

  • соответствие гигиеническим нормам;

  • опасность получения травмы на рабочем месте;

  • наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

  • комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.

  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.

  3. Название приборов измерений.

  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.

  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

  7. Автограф ответственного лица за измерение.

  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

— выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

— определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

Заключительный этап

Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.

  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).

  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.

Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.

Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *