Меню

Простой транспорта

0 комментариев

Простой транспортных средств

При исполнении договора перевозки возможен сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или разгрузкой, а также простой на границе.

Причины таких простоев различны.

В том случае, если простой происходит по причине, зависящей от заказчика транспорта, перевозчику необходимо надлежащим образом фиксировать данные факты, в противном случае возникают сложности с доказыванием самого факта простоя.

Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).

Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки

Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.

Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.

Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.

В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).

Cправочно

Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции.

Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.

Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:

• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);

• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).

Ошибки, допускаемые при оформлении простоев

Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.

Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.

Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.

Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.

Как следует из вышесказанного, карту простоя в месте погрузки или выгрузки может заменить отметка о прибытии-убытии, сделанная, например, в CMR-накладной.

Стороны сами усугубляют ситуацию, подписывая договора с довольно путаными положениями об оформлении и оплате сверхнормативных простоев.

Приведем примеры таких формулировок в договорах перевозки.

Пример 1

Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора.

Пример 2

Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам.

Проанализируем приведенные тексты.

В чем ошибка перевозчика?

Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель. Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.

Как делать правильно?

В договорах логичнее согласовать с Заказчиком условие о том, что карта простоя будет составлена в месте погрузки или выгрузки и подписана в месте погрузки (выгрузки) представителем лица, осуществляющим эти работы.

Не торопитесь также делать обязательным к исполнению условие о наличии расшифровки подписи или указание, что карта простоя должна быть подписана только руководителем соответствующего юридического лица, так как на практике исполнить это также может быть весьма затруднительно.

Если стороны четко определили, что карта простоя должна быть подписана директором грузоотправителя, то при подписании карты иным лицом грузоотправителя у перевозчика есть формальное основание, по которому суд откажет ему в требовании оплатить простой.

Обратите внимание!

Если требование об оформлении карт простоя в местах погрузки или выгрузки можно хоть как-то согласовать, то вопрос об оформлении простоев в зонах таможенного контроля при досмотре транспортных средств остается неурегулированным: не всегда сотрудники таможенных органов делают отметку в картах простоя, оформляемых перевозчиками.

Самой простой рекомендацией при простоях на таможне будет немедленное письменное уведомление о таких случаях заказчика перевозки.

При этом сообщение о задержке при досмотре водитель делает в офис перевозчика, а из офиса отправляется письменное сообщение заказчику перевозки.

Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).

Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора

Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.

Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?

Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.

Документы, подтверждающие простои, могут выглядеть по-разному, однако от их подробного и правильного заполнения зависит факт получения перевозчиком штрафных санкций за простой.

Не забывайте и об иных формальных действиях, согласованных в договоре, которые могут стать основанием для отказа в требовании об оплате простоев, например об обязанности своевременно и письменно информировать заказчика о возникновении простоя.

Форма такого письменного сообщения должна быть согласована сторонами в договоре, поскольку любой простой влияет на осуществление перевозки.

Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).

Кто может воспользоваться нулевой ставкой

Положение пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяется на российских перевозчиков, которые выполняют работы (оказывают услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Налоговым кодексом не определено понятие «перевозчик». Поэтому, руководствуясь п.1 ст.11 НК РФ, обратимся к гражданскому законодательству. В ст.785 ГК РФ перевозчиком признается лицо, фактически осуществляющее транспортировку по договору перевозки груза. Понятие «перевозчик» приведено и в отдельных законах, регулирующих отношения при осуществлении перевозок различным транспортом.

Воздушные перевозки. Согласно ст.100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Эксплуатантом в соответствии с п.3 ст.61 Воздушного кодекса признается гражданин или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее это воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Морские перевозки. В ст.115 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ) сказано, что перевозчик — это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем либо фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. По договору морской перевозки грузов перевозчик обязуется доставить в порт назначения груз, переданный ему отправителем. Из ст.ст.115, 198 и 211 КТМ следует, что перевозчиком может быть как собственник судна, оказывающий услуги по транспортировке грузов, так и фрахтователь, эксплуатирующий судно, которое судовладелец предоставил ему во временное пользование. Что касается фрахтователя, то он заключает договоры перевозки от своего имени и фактически оказывает на зафрахтованном судне услуги по перевозке, возмещая судовладельцу только расходы, связанные с временным пользованием судном. Данной позиции придерживается и МНС России в Письме от 05.04.2002 N 03-3-06/893/32-Н435.

Автомобильные перевозки. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее — Закон N 127-ФЗ) российский перевозчик — это российское юридическое лицо или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров. На основании этой статьи некоторые специалисты делают вывод, что перевозчиком может быть только лицо, которому транспортное средство принадлежит на праве собственности. Однако в ст.1 данного Закона о праве собственности нет ни слова. Это обстоятельство позволяет трактовать положения статьи шире. То есть транспортное средство может принадлежать перевозчику как на праве собственности, так и на других законных основаниях, например на условиях аренды. Главное, чтобы перевозчик фактически перевозил груз.

Международные перевозки, кроме морских, подлежат обязательному лицензированию. Так, п.1 ст.9 Воздушного кодекса гласит, что лицензированию подлежит деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе. К международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии лицензий на этот вид деятельности (ст.2 Закона N 127-ФЗ). Морские перевозки, хотя и не лицензируются, подлежат тщательному контролю. Документы, необходимые для их осуществления, перечислены в ст.25 КТМ.

Из приведенных норм можно сделать следующие выводы. Во-первых, перевозчик должен сам оказывать покупателю транспортные услуги. Предприятия (индивидуальные предприниматели), оказывающие посреднические услуги по организации перевозок, не вправе претендовать на нулевую ставку. Не могут ее применять и налогоплательщики, которые перепредъявляют счета на оказание услуг по транспортировке от перевозчиков покупателям этих услуг.

Во-вторых, транспортное средство должно принадлежать перевозчику на праве собственности, на условиях аренды либо фрахта или на иных законных основаниях.

И, в-третьих, перевозчик должен иметь лицензию на оказание услуг по перевозке (кроме морских перевозок).

Помимо соблюдения всех перечисленных условий необходимо также учитывать формы заключаемых договоров. Так, например, владелец может предоставить свой транспорт (полностью или частично) третьему лицу на основании договора аренды. Тогда независимо от того, для каких перевозок арендуется транспортное средство, его владелец не вправе применить нулевую ставку. Это объясняется тем, что фактически он реализует не услуги по перевозке, а услуги по аренде, облагаемые НДС по ставке 18%.

Место реализации транспортных услуг

Все виды транспортных услуг, облагаемых по ставке 0%, связаны с перемещением грузов или багажа не только через территорию России, но и через территории других государств. Поэтому чтобы понять, облагается ли вообще реализация услуг по перевозке НДС, необходимо определить место реализации таких услуг. Ведь согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) только на территории Российской Федерации. Иными словами, если местом реализации услуг не будет признана Россия, такие услуги вообще не должны облагаться НДС.

Место реализации услуг по транспортировке определяется исходя из норм ст.148 НК РФ. Напомним, что в пп.1 — 4 п.1 этой статьи перечислены условия, при выполнении которых местом реализации работ (услуг) признается территория России. Для работ (услуг), не поименованных в этих подпунктах, место реализации определяется в соответствии с пп.5 п.1 ст.148 Кодекса. Именно этой нормой при определении места реализации и должен руководствоваться налогоплательщик, осуществляющий услуги по международной перевозке. Услуги по перевозке считаются реализованными на российской территории, если перевозчик осуществляет свою деятельность в России.

Итак, в данном случае речь идет об услугах по международным перевозкам, в отношении которых применяется норма пп.5 п.1 ст.148 НК РФ. Поэтому при определении места реализации, а это, как известно, место осуществления деятельности, следует руководствоваться п.2 ст.148 Кодекса. В соответствии с данным пунктом местом осуществления деятельности считается территория России, если организация или индивидуальный предприниматель фактически присутствует на территории России на основе государственной регистрации. Если такой регистрации нет, место осуществления деятельности определяется на основании:

  • места, указанного в учредительных документах организации;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места нахождения постоянного представительства в России (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, нормой п.2 ст.148 Кодекса четко установлено, что услуги облагаются НДС, только если их оказывают лица, зарегистрированные на территории России в качестве налогоплательщиков. Если перевозчик (исполнитель услуг) — иностранное лицо, не зарегистрированное в качестве налогоплательщика на территории России, а покупатель — российское лицо, объекта налогообложения не будет. Следовательно, у российского покупателя услуг не возникнет обязанностей налогового агента.

При перевозках морским и воздушным транспортом местом осуществления деятельности не признается территория России, если транспортировка осуществляется между портами, находящимися за ее пределами (п.2 ст.148 НК РФ).

При налогообложении международных перевозок также следует учитывать имеющиеся межгосударственные соглашения. Ведь согласно ст.7 НК РФ если в международном договоре, в котором участвует Россия, содержатся иные правила и нормы, касающиеся налогообложения и сборов, чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров.

Следует также упомянуть о порядке налогообложения при осуществлении перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В данном случае вопросы возникают в связи с тем, что для хозяйственных операций с субъектами Республики Беларусь ст.13 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ предусмотрен особый порядок налогообложения. Однако он установлен только в отношении реализации товаров и, следовательно, не влияет на порядок налогообложения услуг согласно Налоговому кодексу. Таким образом, услуги по перевозке между Российской Федерацией и Республикой Беларусь должны облагаться НДС в общеустановленном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Как подтвердить нулевую ставку НДС и налоговые вычеты

Для подтверждения применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации транспортных услуг, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ (услуги по транспортировке экспортных, импортных и транзитных товаров), в налоговый орган необходимо представить документы, перечисленные в п.4 ст.165 НК РФ (см. таблицу на с. 24). Обратите внимание: положение этого пункта не распространяется на услуги по перевозке железнодорожным транспортом товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и транзита. Перечень документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС при оказании этих услуг, приведен в п.5 ст.165 Кодекса.

Итак, для подтверждения нулевой ставки в налоговый орган представляются (п.4 ст.165 НК РФ):

  • контракт (копия контракта), заключенный между налогоплательщиком и иностранным или российским лицом, на оказание услуг по перевозке (пп.1). Как видим, Кодекс предусматривает наличие прямого контракта с покупателем услуг. То есть контракт на оказание услуг по перевозке с отправителем груза составляется от имени перевозчика;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке (пп.2). Из этой нормы следует, что оплата за оказанные услуги должна поступить именно от покупателя транспортных услуг. Однако, руководствуясь разъяснениями МНС России и учитывая арбитражную практику, сложившуюся по данному вопросу, можно сказать следующее. Выписка банка, свидетельствующая о поступлении выручки от третьих лиц, служит подтверждением нулевой ставки при условии, что в договоре на оказание транспортных услуг указан фактический плательщик;
  • таможенная декларация или ее копия (пп.3). В ней должны стоять отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничной таможни, через которую товар был вывезен за пределы таможенной территории России (ввезен на таможенную территорию России). Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент. При экспорте, импорте или транзите товаров оригинал таможенной декларации остается у отправителя (получателя) груза. Перевозчик должен получить у таможенного органа копию ГТД, которая и будет подтверждать нулевую ставку. Такова точка зрения Конституционного Суда РФ (см. п.2.1 Постановления КС РФ от 14.07.2003 N 12-П);
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории России или ввоз товаров на таможенную территорию России (пп.4). Положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных пп.4 п.1 ст.165 НК РФ (см. врезку на с. 25).

Обратите внимание! Особенности представления документов при воздушных и морских перевозках

В отношении перевозок, осуществляемых морским и воздушным транспортом и облагаемых по нулевой ставке НДС, пп.4 п.1 ст.165 НК РФ предписывается, какие документы необходимо представить в налоговые органы.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта морским транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет:

  • копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;
  • копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что кроме копии коносамента в налоговые органы могут представляться и другие документы, подтверждающие фактический вывоз. Такой позиции придерживаются судебные органы, например, в Постановлении КС РФ от 14.07.2003 N 12-П.

Для подтверждения вывоза товаров в режиме экспорта воздушным транспортом за пределы таможенной территории России в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Особый пакет документов нужно собрать организациям железнодорожного транспорта для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по транспортировке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта и транзита по железным дорогам (см. таблицу).

Таблица

Документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС

Операции Необходимые документы
контракт выписка банка документы,
подтверждающие
перевозку
ГТД
при
поступлении
выручки
в рублях
при
поступлении
выручки
в валюте
Реализация
услуг по
международной
перевозке
грузов
(кроме
железнодорожных
перевозок)
перевозка
экспортных
товаров
+ + + копии
транспортных,
товаро-
сопроводительных
и (или) иных
документов
+
перевозка
импортных
товаров
+ + + копии
транспортных,
товаро-
сопроводительных
и (или) иных
документов
+
перевозка
транзитных
товаров
+ + + копии
транспортных,
товаро-
сопроводительных
и (или) иных
документов
+
Реализация
услуг по
международной
перевозке
грузов
организациями
железнодорожного
транспорта
(железными
дорогами)
без
перегрузки
в морских
портах
+ — <*> копии единых
международных
перевозочных
документов,
определяющих
маршрут
перевозки с
указанием
страны
назначения и
отметками о
перевозе
товаров в режиме
«экспорт
товаров»
(«транзит
товаров»)
с
перегрузкой
в морских
портах
+ — <**> копии
перевозочных
документов
внутреннего
сообщения с
указанием страны
назначения и
отметкой о
перевозе товаров
в режиме
«экспорт
товаров»
(«транзит
товаров»), а
также с отметкой
порта о приеме
товаров для
дальнейшего
экспорта
(транзита)
Реализация услуг по
международной перевозке
пассажиров и багажа
+ + реестр единых
международных
перевозочных
документов по
перевозке
пассажиров и
багажа,
определяющих
маршрут
перевозки с
указанием
пунктов
отправления и
назначения

<*> Если выручка поступила в иностранной валюте, необходимо представить расчетные письма уполномоченного органа МПС России (их копии) о распределении выручки в иностранной валюте. Согласно п.4 ст.62 и п.3 ст.81 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ с 1 января 2005 г. расчетные письма представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с Минфином России. — Примеч. ред.

<**> Речь идет о ситуациях, когда товары доставляются железнодорожным транспортом до морских портов и перегружаются там для вывоза судами за пределы России. — Примеч. ред.

Для подтверждения применения ставки 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, предусмотренных п.4 ст.164 НК РФ, в налоговый орган представляются документы, указанные в п.6 ст.165 НК РФ (см. таблицу):

  • выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке. Это требование выполняется с учетом норм, предусмотренных пп.2 п.1 и пп.3 п.2 ст.165 НК РФ (см. врезку на с. 26);

Обратите внимание! Особенности представления платежных документов

Для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа пп.2 п.1 ст.165 НК РФ предусмотрены следующие особенности для представления платежных документов.

Расчет наличными. Если в контракте, заключенном между покупателем услуг и перевозчиком, предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение им полученных сумм на счет в российском банке. Кроме того, представляются копии приходных кассовых ордеров, свидетельствующие о фактическом поступлении выручки от российского или иностранного покупателя услуг.

Выручка не поступила на банковский счет в России. Особый порядок установлен для тех налогоплательщиков, которые валютную выручку, поступившую в оплату услуг по перевозке пассажиров и багажа, не зачисляют на банковский счет на территории России в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством России о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление этой валютной выручки на банковский счет на территории Российской Федерации.

Оплата по бартеру. Если оплата перевозки пассажиров или багажа производится на основе внешнеэкономических бартерных отношений, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных в счет оплаты услуг по перевозке, на территорию Российской Федерации и их оприходование.

  • реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

Момент определения налоговой базы

При реализации услуг по перевозке экспортных и транзитных товаров, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в ст.165 НК РФ. На основании этой статьи налогоплательщик вправе в течение 180 дней не включать в налогооблагаемую базу обороты по реализации транспортных услуг. В течение данного периода он может собрать документы, предусмотренные ст.165 НК РФ, и заявить о применении нулевой ставки НДС. Для этого в налоговый орган нужно представить декларацию по НДС по ставке 0%, утвержденную Приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644, за налоговый период, в котором был собран последний необходимый документ.

Если с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта или транзита прошел 181 день, а полный пакет документов так и не собран, моментом определения налоговой базы следует считать день оказания услуги независимо от учетной политики (п.9 ст.167 Кодекса). В данном случае налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию за тот период, когда фактически была оказана услуга, и уплатить сумму налога и пени. Это объясняется тем, что согласно п.4 ст.81 НК РФ налогоплательщик будет освобожден от ответственности, только если уплатит налог и пени до момента подачи декларации. В противном случае к нему будут применены штрафные санкции, предусмотренные ст.122 НК РФ за неуплату налога.

Необходимо обратить внимание еще на один момент. Предположим, налогоплательщик не собрал в течение 180 дней необходимые документы. В декларации по НДС по ставке 0% в строках, предназначенных для отражения оборотов по реализации транспортных услуг, применение нулевой ставки по которым не подтверждено (строки 130, 140, 170 и 180 разд.2 декларации), указывается ставка 18/118. Декларацию по нулевой ставке, зарегистрированную в Минюсте России, можно рассматривать как официальное разъяснение. Это значит, что нужно применять установленную в ней ставку.

При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа (пп.4 п.1 ст.164 НК РФ) момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ, то есть в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики («по оплате» или «по отгрузке»). В отличие от транспортных услуг, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 Кодекса, для услуг по перевозке пассажиров и багажа срок для сбора документов не предусмотрен. Поэтому декларация по нулевой ставке, а также документы, перечисленные в ст.165 НК РФ, представляются до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором в зависимости от учетной политики произошло оказание услуг либо поступила оплата за оказанные услуги. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента). То есть при поступлении оплаты на счета организаций-агентов по реализации билетов у предприятий, оказывающих услуги по перевозке, наступает момент определения налоговой базы.

Как быть, если в момент подачи декларации по нулевой ставке при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, не собраны? В этом случае, как и при реализации услуг по перевозке экспортных и транзитных товаров, НДС исчисляется по ставке 18/118.

Отдельно следует остановиться на моменте определения налоговой базы, если речь идет о перевозках импортируемых грузов. Согласно п.9 ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении указанных перевозок является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в ст.165 НК РФ. При этом ни в п.9 ст.165, ни в п.9 ст.167 Кодекса не установлен ограничительный срок для представления документов. Поэтому автор считает, что документы, подтверждающие применение нулевой ставки, можно представить в любой момент.

Однако налоговые органы придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Они считают, что если срок для подтверждения нулевой ставки при перевозках импортируемых товаров не установлен, то момент определения налоговой базы определяется согласно п.1 ст.167 НК РФ. То есть так же, как и для услуг по перевозке пассажиров и багажа. А документы представляются до момента сдачи декларации по нулевой ставке. Окончательную точку в этом споре могут поставить только судебные органы.

Пример. Российский перевозчик в июне 2004 г. перевез грузы, импортируемые российским покупателем.

В данном случае реализация транспортных услуг облагается по ставке 0%. Для подтверждения нулевой ставки и налоговых вычетов перевозчик должен не позднее 20 июля 2004 г. подать в налоговый орган декларацию по нулевой ставке, приложив к ней:

  • копию договора с российским импортером;
  • выписку банка об оплате российским импортером транспортных услуг;
  • копию ГТД с отметками пограничного таможенного органа, через который товар был ввезен в Россию;
  • копию транспортной накладной или иного документа, подтверждающего ввоз товаров на территорию России.

Если перевозчик не представит эти документы в установленный срок, он будет вынужден уплатить НДС по ставке 18/118. Впоследствии, как только полный пакет документов будет собран и декларация по нулевой ставке представлена в налоговый орган, перевозчик сможет возместить уплаченный налог.

С.Н.Виллер

Эксперт

журнала «Российский налоговый курьер»

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2019 годe».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

1. За непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.

6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.

7. За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

8. Штраф за задержку (простой) контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозки грузов, предусмотренных договором перевозки грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) контейнеров служат отметки в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях о времени подачи и отправления контейнеров.

9. За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности

Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *