Меню

Ст 83 п 1

0 комментариев

Какие причины для увольнения приведены в статье 83 Трудового кодекса РФ (с комментариями 2019 года)?

Причины увольнения, возникающие вне зависимости от воли сторон, приведены в статье 83 ТК РФ (с комментариями 2019 года). Они могут быть обусловлены:

  1. Волей (решением) третьей стороны:
  • военкомата — призыв на военную или альтернативную ей службу (п. 1);
  • суда или государственной инспекции по труду — восстановление ранее работавшего сотрудника на прежнем месте (п. 2);
  • конкурсной комиссии — неизбрание на выборную должность (п. 3);
  • суда — лишение права заниматься определенной деятельностью или ограничение свободы (п. 4);
  • учреждения медико-социальной экспертизы — полное признание неспособным к труду (п. 5);
  • суда — дисквалификация (п. 8);
  • суда или иного специально уполномоченного органа — лишение возможности использовать имевшееся у работника специальное право (п. 9);
  • суда или иного специально уполномоченного органа — лишение доступа к государственной тайне (п. 10);
  • суда — отмена выполненного решения о восстановлении сотрудника на работе (п. 11);
  • законодателя — установление ограничений на занятие определенной деятельностью (п. 13).
  • Посторонними факторами:
    • смертью или безвестным отсутствием работника или работодателя-физлица (п. 6);
    • чрезвычайными обстоятельствами: войной, аварией, катастрофой, стихийными бедствиями (п. 7).

    Действие п. 12 ст. 83 ТК РФ и комментариев к нему с 13.12.2014 прекращено в связи со вступлением в силу закона «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» от 01.12.2014 № 409-ФЗ.

    Отличительными чертами увольнения по этим причинам являются:

    • необходимость их документального подтверждения;
    • ненужность заявления работника об увольнении;
    • обязательность попытки трудоустройства подлежащего увольнению по пп. 2, 8–10, 13 ст. 83 работника на иную должность (при его согласии);
    • необходимость выплаты 2-недельного выходного пособия (ст. 178 ТК РФ) при увольнении по пп. 1, 2, 5 ст. 83;
    • отсутствие необходимости в удержании излишне выплаченных отпускных (ст. 137 ТК РФ) при увольнении по пп. 1, 2, 5–7 ст. 83;
    • отсутствие ответственности за несвоевременную выдачу трудовой книжки (ст. 84.1 ТК РФ) при увольнении по п. 4 ст. 83.

    О том, каковы правила ведения трудовой книжки, читайте в материале «Порядок заполнения трудовой книжки — образец».

    Как по п. 1 ст. 83 увольняют при призыве в армию?

    Увольнение по этому основанию происходит при наличии выданных военным комиссариатом:

    • повестки о необходимости явиться на призывной пункт (для призыва на военную службу);
    • предписания о прибытии к месту, где будет проходить служба (для направления на альтернативную военной службу).

    Заявления работника не требуется. Увольнение сопровождается выплатой 2-недельного выходного пособия.

    О том, как оформить увольнение работника, призванного на военную службу, читайте в статье «Порядок увольнения в связи с призывом в армию (нюансы)».

    Трудоустройство после окончания службы происходит в обычном порядке на общих основаниях к любому работодателю (в т. ч. тому, у которого отслуживший работал до призыва в армию).

    Из этого правила есть только 1 исключение: если до призыва человек работал в государственной организации, то в течение 3 месяцев со дня завершения военной службы у него есть право на трудоустройство в ту же организацию, причем на должность не ниже той, которую он занимал до ухода в армию (п. 5 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

    В чем нюансы увольнения осужденного (п. 4)?

    Для увольнения по п. 4 ст. 83 ТК РФ необходимо наличие приговора суда, результатом которого стали:

    • лишение права занимать прежнюю должность или осуществлять деятельность (ст. 47 УК РФ);
    • арест (ст. 54 УК РФ);
    • ограничение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) или пожизненно (ст. 57 УК РФ).

    Обязательными условиями для применения этого основания являются:

    • невозможность выполнять прежнюю работу;
    • наличие судебного решения, вступившего в законную силу.

    Если речь идет об освобождении от выполнявшейся до приговора суда работы, это решение должно быть исполнено в течение 3 календарных дней после получения соответствующего документа работодателем (подп. «а» п. 2 ст. 34 УИК РФ).

    Освобождение необязательно предполагает увольнение и может быть заменено переводом на другую работу. Но если оно происходит, в трудовую книжку вносится полная информация о том, на каком основании, на какой срок и какую должность (деятельность) человек лишен права занимать (вести).

    Если работник оказывается под арестом, он прекращает работу до вынесения приговора суда. В этом случае уволить его нужно последним днем фактической работы (ст. 84.1 ТК РФ), но только после того, как приговор вступит в законную силу. Т. е. даты увольнения и издания приказа о нем не совпадут.

    О том, каких действий потребует процедура перевода на другую работу, читайте в материале «Ст. 72 ТК РФ: вопросы и ответы».

    Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

    1. Статья 83 ТК РФ определяет перечень обстоятельств, возникновение которых влечет за собой прекращение трудового договора независимо от воли сторон.

    К ним относятся:

    • 1) призыв работников на военную службу или направление их на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуществляемые в соответствии с Законом о воинской обязанности и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030).

      Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

      Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на военную службу может быть принято только после достижения гражданами 18 лет.

      Граждане, не пребывающие в запасе, призываются на военную службу 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ, за следующими исключениями:

      • а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля и с 1 ноября по 31 декабря;
      • б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
      • в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, — с 1 мая по 15 июля.

      На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение (ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

      Основанием для прекращения трудового договора с работником, призванным на военную службу, является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы, а направленным на альтернативную гражданскую службу — предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4894; ст. 14 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

      При прекращении трудового договора с работником в связи с призывом его на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу ему выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

    • 2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Данный пункт как основание для прекращения трудового договора может быть применен только по отношению к тому работнику, который принят на работу на место (должность) работника, незаконно уволенного с работы и позднее восстановленного на прежнее место работы (в должности) решением государственной инспекции труда или суда. Основанием для увольнения с работы работника в данном случае будет являться соответствующее решение о восстановлении на этой работе работника, ранее ее выполнявшего.

      При отсутствии решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на работе того или иного ранее уволенного работника работник, занимающий его рабочее место (должность), не может быть уволен по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Так, не может быть уволен работник, принятый на место уволенного и восстановленного на прежнее место работы работника по решению самого работодателя.

      Нельзя также уволить по данному основанию работника, принятого вместо лица, призванного на военную службу, но впоследствии освобожденного от несения службы и возвратившегося на работу в ту же организацию, если вопрос о его восстановлении на прежней работе не решен судом или государственной инспекцией труда.

      Работнику, подлежащему увольнению с работы в связи с восстановлением на этой работе работника, ранее ее выполнявшего, работодатель обязан согласно ч. 2 настоящей статьи предложить другую имеющуюся в организации работу. И только в том случае, если работодатель не имеет возможности перевести работника на другую работу или работник отказывается от перевода, прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 будет являться правомерным.

      При увольнении работников на основании п. 2 ч. 1 статьи 83 ТК РФ им выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

    • 3) неизбрание на должность как основание прекращения трудового договора применяется лишь к тем работникам, с которыми трудовой договор был заключен в связи с избранием их на должность на определенный срок, в т.ч. по результатам конкурса.

      Неизбрание работника на должность на новый срок будет являться правомерным основанием для прекращения с ним трудового договора при условии, если выборы (неизбрание) или конкурс проводились в точном соответствии с условиями и порядком проведения выборов (конкурса), установленными законом, иным нормативным правовым актом или уставом организации;

    • 4) осуждение работника к наказанию как основание прекращения с ним трудового договора применяется только при наличии следующих условий: а) работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы; б) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу. К числу наказаний, исключающих возможность продолжения прежней работы, в частности, относятся: лишение права занимать определенные должности (ст. 47 УК); арест (ст. 54 УК); лишение свободы (ст. ст. 56, 57 УК).

      Если к лицу применена мера наказания, не исключающая возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 комментируемой статьи;

    • 5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора по п. 5 ч. 1 при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятельности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (см. Правила признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1018).

      При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности (п. 5 ч. 1 ст 83 ТК РФ), им выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

    • 6) факт смерти работника либо работодателя — физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340). Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя — физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

      Признание работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с ГК.

      Согласно ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, — в течение 6 месяцев.

      Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

      В соответствии со ст. 42 ГК по заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

      Для рассмотрения требований о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим установлен особый порядок. Он заключается в том, что лицо, обратившееся с соответствующим требованием, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя — физическое лицо для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым до признания его безвестно отсутствующим не может прекратить трудовой договор.

      Лицо, обратившееся с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, должно также доказать не только отсутствие сведений о нем, но и то, что установить место нахождения отсутствующего лица невозможно;

    • 7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 статьи 83 ТК РФ, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

      Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648).

      В соответствии с названным Законом Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

      Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1).

      Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них применяется Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 (в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2640).

      Следует иметь в виду, что при чрезвычайных ситуациях в соответствии со ст. 56 и ст. 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Законом о чрезвычайном положении, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях может вводиться чрезвычайное положение. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

      Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

      • а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
      • б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Закона о чрезвычайном положении);
    • 8) дисквалификация или иное административное наказание может быть основанием прекращения трудового договора при условии, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

      Так, например, если к работнику применено административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 КоАП) или штрафа (ст. 3.5 КоАП), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, т.к. такие административные наказания не препятствуют исполнению работником обязанностей по трудовому договору.

      В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудовым договором, т.к. дисквалификация как вид административного наказания применяется к работникам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в т.ч. к арбитражным управляющим, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП), а суть дисквалификации заключается в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции.

      Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

      Прекращение трудового договора с дисквалифицированным работником на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (см. п. 3 комментария).

      Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584), которое определяет порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП.

      Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ (далее именуются соответственно — реестр, уполномоченный федеральный орган) и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

      Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.

      Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

      Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице и предоставляемой заинтересованным лицам, а также порядок ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

      Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

      Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

      Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с Кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

      Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

      • по истечении срока дисквалификации;
      • во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;
    • 9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) является основанием для прекращения трудового договора, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9).

      Прекращение трудового договора по данному основанию правомерно при наличии следующих условий:

      • а) если истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение специального права работника влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
      • б) если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

      Следует иметь в виду, что работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником в связи с приостановлением действия специального права работника только в том случае, если это право приостановлено на срок более двух месяцев. Если же этот срок не превышает двух месяцев, то работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. коммент. к указанной статье);

    • 10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Это обстоятельство является основанием для прекращения с работником трудового договора при наличии следующих условий:

      • если условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;
      • если исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
      • если основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. коммент. к ст. 57 и подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

      В соответствии со ст. 22 Закона о государственной тайне основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

      • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
      • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
      • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
      • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
      • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

      Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

      • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
      • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
      • возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 названного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
      • Решение руководителя организации о прекращении допуска работника к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

      Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

      В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 статьи 83 ТК РФ не допускается, если работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу (см. п. 3 комментария);

    • 11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе как основание для прекращения с работником трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, внесена Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Тем самым Федеральный закон устранил имевшийся в правовом регулировании названных отношений пробел, который создавал на практике определенные сложности с прекращением трудового договора с работником, уволенным на законных основаниях, но неправомерно восстановленного на прежней работе по решению суда или государственной инспекции труда. Сложность заключалась в том, что, во-первых, с момента принятия решения о восстановлении на работе и до момента признания этого решения незаконным, как правило, проходило значительное время (порой не один год). Во-вторых, признание неправомерным восстановления на работе работника не предусматривалось в качестве самостоятельного основания для прекращения с ним трудового договора.

      Внесенное Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнение дает право работодателю прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым;

    • 12) прекращение трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства по п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если количество указанных работников у данного работодателя превышает допустимую долю таких работников, установленную постановлением Правительства РФ для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.

      Трудовой договор по данному основанию прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.

    Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

    Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

    Квоты, предусмотренные п. 4 ст. 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.

    Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

    При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствии с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ (ст. 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).

    3. В соответствии с ч. 2 статьи 83 ТК РФ прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 8, 9 или 10 ч. 1 этой статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в данной ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в самой организации, в которой занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    При отсутствии у работодателя соответствующей работы, а также в случае отказа работника от предложенной ему другой работы трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное в настоящей статьёй.

    Общие принципы расторжения трудового договора по воле третьих лиц

    Особенность увольнения по ст. 83 ТК РФ в том, что это не является желанием ни работника, ни работодателя. Увольнение связано с наступлением определенных событий, которые четко указаны в ст. 83 ТК РФ, и не требует заявления от работника, а от работодателя требуется достоверно установить все факты, связанные с обязанностью расторгнуть договор, и в случае прямого указания закона выполнить обязанность по предоставлению вакансий. То есть в занимаемой должности трудовые отношения не могут продолжаться, и речь может идти только об увольнении из организации или переводе.

    Еще одной важной особенностью увольнения по этой статье является то, что уволить работника можно, даже если он болеет. Невозможность увольнения в период болезни установлена ст. 81 ТК РФ, когда увольнение производится по инициативе работодателя, а в рассматриваемых случаях происходит увольнение по ст. 83 ТК РФ, то есть не зависит от работодателя, он фактически исполняет обязанность оформить увольнение при наступлении определенных событий и выполнении установленных требований.

    При этом выходное пособие при увольнении по основаниям, указанным в ст. 83 ТК РФ, предусмотрено ст. 178 ТК РФ в трех случаях, в остальных — только если предусмотрено локальным актом компании или трудовым договором.

    Рассмотрим несколько ситуаций, хотя при увольнении по ст. 83 ТК РФ определенная специфика есть в каждом случае.

    Обязанность уволить

    Есть ситуации, когда даже при обоюдном желании стороны не могут сохранить трудовые отношения, и работодатель обязан уволить работника при наступлении определенных событий.

    Это, в частности, призыв на военную службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). При предъявлении повестки о призыве необходимо оформить увольнение даже в том случае, если работник в отпуске. При этом увольнение по этому основанию предусматривает и другие особенности, которые четко указаны в ТК РФ:

    • выходное пособие должно быть выплачено (ч. 3 ст. 178 ТК РФ);
    • нельзя произвести перерасчет, если отпуск работник брал авансом (абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ).

    Однако законодательство не устанавливает процедуру увольнения, а именно в течение какого срока работник должен быть уволен. Это решается по соглашению сторон, подобное прекращение трудового договора по инициативе третьих лиц может быть оформлено и в день предъявления работником повестки.

    Но увольнение по этому основанию может быть только в случае призыва. Если работник принял решение поступить по контракту на военную службу, то увольнение не будет производиться по этому основанию и нет основания для выплаты выходного пособия и неудержания выплаченных авансом отпускных.

    Дополнительные условия

    В отношении ряда случаев, указанных в ст. 83 ТК РФ, увольнение может быть произведено только в том случае, если отсутствуют вакансии или работник от них отказался (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

    К таким случаям относится увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — восстановление судом работника, который ранее выполнял это работу. То есть речь может идти только об увольнении работника, который принят на место работника, позднее восстановленного по решению суда. И так как работодатель должен восстановить работника на прежнем месте, то другому работнику, который фактически должен освободить для восстановленного работника место, необходимо предложить все вакансии, которые есть в наличии (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). И только после отказа работника можно уволить, выплатив выходное пособие (ст. 178 ТК РФ).

    Но если работодатель восстановил работника по собственной инициативе или в судебном порядке работник добился заключения трудового договора, в котором ему было неправомерно отказано, то основанием для увольнения другого работника это не будет. В таком случае работодатель должен изменить штатное расписание и оплачивать труд обоих работников.

    При этом может быть и продолжение ситуации с восстановлением работника – работодатель обжалует восстановление, решение суд отменит, и в этом случае ранее восстановленный работник будет уволен по п. 11 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Срок увольнения не установлен, но очевидно, что работодатель, который обжаловал восстановление работника, сможет оформить увольнение сразу, как только получит решение суда об отмене восстановления.

    Ещё одна ситуация, которая требует от работодателя выполнения определенных условий, — увольнение при лишении работника специального права. Уволить можно только при наличии ряда условий (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ):

    • наличие этого права должно быть напрямую связано с работой, то есть без этого он не сможет работать в организации по той должности, профессии, которая указана в трудовом договоре. Например, водитель в случае лишения водительских прав;
    • работник утратил необходимое для работы специальное право на основании норм федерального законодательства, при этом на длительный срок свыше двух месяцев;
    • нет возможности перевести на другую работу (ч. 2 ст. 83 ТК РФ) в связи с отсутствием вакансий или отказом от них работника.

    Увольнение в таком случае также не зависит от воли сторон, и какие-либо дополнительные соглашения не требуются, достаточно одновременного наличия всех условий.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *