Меню

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

0 комментариев

Содержание

Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 43

  • •Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • •Раздел I. Право и экономика
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений
  • •Понятие и виды экономических (производствен­ных) отношений
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 7
  • •Предпринимательская деятельность и наемный труд
  • •Признаки предпринимательской деятельности
  • •Самостоятельность
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 9
  • •Направленность на систематическое получение прибыли
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 11
  • •Рисковый характер
  • •Значение государственной регистрации
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 13
  • •Экономические отношения как предмет первого регулирования
  • •Значение Предпринимательской деятельности
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 15
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 17
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 19
  • •Лицензирование
  • •Антимонопольное регулирование
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 21
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 21
  • •Иные направления публично-правового регулирования
  • •Контрольные вопросы
  • •Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 25
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности
  • •§ 1. Субъекты предпринимательской деятельности и основы их имущественного правового статуса
  • •Субъекты предпринимательской деятельности
  • •Право собственности
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 29
  • •Глава 2, Правовое положение субъектов предпринимательства 31
  • •Формы Собственности собственности
  • •Субъекты предпринимательской деятельности, не являющиеся собственниками имущества
  • •Глава 2, Правовое положение субъектов предпринимательства 33
  • •Право хозяйственного ведения
  • •Право оперативного управления
  • •Глава 2, Правовое положение субъектов предпринимательства 35
  • •Контрольные вопросы
  • •§ 2. Граждане (физические лица) как субъекты предпринимательской деятельности
  • •Глава 2, Правовое положение субъектов предпринимательства 37
  • •Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя
  • •Глава 2, Правовое положение субъектов предпринимательства 39
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 41
  • •Утрата статуса индивидуального предпринимателя
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 43
  • •Последствия незаконного предпринимательства
  • •Контрольные вопросы
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 45
  • •§ 3. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды, функции
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 47
  • •Понятие и признаки юридического лица
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 49
  • •Правоспособность юридического лица и его органы
  • •Виды юридических лиц
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 51
  • •Юридические лица
  • •Коммерческая организация
  • •Некоммерческая организация
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 53
  • •Функции юридического лица
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 55
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 57 контрольные вопросы
  • •§ 4. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • •Государственная регистрация и государственных лиц
  • •Порядок и способы создания юридических лиц
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 59
  • •Учредители и участники юри­дического лица
  • •Учредительные документы юридического лица
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 61
  • •Реорганизация юридического лица: понятие формы
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 63
  • •Правопреемство
  • •Реорганизации
  • •Порядок реорганизации
  • •Ликвидация юридического лица: понятие и основания
  • •Порядок ликвидации
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 65
  • •Контрольные вопросы
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 67
  • •§ 5. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
  • •Понятие Несостоятельности (банкротства)
  • •Признаки банкротства
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 69
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 71
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 73
  • •Наблюдение
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 75
  • •Финансовое оздоровление
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 77
  • •Внешнее управление
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 79
  • •Конкурсное производство
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 81
  • •Мировое соглашение
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 83
  • •Контрольные вопросы
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений
  • •§ 1. Гражданско-правовой договор. Общие положения
  • •Понятие гражданско-правового договора
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 87
  • •Глава 2. Правовое положение субъектов предпринимательства 89
  • •Форма договора: Понятие и виды
  • •Устная форма и конклюдентные действия
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 91 Простая письменная форма
  • •Нотариальная форма
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 93
  • •Государственная регистрация договора
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 95
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 97
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 99
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 101
  • •Контрольные вопросы
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 103
  • •§ 2. Исполнение договорных обязательств. Ответственность за нарушение договора
  • •Обязательств
  • •Принцип надлежащего исполнения
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 105
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 107
  • •Способ исполнения
  • •Принцип реального исполнения
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 109
  • •Встречное исполнение обязательств
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 111
  • •Поручительство
  • •Банковская гарантия
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 113
  • •Задаток
  • •Удержание
  • •Санкции за нарушение договора
  • •Меры защиты
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 115
  • •Меры ответственности
  • •Сочетание мер защиты и мер ответственности
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 117
  • •Формы договорной
  • •Возмещение убытков
  • •Взыскание неустойки
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 119
  • •Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 121
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 123
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 125
  • •Контрольные вопросы
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 127
  • •§ 3. Отдельные виды гражданско-правовых договоров
  • •Классификация договоров по их предмету
  • •Договор купли-продажи
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 129
  • •Обязанности продавца
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 131
  • •Обязанности покупателя
  • •Глава3. Правовое регулирование договорных отношений 133
  • •Переход права собственности на товар
  • •Договор поставки
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 135
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 137
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 139
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 141
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 143
  • •Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений 145
  • •Контрольные вопросы
  • •Глава 4. Экономические споры
  • •§ 1. Защита гражданских прав1 и экономические споры. Общие положения
  • •Глава 4. Экономические споры 149
  • •Глава 4. Экономические споры 151
  • •Глава 4. Экономические споры 153
  • •Глава 4. Экономические споры 155
  • •Глава 4. Экономические споры 157
  • •Глава 4. Экономические споры 159 контрольные вопросы
  • •§ 2. Порядок рассмотрения экономических споров арбитражным судом. Исковая давность
  • •Глава 4. Экономические споры 161
  • •Глава 4. Экономические споры 163
  • •Глава 4. Экономические споры 165
  • •Глава 4. Экономические споры 167
  • •Глава 4. Экономические споры 169
  • •Глава 4. Экономические споры 171
  • •Глава 4. Экономические споры 173
  • •Глава 4. Экономические споры 175
  • •Раздел II. Труд и социальная защита
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права Труд, трудовые отношения и трудовое право
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 179
  • •Предмет трудового права
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 181
  • •Метод трудового права
  • •Система трудового права
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 183
  • •Источники трудового права
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 185
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 187
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 189
  • •Трудовое правоотношение
  • •Понятие трудовой правосубъектности
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 191
  • •Трудовая правосубъектность работника
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 193
  • •Трудовая правосубъектность работодателя
  • •Глава 5. Трудовое право как отрасль права 195
  • •Глава 6. Правовое регулирование
  • •§ 1. Организация занятости и трудоустройства населения в России
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 199
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 201
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 203
  • •§ 2. Правовое положение безработных граждан
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 205
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 207
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 209
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 211
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 213
  • •Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 215
  • •§ 1. Понятие, содержание и виды трудового договора
  • •Глава 7. Трудовой договор
  • •Глава 7. Трудовой договор 219
  • •Глава 7. Трудовой договор 221
  • •Глава 7. Трудовой договор 223
  • •Глава 7. Трудовой договор 225
  • •Глава 7. Трудовой договор 227
  • •§ 2. Заключение трудового договора и оформление трудовых отношений
  • •Глава 7. Трудовой договор 231
  • •Глава 7. Трудовой договор 233
  • •Глава 7. Трудовой договор 237
  • •§ 3. Изменение условий трудового договора.
  • •Глава 7. Трудовой договор 239
  • •Глава7. Трудовой договор 241
  • •§ 4. Прекращение трудового договора
  • •Глава 7. Трудовой договор 243
  • •Глава 7. Трудовой договор 245
  • •Глава 7. Трудовой договор 247
  • •Глава 7. Трудовой договор 249
  • •Глава 7. Трудовой договор 251
  • •Глава 7. Трудовой договор 253
  • •Глава 7. Трудовой договор 255
  • •Глава 7. Трудовой договор 257
  • •Глава 7. Трудовой договор 259
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 263
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 265
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 267
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 269
  • •2 Выходных
  • •1 Выходной
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 271
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 273
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 275
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 277
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 279
  • •Глава 8. Рабочее время и время отдыха 281
  • •Глава 9. Заработная плата 285
  • •Глава 9. Заработная плата 287
  • •Глава 9. Заработная плата 289
  • •Глава 9. Заработная плата 291
  • •Глава 9. Заработная плата 293
  • •Глава 9. Заработная плата 295
  • •Глава 9. Заработная плата 297
  • •Глава 10. Трудовая дисциплина
  • •Глава 10. Трудовая дисциплина 301
  • •Глава 10. Трудовая дисциплина 303
  • •Глава 10. Трудовая дисциплина 305
  • •Глава 11. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • •Глава 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 309
  • •Глава 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 311
  • •Глава 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 313
  • •Глава 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 315
  • •Глава 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 317
  • •Глава 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 319
  • •Глава 12. Трудовые споры
  • •§ 1. Общие положения. Индивидуальные трудовые споры
  • •Глава 12. Трудовые споры 323
  • •Глава 12. Трудовые споры 325
  • •Глава 12. Трудовые споры 327
  • •Глава 12. Трудовые споры 329
  • •Глава 12. Трудовые споры 331
  • •Глава 12. Трудовые споры 333
  • •§ 2. Коллективные трудовые споры
  • •Глава 12. Трудовые споры 335
  • •Глава 12. Трудовые споры 337
  • •Глава 12. Трудовые споры 339
  • •Глава 12. Трудовые споры 341
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 345
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 347
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 349
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 351
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 353
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 355
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 357
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 369
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 361
  • •Глава 13. Социальное обеспечение граждан 363
  • •Раздел III. Административное право
  • •Глава 14. Административные правонарушения и административная ответственность
  • •Глава 14. Административные правонарушения 367
  • •Глава 14. Административные правонарушения 369
  • •Глава 14. Административные правонарушения 371
  • •Глава 14. Административные правонарушения 373
  • •Глава 14. Административные правонарушения 375
  • •Глава 14. Административные правонарушения 379
  • •Глава 14. Административные правонарушения 381

Утрата статуса индивидуального предпринимателя

В отличие от общей гражданской правоспособности, которая прекращается лишь со смертью, предпринимательская правоспособность может быть утрачена и раньше.

Основаниями утраты статуса индивидуального предпринимателя являются:

1) заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Государствен-

ная регистрация в данном случае утрачивает силу в день получения указанного заявления регистрирующим органом; 2)

признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Гражданин считается банкротом, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Признание банкротом индивидуального предпринимателя означает аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и аннулирование выданных ему лицензий. В течение года со дня признания его банкротом данный гражданин не может быть повторно зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; 3)

ограничение предпринимательской правоспособности гражданина (например, в связи с поступлением гражданина на государственную службу; принятием закона, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью той категории граждан, к которой относится предприниматель; вынесением судом в отношении индивидуального предпринимателя приговора, лишающего его права заниматься предпринимательской деятельностью); 4)

признание гражданина недееспособным; 5)

ограничение гражданина в дееспособности; 6)

смерть гражданина.

С утратой статуса индивидуального предпринимателя становится невозможным дальнейшее осуществление гражданином предпринимательской деятельности и приобретение связанных с этой деятельностью прав и обязанностей.

Вместе с тем само по себе это не влечет прекращения тех прав и обязанностей, которые возникли у гражданина ранее в связи с его предпринимательской деятельностью. К примеру, если предприниматель взял в банке кредит, а затем подал в регистрирующий орган заявление об аннулировании его государственной регистрации, то он все равно будет обязан вернуть этот кредит. В случае смерти гражданина приобретенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности гражданские права и обязанности не прекращаются, а переходят по наследству.

Лишь в одном случае утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя приводит к прекращению всех обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, — признание предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Вопросы и задания 1.

Что такое предпринимательская правоспособность гражданина? В какой момент она возникает? 2.

Что такое гражданская правоспособность? Каково ее содержание? 3.

Отношения, возникающие в связи с госрегистрацией физлиц в качестве индивидуального предпринимателя, а также в связи с прекращением деятельности в качестве ИП, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какими способами можно оплатить госпошлину?

Госпошлина за закрытие ИП в 2017 году равна 160 рублей.

Существует два способа получения квитанции и внесения средств:

  1. Скачать квитанцию госпошлины на закрытие ИП и явиться в отделение банка для ее оплаты;
  2. Через платежную систему в режиме онлайн, которая автоматически выдаст образец госпошлины на закрытие ИП с вписанными реквизитами физического лица.

Предприниматель может воспользоваться онлайн-сервисом ФНС «Уплата госпошлины».

Чтобы пошлина для закрытия ИП была оплачена, выбирают пункт «Государственная пошлина за регистрацию прекращения ФЛ деятельности в качестве ИП», а потом нажимают «Далее».

Заполняем поля. В пункте «Адрес места жительства», откроется дополнительное окно, там заполняйте всё по инструкции и потом кнопку «Далее»

Проверьте ещё раз все свои данные и выберете, каким способом будете оплачивать госпошлину: «наличный расчёт» или «безналичный расчёт».

Если выбираем «наличный расчёт» и далее «Сформировать платёжный документ» (он будет в формате PDF), который можно распечатать или сохранить.

Если выбираем «безналичный расчёт», то нас предупреждают, что безналичную электронную оплату могут осуществлять только клиенты банков-партнеров, имеющие в них расчетные счета. Необходимо выбрать банк и произвести оплату.

Обсуждалось .

Вправе ли налоговые органы после закрытия ИП проводить налоговую проверку?

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки предпринимательской деятельности физических лиц, которые на момент проведения проверки названную деятельность прекратили и утратили статус ИП (Определения Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 N 95-О-О, от 26.05.2011 N 615-О-О).

Налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки вправе потребовать у налогоплательщика пояснения при обнаружении противоречий в документах налогоплательщика и (или) несоответствия в сведениях, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма требования о представлении пояснений приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Налогоплательщик, исполняющий требование, вправе представить документы, подтверждающие достоверность сведений, отраженных в декларации (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ с 1 января 2017 г. за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ, в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации п. 1 ст. 129.1 НК РФ вводится ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. (за повторное нарушение в течение календарного года – 20000 руб.) (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 N 2630-О). Истребовать документы при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе только в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, который не содержит в качестве основания для истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки декларации по налогу, уплачиваемому при применении УСН, выявление налоговым органом противоречий в представленных налогоплательщиком документах (сведениях).

Обсуждалось .

Должен ли ИП на УСН, утративший статус предпринимателя, отдельно представлять в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН?

Нет, не должен. В письме Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436, доведенном до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 04.08.2014 N ГД-4-3/15196@ сказано, что по общему правилу утрата статуса индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, означает одновременное прекращение действия УСН.

У таких налогоплательщиков отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН (Письмо Минфина от 8 апреля 2016 г. N СД-3-3/1530@).

Обсуждалось .

Поскольку ИП прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 11.04.2016 и уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН не было представлено, то у него не имеется оснований для применения нормы пункта 2 статьи 346.23 Кодекса.

Налоговые декларации по УСН за 2016 год ИП должен представить в общеустановленном порядке, т.е. не позднее 30 апреля 2017 года. (Письмо Минфина от 8 апреля 2016 г. N СД-3-3/1530@).

Обсуждалось .

Как пересчитать сумму налога по ПСН, если ИП прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента?

Если ИП прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 НК РФ.

В случае если при перерасчете у индивидуального предпринимателя, оплатившего в установленные пунктом 2 статьи 346.51 Кодекса сроки ранее исчисленную сумму налога, появляется:

  • переплата по налогу, то он вправе, подав соответствующее заявление, вернуть или зачесть ее в счет уплаты других налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса;
  • сумма налога к доплате, то исходя из действующих норм Кодекса исчисленная сумма налога подлежит уплате не позднее сроков, указанных в патенте (Письмо Минфина от 25 мая 2016 г. N 03-11-11/29934).

Как самостоятельно закрыть ИП

Есть несколько причин, из-за которых физическое лицо может перестать быть индивидуальным предпринимателем. Но вне зависимости от них процесс закрытия ИП самостоятельно лучше делать без задержек. А для его максимальной быстроты и минимальных затрат, времени и средств, стоит знать отличительные особенности процедуры самостоятельного закрытия ИП.

Перечень случаев, при которых возникает необходимость в закрытии ИП:

  • Добровольное решение о закрытии ИП;
  • Смерть физического лица, ранее прошедшего регистрацию в качестве ИП;
  • В соответствии с решением суда (в частности, из-за признания ИП банкротом);
  • После истечения срока или окончательном аннулировании документа, которые подтверждает право человека считаться ИП на территории страны.

Итак, рассмотрим вопрос: как самостоятельно закрыть ИП?

Процедура прекращения деятельности каждого индивидуального предпринимателя состоит из нескольких этапов. И первый – процесс регистрации прекращения деятельности физического лица в роли ИП в налоговой инспекции. А второй – передача отчетности сотрудникам налоговой инспекции. Третий – выплата определенных фиксированных взносов в ПФР (Пенсионный Фонд России) и последующее снятие с учета.

Стоит уточнить, почему процедура регистрации прекращения деятельности в налоговой инспекции так важна. Просто после того, как ИП теряет свой статус, он автоматически исчезает из учета в пенсионном фонде. Соответственно, фиксированные взносы в пенсионном фонде начисляться не будут.

Есть и еще одна причина. Сотрудникам пенсионного фона необходимо предъявить уведомление о снятии с учета в качестве ИП (получают в налоговом органе), так как дата, указанная в данном документе, будет использоваться при расчете взносов в ПФР.

Правда, долг перед пенсионным фондом не помешает провести процедуру регистрации закрытия ИП в налоговой инспекции. Вот только его все равно придется оплатить. Ведь физическое лицо после успешного прекращения деятельности в качестве ИП, по сути, считается правопреемником обязательств, которые были получены во время этого процесса.

Для успешной процедуры государственной регистрации прекращения деятельности ИП потребуется заполнить заявление в соответствии с формой Р26001. Стоит отметить, что принципиальная разница в способе реализации данного процесса отсутствует (можно заполнять и от руки и на компьютере). В самостоятельном закрытии ИП важно другое: отсутствие ошибок, исправлений, а также прописных букв (заполнять исключительно печатными буквами).

Также к заявлению прикладывают квитанцию, которая подтверждает факт выплаты государственной пошлины (160 рублей) и паспорт, далее необходимо пройти регистрацию ваших документов в налоговой инспекции.

При самостоятельной подаче документов на закрытие ИП больше ничего не потребуется. Если возникла необходимость воспользоваться помощью доверенного лица, то подпись на заявлении заверяют у нотариуса. Там же выписывается доверенность.

Стоит отметить, что подпись на доверенности у нотариуса не заверяют, так как достаточно будет стандартной доверенности с паспортными данными, в которой также есть подписи доверителя и доверенного лица.

После принятия заявления налоговый инспектор обязан выдать вам расписку, которая подтверждает факт принятия документов. В ней отображен список того, что инспектор принял у вас и дата выдачи самой расписки. При этом все же стоит поискать в документе ошибки и при их наличии известить инспектора.

При положительном решении в заранее назначенный день вам передадут:

  • уведомление о снятии физического лица с учёта;
  • лист записи.

Вот только если в назначенный день вы не посетите налоговую инспекцию и не заберете документы, то они отправятся по почте на указанный заявителем адрес.

Еще необходимо передать отчетность за время ведения деятельности в качестве предпринимателя. А при отсутствии подобной деятельности сотрудникам налоговой инспекции передают т.н. нулевую декларацию.

Для успешного отчета перед налоговой инспекцией потребуется заранее подготовить декларацию, составленную в соответствии с формой по КНД 1152017. Причем нужно готовить документы за каждый год, в котором вы считались индивидуальным предпринимателем.

При самостоятельном закрытии ИП каждую из деклараций стоит распечатать в двух экземплярах, а потом передать сотрудникам налоговой инспекции. Инспектор их примет, а потом вернет копии, на которых будет отпечатана отметка налоговой.

Почему-то многие думают, что в случае отсутствия какой-либо деятельности в период, когда физическое лицо считалось индивидуальным предпринимателем, пенсионные фонды не начисляют средства. Складывается иная ситуация. Пенсионные начисления отличаются от налогов тем, что имеют фиксированную ставку и, соответственно, будут начисляться без учета деятельности индивидуального предпринимателя. А вот налоги могут и отсутствовать при наличии т.н. нулевых деклараций.

После успешной самостоятельной сдачи отчетности для закрытия ИП потребуется посетить Пенсионный Фонд, а там получить расчет по имеющимся платежам.

При себе необходимо иметь следующие документы:

  • Паспорт;
  • СНИЛС;
  • Декларации (должна быть отметка налоговой инспекции);
  • Документы, подтверждающие факт закрытия ИП.

Этот набор нужно предъявить сотрудникам управления ПФР, а после получить квитанции, необходимые для оплаты всех взносов.

В случае наличия открытого расчетного счета в банке ИП потребуется немедленно его закрыть. Инструкцию вам могут подсказать сотрудники банка.

В итоге процедуру самостоятельного закрытия ИП можно назвать завершенной.

Прекращение предпринимательской деятельности

Вопрос:

В каком случае деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в принудительном порядке?

Ответ:

Основания для прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя приведены в ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ. В частности, в ней указано, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя может быть осуществлена:

1) по решению ИП о прекращении деятельности;

2) в связи со смертью индивидуального предпринимателя;

3) в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);

4) в связи с принятием судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП;

5) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься хозяйственной деятельностью на определенный срок.

Таким образом, прекратить предпринимательскую деятельность в принудительном порядке могут по последним трем основаниям.

Прекращение деятельности по решению ИП является добровольным волеизъявлением самого коммерсанта. А смерть предпринимателя – стечение не зависящих от него обстоятельств, позволяющее регистрирующим органам прекратить предпринимательскую деятельность в одностороннем порядке.

Вопрос:

Имеют ли право родственники умершего предпринимателя (наследники) обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных им налогов и сборов?

Ответ:

В случае смерти ИП налоговый орган прекращает предпринимательскую деятельность на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица (п. 2 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физических лиц по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, в частности, физические лица, на которых Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом, учитывая положения ст. 44, 45, 78 НК РФ, правом на возврат излишне уплаченного налога обладает непосредственно налогоплательщик.

Гражданским законодательством установлено, что наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).

Статьей 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.

Также не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Абзацем 4 п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но в нарушение требований гражданского законодательства не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, статус индивидуального предпринимателя и его процессуальные права и обязанности, в том числе по уплате налогов и сборов, неразрывно связаны с его личностью. Мы уже отмечали, что смерть ИП является одним из оснований для утраты статуса ИП.

Таким образом, наследование статуса индивидуального предпринимателя и его процессуальных прав и обязанностей, в том числе права на возврат излишне уплаченного налога, действующим законодательством не допускается.

Подводя итог вышеизложенному, получаем следующее: родственники умершего индивидуального предпринимателя не вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании излишне уплаченного им налога и (или) сбора.

Вопрос:

Прекращается ли обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности после закрытия ИП? Может ли инспекция провести выездную налоговую проверку физического лица за период, когда он был индивидуальным предпринимателем?

Ответ:

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. При этом законодатели предусмотрели ряд оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, это может быть (п. 3 ст. 44 НК РФ):

– уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком;

– смерть физического лица – налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;

– ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетом;

– возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видим, утрата статуса индивидуального предпринимателя в качестве основания для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога в данной норме не предусмотрена.

Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности.

Таким образом, после закрытия ИП обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности у физического лица не прекращается.

Аналогичная позиция отражена в разъяснениях контролирующих органов.

В Письме ФНС России от 22.09.2010 № ШС-37-3/11731 указано, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей в результате ее осуществления обязанности по уплате налога. Таким образом, в случае прекращения деятельности в качестве ИП у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, суммы налогов (сборов), начисленные к уплате (уменьшению) по декларациям, представленным физическими лицами за налоговый период, в котором они осуществляли деятельность в качестве ИП, должны быть отражены в информационных ресурсах налоговых органов. В этой связи налоговыми органами не производится закрытие карточек «Расчеты с бюджетом» индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, до завершения их расчетов с бюджетом и закрытия налоговых обязательств (см. также Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-02-07/2-124).

В отношении выездной проверки следует отметить следующее.

Статьей 89 НК РФ предусмотрен порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

Согласно п. 4 указанной статьи инспекторы в рамках выездной налоговой проверки могут проконтролировать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Обращаем ваше внимание, что приведенные нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, налоговые органы вправе осуществить выездную налоговую проверку физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве ИП.

Следует отметить, что изложенная позиция подтверждена разъяснениями контролирующих органов (см., например, Письмо Минфина России от 23.01.2012 № 03-02-08/6).

Более того, аналогичный подход к разрешению спорных ситуаций применяют судьи. Причем позиция служителей Фемиды на протяжении последних лет не меняется.

Рассматривая спор по существу, КС РФ в Определении от 25.01.2007 № 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок и ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 44 НК РФ.

Аналогичная точка зрения изложена в Постановлении ФАС СЗО от 25.11.2009 № А52-1130/2009, определениях Санкт-Петербургского городского суда от 07.11.2011 № 33-16454/2011, Московского городского суда от 17.08.2010 № 33-23193.

Вопрос:

Является ли обязательным условием для признания индивидуального предпринимателя банкротом превышение суммы его обязательств перед кредиторами над стоимостью принадлежащего ему имущества?

Ответ:

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 25 ГК РФ).

Принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является одним из оснований для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ). Данная процедура осуществляется на основании копии решения суда о признании ИП несостоятельным (банкротом), поступившей в инспекцию от арбитров путем направления указанной копии заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. При этом заявление о признании гражданина-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику составляют не менее 10 000 руб. (п. 2 ст. 33 Федерального закона № 127-ФЗ).

К отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются правила, установленные § 1 «Общие положения» гл. X «Банкротство гражданина» Федерального закона № 127-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных § 2 и 3 гл. X (п. 2 ст. 202 Федерального закона № 127-ФЗ).

К сведению

В соответствии с п. 2 ст. 216 Федерального закона № 127-ФЗ индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Статьей 214 Федерального закона № 127-ФЗ установлено, что основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Соотношение п. 1 ст. 3 и ст. 214 Федерального закона № 127-ФЗ как общей и специальной норм на практике порождает многочисленные споры, решать которые приходится в судебном порядке.

Приведем несколько примеров судебных решений.

Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 указано, что ст. 214 Федерального закона № 127-ФЗ устанавливает особенности признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, в связи с чем предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества. Пункт 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ в этой части при банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяется.

Разделяет мнение Пленума ВАС и Президиум ВАС. В Постановлении от 12.04.2011 № 17053/10 арбитры указали, что индивидуальные предприниматели могут быть признаны банкротами в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Причем для этого не требуется, чтобы общая кредиторская задолженность превысила стоимость принадлежащего им имущества.

К сведению

Помимо указанных выше выводов, Президиум ВАС в Постановлении № 17053/10 пришел к довольно интересным заключениям. В частности, суд указал, что если статус индивидуального предпринимателя был утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу прекращению не подлежит. Однако признание должника банкротом в указанном случае не влечет последствий, предусмотренных п. 1 ст. 216 Федерального закона № 127-ФЗ (невозможность в течение года после банкротства вновь зарегистрировать ИП).

После весомых решений высших арбитров судьям на уровне ФАС ничего не оставалась, как следовать при разрешении аналогичных споров их позиции (см., например, постановления ФАС ВСО от 31.01.2012 № А10-1858/2011, ФАС ЗСО от 15.12.2011 № А75-7087/2010).

Вместе с тем следует отметить, что и до постановлений Пленума ВАС и Президиума ВАС судьи на уровне ФАС при принятии решений в спорах руководствовались вышеизложенной точки зрения.

В Постановлении ФАС ПО от 26.01.2011 № А49-3171/2010 указано, что Федеральный закон № 127-ФЗ не ставит наличие признаков несостоятельности предпринимателя в зависимость от стоимости принадлежащего ему имущества. Следовательно, при решении вопроса о наличии признаков банкротства индивидуального предпринимателя общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ, применению не подлежит, то есть превышение размера обязательства над стоимостью имущества должника роли не играет.

Из сказанного выше следует, что возможность признания ИП несостоятельным (банкротом) не зависит от стоимости принадлежащего ему имущества и от превышения суммы не исполненных предпринимателем обязательств над стоимостью его имущества.

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель при прекращении деятельности закрыл расчетный счет в банке. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ в течение семи дней он должен сообщить об этом в налоговый орган по месту учета. Каковы последствия несоблюдения данной нормы? С какого момента начинает исчисляться семидневный срок?

Ответ:

Нарушение срока, отведенного пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ для сообщения в налоговый орган о закрытии расчетного счета, влечет ответственность по п. 1 ст. 118 НК РФ. Согласно данной норме нарушение хозяйствующим субъектом установленного НК РФ срока представления в инспекцию информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

По мнению автора, семидневный срок, предусмотренный пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, не может начать исчисляться ранее получения предпринимателем от банка справки о закрытии счета.

Следует отметить, что подобным образом рассуждают и судебные инстанции.

Так, из Постановления ФАС ВСО от 22.12.2010 № А33-5323/2010 следует: в ходе проверки установлено, что 03.02.2009 общество обратилось в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета и закрытии расчетного счета. Сообщение о закрытии 04.02.2009 указанного счета общество представило в налоговый орган 13.03.2009, что подтверждается сопроводительным письмом и штампом почты на конверте.

Изложенные обстоятельства послужили поводом для принятия решения о привлечении общества к ответственности на основании ст. 118 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств).

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Как следует из материалов дела, справка банка от 05.02.2009 о закрытии счета получена обществом 13.03.2009, что подтверждается входящим штампом, а также выпиской из журнала регистрации входящих документов общества.

При таких условиях судом сделан вывод, что сообщить о закрытии банковского счета общество могло только с 13.03.2009.

К тому же арбитры указали, что данный вывод соответствует позиции Президиума ВАС, представленной в Постановлении от 20.07.2010 № 3018/10.

С учетом изложенного ФАС ВСО указал на недоказанность инспекцией вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Вопрос:

Следует ли уплачивать государственную пошлину при регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя? Если да, то в каком размере?

Ответ:

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является юридически значимым действием, при обращении за которым в государственные органы, органы местного самоуправления и к иным должностным лицам взимается государственная пошлина.

В подпункте 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ указано, что государственная пошлина за регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП составляет 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 6 настоящего пункта. В частности, за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается пошлина в размере 800 руб.

Таким образом, на сегодняшний день в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель, решивший «свернуть» свой бизнес, должен заплатить государственную пошлину в размере 160 руб. (20% от 800 руб.).

Следует отметить, что законодатели периодически пересматривают тарифы государственной пошлины. В этой связи на практике бывают ситуации, когда предприниматель представляет в налоговый орган вместе с пакетом необходимых документов квитанцию об уплате государственной пошлины в меньшем размере (по недействующим тарифам). В таких случаях контролеры отказывают хозяйствующим субъектам в регистрации прекращения предпринимательской деятельности, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязанности по уплате государственной пошлины.

Впрочем, логика в действиях представителей регистрирующего органа, безусловно, присутствует. Это понимают и судебные инстанции. Так, из Постановления ФАС ПО от 08.09.2011 № А55-25910/2010 видно, что одним из оснований для принятия решения об отказе в регистрации сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП послужило непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за названную процедуру в размере 160 руб.

Как следует из материалов дела, хозяйствующий субъект представил в инспекцию только заявление с приложениями на одном листе и документ об уплате государственной пошлины в сумме 80 руб.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ, который вступил в силу 29.01.2010, пошлина за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается в размере 800 руб. (до указанной даты пошлина по данной норме составляла 400 руб.).

Следовательно, учитывая положения пп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП должна быть уплачена пошлина в размере 160 руб.

Вместе с тем индивидуальный предприниматель уплатил пошлину в сумме 80 руб., что свидетельствует об отсутствии доказательства уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в надлежащем размере (160 руб.).

Таким образом, ФАС ПО пришел к выводу, что ИП не представил необходимый перечень документов для государственной регистрации, следовательно, инспекция правомерно отказала ему в регистрации процедуры закрытия предпринимательской деятельности.

Вопрос:

Какие документы представляются в налоговый орган при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

– заявления о государственной регистрации по форме № Р26001, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 439 (приложение 20);

– платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере;

– документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете.

Рассмотрим каждый их названных документов подробнее.

При заполнении заявления по форме № Р26001 индивидуальным предпринимателям следует руководствоваться Методическими разъяснениями, утвержденными Приказом ФНС России № САЭ-3-09/16@. В них достаточно подробно расписано, что, где и в каком порядке должно быть в заполняемой форме. Единственный момент, на который необходимо обратить внимание, касается подписи индивидуального предпринимателя, проставляемой на странице 02 бланка заявления. В силу п. 7 разд. IV Методических разъяснений она должна быть заверена нотариусом.

В то же время в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ свидетельствование подписи физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим законом, непосредственно в регистрирующий орган одновременно с документом, удостоверяющим личность (Письмо Минэкономразвития России от 18.10.2010 № Д05-3722). Другими словами, личная явка в инспекцию с паспортом может избавить предпринимателя от нотариального заверения своей подписи на заявлении.

Что касается документа об уплате государственной пошлины, необходимо отметить следующее.

На практике при заполнении платежного документа хозяйствующие субъекты довольно часто допускают ошибки, которые становятся причинами различного рода неприятностей. Вместе с тем иногда нежелательных последствий можно избежать.

В Постановлении от 09.03.2011 № А70-5103/2010 ФАС ЗСО пришел к выводу, что из-за неверного ИНН получателя в платежке налоговики не вправе отказать в регистрации процедуры прекращения предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, налоговый орган отказал в государственной регистрации прекращения деятельности предпринимателя в связи с непредставлением необходимых документов. При этом налоговики указали на отсутствие документа об уплате государственной пошлины, оформленного надлежащим образом. Дело в том, что в представленной на государственную регистрацию квитанции предприниматель ошибочно указал не тот ИНН получателя платежа.

Не согласившись с решением инспекции, ИП обратился в судебные инстанции с иском о признании его недействительным.

Занимая в споре позицию коммерсанта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что им подан надлежащий документ об уплате определенного обязательного платежа за совершение регистрационных действий, следовательно, неверное указание ИНН не может рассматриваться в качестве единственного основания для отказа в регистрации, поскольку при наличии правильного кода бюджетной классификации, а также номера счета и вида платежа он поступил в федеральный бюджет именно как государственная пошлина.

Кассационная инстанция также приняла сторону ИП, добавив при этом, что согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Таким образом, в случае если регистрирующему органу представлена квитанция, из которой следует, что государственная пошлина уплачена не по месту совершения юридически значимых действий, данное обстоятельство может являться основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

При рассмотрении дела судами установлено, что с 11.01.2010 функции по государственной регистрации переданы из МРИ ФНС № 7 в МРИ ФНС № 14 по Тюменской области.

При таких обстоятельствах ИП был вправе до 11.01.2010 подать заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 с указанием в квитанции на уплату государственной пошлины ИНН получателя платежа этой инспекции.

Налоговым органом не оспаривается, что ИП направил заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 29.12.2009 посредством организации почтовой связи.

Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что государственная пошлина уплачена в действующий на момент подачи документов регистрирующий орган с указанием ИНН МРИ № 7 по Тюменской области. Кроме того, как установлено судами и не оспаривается сторонами, предпринимателем правильно указаны код бюджетной классификации, а также реквизиты счета регистрирующего органа и вид платежа.

Исходя из вышеизложенного, ФАС ЗСО посчитал, что документ об уплате государственной пошлины представлен в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ, поскольку, как обоснованно указали суды, ИП на момент подачи заявления о государственной регистрации правильно указал реквизиты государственной пошлины, так как он не располагал и не мог обладать информацией об иных реквизитах, которая будет необходима после 01.01.2010 в связи с передачей функций по государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей от одного органа к другому.

В итоге решение налогового органа было признано судом незаконным.

Форма документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете, на сегодняшний день законодателями не определена, поэтому в качестве него можно представить экземпляр отчета с отметкой о сдаче.

В то же время, если указанный документ предпринимателем не представлен, согласно пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ он предоставляется по межведомственному запросу налогового органа соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Напомним, данная норма начала действовать с 2011 года, причем до указанной даты при отсутствии документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР соответствующих сведений, контролеры отказывали в регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Арбитражные суды при решении споров в данной ситуации были на стороне контролеров (Определение ВАС РФ от 11.01.2012 № ВАС-17128/11, Постановление ФАС ПО от 03.11.2011 № А12-4595/2011).

Обращаем ваше внимание, что начиная с 01.01.2012 индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года (не имеющие наемных работников), освобождены от необходимости представлять ежегодную отчетность в ПФР. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ (п. 6 ст. 6). До этого отсутствие соответствующего документа означало отказ в регистрации процедуры прекращения деятельности ИП (см., например, Постановление ФАС ДВО от 31.05.2011 № Ф03-1820/2011).

К сведению

В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.

О. Н. Малов /эксперт журнала

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»/

4.Прекращение предпринимательской деятельности.

Статья 12. Прекращение предпринимательской деятельности

Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по

решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им

органа) либо по решению суда.

Предпринимательская деятельность прекращается судом в случаях:

неоднократного или грубого нарушения законодательства;

признания предпринимателя банкротом;

осуществления предпринимателем деятельности, занятие которой

запрещено;

осуществления предпринимателем деятельности, требующей

получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого

разрешения;

нарушения норм экологической безопасности;

по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами

Республики Беларусь.

Суд, принявший решение о прекращении предпринимательской

деятельности, в случаях, установленных настоящей статьей, определяет

порядок и сроки прекращения предпринимательской деятельности в

соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе

контракта (договора), может быть прекращена по истечении срока

такого контракта (договора) либо при его досрочном расторжении в

случаях, предусмотренных в контракте (договоре), или по соглашению

сторон.

В случае смерти предпринимателя, осуществлявшего свою

деятельность на основе частной собственности, его права и

обязанности переходят к его наследникам.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с

образованием юридического лица, производится на основании

законодательных актов Республики Беларусь.

5.Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

Субъект предпринимательской деятельности может являться субъектом трех видов юридической ответственности:

— гражданско-правовой ответственности;

— административной ответственности;

— организационно-правовой ответственности.

Гражданско-правовая ответственность — ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью.

Административная ответственность — ответственность за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

Организационно-правовая ответственность — это особая форма ответственности, выражающаяся в принудительной реорганизации или ликвидации субъекта хозяйствования за совершение определенных нарушений законодательства.

Гражданско-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности сходна с ответственностью других участников имущественных и неимущественных отношений. Основным отличием ответственности субъектов хозяйствования за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств состоит в применении её мер к субъекту хозяйствования независимо от наличия или отсутствия его вины в неисполнении (ненадлежащем исполнении) своего обязательства.

Со вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях» юридические лица и индивидуальные предприниматели стали субъектами административной ответственности. В результате этого перестал существовать такой вид ответственности субъектов предпринимательской деятельности как финансово-правовая (экономическая) ответственность, выражающаяся в применении к субъекту хозяйствования финансовых санкций за нарушение бюджетного, налогового, валютного и иного законодательства, регулирующего экономические отношения.

Таким образом, субъекты хозяйствования перестали являться субъектами финансово-правовой ответственности и приобрели статус субъектов административной ответственности.

Административные правонарушения в сфере экономических отношений в зависимости от объекта могут быть классифицированы на:

— правонарушения против порядка налогообложения;

— правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения);

— административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;

— административные правонарушения против порядка осуществления предпринимательской деятельности.

Существуют общие правила применения мер административной ответственности к субъектам предпринимательской деятельности. Данные правила закреплены в Кодексе Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».

— Наложение административного взыскания на юридическое лицо за определенное правонарушение не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо или иного работника юридического лица.

— Привлечение за определенное правонарушение к административной ответственности должностного лица или иного работника юридического лица не освобождает соответствующее юридическое лицо от административной ответственности за это же правонарушение.

— Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях». В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного за совершение этого же правонарушения для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

— При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, в соответствии с разделительным балансом, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. Это правило является новеллой законодательства Республики Беларусь. Ранее вопросы применения экономических санкций при разделении юридического лица законодательно урегулированы не были.

Следует отметить, что юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности только при наличии его вины в совершении административного правонарушения. В этой связи следует дифференцировать деяния, совершенные должностными лицами, которые не повлекли нарушений законодательства со стороны юридического лица и деяния, совершенные должностными лицами, которые повлекли нарушения законодательства со стороны самой организации. Деяния должностных лиц, повлекшие нарушения законодательства со стороны юридического лица, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, совершенные самим юридическим лицом. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Гражданско-правовая и административная ответственность в совокупности образуют имущественную ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что меры гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, уплата неустойки) и основная мера административной ответственности (административный штраф) предусматривают имущественные потери для правонарушителя.

Возмещение убытков, уплата неустойки в пользу добросовестного участника сделки и уплата административного штрафа в бюджет, осуществляется за счет имущества субъекта предпринимательской деятельности, в том числе денежных средств, имущественных прав, ценных бумаг.

При этом юридическое лицо отвечает по обязательствам всем имуществом, находящимся на праве собственности, и уплачивает административные штрафы за счет соответствующего имущества.

Учредители юридических лиц не отвечают по обязательствам учреждённых ими юридических лиц, а юридические лица не отвечают по обязательствам своих учредителей. Это правило обусловлено тем, что само по себе создание юридического лица не является предпринимательской деятельностью и не порождает соответствующих правовых последствий. Однако Гражданский кодекс Республики Беларусь и положение «О регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденное декретом Президента Республики Беларусь, устанавливают ряд исключений из данного правила.

Учредители ряда видов юридических лиц несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам соответствующих юридических лиц.

Субсидиарная ответственность учредителя — это такая форма коллективной ответственности, при которой учредитель (участник) отвечает по обязательствам юридического лица всем своим имуществом, но лишь в той части обязательства, в которой это юридическое лицо не в состоянии исполнить это обязательство самостоятельно.

Субсидиарная ответственность возложена законодательством на следующие категории учредителей (участников):

— участников ОДО по обязательствам общества в пределах, определяемых его учредительными документами;

— участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества по обязательствам товарищества всем своим имуществом;

— вкладчиков коммандитного товарищества по его обязательствам в пределах сумм, внесенных ими вкладов;

— членов производственного кооператива по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не определено в его уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Наряду с данными категориями учредителей (участников), на которых субсидиарная ответственность возложена законом, субсидиарная ответственность может быть возложена по решению суда на иных учредителей (участников) — учредителей юридического лица любой организационно-правовой формы. Основанием для этого является экономическая несостоятельность юридического лица, вызванная действиями учредителей (участников), должностных лиц и иных лиц, наделенных правом давать обязательные указания для соответствующего юридического лица.

Организационно-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности выражается в применении к ним за определенные правонарушения следующих мер:

— принудительная ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

— принудительная реорганизация юридического лица;

— приостановление и прекращение действия специального разрешения (лицензии).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *