Меню

Обстановка в коллективе

0 комментариев

Что делать, если коллега неприятен. Практические советы психолога

Если вам неприятен коллега, обязательно возьмите на заметку советы психолога, которые приведены ниже. Так устроена наша жизнь, что большую ее часть мы вынуждены проводить на работе, бок-о-бок с разными людьми. И сколько людей, столько и характеров. Замечательно, если вам повезло работать рядом с теми, кто вам интересен не только как коллега, но и человек. Но часто случаются ситуации, когда кто-то из коллег неприятен, и от этого рабочее место становится непосильной ношей. Такая ситуация на работе создает психологическое напряжение для коллег и порождает проблему выбора — психологический комфорт или карьера.

Совет 1: начните решение проблемы с себя

Для того, чтобы разобраться в ситуации и навсегда решить проблему взаимоотношений с коллегами, советы психолога направлены на то, чтобы разобраться в себе и своем отношении к неприятному коллеге и работе. Определите для себя, что именно вам не нравится в коллеге: привычки, манера одеваться, поведение, физические данные и т. п. Возможно, проблема не в коллеге, а в вас? Часто бывает, что мы испытываем неприязнь к коллеге по той причине, что он делает какие-то неприемлемые для нас вещи. Или коллега выполняет свою работу лучше вас, тем самым задевая ваше самолюбие и гордость. В этом случае займитесь повышением своей самооценки и примите коллегу как человека с набором качеств, которых, к сожалению, у вас нет. Вместо того, чтобы испытывать к коллеге неприязнь, наоборот, постарайтесь подружиться с ним и перенять от него полезные черты и умения. Поверьте, это станет для вас бесценным опытом и личной победой в сфере психологии отношений с людьми. Если самостоятельно вам сложно проанализировать ситуацию, не лишней будет и помощь психолога. Вместе вам будет легче найти ключ к решению столь сложной жизненной задачи.

Вы в поисках хорошего психолога-психотерапевта? Посетите страницу моего психологического кабинета. «tulej.kiev.ua» Я постараюсь Вам помочь!

Совет 2: поговорите с коллегой, который вам неприятен

Возможно, что в коллеге вас раздражает его манера общения конкретно с вами. Например, неуместные шутки, неприятные слова и замечания, недовольство работой. В таком случае, лучшим решением, по словам психолога, является откровенный разговор с глазу на глаз. Только так вы сможете понять причину неуважительного отношения к себе и определить источник раздражения. Истина, что с людьми надо разговаривать, в этом случае работает лучше всего.

Совет 3: если раздражает начальник: примите его как личность и качественно выполняйте работу

Самая сложная ситуация — когда неприятен коллега-начальник. В этом случае, первое, что советуют психологи, честно ответьте на вопросы «Насколько качественно я выполняю свою работу» и «Действительно ли начальник такой тиран». Из этих соображений начинайте работу над разрешением создавшейся ситуации. Разберитесь, в чем заключается неприязнь к начальнику: 1) вы безответственно выполняете задачи, а начальник вас постоянно отчитывает, а вы обижаетесь, или 2) он придирается к мелочам. Далее определите, насколько те мелочи, на которые вы условно «закрываете глаза» важны для поставленной задачи. И стоит ли опущенная деталь неодобрительного замечания коллеги-начальника. Запомните, есть очень щепетильные люди, которые не терпят пренебрежения к мелочам. Второе: вы ответственно выполняете свою работу, а ваш начальник действительно такой придирчивый. Тогда вам остается, если вы дорожите местом, смирится с такой чертой характера начальника, принять ее и выполнять работу на том уровне, который от вас требует коллега. И постараться для себя уяснить, бороться с начальником со сложным характером бесполезная трата времени. Примите его таким, какой он есть, закройте глаза на придирки и постарайтесь посмотреть на ситуацию с юмором. В данном случае очень помогает игра в ассоциации: условно сравните начальника с предметом и придайте ему новые черты. Лучше, с животным. Поверьте, такая игра пусть и не решит проблему полностью, но хотя бы создаст для вас позитивное настроение. Только помните, такая игра — это «вредные» (и секретные) советы психолога!

Совет 4: как освоится на новом рабочем месте или не составляйте неверного первого впечатления

Часто сложности во взаимоотношениях с коллегами начинаются на новом рабочем месте. Новые люди слегка стесняются коллег и не знают, как освоится на новой работе и подружится с коллегами. Первое впечатление о сотрудниках и их психологических портретах складывают из самых элементарных вещей. На основании своих наблюдений, для себя определяют, кто из коллег им симпатичен, а кто крайне неприятен. Поэтому, для того, чтобы «благополучно» влиться в новый коллектив, старайтесь побольше наблюдать за людьми. Такие советы психолога актуальны для тех, кому сложно не обращать внимание на мнение окружающих. Большинству людей крайне сложно закрывать глаза на общественное мнение, живя в социуме. Поэтому на первых порах оставайтесь на новом месте немножечко в тени. Больше слушайте и поменьше говорите. Делайте только разумные замечания и держитесь нейтрального юмора. И самое главное, не сплетничайте о ком-либо из коллег. Вам с этими людьми работать. Мы никогда не знаем, кто действительно может помочь в какой-то конкретной ситуации или задаче. Не судите коллег по первому впечатлению, наберитесь терпения, со временем вы со всеми раззнакомитесь. Лучше с головой окунитесь в работу, сосредоточьтесь на новых обязанностях и не обращайте внимание на источник раздражения. Если же конфликт на работе все-таки случился, то для себя определите, кто действительно оказался в нем прав, а кто нет. Может быть, что коллега полностью не прав и вас оскорбили незаслуженно. Но если виновником все-таки оказались вы, лучшие решение — попросить прощения у коллеги. Поверьте, банальная вежливость сохранит вам и нервы, и работу.

Совет 5: поставьте себя на место коллеги

Коллега стал резким, раздражительным, совершает недопустимые, по вашему мнению, поступки. Возможно, коллега переживает сложную жизненную ситуацию. Попробуйте поставить себя на его место и проанализировать ситуацию. Как бы вы поступили на месте коллеги, могли бы держать себя в руках. Так, по мнению психологов, вы на время перевоплотитесь в коллегу, который вам неприятен, лучше проанализируете причины его поведения и, возможно, даже сможете оказать помощь.

Совет 6: смените место работы

Самый радикальный способ борьбы с коллегой, который вам неприятен, — это сменить место работы. Если вы твердо уверены, что вы — замечательный специалист и без труда сможете найти место на аналогичной должности и окладом, который вас устраивает, то смена места работы может стать для вас лучшим выходом из сложившейся ситуации. Однако, помните, что и на новом месте вам придется столкнуться с новыми людьми. И не факт, что ситуация не повторится и вновь кто-то из коллег будет вам неприятен. Поэтому мы вновь возвращаемся на круги своя: если вам неприятен коллега, а работа в целом устраивает, начинайте решать проблему из себя. Проанализируйте, что конкретно вас не устраивает в человеке и как можно обратить ситуацию в свою пользу. Запомните, не бывает идеальных людей, все имеют право на недостатки. Ваша задача научится воспринимать коллег на работе, как равноправных личностей. И если у вас случаются размолвки и конфликты по причине неприязни к коллеге, стоит помнить, в первую очередь, вы преданны работе и качеству ее выполнения. Старайтесь поддерживать с коллегами нейтральные отношения и воспринимать их такими, как они есть. Создайте максимально комфортный микроклимат в коллективе и условия для вашей карьеры. А для этого — начните с себя!

◄ Почему люди ревнуют? | Как перестать откладывать все на завтра, и почему мы это делаем ►

Как избавиться от неприязни к сотрудникам/коллегам

Найдите причину неприязни
Может быть, этот человек не так уж и неприятен, а просто когда-то поступил нехорошо по отношению к вам? Или просто пошутил неудачно, а ваше первоначальное недовольство трансформировалось в неприязнь? Часто бывает так, что людям, которые вызывают у нас неприязнь, мы даже нравимся, сами того не сознавая
В общем, стоит сначала найти причину своей неприязни, и если она не слишком глубока, если это мелочь — просто обдумайте все еще раз и просто измените свое отношение к этому человеку. Кроме того, зачем позволять эмоции владеть собой? Это мы — владельцы эмоций, а не они — наши хозяева.
Оцените влияние неприязни на свою жизнь
Если это просто легкое недовольство другим человеком — ничего страшного, ведь у каждого из нас есть люди, даже вроде как и неплохие, но которые нам не нравятся. Так вот, стоит оценить «интенсивность» собственной неприязни — если она чересчур велика, тогда избавляйтесь от этой эмоции во что бы то ни стало. Ведь подобные эмоции часто превращаются во всякие там навязчивые неврозы и прочее. Просто подумайте — ну зачем оно вам?
Измените ваши отношения
В случае, если ваша неприязнь — глубоко укоренившееся чувство, а изменить самого себя и свои эмоции вы не в состоянии, попробуйте изменить свои отношения с человеком, который вам не нравится. Ну, к примеру, постарайтесь сделать так, чтобы не слишком часто встречаться с источником раздражения.
Можно, кстати, поступить наоборот — некоторые психологи рекомендуют узнать побольше о человеке, который вызывает у вас неприязнь. Возможно, если вы его узнаете получше, тогда неприязнь исчезнет сама собой, вы поймете, что заблуждались.
Измените подход
Если уж выхода нет, вы не можете избавиться от необходимости видеться с человеком, который вызывает у вас нериязнь, и узнавать его получше нет никакого желания, сделайте по-другому. Просто постарайтесь преодолеть негативные эмоции (да-да, просто сказать, да сложно сделать), и оставить неприязнь во вчерашнем дне. Вам нужно работать с этим человеком? Работайте, но относитесь к нему, как к неприятной необходимости.
Ведь никому не нравится добираться до работы три часа, но многим приходится. Вот так и с людьми — просто забудьте о том, что этот человек вам не нравится, относитесь к нему/к ней, как к неприятной, но необходимой рабочей обязанности.
Собственно говоря, можно дать подобные же советы не только для работы, но и для личных отношений, хотя здесь все гораздо проще — человек не нравится, в большинстве случаев можно просто прекратить общаться с ним/с ней.

Этика телефонного общения

Интонация имеет основное значение при телефонной беседе, особенно в начале и конце. Любые погрешности речи, промедление, заикание вызывают напряжение или раздражение у собеседника. И при несоответствии тона содержанию информации собеседник склонен доверять интонации.
Прежде чем позвонить, следует наиболее кратко сформировать поставленную задачу, сделать необходимые заметки. После соединения нужно представиться, указав своё имя и название компании, а затем уточнить у собеседника, располагает ли он достаточным количеством времени.
Разумеется, независимо от эмоционального состояния, следует избегать некорректного поведения таким образом, чтобы открыто выражать собственные эмоции. Но излишняя вежливость в виде длинных благодарностей способна вызвать нетерпение и раздражение у собеседника.
В качестве неординарных, требующих тщательной подготовки примеров делового общения, следует указать случаи, когда звонящему необходимо напомнить о себе после продолжительного отсутствия, а также предложить услугу различным типам клиентов, предпочтения которых неизвестны.

Докладная записка

Информация в виде докладной предназначается для вышестоящего руководства с целью доведения её до его сведения и применения соответствующих мер. Отличие служебной от докладной записки заключается в том, что последняя имеет юридическую силу.
Любое лицо, присутствовавшее при некорректном поведении сотрудника, имеет право оформить докладную на него. Кроме докладной, допустимо зафиксировать факты подобного нарушения относительно других работников и деловых партнёров.

Служебная докладная о некорректном поведении обязательно включает следующие пункты:

  • указание виновника некорректного поведения;
  • имя пострадавшей стороны;
  • имена присутствовавших во время инцидента;
  • другие обстоятельства происшествия.

Функции докладной:

  • решение проблем административного или производственного характера;
  • предложения с целью рационализации и улучшения производства;
  • сообщение руководству о несогласии с решением вышестоящих;
  • прояснение обстоятельств, возникших в ходе конфликта с сотрудниками или непосредственным руководителем;
  • отчёты о процессе выполнения работ;
  • жалобы при невыполнении подчинёнными трудовых обязанностей;
  • расследование относительно неправомерного делегирования обязанностей;
  • донесение информации о дисциплинарных нарушениях;
  • донесение информации о нестандартных происшествиях, результатом которых могли стать материальные убытки или причинение физического вреда;
  • положительный характер событий, требующих внимания руководства.

Профессиональная этика в макроперспективе

К профессиональной этике можно отнести систему конкретизированных моральных норм и принципов с учетом особенностей определённой профессиональной деятельности, которая обеспечивает доверительное общение.

В качестве последствий неэтичного поведения можно указать несколько направлений масштабного характера.

  1. Взяточничество. Данный вид действий ограничивает свободу выбора, вносит изменения в условия принятия решений. Служащий при этом способен увеличить свою выгоду посредством незаработанного дохода. Взяточничество ведёт к перераспределению ресурсов в пользу менее перспективных вариантов.
  2. Принуждение. Действия принуждения препятствуют развитию отношений между определённым продавцом и клиентами, направлены на стимулирование покупок конкретных услуг или продуктов, из-за чего конкуренция несостоятельна. В итоге наблюдается повышение цен, снижение качества имеющихся продуктов, сужение ассортимента, сокращение спроса. В производство поступает меньше ресурсов, чем пошло бы при неограниченной конкуренции.
  3. Недостоверность информации. Искажение информации о товаре приводит к неудовлетворению потребителей, нарушению сроков последующих поставок и производственных циклов. Последствие недостоверной информации – неоправданный расход средств.
  4. Воровство. Воровство увеличивает стоимость услуг и продуктов, так как восполнение ущерба предполагается за счёт роста цен. Как итог – повышение цен и нерациональное перераспределение ресурсов, дефицит продуктов.

Психология и этика делового общения – составляющие комплекса основных наук, базирующиеся на принципах их большинства. И если успех общества не зависит от одного индивида, то успех компании оказывает влияние на субъект и общество. Таким образом, развитие личности, отношения внутри организации, успех предприятия и общественное развитие взаимосвязаны, поэтому профессиональная этика остаётся актуальной всегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *