Меню

Налогообложение благотворительной помощи

0 комментариев

Содержание

Платит ли налог на прибыль благотворитель

Если говорить о физлице-благотворителе, то оно имеет право на применение социального налогового вычета при соблюдении условий в части соотношения размера оказываемой помощи и дохода (не более ¼) и целей благотворительности. Кроме того, для фискалов важно, чтобы благотворительная помощь была оказана в денежной форме, а получающая благотворительность организация была официально зарегистрирована некоммерческой.

Что касается организаций-благотворителей, то при любых условиях никаких льгот для них в Налоговом кодексе не предусмотрено. Так, расходы на благотворительность в соответствии с п. 16, 34 ст. 270 НК РФ относятся к внереализационным и не могут уменьшать базу налогообложения.

По вопросу, каким образом можно стимулировать налогоплательщиков в оказании благотворительности, финансовое ведомство указывает на то, что субъекты федерации имеют право снизить ставку налога на прибыль, подлежащего перечислению в местный бюджет, с 18 до 13,5%. И правительство каждого субъекта федерации наделено правом устанавливать льготы для налогоплательщиков, в том числе и с целью стимулирования благотворительности.

Подобные разъяснения не раз давались налогоплательщикам Минфином России, в том числе в совсем свежем письме об учете расходов на благотворительность в рамках расчета налога на прибыль организациями – от 06.04.2015 № 03-03-07/19136.

Когда платит налог на прибыль благотворительный фонд

При условии, что налогоплательщик – благотворительная организация осуществляет уставную деятельность и ведет раздельный учет расходов по каждому из доходов в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса), он освобождается от уплаты налога на прибыль.

При направлении полученных средств на цели, не предусмотренные уставом, либо нецелевом использовании имущества такие доходы подлежат обложению налогом на прибыль. Также если организация не ведет раздельный учет расходов по каждому из источников финансирования, то деятельность компании признается налогооблагаемой и с таких доходов удерживается налог. Это связано с тем, что налоговая служба не сможет отследить целевое расходование полученных на благотворительность средств по каждому из источников дохода, если благотворительная организация не организует раздельный учет.

См. также статью «Какой актуальный КБК по налогу на прибыль на 2014–2015 год?»

К нецелевым расходам можно отнести направление денежных средств, предусмотренных передаче благополучателям, на приобретение имущества для самой благотворительной организации.

При нарушении требований по целевому расходованию средств и ведению раздельного учета доходы налогоплательщика (либо переданное на благотворительные цели имущество) признаются внереализационными доходами, причем с даты получения этих средств или имущества. Такие внереализационные доходы подлежат обложению налогом на прибыль (п. 14 ст. 250, подп. 14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса).

Что касается переданных в целях благотворительности основных средств, то они не подлежат амортизации в соответствии с подп. 2. п.2 ст. 256 Налогового кодекса. Кроме того, расходы в части безвозмездно переданных средств и имущества, а также связанные с их передачей траты не уменьшают базу налогообложения при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса).

И это значит, что если НКО, занимающуюся благотворительностью, «поймают» на нарушении условий, освобождающих ее деятельность от уплаты налога на прибыль, то заплатить налог придется сполна.

Не менее важным условием для применения налоговых льгот для некоммерческой организации является наличие у нее статуса благотворительной. В противном случае фискальные органы могут не признать право на налоговые льготы.

См. также статью «Нормативы, предусмотренные НК РФ»

Бухучет благотворительной помощи

Признание и учет расходов в благотворительной деятельности ведется в соответствии с Положением о бухучете 10/99. При этом в соответствии с п. 17 этого ПБУ любые расходы подлежат признанию вне зависимости от намерения получать или не получать выручку. Расходы на благотворительность относятся к прочим расходам (п. 4, 11 ПБУ 10/99).

При составлении проводок такие расходы отражаются на счете 91 (субсчет «Прочие расходы»). Получатели благотворительной помощи движение средств в рамках соблюдения требования о целевом назначении отображают в бухучете при помощи счета 86.

При этом Положение о бухучете «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) благотворительные организации вправе не применять.

В бухучете благотворительность отражается при помощи таких проводок:

Дебет 10 Кредит 86 – получение дохода на выполнение целевой деятельности;

Дебет 20 Кредит 10 – затраты, связанные с выполнением целевой деятельности из полученных на благотворительность средств;

Дебет 83 Кредит 20 – израсходование полученных от благотворителя средств на определенные им цели в рамках уставной деятельности благотворительной организации.

Отчетность благотворительных фондов

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» некоммерческие благотворительные организации должны сдавать баланс и отчет о целевом использовании полученных средств.

Такие НКО являются налогоплательщиками в рамках учета налога на прибыль и должны сдавать отчет об использовании на целевые нужды полученных средств – Лист 07 декларации налога на прибыль.

С 2015 года применяется новая форма декларации (и, соответственно, Листа 07), утвержденная приказом ФНС от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@. В соответствии с Порядком заполнения декларации Лист 07 включается в состав декларации и подается некоммерческими организация ежегодно.

Благотворительные организации заполняют графы 2 и 5 Листа 07 с указанием срока использования поступивших целевых поступлений. В случае использования полученных средств на нецелевые нужды (нарушение условий их получения) благотворительная организация заполняет графу 7, такие доходы подлежат включению в состав внереализационных.

См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»

Итоги

Средства, передаваемые на благотворительность огранизациями-налогоплательщиками, не относятся к расходам, уменьшающим налог на прибыль таких организаций. То есть благотворительную помощь налогоплательщики могут оказывать со своих чистых доходов (после удержания налога на прибыль и иных налогов), остающихся в их распоряжении. При этом на получение каких-либо налоговых льгот на федеральном уровне рассчитывать не приходится.

Исключением являются такие случаи, когда субъектами федерации приняты законы о снижении налоговой ставки, которая подлежит уплате в местный бюджет, с 18% до граничной величины в 13,5%.

Для физлиц-благотворителей возможно применение социального налогового вычета при соблюдении ими ряда условий. Решение о предоставлении такого вычета принимается налоговиками в каждом конкретном случае при подаче соответствующей декларации и пакета затребованных подтверждающих документов.

Благотворительные организации, которые фактически выполняют роль посредника между жертвователями и нуждающимися, для того чтобы не уплачивать налог на прибыль, должны соблюсти ряд условий.

Среди них:

  1. Быть зарегистрированной НКО и иметь статус благотворительной организации.
  2. Обеспечить целевое использование полученных средств (соответствующее уставной деятельности и распоряжениям жертвователя).
  3. Вести раздельный учет расходов по каждому из полученных видов благотворительной помощи.

Отчет о своей деятельности благотворительные организации подают ежегодно путем заполнения Листа 07 к налоговой декларации.

Налог на прибыль и «спецрежимные» налоги

Ни суммы безвозмездных денежных переводов, ни стоимость переданного в благотворительных целях имущества (работ, услуг), ни затраты, связанные с такой передачей, в расходах учесть нельзяпп. 16, 34 ст. 270, п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Иных налоговых льгот для благотворителей также не предусмотреноПисьмо Минфина от 16.04.2010 № 03-03-06/4/42.

Правда, субъекты РФ могут устанавливать пониженную ставку (но не меньше 13,5%) налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, для организаций-благотворителейп. 1 ст. 284 НК РФ. Такие преференции есть, к примеру, в Самарскойподп. «з» п. 1, пп. 2—5 ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 № 187-ГД и Псковскойст. 1 Закона Псковской области от 03.06.2010 № 979-оз областях. Однако применять там пониженную ставку могут только те компании, которые направили на благотворительность определенную часть своей налогооблагаемой прибыли, например 7% или 10%.

Если российская фирма переводит средства по договору пожертвования в зарубежные благотворительные фонды, налоговым агентом она не является, то есть с перечисляемых сумм удерживать налог не нужноПисьма Минфина от 02.10.2014 № 03-08-05/49455, от 29.08.2011 № 03-03-06/1/529.

НДС

Вопросов с этим налогом не возникает, если благотворительную помощь вы оказываете деньгами: денежные переводы НДС не облагаютсяподп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Другое дело, если в благотворительных целях вы безвозмездно передаете какое-либо имущество, выполняете работы или оказываете услуги. Тогда НДС начислять не надо, при условии что передаваемое имущество или товары не относятся к подакцизнымподп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ; Письмо Минфина от 20.10.2011 № 03-07-07/61.

Перечень документов, подтверждающих «благотворительную» льготу, не установлен, однако Минфин рекомендует иметьПисьмо Минфина от 26.10.2011 № 03-07-07/66:

  • договор об оказании благотворительной помощи. В нем обязательно укажите, что, во-первых, помощь оказывается в соответствии с Законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а во-вторых, передаваемые товары (работы, услуги) носят характер пожертвования. То есть ваша компания жертвует в благотворительных целях, например для содействия защите детства (помогаете дому малютки). Перечень таких целей довольно широкий, он приведен в упомянутом Законеп. 1 ст. 2 Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ. Также вы можете прописать в договоре обязанность получателя помощи использовать переданное имущество по целевому назначению, к примеру для передачи малообеспеченным слоям населения. Кстати, при нецелевом использовании вы вправе требовать возврата имуществапп. 4, 5 ст. 582 ГК РФ;
  • акт или другой документ о принятии имущества (работ, услуг), подписанный получателем благотворительной помощи.

Если вы изначально приобрели имущество для того, чтобы передать его на благотворительность либо использовать для безвозмездного оказания работ или услуг, то НДС по такому имуществу к вычету не принимается, а учитывается в стоимости переданного имущества (работ, услуг)подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ; Письмо Минфина от 10.05.2012 № 03-07-07/49. Если же входной НДС по такому имуществу ранее был принят к вычету, то налог надо восстановитьподп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Если вы передаете собственную продукцию, то, соответственно, нужно восстановить НДС по ресурсам, использованным для ее производства.

Аналогичным образом надо действовать, если вы передаете непосредственно самой благотворительной организации какое-либо имущество, включенное в перечень подакцизных товаров, например легковой автомобильподп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ. Такая передача тоже не облагается НДС, но уже по другому основанию: выполнение некоммерческой организацией своих уставных задачподп. 3 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Для подтверждения этой «льготы» нужен документ, удостоверяющий некоммерческий статус получателя имущества (например, копия устава НКО), а в договоре об оказании помощи надо указать, что имущество будет использоваться в целях, не связанных с предпринимательством.

А вот на безвозмездные работы и услуги именно эта «льгота» по НДС не распространяется, а значит, при их реализации вам нужно будет начислить налог.

Оказывая благотворительную помощь, помните про необходимость вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДСп. 4 ст. 149 НК РФ. Весь входной НДС можно принять к вычету, если доля расходов на необлагаемые операции не превысит 5% от общей суммы расходовп. 4 ст. 170 НК РФ.

НДФЛ и страховые взносы

Допустим, ваша фирма решила оказать благотворительную помощь конкретному физлицу. Объекта обложения страховыми взносами здесь однозначно нетч. 1, 3 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. А вот с НДФЛ все не так просто. Не придется начислять налог и подавать справки 2-НДФЛ, если вы напрямую переводите деньги или передаете имущество (выполняете работы, оказываете услуги):

  • <или>гражданам, пострадавшим от терактов или в связи с другими чрезвычайными ситуациями, а также членам семей граждан, погибших в результате таких событийпп. 8.3, 8.4 ст. 217 НК РФ;
  • <или>детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, или детям из малообеспеченных семейп. 26 ст. 217 НК РФ;
  • <или>ветеранам или инвалидам ВОВ, а также их вдовам и бывшим узникам фашизма — до 10 000 руб. в год на одного получателяп. 33 ст. 217 НК РФ;
  • <или>любым другим физлицам до 4000 руб. в год на одного получателяп. 28 ст. 217 НК РФ.

Также НДФЛ не начисляется, если вы оплачиваете для инвалида технические средства профилактики и реабилитациип. 22 ст. 217 НК РФ.

Очевидно, что при этом у вас должны быть копии документов, подтверждающих статус физлица — получателя помощи, например копия справки об инвалидности или ветеранского удостоверения.

Во всех остальных случаях лучше оказывать адресную помощь конкретному человеку через благотворительные организациип. 8.2 ст. 217 НК РФ. Иначе у получателя помощи возникнет налогооблагаемый доход и вашей фирме как налоговому агенту придется удерживать налог и подавать справку 2-НДФЛ.

***

В заключение хотим напомнить, что оказывающие благотворительную помощь предприниматели-общережимники имеют право на социальный «благотворительный» вычет по НДФЛ. Вот условия его получения:

  • вычет не может превышать 25% совокупного дохода, полученного по итогам года и облагаемого по ставке 13%подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Неиспользованный остаток вычета на следующий год не переносится;
  • помощь в денежной или натуральнойПисьмо Минфина от 30.12.2013 № 03-04-08/58234 форме должна быть оказана непосредственно благотворительным организациям; организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из бюджета; физкультурно-спортивным организациям; образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд; религиозным организациям на ведение ими уставной деятельности. То есть если вы перечисляли деньги конкретному человеку, то на вычет претендовать не можете.

Таким образом, ИП, получив за год доход, например, в размере 1 000 000 руб. и потратив 250 000 руб. на благотворительность, может заявить «благотворительную» сумму в качестве вычета и уменьшить НДФЛ. К подаваемой по итогам года декларации 3-НДФЛ нужно приложить подтверждающие документы, включая копию устава организации-получателяп. 2 ст. 219, п. 1 ст. 229 НК РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Конституция РФ в ч. 3 ст. 39 провозглашает поощрение в Российской Федерации (т.е. со стороны государства) благотворительности. Это означает, что одной из ценностей российского общества (государства) является благотворительность. Именно поэтому государство берет на себя опеку над благотворительностью — поощряет благотворительность.

Признаками благотворительной деятельности являются (ст. 1, 2 Закона о благотворительности):

  • ? добровольность;
  • ? бескорыстность;
  • ? цели, не связанные с обогащением и политикой, — жизнь, безопасность, здоровье, культура, духовность, окружающая среда и т.п.

Поскольку благотворительное пожертвование есть способ осуществления благотворительной деятельности, то ему присущи все признаки последней. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

  • ? бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • ? бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • ? бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Критерии отнесения того или иного лица к категории благотворителей следующие:

  • ? осуществление лицом благотворительных пожертвований;
  • ? форма этих пожертвований.

То же самое касается и благополучателей. Критериями отнесения того или иного лица к благополучателям являются:

  • ? факт получения благотворительных пожертвований или помощи;
  • ? получение благотворительных пожертвований от благотворителей, получение помощи от добровольцев.

Благотворительная организация — это неправительственная (т.е. негосударственная, не субъекта Федерации и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности. Таким образом, любая благотворительная организация есть некоммерческая, но не наоборот. Благотворительные организации создаются только частными лицами, но не государственными органами.

Закон о благотворительности подчеркивает, что возможная прибыль благотворительной организации не подлежит распределению между ее учредителями, а должна направляться на реализацию уставных целей организации. Этот же Закон устанавливает, что благотворительные организации создаются в форме общественной организации (объединения), фонда или учреждения «…и в иных формах, предусмотренных федеральными законами» (хотя в настоящее время иных форм благотворительных организаций федеральными законами не предусмотрено). При этом благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, только если ее учредителем является другая благотворительная организация.

Высшим органом управления благотворительной организации является коллегиальный орган (попечительский совет и т.п.). Его участники выполняют свои функции безвозмездно. В этот орган может входить не более одного работника исполнительного органа организации (например, генеральный директор).

Благотворительная организация помимо сбора пожертвований имеет право вести коммерческую деятельность, получать доходы от учрежденных ею коммерческих организаций и т.д. При этом не менее 80% ее доходов должно идти на финансирование собственно благотворительных программ и не более 20% — на оплату труда персонала организации.

Благотворительная организация обязана вести бухгалтерский учет и отчетность в обычном порядке. Государственный орган, зарегистрировавший организацию, осуществляет контроль над соответствием ее деятельности уставным целям. Допускается участие благотворительной организации в международной благотворительной деятельности, а также получение пожертвований от иностранных граждан и организаций (т.е. можно как получать деньги из-за рубежа, так и перечислять их за границу).

Как уже упоминалось, согласно ст. 1 Закона о благотворительности, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Для признания деятельности благотворительной необходимо выполнение определенных условий.

Во-первых, деятельность должна быть направлена на достижение целей, поименованных в п. 1 ст. 2 Закона о благотворительности, в частности:

1) социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

  • 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • 4) содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • 5) содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • 6) содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • 7) содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • 8) содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • 9) содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • 10) охрана окружающей природной среды и защита животных;
  • 11) охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Обратите внимание, что приведенный перечень является закрытым. Кроме того, в соответствии с и. 2 ст. 2 Закона о благотворительности направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Во-вторых, деятельность должна осуществляться в добровольном порядке и на бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) основе. В статье 5 Закона о благотворительности дано определение благотворителей.

Благотворительная деятельность осуществляется в форме пожертвований, следовательно, к ней применимы положения ст. 582 ГК РФ (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от

18.08.2005 № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1 и пр.).

В-третьих, действующим законодательством предусмотрен ограниченный состав участников благотворительной деятельности. Статьей 5 Закона о благотворительности определено, что участниками благотворительной деятельности являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность, — благотворители, добровольцы, благополучатели. В то же время достаточно часто налоговыми органами высказывается точка зрения, согласно которой получателями благотворительной помощи могут быть только благотворительные организации (письма МНС России от 13.05.2004 № 03- 1-08/1191/15® УФНС России по Московской области от 14.09.2006 № 21-22-И/1096, УМНС России по г. Москве от 21.06.2004 № 24-14/ 4/41004). Однако в письме от 24.04.2006 № 03-04-11/72 Минфин России разъяснил, что благополучатель не обязательно должен иметь статус благотворительной организации. Судебной практикой также выработана иная позиция (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2005 № Ф04-665/2005(15725-А81-33).

Пунктом 1 ст. 582 и ст. 124 ГК РФ определен перечень лиц, которым могут делаться пожертвования: граждане, лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и образовательные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, иные некоммерческие организации в соответствии с законом, Российская Федерация и ее субъекты.

С благотворительностью часто связывают спонсорство. В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) есть два определения, связанные со спонсорством:

  • 1) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания или трансляции теле- или радиопередачи, либо создания или использования иного результата творческой деятельности;
  • 2) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Очевидно, что спонсорство в настоящее время не связано исключительно с рекламой. Если спонсор не нуждается в рекламных услугах, то спонсорство превращается в обычную благотворительность. При этом есть одна тонкость: если спонсор не требует упоминать о себе как о спонсоре (спонсорская реклама), но хочет, чтобы информация о его товарах, работах или услугах появилась на спонсируемом мероприятии иным образом (скажем, как логотип на футболке), то такое спонсорство остается обычной рекламой и благотворительностью не является.

По спонсорскому договору спонсор обязуется профинансировать общественно полезное мероприятие, а спонсируемый — в ходе проведения мероприятия тем или иным способом распространить информацию о заказчике услуг как о спонсоре среди максимально возможной аудитории. При этом способ распространения информации должен быть заранее прописан в договоре.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2007 № А31-10518/2005-10 сказано, что размещение объявлений о спонсоре не имеет целью увеличение объемов реализации, не связано с производственной деятельностью налогоплательщика, поэтому спонсорское финансирование детских садов не может быть признано расходами на рекламу (письмо Минфина России от 04.04.2007 № 03-03-06/4/40, письма УФНС России по г. Москве от 11.10.2005 № 20-12/74851, от

15.11.2005 № 20-12/85449 и от 30.06.2004 № 26-12/43525).

Налогообложение благополучателей рассматривается с позиций каждого взимаемого налога в отдельности.

Согласно подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом о благотворительности, за исключением подакцизных товаров, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). В свою очередь суммы НДС по таким товарам (работам, услугам) учитываются в их стоимости на основании п. 2, 4 ст. 170 НК РФ.

При отражении таких операций действуют общие нормы по налоговому учету облагаемых и необлагаемых операций, а именно:

  • ? обязанность ведения раздельного учета (п. 4 ст. 149 НК РФ);
  • ? обязанность пропорционального распределения налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым в облагаемой и необлагаемой деятельности, с учетом так называемых пяти процентов (п.4ст. 170НКРФ);
  • ? обязанность восстановления НДС по передаваемому имуществу, ранее использовавшемуся в облагаемой деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Налогоплательщику следует учитывать, что ему предоставлено право отказаться от налогового освобождения таких операций в порядке, определенном п. 5 ст. 149 НК РФ. Осуществляя благотворительную деятельность, благотворитель понесет минимальные налоговые потери при использовании освобождения операций по уплате НДС и права на применение «пятипроцентного барьера». Несмотря на то что благотворитель НДС не платит, ему необходимо выставить счет- фактуру на переданные в рамках благотворительной деятельности товары (работы, услуги) в общем порядке с указанием «без налога» (письмо УФНС России по г. Москве от 15.05.2007 № 19-11/44603).

Существуют ли какие-то особые требования к документальному оформлению благотворительных операций? По мнению налоговых органов, для подтверждения благотворительного характера операций необходимы следующие документы: договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу; копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), актов или других документов, свидетельствующих об их целевом использовании (письмо УФНС России по г. Москве от

02.08.2005 № 19-11/55153). Однако обязательное представление перечисленных документов для освобождения от налогообложения не установлено положениями НК РФ. Кроме того, сформировалась судебная практика, подтверждающая необоснованность таких требований налоговых органов. Например, достаточным документальным оформлением были признаны письма с просьбой об оказании благотворительной помощи, товарные накладные с указанием товарной скидки 100% и пометкой «товар передается безвозмездно», платежное поручение о перечислении благотворителем средств (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2005 № А56-11300/2005).

Может ли применить льготу по НДС организация, не имеющая статуса благотворительной? В письме У МНС России по г. Москве от 21.06.2004 № 24-14/4/41004 было сказано, что безвозмездная передача товаров, работ, услуг организациями, не являющимися благотворительными, облагается НДС. В письме УФНС России по г. Москве от 02.08.2005 № 19-11/55153 содержится перечень документов, которые могут свидетельствовать о правомерности применения налоговой льготы:

  • ? договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ или оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
  • ? копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров;
  • ? акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в рамках благотворительной деятельности.

Федеральным законодательством налоговые преференции для лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, не предусмотрены. Более того, возврат отмененной льготы по налогу на прибыль, предусматриваемой ранее Законом РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в отношении взносов на благотворительные цели, Минфин России считает нецелесообразным (см. письмо Минфина России от 11.10.2007 № 03-03-07/18).

В настоящее время стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, а также суммы целевых отчислений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в том числе на осуществление благотворительной деятельности, не включаются в состав налоговых расходов (п. 16, 34 ст. 270 НК РФ).

Имущество и имущественные права, полученные организациями по договору пожертвования, по сути являются обычным дарением (ст. 572 части второй ГК РФ). Кроме того, если жертвует физическое лицо, то сделка обязательно должна быть совершена в простой письменной форме (ст. 161 части первой ГК РФ). Составляется акт приема пожертвования и подшивается к приходному кассовому ордеру. Так как унифицированной формы акта не существует, организации должны разрабатывать ее самостоятельно и утверждать приказом об учетной политике.

Если жертвует юридическое лицо и пожертвование превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, то должна быть соблюдена простая письменная форма (п. 2 ст. 574 части второй ГК РФ). В этой ситуации с юридической точки зрения рекомендуется составить договор пожертвования. При этом жертвователь может в договоре определить конкретные цели, в соответствии с которыми должно быть использовано передаваемое имущество, а может просто передать его на уставные цели организации.

Пунктом 1 ст. 284 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право уменьшать ставки налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

На практике возникают ситуации, когда организация-производитель по собственной инициативе осуществляет реализацию продукции по льготным ценам в благотворительных целях субъектам, которые отвечают критериям благополучателей. Такая деятельность подпадает под определение благотворительной деятельности, приведенное в Законе о благотворительности, а именно как передача имущества на льготных условиях.

Действующим законодательством порядок налогообложения таких операций не прописан. Более того, у организации возникает налоговый риск в части применения положений ст. 40 НК РФ, в соответствии с п. 3 которой при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Вряд ли скидку при передаче продукции в рамках благотворительной деятельности можно назвать обычной. В такой ситуации благотворителю целесообразно оформить передачу части продукции как реализацию по рыночным ценам, а остальную часть как безвозмездно переданную уже в рамках благотворительности в пропорции, равной фактической скидке.

В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий, относятся к прочим расходам.

В настоящее время многие организации размещают так называемую социальную рекламу. Согласно подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении распространения и (или) размещения наружной рекламы. Однако, для того чтобы подпадать под ЕНВД, деятельность должна быть предпринимательской, т.е., согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, являться самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг) лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, если размещение социальной рекламы осуществляется на безвозмездной основе, то указанная деятельность под обложение ЕНВД не подпадает (письмо Минфина России от 09.10.2007 № 03-11-04/3/395). В этом случае деятельность по производству и размещению социальной рекламы признается благотворительной со всеми вытекающими налоговыми последствиями. Такой вывод прямо следует из определения социальной рекламы, приведенного в п. 11 ст. 3 Закона о рекламе, а также поддержан судебной практикой (см., например, постановление ФАС Московской области от 23.07.2003 № КА- А40/4995-03). Социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Если размещение социальной рекламы осуществляется на платной основе, то ЕНВД заплатить придется (письмо Минфина России от 15.05.2006 № 03-11-04/3/257). Из общего правила имеются исключения. Так, не подпадает по ЕНВД деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), а с 1 января 2008 г. и в рамках договора доверительного управления имуществом.

Что касается благополучателей — физических лиц, то на полученные в виде благотворительности доходы, в том числе в натуральной форме (например, оплата коммунальных услуг), они обязаны заплатить налог на доходы физических лиц — 13%. Как правило, налог должна удержать и выплатить в бюджет сама организация-благотворитель, получающая статус налогового агента (ст. 226 НК РФ). Однако, если доход получен от нерезидента, получатель уплачивает налог самостоятельно (ст. 228 НК РФ).

Некоторые виды подобных доходов освобождены от налога. К ним, в частности, относятся:

  • ? гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями (по перечню организаций, утвержденному Правительством РФ);
  • ? гуманитарная и благотворительная помощь, оказываемая российскими и иностранными благотворительными организациями (по перечню организаций, утвержденному Правительством РФ);
  • ? материальная помощь жертвам терроризма в Российской Федерации;
  • ? оплата работодателем медицинского обслуживания своих работников и членов их семей (из чистой прибыли работодателя) (п. 6, 8, 10 ст. 217 НК РФ). Перечень международных и иностранных организаций, которые имеют право предоставлять их (в безналоговом режиме) физическим лицам, включает 72 организации. В него вошли ЮНЕСКО, Комиссия Европейских сообществ, Британский совет и т.д.

Отметим, что как такового утвержденного Правительством РФ перечня благотворительных организаций, которые могут оказывать безналоговую гуманитарную помощь физическим лицам, не существует. По каждой такой организации выпускается отдельное постановление Правительства РФ (например, от 25.12.2002 № 926 «Об общероссийском общественном благотворительном фонде поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации „Национальный военный фонд“»).

Ограничение льготы в виде правительственных перечней организаций, которые под нее подпадают, имеет очевидную цель — не допустить налоговых злоупотреблений с использованием фиктивных благотворительных фондов. Льготы предоставляются для благотворительной деятельности федеральным законодательством. Кроме того, возможны местные льготы для благотворительных организаций: полное или частичное освобождение от местных налогов или местной части федеральных налогов, а также льготы по лицензированию, аренде, оплате коммунальных услуг и т.п. Местные льготы предполагают и местное регулирование.

Следует отметить, что, если некоммерческая организация применяет УСН, она не вправе уменьшать полученные доходы на суммы благотворительной помощи. Это следует из ст. 346.16 НК РФ, содержащей закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемую базу по единому налогу. Затраты на благотворительность в него не входят. Кроме того, в состав расходов не может быть включена сумма «входного» НДС по товарам (работам, услугам), переданным в рамках благотворительной деятельности, исходя из подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 15.04.2005 № 03-04-14/06).

В соответствии со ст. 5 Закона о благотворительности к добровольцам относятся граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополуча- теля, т.е. в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации в рамках участия в благотворительной деятельности. Например, могут быть оплачены командировочные расходы, затраты на транспорт и т.д.

Добровольчество — это совершенно особый вид сотрудничества между организацией и физическим лицом. Добровольцы не состоят с данной организацией ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях. Если это произойдет, то гражданин перестанет быть добровольцем и станет сотрудником благотворительной организации.

От обложения НДФЛ освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов). Такой же порядок налогообложения применяется и к выплатам в пользу лиц, находящихся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или иного аналогичного органа (п. 3 ст. 217 НК РФ). Реализуя какую-либо благотворительную программу, добровольцы хотя и не состоят в штате благотворительной организации, но обязаны выполнять поручения в соответствии с ее локальными нормативными актами. А значит, они находятся во властном или административном подчинении некоммерческой организации. Следовательно выплаты, связанные с возмещением добровольцам расходов на проезд и проживание в гостинице, не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. Поскольку возмещение расходов добровольца не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договору, оно не облагается НДФЛ.

  • 1. Какие элементы учетной политики для целей налогообложения необходимо выделить некоммерческой организации?
  • 2. В чем особенности отражения в учетной политике некоммерческой организации методов начисления амортизации?
  • 3. Каковы особенности отражения доходов некоммерческой организации?
  • 4. В чем заключаются правила раздельного учета доходов и расходов между некоммерческой организацией и ее обособленным подразделением?
  • 5. Как вы думаете, всегда ли благотворительная организация полностью и своевременно отражает свои налоговые обязательства в налоговой отчетности?
  • 6. В чем преимущества создания автономного учреждения по сравнению с бюджетным?
  • Утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн.

Основные цели благотворительности

В соответствии с законом 135-ФЗ, благотворительная деятельность подразумевает бескорыстное оказание тем лицам, которые в этой помощи нуждаются. Помощь выражается либо в предоставлении определенных денежных сумм, либо в бесплатном обслуживании, а также в передаче продовольственных или других товаров, а также выполнении за свой счет определенных видов работ.

К основным целям благотворительной деятельности относят следующие:

  1. Матпомощь, социальная поддержка (реабилитация) лиц, которые не способны самостоятельно отстаивать права в силу определенных жизненных обстоятельств.
  2. Оказание населению помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, а также в предотвращении их.
  3. Поддержка лиц, пострадавших в катастрофах, репрессиях, военных действиях, религиозных и иных притеснениях.
  4. Осуществление деятельности по укреплению мирного существования и взаимодействия народов.
  5. Принятие участия в формировании общего мнения о роли семьи и ее ценности.
  6. Оказание содействия в вопросах защиты детей, родителей.
  7. Оказание помощи детям, которые остались без родителей и попечителей.
  8. Оказание помощи в развитии науки, образования, искусства, культуры.
  9. Осуществление деятельности, направленной на пропаганду ЗОЖ, профилактике заболеваний, а также спорта.
  10. Оказание поддержки детских, молодежных организаций.
  11. Оказание содействия нравственному воспитанию подростков, творческому развитию детей, формированию патриотизма среди молодежи.
  12. Осуществление поддержки в создании социальной рекламы и ее распространении.
  13. Оказание содействия в правовом просвещении граждан.
  14. Осуществление деятельности, связанной с охраной культурных, а также природно-значимых объектов и территорий.
  15. Оказание помощи по охране окружающей среды, а также защите животных.

Таким образом, любая благотворительность должна быть направлена на благие, социально значимые, природные цели.Оказание помощи, бесплатных услуг (работ) коммерческим компаниям, политическим партиям, активистам к благотворительности не имеют никакого отношения. Кроме того, благотворительная помощь, оказываемая социальным учреждениям, не должна быть средством политической борьбы в периоды предвыборных кампаний.

Участники благотворительной деятельности

Благотворительная деятельность подразумевает наличие как минимум двух участников:

Благотворитель Лицо, которое оказывает помощь, либо безвозмездно выполняет работу, оказывает услугу
Благополучатель Лицо, которое принимает от благотворителя помощь в той форме, в которой она выражена
Посредники Благотворительные фонды

В роли каждого из участников могут выступать и физические и юридические лица. Кроме того, также может существовать еще и промежуточное звено. Это посредники – благотворительные фонды. Благотворительными фондами являются организации, единственный вид деятельности которых связан с привлечением средств благотворителей и их распределение между выделенными группами нуждающихся.

Важно! Порядок распределения помощи в этом случае подлежит жесткому контролю, так как каждый фонд имеет свое целевое назначение, например, помощь детям с тяжелыми заболеваниями.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Для того, чтобы мотивировать граждан на занятия благотворительной деятельностью, предусматриваются определенные налоговые льготы. Однако, не следует считать, что благотворительность позволяет обогатиться тем лицам, которые ею занимаются. Все льготы предусматривают снижение налоговой нагрузки соразмерно тому, сколько средств было потрачено на оказание помощи.

Налог на прибыль

Прежде те компании, которые участвовали в благотворительности, получали некоторую выгоду, так как когда производился расчет налогооблагаемой базы, средства, направленные на благотворительность, к учету не принимались. Организации вправе были тратить на такие нужды не более 5% своего дохода. Деньги, направленные на благотворительность, подлежали учету в качестве расходов компании, а это позволяло значительно снизить налог на прибыль. Однако, в связи с этим стало возникать большое количество фиктивных фирм, которые уход от уплаты налогов прикрывали благотворительностью. Так дело обстояло до 2005 года.

На сегодняшний день организации вправе осуществлять благотворительность только за свет своей чистой прибыли, а какие либо вычеты по налогу не предусмотрены. Льготы предусматриваются только в некоторых регионах, в размере от 1 до 4,5% от части, подлежащей к уплате в региональный бюджет. Исключение составляют только те организации, которые осуществляют пожертвование в науку, культуру, здравоохранение, если они занесены в специальный перечень определенного ведомства.

Если компания занимается коммерческой деятельностью, то товары, передаваемые от организации другой (потребителю) подлежат обложению НДС. Однако, если передача товара осуществляется безвозмездно в благотворительных целях, то начисление НДС не происходит. При этом должны соблюдаться определенные правила оформления, а также документальное подтверждение благотворительной процедуры.

По НДС льгота установлена только на такие товары (работы, услуги), которые предоставляются благополучателю. Расходы, связанные с закупкой всего необходимого для проведения благотворительной акции от входного НДС не освобождены. Причем компании вправе учитывать в расходах НДС на товары, которые нужны на производство и реализацию собственной продукции, либо на осуществление основного вида деятельности. Все это позволит уменьшить налогооблагаемую налогом на прибыль базу. Однако при этом нельзя использовать льготы по НДС по отгружаемым товарам.

Если компании оказывают единичные благотворительные действия, то, обычно, им выгоднее пользоваться вычетом по НДС. Однако, если благотворительная помощь имеет крупные масштабы и регулярную основу, то от такой льготы выгоднее будет отказаться. В этом случае средства, затраченные на приобретение товаров для поддержки социальных учреждений, участия в развитии культуры, здравоохранения, могут быть учтены в качестве расходов организации. Для получения данного права компании потребуется обратиться в ФНС и подать заявление с отказом от льготы до конца налогового периода.

Благотворительность: учет и налогообложение

Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан. Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

1. Понятие благотворительной деятельности

2. На какие цели направлена благотворительная деятельность

3. Кто участвует в благотворительной деятельности

4. Налог на прибыль

5. Льготы по НДС

6. Отказ от льготы по НДС

7. «Входной» НДС

8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи

9. Заполняем налоговую декларацию

10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

11. Кому помогать

12. В какой форме оказывать помощь

13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

14. Как перечислить деньги на благотворительные цели

15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется , , Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

На какие цели направлена благотворительная деятельность

Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите детства, материнства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан».

При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

Кто участвует в благотворительной деятельности

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

  1. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  2. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
  3. Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Налог на прибыль

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Министерство финансов РФ считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письмо от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, Письмо от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40). Однако региональные власти, при желании, могут уменьшать налоговые ставки, по которым осуществлляется налогообложение благотворительного фонда. Такое право им дает статья 284 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (до 13,5%) для отдельных категорий налогоплательщиков.

Льготы по НДС

А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.

В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.

Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.

Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).

Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).

Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).

Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).

И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.

Итак, налогоплательщик-благотворитель вправе применить освобождение от обложения НДС по операциям, осуществляемым в рамках благотворительной деятельности, только при соблюдении им вышеперечисленных условий.

«Входной» НДС

По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.

Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.

Бухгалтерский учет благотворительной помощи

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. п. 4, 7 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

Кому помогать

Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:

  • благотворительные организации;
  • социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);
  • некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под организациями в этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.

В какой форме оказывать помощь

Налоговики и финансовые ведомства (см. Письмо Минфина от 02.03.2010г. №03-04-05/8-78) полагают, что для получения социального вычета благотворительное пожертвование обязательно должно быть сделано в денежной форме.

Арбитражные суды придерживаются иного мнения (см. Постановлении ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 по делу N А12-29703/05-С51). Пожертвование может быть сделано путем передачи продуктов питания, и в этом случае налогоплательщик сохраняет право на получение социального налогового вычета. В обоснование своей позиции суды опираются на норму п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, в силу которой «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ «под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи.

В этой связи ограничительное толкование налоговиками пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ противоречит п. 3 ст. 39 Конституции РФ. Там сказано, что «в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств. Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.

Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Поэтому налогоплательщики – нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом. При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.

Пример: Гражданин А. в 2016 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб. Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб.

Сумма годового дохода гражданина А. за 2016 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ — 300 000 руб.

Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 — 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб. (200 000 + 275 000).

Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год.

Как перечислить деньги на благотворительные цели

Граждане могут перечислить свои средства на благотворительность следующими способами:

  • через бухгалтерию по месту работы, подав соответствующее заявление главному бухгалтеру;
  • с банковского счета или наличными через банк;
  • через кассу организации, которой гражданин оказывает помощь.

Перечисление через организацию

Организация — источник дохода гражданина может перечислить денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении можно указать периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию. И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная.

В данном случае документами, подтверждающими произведенные расходы, будут копии платежных поручений на перечисление денег на благотворительные цели с отметкой банка об исполнении. При оформлении платежного поручения в поле «назначение платежа» необходимо указать: «От ФИО помощь интернату», «От ФИО на осуществление уставной деятельности». Некоторые налоговые органы требуют, помимо копий платежек, представить также справку от организации о произведенных перечислениях.

Перечисление через банк

Если денежные средства налогоплательщик перечислил со своего банковского счета, то расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении средств на благотворительные цели.

Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.

Если гражданин вносит деньги непосредственно в кассу организации, которой он оказывает финансовую помощь, то подтверждающим документом будет квитанция к приходному ордеру с указанием цели использования вносимых средств. Например: «Благотворительная помощь на проведение спортивных мероприятий».

Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни»). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами. Ведь фонд, который собирает и распределяет средства, например на лечение больных раком, зарегистрирован на территории России, как НКО, его деятельность регулируется законом и жертвователь может быть уверен в адресном расходовании своих средств. Такие фонды имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов, а также обязательно сдают отчеты в налоговые органы.

Хотя, все благотворительные организации, в том числе и фонды освобождаются от налогообложения прибыли в рамках своей уставной деятельности, они обязаны ежегодно направлять в налоговые органы отчеты о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов. Если в ФНС сочтут такие расходы несоответствующими уставным целям, то все полученные средства будут признаны доходом фонда, подлежащим налогообложению. Например, благотворительный фонд не имеет права купить за деньги жертвователей недвижимое имущество или осуществить иные инвестиции.

Что касается, самих организаций-благотворителей, то, как уже было сказано выше, перечислить благотворительному фонду деньги или передать имущество можно только за счет своей прибыли, если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения также не могут уменьшать свои доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации на УСН могут уменьшить полученный доход, приведен в статье 346.16 НК РФ, и затраты на благотворительность в него не входят.

Куда обращаться и какие документы необходимы для получения вычета

Налоговым законодательством не установлен четкий перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований.

По общим правилам социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления в налоговый орган по месту жительства после окончания налогового периода. В заявлении нужно указать номер своего счета в банке, на который должен быть перечислен возвращаемый налог, и реквизиты банка. Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ «налогоплательщик обязан вместе с заявлением представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за тот налоговый период, в котором были перечислены пожертвования». Это является обязательным условием для уменьшения налога.

К заявлению, как правило, прилагаются:

  1. справка о доходах по форме № 2-НДФЛ;
  2. платежные документы, подтверждающие перечисление денег на благотворительные цели.

Налоговую декларацию с заявлением на получение вычета можно подать в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором были произведены расходы на благотворительность. То есть в 2019 году можно еще подать декларацию за 2016–2018 годы.

Налоговые льготы, предоставляемые нашим законодательством благотворителям, довольно ограничены. То есть оказывать помощь можно, конечно, любым организациям, фондам и частным лицам, в любых размерах, но далеко не за всю эту помощь можно получить льготу по уплате налога от государства. Тем не менее, не стоит отказываться от использования и тех ограниченных льгот, право на которые имеют благотворители.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *