Меню

Продажа списанного оборудования

0 комментариев

Продажа имущества предприятия

Порядок отражения и учета результатов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и производят при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризация подразделяется по видам имущества и финансовых обязательств следующим образом:

  • инвентаризация основных средств;
  • инвентаризация нематериальных активов;
  • инвентаризация финансовых вложений;
  • инвентаризация товарно-материальных ценностей;
  • инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов;
  • инвентаризация животных и молодняка животных;
  • инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;
  • инвентаризация расчетов;
  • инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Документы составляются не менее, чем в двух экземплярах. На каждой странице документов указывают прописью количество номенклатурных позиций материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от единиц измерения приведенного имущества. В документах не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Все отклонения фактических данных от учетных, выявленные в результате инвентаризации имущества, отражаются в сличительных ведомостях. Выявленные суммы излишков и недостач указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления инвентаризации отдельных видов имущества используются унифицированные формы первичной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

По результатам инвентаризации имущества и финансовых обязательств формируется обобщающая ведомость учета результатов инвентаризации по форме № ИНВ-26.

Выявленные в результате инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Согласно п. 28 данного положения, выявленные излишки и недостачи необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 273;

Покупка и продажа ОС, бывших в употреблении

Сомнительным долгом признается задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Это условие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2005 г., поскольку оно введено в действие Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ.

В спорах о том, можно ли признавать сумму пеней и штрафов по таким хозяйственным договорам, последняя позиция налогового ведомства такова.

В состав безнадежных долгов, помимо основной суммы задолженности, могут быть включены штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение обязательств, если они признаны должником или подлежат уплате на основании решения суда и ранее были учтены вами в составе внереализационных доходов (Письмо УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110).

Нельзя формировать резерв по сомнительным долгам без инвентаризации задолженности. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н).

Они оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88).

Для того чтобы приступить к созданию резерва по сомнительным долгам в налоговом учете, налогоплательщик тоже обязан провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Она заключается в проверке и оценке сумм числящихся дебиторских задолженностей, которые соответствуют понятию сомнительного долга, и сроков их возникновения (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Нельзя признать безнадежной задолженность, срок исковой давности по которой прерывался. В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) списать нельзя.

Течение срока исковой давности прерывается в случае предъявления иска в установленном порядке (однако если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по иску не прерывается) или совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга.

Подробнее о таких действиях читайте в статье на с. 47.

Тест

  1. Организация перечислила в порядке предоплаты денежные средства на поставку оборудования, после чего «поставщик» исчез. Договор на поставку не заключался, организация формирует в учете резерв по сомнительным долгам. Вправе ли она учесть возникший долг в целях налогообложения прибыли?

А. Однозначно нет.

Б. Да, если организация по данному факту обращалась в соответствующие органы.

В. Однозначно да.

  1. Один из ваших должников (коммерческая организация) ликвидировался в 2008 г. до истечения срока исковой давности долга. Резерв по сомнительным долгам в учете вы формируете. Вправе ли вы признать такой долг безнадежным с учетом НДС, штрафов и пеней?

А. Да, без учета штрафов и пеней.

Б. Да, без учета штрафов, пеней и налога на добавленную стоимость.

В. Нет, не вправе. Срок исковой давности еще не истек.

  1. Организация создает резерв по сомнительным долгам. В налоговом периоде сумма безнадежного долга превысила сумму создаваемого резерва. Как сумму безнадежного долга нужно отразить в этом случае в составе внереализационных расходов?

А. Сумму безнадежного долга только в пределах созданного резерва.

Б. Сумму безнадежного долга в пределах резерва и оставшуюся сумму.

В. Только сумму созданного резерва. Безнадежный долг не может быть списан за счет резерва.

  1. У организации в текущем году большие суммы дебиторской задолженности, нереальной к получению. Как нужно их отразить в форме N 1?

А. Создать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам и отразить задолженность в балансе за минусом сумм резерва.

Б. Отразить в балансе суммы задолженности в соответствии с первичными учетными документами.

Ответы

  1. А.

Сомнительным долгом такую задолженность признать нельзя. При создании резерва по сомнительным долгам организация вправе учитывать только дебиторскую задолженность, возникшую в результате отсутствия оплаты покупателем за поставленные организацией товары (работы, услуги), предоплату поставщику учесть нельзя (Письмо Минфина России от 15 октября 2003 г. N 16-00-14/316). Данное мнение основано на определении сомнительной задолженности, которое дано в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). Так, сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В данном случае организация даже не заключила договор с исчезнувшим «поставщиком».

  1. А.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Долги по штрафным санкциям за нарушение условий договора не включаются в резерв по сомнительным долгам. Это объясняется тем, что штрафные санкции не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), а в резерв могут включаться долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг (Письмо Минфина России от 5 мая 2006 г. N 03-03-04/2/129).

  1. Б.

При определении доходов и расходов методом начисления сумма созданного резерва по сомнительным долгам учитывается в составе внереализационных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разницу (убыток) следует включить в состав внереализационных расходов (ст. 266 НК РФ).

  1. А.

Действующее бухгалтерское законодательство содержит требования о достоверности бухгалтерской отчетности (п. 3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Для целей бухгалтерского учета предусмотрена возможность создания резерва по сомнительной задолженности. Тогда дебиторская задолженность в балансе будет показываться за минусом резерва, созданного по этой задолженности (п. п. 70 и 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н).

Ю.Пименова

Редактор-эксперт журнала «ПБ»

Под приватизацией понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений (п. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Согласно ст. 6 данного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Service Temporarily Unavailable

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 11 июня 2008 г. N 03-05-04-01/24 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу передачи имущества многоквартирных домов в общедолевую собственность и списания его с баланса для целей налогообложения налогом на имущество организаций и сообщает. В соответствии со ст. 374 гл.

Минфина России от 13.10.03 № 91н Об утверждении методических указаний по бухучету основных средств: Приказ Минфина РФ от 13.10.03 № 91-н (в ред. от 27.11.2006 N 156н) / Режим доступа: http: //mvf.klerk.ru). Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 12.10.2005 № 129-ФЗ) / Режим доступа: http: //www.consultant.ru органы местного самоуправления (далее — ОМС) наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований компетенцией в решении вопросов местного значения. Исходя из Устава (Положения) муниципального образования стороной, принимающей жилые помещения, является орган, представляющий ОМС во всех имущественных отношениях (КУМИ и другие органы).

Приобретение имущества, бывшего в употреблении

Л. Е. Тимофеева, эксперт журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 9/2013

Нередко организации по тем или иным причинам вынуждены приоб ретать имущество, бывшее в употреблении у предыдущего собственника. Несколько норм гл. 25 НК РФ посвящены тому, в состав какой амортизационной группы включить основное средство, имеющее ста тус б/у , как определить норму амортизации по нему. Однако, как по казывает практика, применение этих норм вызывает немало вопро сов. С некоторыми из них мы вас ознакомим.

Срок полезного использования для имущества, бывшего в употреблении

Варианты определения СПИ

По общему правилу в силу п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования (СПИ) признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации ОС1.

Приведем положения гл. 25 Налог на прибыль организаций НК РФ, посвященные приобретению основных средств, бывших в употреблении. Так, согласно п. 12 ст. 258 НК РФ приобретенные налогоплательщиком объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника. В пункте 7 этой же статьи говорится следующее.

Налогоплательщик, приобретающий объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом СПИ, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом СПИ этих основных средств может быть определен как СПИ, установленный их предыдущим собственником, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации им данного имущества (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). Из анализа этих норм можно сделать вывод, что правило, прописанное в п. 12 ст. 258 НК РФ, носит обязательный характер, а вот нормы п. 7 данной статьи предполагают предоставление налогоплательщику определенного выбора (на это указывают слова вправе , может быть).

Подтверждением этого вывода может служить и Письмо от 23.09.2009 № 03-03-06/1/608, где финансисты высказали аналогичное мнение: Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения СПИ имущества, бывшего в употреблении, ему применять. Со ссылкой на это письмо судьи Девятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 17.01.2013 № 09АП38524/2012 отметили: за основу налогоплательщик может взять как СПИ, определенный им на основании Классификации ОС, так и СПИ, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива. Если налогоплательщик решает реализовать свое право на уменьшение СПИ такого имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, ему необходимо получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учете СПИ и сроке фактической эксплуатации этого объекта основных средств.

На основании изложенного рассмотрим варианты, которые могут возникнуть при приобретении основного средства, бывшего в эксплуатации у предыдущего собственника.

Пример

ООО Самоцветы в апреле 2013 г. приобрело у ООО Зарница отопительный котел (код ОКОФ 14 2897030), бывший в употреблении. Стоимость оборудования – 247 800 руб. (в том числе НДС – 37 800 руб.). В этом же месяце объект был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость составила 210 000 руб. (247 800 37 800).

Предыдущий собственник предоставил следующие данные об объек те: оборудование было включено в 5-ю амортизационную группу (иму щество со сроком полезного использования свыше семи до десяти лет включительно, или 85 – 120 месяцев). СПИ, им установленный, – 115 месяцев. Фактически оборудование эксплуатировалось 15 месяцев. Рассчитаем СПИ и норму амортизации данного основного средства у нового собственника – ООО Самоцветы .

Вариант 1

Обязательное правило – та же амортизационная группа (п. 12 ст. 258 НК РФ), поэтому в рассматриваемом примере это пятая группа. Организация решила воспользоваться своим правом на определение СПИ с учетом того срока, который установил предыдущий собственник, и срока фактической эксплуатации. СПИ определен равным 100 месяцам (115 — 15). Месячная норма амортизации составляет 1% (1 / 100 мес. х 100%). Сумма амортизации в месяц равна 2 100 руб. (210 000 руб. х 1%).

Вариант 2

В связи с тем, что абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора, полагаем, что он может установить свой СПИ, руководствуясь Классификацией ОС, учитывая при этом срок фактической эксплуатации предыдущим собственником. Например, можно установить минимальный срок, предусмотренный для 5-й амортизационной группы, – 85 месяцев и уменьшить его на 15 месяцев. Таким образом, СПИ для основного средства, бывшего в употреблении, будет равен 70 месяцам (85 — 15). Месячная норма амортизации составляет 1,43% (1 / 70 мес. х 100%). Сумма амортизации в месяц равна 3 003 руб. (210 000 руб. х 1,43%).

Если до конца СПИ меньше года

На практике нередки ситуации, когда налогоплательщик приобретает бывшее в употреблении основное средство и при расчете СПИ обнаруживает, что разница между СПИ приобретенного объекта основных средств, установленным предыдущим собственником, и сроком его фактической эксплуатации последним составляет менее 12 месяцев. Является ли в таком случае приобретенный объект амортизируемым имуществом или его стоимость на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ можно единовременно списать в материальные расходы в момент ввода его в эксплуатацию?

Согласно Письму Минфина России от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141 налогоплательщик, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество с остаточным СПИ меньше года, самостоятельно определяет для него СПИ с учетом требований техники безопасности и других факторов и продолжает его амортизировать до полного списания стоимости.

Таким образом, приобретенный объект основных средств, бывший в употреблении, с остаточным СПИ менее 12 месяцев не перестает быть объектом амортизируемого имущества. Этого подхода придерживаются и арбитры.

Так, например, судьи ФАС УО (см. Постановление от 23.03.2012 № Ф09-1350/122) рассматривали спор между налоговой инспекцией и организацией по поводу единовременного отнесения на затраты расходов, связанных с приобретением объектов основных средств, бывших в употреблении. Суть спора заключалась в следующем.

По условиям договора купли-продажи от 26.10.2007 организация приобрела ряд объектов. При этом по справке продавца имущество относится к 5 – 7-й группам амортизации, сроки полезного использования заканчивались в октябре – ноябре 2008 года. Приказом установлен СПИ для указанных основных средств – 12 месяцев. В декабре 2007 года основные средства были введены в эксплуатацию, их стоимость была включена в состав материальных расходов в полной сумме, то есть затраты списаны единовременно в том же месяце.

Судьи не поддержали налогоплательщика, указав на то, что стоимость приобретенных основных средств следовало относить на расходы, уменьшающие полученные доходы, равными долями в течение 12 месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основные средства были введены в эксплуатацию, то есть с 2008 года и до полного списания его стоимости.

Если ОС полностью самортизировано предыдущим собственником

Может сложиться так, что срок фактического использования основного средства предыдущим собственником окажется равным СПИ, установленному в соответствии с Классификацией ОС, или превысит его. Это происходит в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда организация вправе самостоятельно установить СПИ с учетом требований техники безопасности и других факторов (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ).

Суды настаивают еще и на том, чтобы учитывать при определении СПИ срок возможного использования основного средства в деятельности организации в дальнейшем, его способность приносить доход и технические характеристики (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 № 09АП-38524/2012).

Например, тот же суд в Постановлении от 17.01.2013 № 09АП-38529/2012, поддержав налогоплательщика в споре с налоговым органом по вопросу о правильности определения СПИ по основным средствам, бывшим в эксплуатации, отметил, что при определении СПИ учитывалась не только совокупность технических характеристик, указанных в технических паспортах объектов, но и иных факторов – специфики вида деятельности, требований пожарной безопасности, устойчивости конструктивных элементов в случае возникновения аварийной ситуации на объекте, требований по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, то есть условий, которые фактически существуют в месте эксплуатации основного средства.

Если предыдущий собственник – физическое лицо

Случается, что организация приобретает основные средства, бывшие в эксплуатации у физического лица, например у собственного учредителя. Налоговый кодекс при установлении порядка определения СПИ для объектов, бывших в употреблении, не ставит ограничений относительно статуса бывших собственников. В то же время Минфин при ответе на вопрос, как рассчитать СПИ основных средств, приобретаемых у физических лиц, уточняет, что все зависит от того, является ли физическое лицо индивидуальным предпринимателем.

Если объекты, бывшие в употреблении, организация приобретает у предпринимателя, она вправе уменьшить СПИ на количество лет (месяцев) эксплуатации этого имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного оборудования. По мнению Минфина, в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает СПИ основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, 03-03-06/1/7937).

Документы, подтверждающие срок фактической эксплуатации объектов предыдущим собственником

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Данное положение касается и подтверждения налогоплательщиком при приобретении амортизируемого имущества, бывшего в эксплуатации, срока эксплуатации этого имущества предыдущим собственником. Если у налогоплательщика отсутствуют указанные сведения, по приобретенному подержанному объекту он не может воспользоваться правом на уменьшение срока полезного использования на срок фактической эксплуатации этого объекта предыдущим собственником.

Итак, какими документами можно подтвердить срок фактического использования объектов, бывших в употреблении? Это могут быть унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств3, например формы ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) , ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) .

Указанные формы применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями. При этом раздел 1 этих форм заполняется на основании данных передающей стороны (организации, передающей ОС), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В этом разделе имеется графа Фактический срок эксплуатации (лет, месяцев) .

Полагаем, что не лишними будут копии инвентарной карточки учета объекта основных средств (ф. ОС-6) или инвентарной карточки группового учета объектов основных средств (ф. ОС-6а), составленных предыдущим собственником объекта. Как правило, в этих документах содержатся все сведения об объекте основных средств, заполненные передающей стороной. Имейте в виду, что данные копии должны быть заверены печатью организации, передающей основное средство, а также подписями главного бухгалтера и руководителя.

Отметим, что в связи с необязательностью применения унифицированных форм с этого года, а также в связи с тем, что НК РФ не содержит перечня конкретных документов для этого случая, фактический срок эксплуатации основного средства может быть подтвержден любыми первичными документами. О том, какие это документы, расскажем, пользуясь примерами из арбитражной практики. Так, в деле, которое рассматривал Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 22.07.2009 № 09АП-12225/2009АК4), налогоплательщик для подтверждения срока эксплуатации предыдущим собственником – германской компанией использовал приложения к договору поставки оборудования, письма поставщиков данного оборудования, соответствующие грузовые таможенные декларации (ГТД).

Кроме того, у ввезенного оборудования имелись металлические шильды (пластины с краткой информацией об изделии), являющиеся идентифицирующим знаком оборудования и свидетельствующие о дате его производства. И суд принял во внимание эти документы. Другой пример – Постановление ФАС УО от 02.12.2009 № Ф098676/09-С2. Суд установил, что налогоплательщик приобрел несколько автобусов марки Hyundai по договорам поставки, заключенным с российским продавцом. Данные автобусы ранее эксплуатировались в Республике Корея. На каждое транспортное средство общество получило товарные накладные, счета-фактуры, паспорта транспортного средства (ПТС), заверенные копии ГТД. Как следует из Положения о ПТС5, данный документ выдается собственникам организациями – изготовителями транспортного средства, таможенными органами или подразделениями Госавтоинспекции; при изменении собственников транспортного средства в ПТС делаются соответствующие записи.

Таким образом, ПТС является документом, подтверждающим срок использования транспортного средства предыдущими собственниками для расчета нормы амортизации. В деле, которое рассматривал ФАС СКО в Постановлении от 15.04.2010 № А32-774/2009-33/44, в качестве подтверждающих документов выступили письма продавцов оборудования, бывшего в эксплуатации.

В частности, в письмах сообщалось, что износ указанных объектов на дату приобретения составляет 100%, они не имеют остаточной стоимости и амортизация на них не начисляется. Подведем итог всего сказанного выдержкой из Постановления ФАС ПО от 24.02.2009 № А12-12162/2008: законодательство о налогах и сборах и законодательство о бухгалтерском учете не устанавливает конкретного первичного документа, необходимого для подтверждения срока эксплуатации оборудования предыдущим собственником.

Следовательно, исходя из п. 1 ст. 252 НК РФ это обстоятельство может быть подтверждено налогоплательщиком любыми первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством, из которых бы следовало подтверждение количества лет (месяцев) эксплуатации имущества у предыдущего собственника. Если срок фактического использования имущества у предыдущего собственника будет подтвержден таким документом, на основании этого налогоплательщик вправе уменьшить срок полезного использования данного оборудования.

1 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
2 Определением ВАС РФ от 25.06.2012 № ВАС-8051/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
3 Утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
4 Постановлением ФАС МО от 30.10.2009 № КА-А40/11350-09 данное постановление оставлено без изменения.
5 Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *