Меню

Публичного акционерного общества

0 комментариев

Федеральная организация, контролирующая своевременность и правильность уплаты налогов. Наделена правом наложения санкций за нарушение закона о налогах.  

Одним из важных аспектов этой проблемы являются ожидания, которые обычно имеют обе стороны перед тем, как они запускают совместный бизнес. Как теперь ясно, ожидания американской и российской сторон существенно различаются и часто не отражают реального положения вещей. В частности, большинство российских предприятий не слишком правильно понимает специфику взаимодействия с американскими федеральными организациями. Существует много необоснованных ожиданий и с американской стороны, и в результате многие возможности не используются в надлежащей мере только из-за нехватки информации, например, о системе исполнения государственных контрактов в США или соответствующих правовых ограничениях в обеих странах.  
Крупные правительственные организации — министерства, а иногда управления или даже отделения, которые представляют собой совокупность унитарных организаций без какой-либо общей цели, мы будем называть организациями федерального, или холдингового, типа. ФУО — это, несомненно федеральная организация, состоящая из таких унитарных организаций, как отдел пособий и общественная служба здравоохранения.  
В организации холдингового, или федерального, типа интеграция на высшем уровне уже в гораздо меньшей степени связана с целью, поскольку не существует какой-либо общей цели для составных элементов организации. Если управление по качеству пищевых продуктов и лекарств и управление образования конфликтуют в связи с распределением средств бюджета ФУО, то у последнего нет такой цели, руководствуясь которой можно было бы рационально отрегулировать этот конфликт. Здесь невозможно следовать принципу, согласно которому на деятельность, вносящую больший вклад в общую цель, выделяется больше средств, поскольку у ФУО нет единой, поддающейся измерению цели. Это — учреждение холдингового типа — федеральная организация.  
Упомянутый выше гипотетический конфликт между управлением по качеству пищевых продуктов и лекарств и управлением образования почти наверняка мог бы быть отрегулирован политическим путем в пользу того, кто имеет наиболее сильную политическую поддержку. Мы делаем вывод, что координация между специализированными подразделениями в унитарной организации может быть обеспечена более рациональными средствами, чем координация в федеральной организации.  
Здесь мы будем рассматривать только один особый вид централизации — централизацию на уровне, более высоком, чем тот, на котором обнаруживаются унитарные организации. Нас интересует тенденция, когда у унитарных организаций определенные виды деятельности, которые ей были бы необходимы для самостоятельности, отбираются и передаются отдельным подразделениям более крупной федеральной организации или руководителю исполнительной власти (Президенту). Примерами первой являются упомянутые выше отделы ФУО управление делами, канцелярия главного юрисконсульта, исследовательский отдел, отдел публикаций и отчетов, отдел по связям федерального правительства и штатов и отдел межведомственных и международных связей. Подобные же присоединенные друг к другу подразделения с централизующими  

В том случае, когда периферийная сеть придана федеральной организации, сами периферийные офисы приобретают характер учреждений федерального, или холдингового, типа. Таким образом, каждый региональный офис Комиссии по социальному обеспечению был уменьшенной копией вашингтонской штаб-квартиры, а региональные подразделения, занятые выполнением нескольких  
Реальный опыт работы федеральных организаций с сетью периферийных офисов подтверждает, что конфликты и сложности в административных отношениях возникают тогда, когда периферийные офисы приданы федеральным, а не унитарным организациям. Все неформальные силы в таких организациях объединяются, чтобы разрушить солидарность в периферийном офисе и восстановить прямые связи между подразделениями, работающими над конкретными программами, с унитарными подразделениями в центральной штаб-квартире. Подразделения периферийных офисов, работающие над конкретными программами, ощущают на себе то же давление, что и подразделения двойной субординации.  
На федеральном уровне руководство ГО осуществляет правительство РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях управление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся по должности начальниками ГО указанных органов и организаций. На территориях субъектов РФ и муниципальных образований руководство ГО осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, которые по должности одновременно являются начальниками ГО. Все начальники и руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение  
Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.  
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в порученных им отраслях экономики.  
В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием потенциально опасных объектов и в ликвидации чрезвычайных ситуаций.  
Хозрасчетные общественные организации по содействию развитию и координации внешнеэкономических связей предприятий и организаций России с партнерами зарубежных (одной или группы) стран. Возможно создание таких ассоциаций как федеральных, региональных, так и отраслевых. Они действуют на принципах (началах) долевого участия государственных, кооперативных организаций, предприятий и объединений. Паевые взносы участников могут осуществляться в рублях и в иностранной валюте. Основная задача ассоциаций делового сотрудничества- изучение рынков соответствующих стран, возможностей установления и расширения внешнеэкономических связей с ними.  
Рынок государственных учреждений составляет организации федерального правительства, правительств штатов и местные органы, закупающие или арендующие товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.  

Кто осуществляет закупки товаров и услуг на все эти 476 млрд. долл. Существуют государственные закупочные органы федерального правительства, правительств штатов и на местном уровне. Самыми крупными являются закупочные организации федерального правительства, приобретающие товары как для гражданских, так и для военных целей. Гражданскими закупками от имени федерального правительства занимаются семь разных видов организаций министерства (министерство торговли), управления (Управление служб общего назначения), агентства (Федеральное авиационное агентство), советы (Совет по обновлению подвижного состава железных дорог), комиссии (Федеральная комиссия связи), исполнительные органы (Бюджетное бюро) и прочие учреждения (Администрация долины реки Теннесси). Однако ни одно учреждение федерального правительства не осуществляет всех закупок для нужд правительства, и ни один закупщик в рамках ни одного учреждения не осуществляет закупок всего объема потребного этому учреждению количества того или иного товара, оборудования или услуг . Многие учреждения самостоятельно распоряжаются основной массой своих закупок, особенно если это касается товаров промышленного назначения и специализированного оборудования. В то же время Управление служб общего назначения играет большую роль в процессе централизации закупок товаров, наиболее часто используемых в гражданском секторе (конторская мебель, конторское оборудование, транспортные средства, горючее и т.п.), и в разработке стандартизированных процедур совершения закупок для других учреждений.  
Военные закупки федерального правительства осуществляются министерством обороны в основном через Управление военного снабжения и соответствующие организации армии, ВМС и ВВС. Управление военного снабжения было учреждено в 1961 г. для закупок и распределения предметов снабжения, необходимых всем военным службам, с целью устранения расточительного дублирования. Оно руководит работой шести центров снабжения, специализирующихся в области строительства, электроники, ГСМ, снаряжения для личного состава, товаров промышленного назначения и общих видов материальных средств. Наметилась тенденция к сосредоточению закупок товаров основных видов в руках специализированных единых закупщиков .  
Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров. Самые хорошие руководители в компании Аи Би Эм ничего не могут сделать, чтобы удержать маленькую японскую компанию от выхода на рынок с ноной интегральной схемой, которая делает некоторые виды продукции Аи Би Эм устаревшими. И МакДоналдс не добьется никакого успеха, пытаясь помешать федеральному правительству поднять минимальную заработную плату, что увеличит ее затраты на рабочую силу на много миллионов долларов в год.  
РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Если высшее руководство фирмы Ар Си Эй решает перевести корпорацию на выпуск компьютеров до того, как компания будет в состоянии бороться с конкуренцией Аи Би Эм , то руководители среднего и низового звеньев мало что могут сделать, чтобы препятствовать крупному провалу. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Вспомните о контрастах между правлениями администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано на примере драматических изменений, которые претерпела компания Крайслер под руководством Ли Якокки. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.  
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Комиссия по торговле между штатами регулирует торговую практику предприятий, ведущих свои операции более чем в одном штате. Федеральная комиссия по связи регулирует порядок телефонной, телеграфной, телевизионной и радиосвязи между штатами. Право выдавать и отменять лицензии на радио- и телевещание дает комиссии огромную власть над соответствующим организациями. Комиссия по ценным бумагам и биржам определяет, как публичные акционерные компании должны вести финансовую и бухгалтерскую отчетность. Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов регулирует сбыт и разработку новых видов продукции в соответствующих отраслях. Управление охраны труда устанавливает нормативы условий работы. Агентство  
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ШТАТОВ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ. Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления штатов и местных органов власти, число которых также множится. Каждый штат и почти все местные сообщества требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет об энергетике, системах телефонной связи внутри штата и страховании, то и устанавливают цены. Некоторые местные и штатные законы модифицируют или усиливают федеральные нормы. Например, требования ограничить выбросы выхлопных газов автомобилей в атмосферу жестче в Калифорнии, чем требования Агентства по охране окружающей среды. Хотя предпринимались усилия через Единый коммерческий код сгладить расхождения между штатными законами, регулирующими бизнес, — существенные различия остаются до сих пор. Представьте, с какой сложной системой местных установлений сталкивается организация, когда ведет свои дела в 50 штатах и десятках иностранных государств.  
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же  
Другой элемент политической обстановки — это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования, например, Комиссия по торговле между штатами и Федеральная комиссия по связи, являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений. Некоторые лоббистские группы, например, Матери против пьяных водителей выражают интересы и ценности не организаций, а объединения людей.  
Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых общинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю расходов муниципальных органов либо с целью привлечения новых предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в предотвращении загрязнения среды и в решении других проблем, которые может порождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами.  

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности в 10%-е депозитные сертификаты. Руководитель знает, что за исключением возникновения крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств, вследствие чего федеральное правительство не сможет выполнить свои обязательства, организация получит ровно 10 % на вложенные средства. Подобным образом руководитель может, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно установить какими будут затра-  
МИССИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Многие некоммерческие организации имеют так много различных клиентов , что им трудно представить подходящую формулировку цели. Хорошие примеры могут дать учреждения федерального правительства. Предполагается, что министерство торговли должно способствовать торговле. Но, в дополнение к удовлетворению потребностей американского предпринимательства, министерство торговли должно также удовлетворять нужды конгресса, президента и американской общественности. Аналогичным образом больница должна обеспечивать своих пациентов, врачей, медицинских сестер, технических работников и местное сообщество, в котором она осуществляет свою деятельность. Несмотря на эти трудности, некоммерческая организация должна сформулировать подходящую, ориентированную на клиента миссию для себя самой.  
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций. Точнее говоря, руководство должно следить за нормативными документами местных органов, властей штата и федерального правительства отношением политиков к антитрестовской деятельности кредитами федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами. Поскольку правительство постоянно и активно принимает участие в деловых вопросах, для организаций было бы разумным внимательно следить за политической деятельностью.  
Хотя в организациях с сильно децентрализованными структурами полномочия принимать решения должны делегироваться руководству среднего звена, важнейшие решения в крупных фирмах все равно принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности на уровне не ниже руководства отдела. Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.  
Очевидно, что многие руководители согласны с этим выводом. Большинство крупных американских корпораций имеют децентрализованную организацию. Их общая структура базируется на принципе федеральной децентрализации, при которой руководители важнейших отделений могут действовать почти полностью автономно во всем, что касается производимой ими продукции. Однако даже самые ярые сторонники децентрализации признают, что она не является единственным средством для любой ситуации. И централизация, и децентрализация имеют свои недостатки и  
Организации, имеющие контракты с федеральным правительством стоимостью свыше 10 тыс. долл., должны разрабатывать и проводить программы положительных действий . Цель этих программ заключается в повышении уровня занятости женщин и представителей национальных меньшинств в своих организациях. Закон 1973 г. о реабилитации инвалидов и закон 1974 г. об оказании помощи в трудоустройстве ветеранам войны во Вьетнаме также предусматривают реализацию соответствую-  
Несоблюдение принципов проведения испытаний, установленных федеральной комиссией по соблюдению равенства возможностей при трудоустройстве, может привести к возбуждению судебного иска со стороны работника, который может обвинить организацию в дискриминационной практике при наборе персонала. Аналогичные требования распространяются и на формы заявлений, используемых при отборе.  
Федеральный закон РФ О реструктуризации кредитных организаций от 8.07.99.  
Об утверждении порядка взаимодействия управлений федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации по организации, проведению и реализации материалов ревизии и проверок (утв. приказом Минфина России от 28.12.98г. №265).  
СЮ GI G2 63 G4 G5 Информационное обеспечение руководства Обоснование нормы прибавочного рабочего времени Распределение инвестиций в дело развития госсобственности Наделение уставным фондом федеральных организаций Госнадзор наличия и безопасного использования техники, энергетики, связи, эпидемсанитарии, сейсмических и климатических условий Разведка, использование и защита природных ресурсов, водных бассейнов, создание заповедных и охранных зон  
Другая концепция Хэнди из области структур получила название федеральной организации ( федерализма ). Федеральная организация представляет собой структуру, в рамках которой несколько небольших организаций объединяются в более крупную с целью получения экономии на увеличении объемов выпуска. Такое объединение не является децентрализацией в чистом виде, при которой власть остается сосредоточенной в центре, а структурные подразделения недостаточно автономны, чтобы гибко реагировать на ситуацию. В настоящих федераль-  
Стоимость общественно значимой недвижимости — комплексное понятие, которое применяется для наиболее оптимального использования недвижимости нехозяйственного назначения, например, в природоохранных целях. Проблема стоимости общественно значимой недвижимости возникла в США в процессе определения федеральными учреждениями справедливых компенсационных выплат за приобретаемую земельную собственность. При ее оценке, как правило, учитываются следующие особенности. Сопоставимые сделки отбирают только по общественно значимой собственности. Наиболее вероятным покупателем общественно значимой недвижимости является федеральная организация. Земельный участок рассматривается как основа всей компенсации, без учета других соображений, таких, как, например, местоположение.  
По мере того как внешние условия работы организаций становятся все более сложными, разнообразными и нестабильными, возникает все больше и больше видов организаций. Чарльз Хзнди описывав федеральные — организации и организации- трилистники, Джеймс Брайан Куинн рассуждает о кластерных организациях, и, конечно, никуда не уйти от широко известной -tматричной формы. Каждый вид организации имеет определенные и четкие характеристики, каждый занимает свою нишу, в которой данный вид обычно проциетаст.  

Определение федеральной организации. Хорошей иллюстрацией такой организации может служить Федеральное управление обеспечения (ФУО). Оно было создано в 1939 г. для объединения в одном департаменте всей работы федерального правительства, направленной на помощь неимущим. Время от времени из разных министерств ему передавались и другие виды деятельности. В 1948 г. структура ФУО состояла из следующих основных элементов отдела пособий, апелляционной комиссии по пособиям, управления по качеству пищевых продуктов и лекарств, управления образования, управления профессиональной реабилитации, общественной службы здравоохранения, больницы Св. Елизаветы, управления социального обеспечения (с приданным ему бывшим детским отделом Министерства труда), американского издательства литературы для слепых, Колумбийского института для глухих, Говардского университета.  
Координация внутри федеральных организаций. Составные элементы унитарной организации (например, отделения отдела пособий) не могут быть самостоятельными, потому что деятельность их направлена на общую, объединяющую всех цель. Унитарная организация в целом может быть относительно самостоятельной, когда ей поручены все виды деятельности, необходимые для достижения ее социально значимой цели. Однако не практике унитарная организация может обладать лишь частью средств, нужных ей для достижения своих целей. Фактически самым обычным следствием объединения унитарных организаций в одну, более крупную федеральную организацию является снижение самостоятельности унитарных организаций. Почти всегда, когда создается учреждение холдингового типа, многие виды деятельности централизуются на урове учреждения и, следовательно, оно должно гарантировать определенную интеграцию этих централизованных видов деятельности с деятельностью составных элементов учреждения. Например, ФУО должно гарантировать определенную интеграцию на уровне ведомства между всеми перечисленными выше составными унитарными элементами своей структуры и всеми общеучрежденческими службами управлением делами, канцелярией главного юрисконсульта, исследовательским отделом, отделом публикаций и отчетов, отделом по связям федерального правительства и штатов, отделом межведомственных и международных связей.  
Хотя различие между унитарными и федеральными организациями представляет собой различие только «по уровню», его все же нужно проводить, потому что проблема координации составных элементов различна в этих двух типах организаций. В унитарной организации координация действий ее составных элементов может осуществляться привязкой к цели организации если каждое действие служит достижению этой цели, то они не могут вступать в конфликт друг с другом. Когда приходит время определять, кому пойдут бюджетные ассигнования, то ограниченные ресурсы унитар-  
Важнейшей функцией системы управления является контроль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рос-трудинспекция) при Минтруде России, в которую входят отраслевые инспекции труда. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов, автономных округов. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, условий социального страхования и коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.  
Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС) составляют отдельные разделы законов Об охране окружающей природной среды , О безопасности , О чрезвычайных ситуациях , О пожарной безопасности . Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является федеральный закон О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1994). В гл. I Общие положения закона разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации от ЧС. Гл. II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ гл. III —принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС гл. IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС гл. V связана с подготовкой населения к ЧС гл. VI —с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС гл. VII — с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области гл. VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.  
Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.  
Существует несколько способов получения организацией релевантной информации, позволяющей объективно рассчитать риск. Доклады федерального правительства по вопросам труда, экономики, результаты переписей (цензы) содержат огромный массив данных по структуре народонаселения, росту цен, распределению доходов, инфляции, заработной плате и т.п. Крупные торговые организации предоставляют информацию, имеющую особый интерес для конкретных отраслей, например, о том, сколько женщин в возрасте от 19 до 25 лет читают ежемесячно журнал Космополи-тен в противовес Тайм .  
Бюрократическая модель управления имеет свои положительные свойства, но ее нельзя применять без детальной проработки и совершенствования всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации и имеют много общего, во многих важных характеристиках они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать во внимание все эти отличия. Так, например, организации бывают большими и малыми. Бывает, что в крупных организациях деятельность в основном сосредоточена в одной области Аи Би Эм (обработка информации), МакДоналдс (рестораны быстрого обслуживания) и т.д. Другие крупные организации типа Галф энд Уэстерн — это конгломераты, где под крышей единой корпорации функционируют различные фирмы, занимающиеся киноиндустрией, издательским делом, гостиничным бизнесом и т.д. Некоторые организации, как, например федеральная сеть универсальных магазинов и корпорация Крайслер работают непосредственно на удовлетворение потребности широких слоев населения. Другие же организации ( Контейнер Корпорейшн оф Америка , Боинг ), напротив, имеют дело в основном, только с другими крупными фирмами. Некоторые крупные организации действуют только в ограниченных географических регионах (муниципальная служба города Нью-Йорка), а другие ( Аи Ти Ти , Эк-сон , Кока-Кола ) действуют почти во всех странах мира. Некоторые крупные организации, такие как Шелл Ойл , Дженерал Моторс и правительства промыш-ленно развитых стран, действуют почти во всех перечисленных направлениях одновременно.  

Добавлено в закладки: 0

Что такое публичное акционерное общество? Описание и определение понятия.

Публичное (ранее открытое) акционерное общество (ПАО, ранее ОАО) — это юрлицо, ценные бумаги и акции которого находятся в открытом обращении и доступе. В наименовании такого акционерного общества, а также в его уставе присутствует слово «публичное», ранее «открытое». Обычно такое общество принято относить к корпоративным организациям, то есть:

  • в отношении ПАО участники обладают корпоративными правами;
  • учредители и участники ПАО обладают правом членства в них.

Таким образом теперь любое акционерное общество (АО), будь то публичное или непубличное (ранее закрытые), включая и общество с ограниченной ответственностью (ООО) называются коммерческими корпоративными организациями или корпорациями. Что касается публичного АО, то оно в обязательном порядке должно раскрывать информацию, предусмотренную законодательством, причем делать это оно обязано на регулярной основе.

Рассмотрим более детально, что значит публичное акционерное общество.

Начиная с 1.09.2014 г. все ОАО, которые соответствовали определению публичности, автоматически превратились в ПАО. И впоследствии к ним применяется положение обновленного ГК РФ (ФЗ № 99 от 05.05.2014 г.)

Согласно принятому законодательству создать АО сразу как публичное невозможно.

Стоит заметить, что такое изменение в порядке основания ПАО вступило в силу с 01.07.2015 г. Теперь для начала нужно зарегистрировать непубличное АО, а только потом получить для него статус “публичного”.

Что же касается направления деятельности организации, то она может быть абсолютно любой, но не запрещенной действующим законодательством РФ. Однако основным видом деятельности общества может выступать только одни.

Определенные виды деятельности нуждаются в специальном лицензировании. Данная лицензия приобретается после прохождения процедуры регистрации ПАО.

Законодательство РФ обязует всех ПАО размещать результаты своего годового отчета на своих официальных сайтах. Также существует особая процедура проверки данных результатов отчетности. Таким образом результаты годовой деятельности общества проверяются на соответствие действительности сторонними аудиторами.

Акции и ведение реестра акционеров ПАО. Имущественный фонд

Как уже было отмечено – акции публичных акционерных обществ должны быть размещены и далее обращаться в открытом доступе (согласно ст. 66.3 ГК РФ). Таким образом, если руководство АО закрытого типа принимает решение стать открытым, тогда ему придется изменить политику работы с ценными бумагами и внести в название общества слово «публичное». Что же касается ЗАО (которые остались в прежней форме) будет применяться положения ФЗ № 208.

Номинальная стоимость любых обыкновенных акций АО – одинакова. В момент же учреждения общества абсолютно все акции, являющиеся именными, должны распределятся между всеми учредителями (ст. 25 ФЗ № 208).

В ПАО акционер не имеет лимита на общее количество принадлежащих ему акций. Также нет ограничений их суммарной номинальной стоимости и максимальному числу голосов, которые предоставляются отдельно взятому акционеру (ст. 97 ГК РФ). Устав АО не может содержать пункт о необходимости в согласии для отчуждения акций общества. Также никто не имеет преимуществ на возможное приобретение акций ПАО, это возможно лишь в качестве исключения (п. 3 ст. 100 ГК РФ).

Общество вправе размещать обыкновенные и привилегированные акции (как одного, так и нескольких типов). Но в тоже время номинальная стоимость всех размещенных привилегированных акций не может быть выше 25% от уставного капитала акционерного общества (ст. 25 ФЗ № 208).

Начиная с 1.10.2014 г. реестр акционеров каждого АО должен вестись исключительно специализирующимися регистраторами, которые имеют на то лицензию (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.). Если вспомнить, то ранее общества, имеющих до 50-ти акционеров реестр можно было вести самостоятельно. Сейчас же нет никаких исключений. Более того, каждому АО, которое не передало реестр стороннему реестродержателю, грозит штраф, размером до 1 млн. рублей.

Имущественные фонды публичного АО, прежде всего, формируются за счет оборота ценных бумаг и акций организации. В тот же момент, чистая прибыль, полученная в перспективе во время ведения организацией своей деятельности, может включаться в состав имущественного фонда. Действующее законодательство этого не запрещает.

Уставный капитал ПАО

Информацию об уставном капитале ПАО содержит устав данного общества. Размер уставного капитала ПАО определяется федеральным законодательством (ст. 2 ФЗ № 208). Формирование уставного капитала ПАО происходит за счет того, что выпускаются акции на какую-то сумму денег. Также уставной капитал АО разделяется на фиксированное число акций, удостоверяющих обязательные права всех
акционеров по отношению к обществу. Таким образом уставной капитал ПАО составляется на основании номинальной стоимости всех его акций, приобретенных акционерами. Уставной капитал также определяет имущество общества в минимальном размере, гарантирующий интересы кредиторов.

Общий размер уставного капитала в случае ПАО – это определенная величина, которая может существенно варьироваться, либо уменьшаться либо же наоборот – увеличиваться. Такое колебание зависит прежде напрямую от того, каким образом выкупаются акции конкретно взятого общества. Далее, разбирая отличия публичного и непубличного АО, будет упомянута минимальная сумма уставного капитала для ПАО, которая, к слову сказать, составляет 100 тысяч рублей.

На практике видно, что контроль, осуществляемый проверяющими органами намного более жесткий, чем в случае других АО. Объяснение этому состоит в том, что абсолютно все уставные документы свидетельствуют о том, что упомянутое общество есть максимально открытым для всех третьих лиц. Другими словами должно быть совершенно очевидно, что акции компании вполне могут приобрести все желающие граждане. Следовательно, все надзирающие инстанции требуют максимальной доступности и прозрачности всех данных ПАО.

Перед тем как зарегистрировать общество, учредители заключают особый договор. В нем учитываются следующие моменты: типы и категории акций, размер уставного капитала, порядок и размер их оплаты и прочее. Но, стоит заметить, что данный договор не служит учредительным документом. Его действие остается в силе вплоть до момента, указанного в договоре, пока каждая из акций будет оплачена акционерами. Однако бывают случаи, когда общество имеет одного учредителя. Тогда аналогичный перечень находится в его решении.

Управление и уставные документы ПАО

Управление ПАО осуществляется посредством коллегиального органа. Число его членов не может быть меньше 5 человек. Порядок формирования коллегиального органа управления общества и его полномочия регулируются действующим федеральным законодательством, а именно законом № 208 и уставом непосредственно самого общества (ст. 97 ГК РФ).

Орган управления АО избирается учредителями общества, которые являются также и акционерами. Орган управления, который избран, должен собрать 3/4 голосов учредителей-акционеров АО (ст. 9 ФЗ № 208). К таковым органам управлениям ПАО относятся:

  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров (другими словами наблюдательный совет);
  • генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
  • исполнительная дирекция (правление, коллегиальный исполнительный орган);
  • ревизионная комиссия.

Главным органом по ведению и регулированию управленческой деятельности ПАО – это общее собрание акционеров.

Зачастую оно проводится единоразово на протяжении года. В роли инициатора выступает совет директоров. При возникновении особой
необходимости собрание может проводится по инициативе ревизионной комиссии, или даже ввиду результатов аудиторской проверки.

На общем собрании акционеров избирается совет директоров. Генеральный же директор ПАО выдвигается и избирается тем же собранием или даже советом директоров. Все зависит от прописанной процедуры в уставе общества.

Иногда может сложиться такая ситуация, что публичное АО выпустит достаточно большое количество собственных акций на рынок, и тогда количество их держателей будет насчитывать более сотни, а то и несколько сотен граждан. В итоге собрать всех их вместе и в одно время становиться чуть ли невыполнимой задачей. Поэтому для решения данной проблемы есть несколько вариантов:

  • количество акций, владельцы которых имеют право осуществлять участие в общем собрании акционеров ограничено;
  • обсуждение может проводятся в дистанционном режиме. Для этого, к примеру можно прибегнуть к методике рассылки опросных листов.

В обязанности общего собрания акционеров входит принятие всех важных решений о деятельности ПАО, планирование мероприятий, направленных на развитие компании в перспективе. На протяжении всего остального времени все обязанности по управлению организацией выполняет совет директоров. В достаточно крупных ПАО количественное число входящих в совет директоров может быть до 12-ти человек.

Если снова вспомнить об изменениях, введенных с 1.09.2014 г. то стоит сказать о процедуре подготовки и проведении общего собрания акционеров. Так для ПАО была введена обязанность удостоверять решения общего собрания акционеров лицом, которое занимается ведением реестра акционеров и выполняет определенные функции счетной комиссии.

Касаемо упомянутых изменений стоит сказать, что благодаря им усилилась ответственность уполномоченных лиц и членов коллегиального органа управления акционерного общества. И еще была учреждена обязанность выступления в интересах организации.

Главным документом для публичного акционерного общества является устав. В таковом, как правило, расписаны все положения, которые регулируют деятельность организации. Еще в нем также зафиксирована вся информация об открытости общества.

Устав ПАО во всех подробностях содержит порядок проведения процедуры по выпуску акций, включая информацию о порядке осуществления выплат и самого начислении дивидендов.

Отчетность публичного акционерного общества

ПАО должно вести бухгалтерский учет и обязано сдавать финансовую и прочую отчетность. Также как и любое другое юрлицо в соответствии с используемым налоговым режимом ПАО обязано:

  • вести бухгалтерский учет;
  • сдавать бухгалтерский отчет;
  • сдавать налоговый отчет;
  • сдавать отчеты в разного рода внебюджетные фонды, в том числе ПФР и ФСС;
  • сдавать отчеты в органы ведения статистики.

Кроме всего прочего, акционерное общество имеет ряд собственных особенностей ведения и сдачи отчетов:

  • исполнительный орган АО несет ответственность за предоставление и, конечно, ведение отчетности;
  • ревизионной комиссией подтверждается достоверность годового бухгалтерского отчета и вообще отчета данного общества за весь год;
  • каждый год для проведения проверки и подтверждения годовой финотчетности АО обязано нанимать независимого аудитора;
  • годовой отчет акционерного общества утверждается советом директоров, а если таковой отсутствует – то единоличным исполнительным органом в срок не позднее чем за 30 суток до годового общего собрания акционеров.

Раскрытие информации и корпоративный договор ПАО

Также публичное АО обязано на регулярной основе раскрывать информацию о:

  • годовой отчетности общества;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • проспекте ценных бумаг (в том случае, если это предусмотрено на законодательном уровне);
  • проведении общего собрания акционеров;
  • других сведениях, предусмотренных Банком России.

С 1.09.2014 г. гражданский кодекс содержит такое новое понятие, как корпоративный договор. Такой договор может заключаться между абсолютно всеми акционерами общества или же их частью, а также между кредиторами и даже третьими лицами.

Заключается коллдоговор об осуществлении корпоративных прав акционеров, в согласии с которым они обязуются выполнять данные права или же наоборот воздерживаться от них. Однако данный договор имеет свои ограничения. Таким образом он не может:

  • обязать участников коллдоговора голосовать в согласии с указаниями органов;
  • устанавливать структуру и компетенцию органов ПАО.

Если условия коллективного договора были нарушены, когда он заключен между всеми акционерами ПАО, то это становится основанием в пользу признания недействительными решения его органов.

Характеристика и существенные отличия публичных и непубличных обществ

В ПАО весь капитал создается за счет ценных бумаг или акций. Также преумножить капитал ПАО можно при помощи перевода в ценные бумаги основных средств. Функционирование данных компаний и их обращение должно целиком и полностью согласовываться действующему Федеральному законодательству «О рынке ценных бумаг», которое принято РФ.

Говоря о непубличных акционерных обществах стоит сказать, что к ним принято относить общества с ограниченной ответственностью (ООО), а также и конечно само непубличное акционерное общество (НАО).

Теперь необходимо установить главные принципиальные отличительные особенности публичных и непубличных акционерных обществ. Первым показателем для сравнительного анализа служит наименование:

  • В ПАО обязательное наличие русскоязычного наименования, а также обязательное упоминание о публичности.
  • В НАО требуется наличие русскоязычного наименования и с обязательное указание формы, будь то общество с ограниченной ответственностью или же непубличное акционерное общество.

Следующим критерием служит минимально допустимый размер уставного капитала:

  • Для ПАО такой размер должен быть не менее 100 тысяч рублей.
  • Для НАО минимально допустимый размер уставного капитала установлен на сумме в 10 тысяч рублей.

Что касается допустимого числа акционеров, то здесь нет никаких различий. Как публичное, так и непубличное АО может состоять минимум из одного акционера. Ограничений по максимальному количеству акционеров ПАО и НАО не имеют.

Далее следует наличие права на проведения подписки на размещения акций в открытом виде:

  • Публичное АО имеет право для проведения открытой подписки на размещения акций.
  • Непубличное АО такого права не имеет.

Логично заключить, что основное принципиальное отличие ПАО от НАО это возможность публичного обращения ценных бумаг и акций. Суть этих акционерных обществ и заключается именно в том, что для публичного АО это возможно, а непубличное АО данным правом не обладает.

Еще одним существенным отличием упомянутых акционерных обществ является факт наличия совета директоров:

  • ПАО предусматривает обязательное наличие такого органа как совет директоров.
  • В НАО совет директоров может отсутствовать лишь в том случае, если количество акционеров не превышает 50 держателей акций.

Что касается НАО, то их непубличный характер организации открывает большую свободу в ведении управленческой деятельности. Ко всему прочему от таких обществ не требуется размещать данные о ведении своей деятельности в официальных источниках. Подобная информация обычно интересует исключительно инвесторов или акционеров, а в данном конкретном случае таковыми являются учредители общества, которые уже обладают необходимым доступом ко всей требуемой информации.

Говоря о видах деятельности непубличных АО, то такие организации могут заниматься любым видом деятельности из тех, которые не запрещены действующим законодательством РФ. Вообще, суть НАО заключается в том, что такие организации просто не выпускают свои акции на рынок. Имущество непубличного АО после приведения независимой оценки вносится в уставный капитал как вложение.

В рамках ведения управленческой деятельности непубличным акционерным обществом, также как и публичным, проводится общее собрание акционеров организации. Любые решения, которые приняты на таком собрании, должны быть заверены в нотариальном порядке, или же их может удостоверить лицо, возглавляющее счетную комиссию.

Согласно определению хозяйственных обществ под него вполне подпадают публичные и непубличные компании, которые проводят коммерческую деятельность, и уставный капитал которых представляет собой доли. Касаемо имущественного фонда, то он создается при помощи вкладов, которые вносятся учредителями. Любое хозобщество делится на публичное и непубличное.

Порядок перехода из одной формы АО в другую

Законодательством РФ допускается переход из одной организационной формы в другую. Более того, как упоминалось вначале, именно таким образом и можно создать ПАО. Далее приводится перечень действий, которые требуется предпринять для подобных изменений в организационной структуре общества:

  • изменить размер уставного капитала;
  • разработать документацию, подтверждающую факт изменения права держателей акций;
  • выполнить инвентаризацию фонда имущества организации;
  • провести проверку отчетности с привлечением стороннего аудитора;
  • разработать обновленный устав общества и всей необходимой документации;
  • провести процедуру перерегистрации;
  • произвести полную передачу имущества новообразованному юридическому лицу.

Создание и регистрация акционерного общества – это процесс, которые требует большого внимания и ответственности. Различные проблемы возникают даже в период регистрации ИП, поэтому вопрос экономии на собственной компании может в будущем вызвать новые трудности. А значит в случаях любых сомнений необходимо обращаться за помощью к квалифицированным специалистам.

Определение понятий. Главные отличительные признаки

Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.

Публичное акционерное общество (далее — ПАО) — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.

В отличие от него, непубличное общество — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.

Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными. Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.

В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО. Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года). Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.

Характеристики непубличного общества

Существенным признаком подобной формы организации компании считается отсутствие свободного обращения акций или долей на рынке, а также ссылки в Уставе на публичность. Владелец бумаг или долей не может продать их когда захочет и кому захочет. О подобной операции он должен сначала известить компаньонов (и само общество) и предложить им свой пакет или долю. Соответственно, эти бумаги и доли нельзя разместить на бирже. Несоблюдение данного принципа приведет к оспариванию сделки в арбитраже.

Так, владелец акций непубличного акционерного общества, являющегося рыболовецким предприятием, решил расстаться со своими бумагами. По закону и Уставу он был должен известить свою компанию о желании продать акции. Однако субъект поступил по-другому. Он разместил на местном телеканале объявление о продаже своих бумаг в количестве 158 штук. Это объявление увидели другие совладельцы АО и тут же обратились к руководству компании с вопросом: почему нарушается преимущественное право при покупке акций? Руководство юрлица, в свою очередь, только развело руками — за последнее время никто из собственников не обращался в АО с целью реализации своих акций. Тогда совладельцы обратились к регистратору и выяснили, что действительно один из их партнеров тайно продал пакет третьему лицу. Естественно возмущенные акционеры обратились в суд, который признал сделку незаконной и перевел на совладельцев права и обязанности приобретателей. (Решение Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24- 5773/2017 от 18.12.2017 года).

Далее, организация подобного типа может функционировать вообще без Совета Директоров (СД). Более того, после 2015 года, когда многие АО перешли в эту категорию, они с удовольствием ликвидировали СД ввиду «их полной неэффективности и высокой затратности», а функции этих структур перераспределили между другими органами юрлица. (Решение Арбитражного Суда Новосибирской области по делу № А45- 18943/2015 от 23.10.2015 года). Ну, насчет неэффективности, конечно, можно поспорить, а вот затраты на содержание Советов действительно очень большие.

Следующий важный момент заключается в том, что когда число владельцев бумаг не превышает 50 человек, то фирма вправе не полностью раскрывать информацию о себе. С другой стороны, если численность акционеров превысит эту цифру, то организация просто обязана публиковать для всеобщего сведения свою бухгалтерскую и годовую отчетность. Несоблюдение данного требования приводит к тому, что управление ЦБ РФ тут же выносит предписание нарушителю и требует соблюдение закона. (Решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43- 40794/2017 от 24.01.2018 года).

Учитывая закрытый характер компании, ее размеры, а также отсутствие свободного обращения акций на рынке, законодатель разрешил непубличным компаниям привлекать в качестве счетной комиссии не только регистратора, но и нотариуса. Подобная «вольность» в ПАО категорически запрещена.

Далее, определенная «закрытость» НАО влияет и на порядок покупки ценных бумаг. Так, если в отношении ПАО действуют требования, касающиеся соблюдения процедуры обязательных и добровольных предложений совладельцам при покупке крупных пакетов акций (более 30%), то в отношении непубличной фирмы такие нормы не действуют. Покупатели ее активов не ограничены подобными дополнительными процедурами. В то же время законодатель установил, что общее собрание и Устав НАО могут в принципе ограничить число акций, принадлежащих одному собственнику. В свою очередь (как мы увидим ниже), данная норма не применима уже к ПАО.

Основные характеристики ПАО

Как мы уже сказали выше, главной чертой ПАО является ссылка на данную форму в Уставе и свободное обращение акций на рынке. Однако кроме этих признаков есть и другие.

Например, подсчет голосов и вообще обязанности счетной комиссии в ПАО выполняет только регистратор с лицензией. Никаким нотариусом его заменить нельзя. Для этого он выделяет своего представителя, который присутствует на собрании, подсчитывает голоса и удостоверяет решения. (Решение Арбитражного Суда Воронежской области по делу № А14- 16556/2017 от 22.11.2017 года). Отсутствие регистратора автоматически ведет к недействительности собрания.

Далее субъект, купивший более 30% голосующих акций, должен направить совладельцам обязательное предложение о приобретении у них подобных бумаг. При неисполнении этого требования, Территориальное управление ЦБ РФ выносит предписание устранить нарушение закона. (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга по делу № А56- 37000/2016 от 01.11.2016 года). Для непубличного общества подобное требование отсутствует.

Следующей характерной чертой публичной компании является обязательность наличия Совета Директоров. Причем в него должны входить не менее 5 человек. Как мы уже говорили выше, непубличное юрлицо вправе отказаться от этой структуры. Закон не препятствует этому.

Кроме того, в отличие от НАО, законодатель категорически запрещает ограничивать число акций, принадлежащих собственнику в ПАО. Так, в одной из московских публичных компаний общее собрание ограничило количество акций, которое может находится в руках одного владельца. Это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать муниципальному органу сосредоточить у себя контрольный пакет бумаг. Однако арбитраж признал ничтожным положение Устава, закрепляющее данное требование и признал незаконным подобное решение собрания. (Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40- 156079/16-57-890 от 14.06.2017 года).

Дополнительные различия, вытекающие из организационно- правовых форм

Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.

Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.

Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.

Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.

Общие особенности

Наряду с различиями между НАО и ПАО имеется ряд общих признаков. Так, права субъектов на получение дивидендов, участия в управлении и на имущество после ликвидации фирмы подтверждаются их акциями. Кроме того, у обществ может быть несколько директоров, действующих совместно, либо независимо друг от друга. В последнем случае сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Далее, участники как публичных, так и непубличных обществ вправе заключить корпоративный договор или акционерное соглашение. В соответствии с указанным документом, владельцы общества договариваются осуществлять определенным образом свои права, либо отказываться от их использования. Впрочем, условия подобного соглашения не должны противоречить закону.

Следующий признак, который объединяет ПАО и НАО — это обязанность использовать услуги реестродержателя. Кстати, именно это требование и заставило многих собственников в 2015-2018 годах отказаться от ведения бизнеса в виде АО и перерегистрировать его в ООО.

Кроме того, ПАО и непубличное общество могут обратиться в ЦБ РФ с просьбой вообще освободить их от обязанности публично раскрывать информацию (ст.92.1 закона об АО).

ООО — непубличная компания

Если внимательно прочитать статьи различных экспертов по поводу публичных и непубличных обществ, то можно прийти к выводу, что почти все они говорят только об НАО и ПАО. То есть об акционерных обществах. При этом авторы старательно обходят вопрос об ООО, хотя законодатель и отнес эту организационно- правовую форму к непубличным обществам. Ответ кроется на поверхности. Акция — это все-таки ценная бумага, а доля — это своеобразный симбиоз имущественных и неимущественных прав, а также обязанностей участника ООО, выраженный в денежном и процентном эквиваленте. Соответственно их правовые характеристики и оборот существенно различаются. И в этом случае исследователь останавливается в растерянности, потому что многие признаки, свойственные НАО, вообще не применимы к ООО. Например, у него нет обязанности заключать договор с регистратором и передавать ему реестр собственников для ведения, и уже тем более к нему не относятся все нормы, регулирующие правовой статус акций.

Далее, ООО может указать в Уставе, что его решения подтверждаются простыми подписями участников. А вот НАО в любом случае должно приглашать на собрание регистратора или нотариуса. Так что изучение правового статуса ООО, как непубличного общества, заслуживает отдельной статьи.

Краткие выводы

Подведем теперь некоторые итоги. Прежде всего, законодатель довольно подробно перечислил нам признаки публичных и непубличных обществ. Однако при этом он «раскидал» нормы по ГК РФ и закону об АО, чем серьезно затруднил их комплексный анализ. Впрочем, он и не мог поступить по-другому. Новеллы вводились все-таки не для исследователей-теоретиков, а для практического применения. С другой стороны, корпоративные юристы теперь должны обладать недюжинными познаниями в этой сфере, чтобы умело применять новые статьи и случайно не допустить нарушений закона.

Далее, давая характеристику публичным и непубличным обществам, авторы законопроекта внесли определенную сумятицу в теорию юрлиц. Так, не упомянув о такой функции юрлица, как «извлечение прибыли», и отнеся к непубличным компаниям ООО, они позволили выдвинуть предположения, что к этой категории могут относиться даже некоммерческие организации.

Кроме того, введя термин «публичное», законодатель фактически создал новую организационно-правовую форму — ПАО. С другой стороны, его антоним — «непубличное» привел к возникновению АО (даже не НАО!) вместо ЗАО, но нисколько не изменил организационно-правовую форму ООО. Оно как было ООО, так и осталось. Данное противоречие уже привело к спорам среди ученых-юристов касательно правовой сущности данных терминов.

В целом же еще раз подчеркнем: корпоративное и акционерное законодательство усложняется с каждым годом. А потому, мы настоятельно советуем нашим читателям, при возникновении вопросов в данной сфере, использовать помощь только квалифицированных специалистов, специализирующихся в данном направлении. Это позволит, в конечном итоге, избежать многих проблем.

Теги: регистрация фирм, общества с ограниченной ответственностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *