Меню

Договор с посредником

0 комментариев

4.1 Виды и основные задачи посредничества

Разрабатывая проблему урегулирования конфликтов, подавляющее большинство современ-ных ученых и государственных деятелей пришли к тому выводу, что существуют три основные группы средств, применение которых позволяет эффективно выполнять данную задачу. К ним относятся:

1. Политические средства урегулирования конфликтов, а именно переговоры и посредни-чество.

2. Миротворчество (введение войск).

3. Санкции.

Все эти средства объединяет участие, как правило, “третьей стороны” в разрешении конфликтной ситуации или медиация. “Третья сторона” (медиатор) — широкое и собирательное понятие, включающее в себя обычно такие термины, как “посредник”, “наблюдатель за ходом переговорного процесса”, “арбитр” и др. Целью третьей стороны является урегулирование конфликта мирными средствами.

Одна из наиболее значительных сфер деятельности третьей стороны – посредничество. Оно тесно связано с переговорами и, так же как и они, является политическим средством урегули-рования конфликтов. Посредничество – специальный вид деятельности, заключающийся в участии третьей стороны в подготовке и/или ведении переговоров с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения.

Упоминание о посредничестве можно найти в Библии, в “Илиаде” Гомера и других источниках, относящихся к глубокой древности. Широко использовалось оно в Древней Греции при урегулировании споров между греческими городами, а также в Древнем Китае. К посред-ничеству нередко прибегали и в более позднее время. Например, окончание русско-японской войны 1905 г. проходило при посредничестве США, которые предоставили свою территорию для проведения переговоров – город Портсмут, где и был подписан мирный договор между Россией и Японией.

В мировой практике к посредническим услугам особенно интенсивно стали прибегать после Второй мировой войны. По данным американских исследователей Л. Сасскинда и Е. Баббитта, с 1945 г. по начало 1990-х гг. посредничество использовалось примерно в 2/3 конфликтных ситуа-ций в Африке и Латинской Америке; в 4/5 конфликтов на Ближнем Востоке.

Сегодня практически во всех конфликтах в той или иной форме участвуют посредники. Это обусловлено прежде всего тем, что в нынешних условиях выход из конфликта путем переговоров является жизненно важным не только для непосредственных его участников, но и для других членов мирового сообщества.

Посредничество – относительно дешевый (по сравнению, например, с введением миротвор-ческих сил) и достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев принимается населением и не вызывает нега-тивных реакций, которые порождает, к примеру, применение санкций или введение миротвор-ческих войск. Это также способствует развитию посредничества.

Существуют две основные формы посредничества:

а) посредничество как форма личного участия третьей стороны в переговорном процессе (в качестве второстепенного или реже основного участника). Этот тип посредничества практически идентичен переговорам и чаще рассматривается на межличностном уровне их ведения. Основное внимание данной форме посредничества уделяется в психологической науке;

б) посредничество как самостоятельный, наряду с переговорами, способ (средство) полити-ческого урегулирования конфликтов, не предусматривающий обязательного личного участия посредника в собственно переговорном процессе. Этот тип посредничества чаще рассматривается на межгрупповом (межгосударственном) уровне. Он, как правило, находится в центре присталь-ного внимания политологии, истории и социологии.

Посредничество как самостоятельное средство политического урегулирования межгрупповых конфликтов имеет свои виды. Под политическим урегулированием конфликтов понимается урегулирование конфликтов между оппонентами путем переговоров и посреднических процедур. В зависимости от субъекта, осуществляющего посреднические функции, выделяются три вида посредничества:

1. Посредничество государств.

2. Посредничество межправительственных организаций.

3. Посредничество неправительственных организаций.

Посредничество государств в XX столетии было одним из наиболее распространенных видов посредничества в тех конфликтах, которые приобретали международное звучание. Во внутренние конфликты посредников вообще стараются не допускать, и тем более посредников в лице других государств. Аргументом, как правило, является то, что внутренняя проблема должна быть решена внутри страны.

Государства берут на себя роль посредника прежде всего в том случае, если конфликт затрагивает их собственные интересы. Конкретно это может выражаться в следующих моментах:

• наличие угрозы расширения конфликта;

• необходимость сохранения организации, участниками которой являются и конфликтующие стороны, и посредник;

• стремление к усилению собственного политического влияния или противодействия усиле-нию влияния оппонента;

• необходимость улучшения отношений со сторонами, находящимися в конфликте, или с одной из них;

• стремление поднять собственный политический престиж;

• решение внутриполитических задач (например, как результат лоббирования интересов той или иной политической или этнической группы).

В посредничестве, осуществляемом государствами, принято различать посредничество сверх-держав (или наиболее крупных государств в регионе, если речь идет о небольшом локальном конфликте), нейтральных стран и небольших государств.

Крупные государства обладают сильными экономическими и политическими рычагами влияния на конфликтующие стороны. По этой причине они иногда могут добиться довольно ощутимого результата в таком конфликте, в котором другие посредники оказываются бессиль-ными. Например, получение материальной помощи часто выглядит значительно привлекательнее для участников конфликта, чем продолжение противостояния. Опасность “наказания” также может побуждать их к поиску мирного решения. Манипулятивная стратегия довольно типична для крупных держав. Но этот момент одновременно и настораживает конфликтующие стороны, и потому они нередко стараются избегать такого посредничества.

Нейтральные государства также выступают посредниками при урегулировании конфликтов. Они не обладают такими возможностями оказания давления на участников конфликта, как крупные державы. Тем не менее, порой они действуют весьма эффективно именно за счет своей “слабости”. Благодаря ей они и приобретают право быть посредником. Наиболее распространен-ное действие в посредничестве нейтральной страны – предоставление ею своей территории для проведения переговоров.

Малые государства, как и нейтральные, не располагают особыми возможностями силового воздействия на конфликтующие стороны. Их средства сводятся к убеждению и созданию каналов коммуникации. Некоторые исследователи выдвигают идею о необходимости развития именно этого вида посредничества в наиболее острых кризисных и конфликтных ситуациях. Они объяс-няют свою позицию тем, что малые государства, как и нейтральные, оказываются порой наиболее приемлемыми посредниками для конфликтующих сторон, т.к. они не могут навязать свое решение.

Кроме государств, посредниками в конфликтах наиболее часто выступают межправитель-ственные организации, как универсальные (ООН), так и региональные (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Организация американских государств, Организация африканского единства и др.).

Среди межправительственных организаций наиболее интенсивно оказанием посреднических услуг занимается Организация Объединенных Наций, Устав которой предусматривает коллек-тивные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии, а также разрешение споров мирными средствами. За более чем полувековую историю своего существования ООН посредничала на Ближнем Востоке, в Афганистане, в конфликте между Ираком и Ираном, на Кипре и во многих других конфликтных и кризисных ситуациях.

Неправительственные организации и институты (церковь, Международный Красный Крест, “Врачи без границ” и другие), как правило, не обладают особыми возможностями материально “поощрять” или “наказывать” участников. Они осуществляют посреднические функции главным образом за счет того, что стороны доверяют им и стремятся сохранить с ними хорошие отношения.

Среди неправительственных организаций и институтов, участвующих в посредничестве, следует особо упомянуть Международный Красный Крест. Он включает в себя несколько организаций, среди которых одной из старейших является Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в 1863 г. в Швейцарии с целью оказания гуманитарной помощи во время вооруженных конфликтов. МККК не участвует непосредственно в политическом урегулировании конфликтов, но имеет возможность благодаря оказанию гуманитарной помощи способствовать установлению каналов коммуникации, а также до некоторой степени влиять на участников, побуждая их к завершению конфликта мирным путем. Например, представители Красного Креста выступали с гуманитарными миссиями в таких конфликтах 90-х гг. ХХ в., как боснийский, чеченский, таджикский.

Однако виды посредничества различаются не только по тому, кто из субъектов его осуществляет, но и по ряду других параметров. Среди них выделяются следующие виды:

• предлагаемое – испрашиваемое;

• договорное – фактическое;

• формальное – неформальное;

• постоянное – временное;

• одностороннее – многостороннее (индивидуальное – коллективное);

• официальное – неофициальное;

• персональное – деперсонализированное.

Предлагаемое посредничество подразумевает, что инициатива в оказании посреднических услуг исходит от посредника. В отличие от предлагаемого, испрашиваемое посредничество подразумевает, что инициатива исходит от конфликтующих сторон.

Отечественный исследователь Э.А. Пушмин предлагает различать также договорное и фактическое посредничество в зависимости от формы его осуществления. В первом случае, как отмечает Э.А. Пушмин, оно предусматривается специальными соглашениями между посредником и участником конфликта, во втором такие соглашения отсутствуют.

Формальное посредничество предполагает, что за посредником закреплен статус посред-ника, который признают все стороны, участвующие в переговорах, в то время как неформальный посредник такого статуса не имеет. Строго говоря, лишь формальное посредничество может по определению считаться посредничеством.

От формального и неформального посредничества следует отличать официальное и неофи-циальное посредничество. Официальное посредничество — посредничество, в котором в роли посредника выступают государства или межправительственные организации. Неофициальное посредничество — такое посредничество, в котором в роли посредника выступают неправитель-ственные организации и движения, академические круги, частные лица.

Неофициальный посредник, как и официальный, может иметь статус посредника, хотя это не обязательно. Примером неофициального посредничества может служить деятельность Картеров-ской Программы по международным переговорам (The Carter’s International Negotiation Network – INN).

Различают также постоянное и временное посредничество. Постоянный посредник осуще-ствляет свои функции на всем протяжении урегулировании конфликта, временный – на каком-то этапе, и в его задачи входит оказание конкретного вида помощи. Для решения отдельной задачи к постоянному посреднику может присоединиться другой – временный посредник.

Возможность “разделения труда” между посредниками порождает еще один вид посред-ничества – многостороннее, когда в качестве посредника выступает не одно лицо, а группа лиц (например, группа государств). Соответственно, если посредничество осуществляется одним лицом, то оно будет односторонним.

Важно иметь в виду, что при различии многостороннего и одностороннего посредничества лицом, осуществляющим его, является не обязательно отдельный человек, им могут быть государ-ство, организация, институт. Таким образом, если посредничество осуществляется несколькими людьми, которые представляют какую-либо страну или организацию и работают в “команде”, то такое посредничество будет односторонним (разумеется, если при этом нет других официаль-ных или неофициальных посредников).

Посреднические функции всегда осуществляются конкретными лицами. Однако в большин-стве случаев посредничество деперсонализировано, т.е. обезличено, и в качестве посредника выступает государство, организация, движение и т.д. Однако в последние годы личность посред-ника начинает играть особую роль. В связи с этим формируется такой вид посредничества, как персональное. Хотя, в отличие от предыдущих парных классификаций, различия между деперсо-нализированным и персональным посредничеством более условны. Речь идет лишь о том, насколько самостоятельную и значительную роль играет посредник в урегулировании конфликта. Так, персональное посредничество было существенным фактором урегулирования боснийского конфликта в первой половине 90-х гг. ХХ в., в котором в числе посредников был и лорд Д. Оуэн.

Всегда ли нужен посредник? В принципе, даже очень острый конфликт может быть самостоятельно урегулирован участниками, однако велика вероятность того, что они допустят значительное количество ошибок, а процесс урегулирования растянется на долгий период. Посредничество необходимо в следующих случаях: если стороны вовлечены в длительное противостояние; если они не признают друг друга; если стороны связали себя множеством обязательств и им крайне сложно пойти на уступки без “потери собственного лица” и, наконец, если имеются серьезные различия в культуре, идеологии или религии, которые создают дополнительные коммуникационные барьеры.

В целом же наиболее типичными мотивами обращения к посреднику являются следующие:

• участники конфликта рассматривают урегулирование с помощью третьей стороны как путь наименьшего риска и наиболее гибкую форму разрешения конфликта;

• один или каждый участник конфликта надеется, что третья сторона повлияет на его противника в благоприятную для него сторону;

• обе стороны рассматривают участие третьей в разрешении конфликта как возможность публично сформулировать обязательства по урегулированию, а значит, потом заставить соперника их выполнять;

• в случае неудачи при урегулировании вину можно будет возложить на третью сторону;

• надежда, что третья сторона в качестве посредника может оказать реальную помощь в процессе поиска решения и гарантировать выполнение соглашений.

Порой считается, что посредник – это тот, кто помогает найти решение в конфликте. Однако такое понимание является узким. Занимаясь мирным урегулированием, посредник решает множество задач, что обусловлено сложностью ситуации, которая каждый раз различна и зависит от характе-ра конфликта. Исследователь Дж. Уолл насчитал более 50 таких задач, или посреднических функ-ций. И все же среди всего многообразия функций посредника можно выделить пять основных.

Посредник в ходе урегулирования конфликта:

• формирует и поддерживает ориентацию участников конфликта на поиск взаимоприемлемого решения проблемы, как на уровне лидеров, так и на уровне общественного сознания;

• создает условия для обмена информацией и точками зрения между участниками конфликта (обеспечивает каналы коммуникации); оказывает помощь сторонам в формировании адекватных образов относительно интересов и целей друг друга, а также “общего” языка;

• обеспечивает помощь в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых решений; содействует участникам в интерпретации информации, оценке предложений, выявлении возмож-ных вариантов решений и соглашений; действует как дополнительный источник идей для участни-ков конфликта; помогает сторонам улучшить их переговорные навыки и умения;

• помогает “сохранить лицо” обеим сторонам при выходе из конфликта;

• осуществляет регуляцию и контроль за взаимодействием сторон, а также выполнением ими договоренностей;

• выступает гарантом выполнения соглашения.

Названные задачи являются основными. Однако каждая из них состоит из ряда более дроб-ных. Так, оказание помощи участникам конфликта в поиске взаимоприемлемых решений предпо-лагает анализ их интересов, а реализация функции, связанной с поиском вариантов решения, нередко требует и обеспечения конфиденциальности при обсуждении тех или иных вопросов с посредником. В задачи посредника входит также синхронизация процесса урегулирования, т.е. обеспечение примерно одинаковой готовности сторон к поиску совместного решения.

Кроме названных, существуют побочные функции посредничества, не связанные напрямую с проблемой урегулирования конфликта. Например, в функции посредника может входить реше-ние такой задачи, как поднятие и укрепление собственного престижа. Важно иметь в виду то, насколько эта или другие побочные функции способствуют или, наоборот, тормозят реализацию главной задачи посредника – поиска мирного разрешения конфликта.

Обычно посреднические функции осуществляются в определенной последовательности. В связи с этим принято различать следующие этапы посредничества:

• инициация поиска согласия;

• налаживание переговорного процесса;

• участие в переговорном процессе;

• наблюдение за выполнением соглашений.

Посредничество может закончиться на любом из перечисленных этапов, тогда его резуль-татом будут либо дальнейшие совместные действия сторон, предпринимаемые самостоятельно (в этом случае задачи посредника вполне выполнены), либо возврат участников конфликта к односторонним шагам.

Посредничество как одна из форм разрешения конфликта представляет собой способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью которой является оказание содействия процессу переговоров между основными участниками конфликта. Занимая нейтральную позицию между конфликтующими сторонами, посредник помогает им в преодолении разногласий и конструктивном разрешении конфликта, устанавливая и поддерживая общение непосредственно между сторонами.

Посредничество применяется тогда, когда стороны оказались неспособны самостоятельно найти решение проблемы и достичь соглашения в ходе прямых переговоров или преодолеть тупиковую ситуацию, возникшую в ходе переговоров.

Процесс посредничества целесообразно применять в следующих случаях:

  • взаимоотношения между конфликтующими сторонами натянуты, но в то же время в интересах сторон — сохранение и продолжение взаимоотношений. В этом случае соглашение между сторонами в результате переговоров при участии посредника предпочтительнее административного или судебного решения, так. как стороны сохраняют самостоятельность и право контроля за принятым решением. Процесс посредничества может не только восстановить взаимоотношения, но и способствовать созданию новых аспектов во взаимоотношениях сторон для достижения ими успеха;
  • непосредственное общение между сторонами серьезно осложнено или даже прекращено, и участие нейтральной стороны могло бы способствовать его улучшению или возобновлению прямого диалога между оппонентами, изменению динамики взаимоотношений между оппонентами и поддержать их стремление к выработке решения, главным образом, путем содействия взаимному обмену предложениями и выработке вариантов, отвечающих интересам обеих сторон;
  • стороны уже предпринимали самостоятельные попытки урегулировать конфликт, например, путем прямых переговоров. Однако они не только не дали положительного результата, но и завели стороны в тупик и усугубили ситуацию. В этом случае посредник может содействовать преодолению безвыходного положения;
  • конфликтующие стороны склонны к пересмотру своих прежних позиций в отношении оппонента и проявляют готовность к решению проблемы. Причем каждая из сторон считает, что занимает достаточно гибкую позицию и поэтому участие посредника в урегулировании конфликта будет более эффективным, займет меньше времени и не потребует больших материальных затрат и моральных издержек, с которыми обычно связано обращение в суд, административные органы и т. п. В этом случае инициатива посредника может помочь сторонам выработать приемлемую процедуру переговоров и достижения соглашения;
  • стороны заинтересованы в контроле за достигнутыми результатами на каждом новом этапе процедуры разрешения конфликта и за окончательным соглашением. В этом случае соглашение в результате переговоров и посредничества предпочтительнее административно-командного решения;
  • посредничество целесообразно в тех случаях, когда для сторон важными являются такие аспекты преодоления разногласий, как конфиденциальность, необходимая для создания атмосферы большей искренности, но на которую трудно рассчитывать при обращении в суд, или как временной фактор;
  • посредничество оправдано в том случае, если дело касается не юридических вопросов и не требует правового регулирования.

Как известно, конфликт может быть описан с помощью большого числа самых разнообразных параметров. С точки зрения посредничества, наиболее важными являются следующие аспекты конфликта и переговоров по его разрешению: ответственность сторон, фактор времени, а также информация.

Ответственность сторон включает понимание и признание ими степени собственной ответственности за неудачу на переговорах по разрешению конфликта. Важная задача посредника — подчеркнуть и убедить конфликтующие

стороны в том, что, несмотря на участие третьей стороны, ответственность за решение проблемы лежит на вовлеченных в конфликт сторонах. Для понимания степени ответственности каждой из сторон на переговорах в процессе посредничества следует стараться определить, какая из сторон имеет более сильную позицию, а какая — более слабую. Обычно в открытии переговоров и выработке так называемого «стартового предложения», без которого переговоры не могут начаться, более заинтересована та сторона, позиция которой на переговорах слабее позиции ее оппонента. Посредник должен добиваться того, чтобы сторона, обладающая более сильной позицией, сформулировала и выдвинута свое предложение, отражающее наилучший вариант решения проблемы с точки зрения ее интересов, и отстаивала его. В противном случае возникает опасность, что аргументы в пользу сильных аспектов ее позиции будут использованы для отказа от соглашения. Кроме того, взаимное признание сторонами относительной силы позиции оппонента обусловливает их взаимозависимость и облегчает соглашение между ними на том основании, что конструктивной формой взаимоотношений между сторонами, имеющими более или менее сильные позиции, становится сотрудничество, а не конфронтация.

Фактор времени. Это важный аспект процесса посредничества, которому на переговорах следует уделять большое внимание. Временной фактор включает:

  • предельные сроки завершения переговоров. Если стороны осознают свою ответственность за неудачу переговоров, фактор времени может играть серьезную роль в разрешении конфликта. Для этого необходимо установить временные ограничения, в рамках которых стороны должны прийти к соглашению. Фиксированные временные рамки необходимы для обеспечения устойчивой динамики переговорного процесса, направленной на движение сторон к разрешению конфликта;
  • последовательность рассмотрения вопросов. Посредник может предложить сторонам порознь или совместно составить список вопросов для обсуждения в порядке приоритетности. Процесс посредничества следует начинать с наиболее простого вопроса и постепенно переходить к более сложному. Обсуждение трудных вопросов по инициативе посредника можно временно отложить и вернуться к ним вновь в подходящий момент. Ключевые вопросы рекомендуется обсуждать и регулировать в последнюю очередь, так как этот прием облегчает общее соглашение между сторонами на том основании, что после нескольких достигнутых между ними соглашений по менее значимым проблемам психологически легче достичь согласия и по ключевым. Урегулирование ключевых вопросов создает у сторон представление о плодотворном и конструктивном характере переговоров и принятых решений;
  • сроки внесения сторонами своих предложений. Посредник может предложить сторонам на переговорах пересмотреть свою позицию и выдвинуть новое предложение в течение определенного времени, например к началу нового раунда переговоров. Этот прием может способствовать также поддержанию динамики переговоров. Посредник может добиваться того, чтобы стороны снижали свои требования, если вопрос не урегулирован к определенному сроку, что, в свою очередь, может помочь сторонам выйти из тупиковой ситуации, если она возникла;
  • сроки выполнения сторонами принимаемых ими обязательств. Посредник следит за тем, чтобы окончательное соглашение включало конкретные сроки его выполнения. Можно также предложить сторонам установить «испытательный» или «контрольный» срок, т. е. время, в течение которого стороны могли бы оцепить эффективность достигнутого соглашения. Разумеется, в этом случае должен быть выработан критерий оценки такой эффективности. Например, сколько раз в течение месяца со для принятия окончательного соглашения между сторонами вновь возникали разногласия по урегулированным вопросам.

Информация о конфликте, позициях и интересах сторон. Сбор информации представляет собой один из ключевых моментов на этапе подготовки к посредничеству. Собираемая информация должна, в частности, касаться предмета конфликта, его причин и истории. Информация о конфликте и его участниках носит предварительный характер. По мнению американских исследователей С. Карпентер и У. Кеннеди22, такая информация необходима посреднику для того, чтобы принять решение о том, насколько необходимо его участие в урегулировании конфликта. Если помощь посредника необходима, то следующим шагом должен быть сбор полной информации о конфликте на текущий момент. Ее можно получить из трех источников: прямого наблюдения, вторичных источников, личных бесед.

Прямое наблюдение — это посещение встреч и собраний участников (сторон) конфликта, наблюдение за их поведением, выяснение их мнений по спорным вопросам и о противоположной стороне.

Вторичные источники представляют собой протоколы собраний, магнитофонные и видеозаписи событий, научные исследования по обсуждаемой проблеме, газетные материалы и др.

Личные беседы наиболее эффективны при правильном выборе респондента и установлении с ним отношений доверия. Последнее зависит как от субъективных черт участника беседы, так и от выбора места и времени беседы. Вначале лучше всего проводить беседы с лицами, непосредственно не вовлеченными в конфликт. В этом случае у собирающего информацию формируется более объективная точка зрения на ситуацию.

Собранная информация систематизируется и оценивается с помощью карты анализа конфликта, континуума динамики конфликта и резюме анализа конфликта.

Карта анализа конфликта включает информацию:

  1. о сторонах, участвующих в конфликте;
  2. о спорных вопросах (проблемах);
  3. о специфических интересах сторон;
  4. о степени важности спорных вопросов для каждой из сторон высокая, средняя, низкая (приоритетность);
  5. об источниках силы каждой из сторон и возможностях влияния на своих оппонентов;
  6. о позициях сторон и их возможных подходах к решению спорных вопросов;
  7. о заинтересованности в сотрудничестве с другими сторонами. Карта анализа конфликта может быть дополнена примечаниями и представлена в виде следующей формы (табл. 8).

Таблица 8

1 2 3 4 5 6 7
Сторона «А»
Сторона «В»

Континуум устанавливает динамику конфликта и включает следующую информацию:

  • –отношение сторон к урегулированию конфликта;
  • –отношение сторон к решению вопроса;
  • –историю взаимоотношений конфликтующих сторон;
  • –взаимоотношения сторон в момент конфликта;
  • –значимые для конфликтующих сторон ценности;
  • –степень вовлеченности сторон в конфликт:
  • –тактику, используемую конфликтующими сторонами.

Резюме. После сбора, анализа и оценки информация систематизируется в резюме конфликтной информации. Целью составления такого резюме является установление:

  • –непосредственно конфликтующих и вовлеченных в конфликт сторон;
  • –процедур, используемых участниками конфликта;
  • –сути спорных вопросов. Содержание резюме, как правило, расселяется по следующим рубрикам: спорящие стороны, суть проблемы, процедуры.

Собственно процесс посредничества следует начинать с предложения. чтобы стороны детально описали природу их разногласий и историю взаимоотношений со времени начала конфликта.

Дополнительные вопросы сторонам помогут посреднику точнее понять природу конфликта. На начальном этапе посредничества чрезвычайно важно получить возможно более полную информацию относительно тех проблем, которые будут предметом дальнейшего обсуждения между сторонами и посредником.

Специфика роли посредника заключается, в частности, в том, что в процессе посредничества он располагает наиболее полной информацией. Это преимущество посредник должен использовать для того, чтобы вовлечь стороны в процесс обсуждения проблем и обмена предложениями.

Следует помнить, что недостаток информации или ее различная интерпретация сторонами может быть причиной возникновения тупиковой ситуации на переговорах.

Принимая во внимание перечисленные взаимосвязанные элементы конфликта и переговоры по его регулированию, можно сформировать цель посредничества, которая заключается в содействии разрешению конфликта с учетом и при помогли сбалансированного использования относительной силы и ответственности каждой стороны, фактора времени, а также информации. Достигается она путем максимально возможного включения в рассмотрение проблемы и выработку взаимоприемлемых соглашений объективных критериев и стандартов, применения стратегии «выигрыш — выигрыш» и таких вариантов решения, которые могут принести взаимную пользу, а также анализа интересов сторон, удовлетворение которых могло бы способствовать принципиальному разрешению конфликта.

Помимо традиционного процесса посредничества в число методов альтернативного разрешения конфликтов в последнее время включаются его различные модификации, в том числе:

  • –консультационное посредничество;
  • –посредничество с элементами арбитража;
  • –управленческое посредничество.

Основное различие между моделями посредничества заключается в роли посредника как третьей стороны на переговорах и в степени его участия при принятии окончательного соглашения.

Консультационное посредничество. Процесс консультационного посредничества в основном похож на традиционное посредничество. Отличительной особенностью этой модели является получение от посредника предварительного согласия на то, что в том случае, если стороны не смогут найти решение проблемы, он выскажет свое мнение по нему в порядке консультации. Консультационное мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается, если переговоры зашли в тупик. В то же время стороны могут использовать мнение посредника как основу для достижения соглашения.

Посредничество с элементами арбитража. Данная модель представляет собой такой вариант посредничества, когда стороны до начала процедуры посредничества договариваются о том, что в случае, если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Это гарантирует, что в рамках посредничества соглашение между сторонами будет достигнуто в любом случае.

Управленческое посредничество. Может быть использовано как метод управления внутриорганизационными конфликтами. В этом случае роль посредника принимает на себя один из менеджеров организации, который может и не являться руководителем ни одной из вовлеченных в конфликт сторон, либо, наоборот, являться им. Разумеется, в этом случае посредник не является нейтральной стороной в конфликте, так как у него могут быть собственные интересы, которые должны быть учтены при выработке окончательного решения.

Данная модель посредничества, в отличие от других, может быть определена уже не как собственно разрешение конфликта методом посредничества, а скорее как управление конфликтом с использованием элементов посредничества и фасилитаторства.

Осуществление управленческого посредничества может быть оправданным и эффективным в том случае, если:

  • менеджер или администрация не имеют готового решения проблемы;
  • менеджер или администрация готовы делегировать сторонам, вовлеченным в конфликт, часть полномочий по принятию решения;
  • менеджер или администрация заинтересованы в том, чтобы проблема была решена путем переговоров между конфликтующими сторонами, а не административными мерами;
  • точно определены нормативные, организационные и иные ограничения, определяющие рамки приемлемого соглашения между конфликтующими сторонами;
  • менеджер-посредник готов подробно объяснить конфликтующим сторонам, как он будет принимать решение и какова будет его роль в этом процессе, если стороны не придут к соглашению самостоятельно.

Посредничество представляет собой важный ресурс для любого общества. Распространение информации о посредничестве и обучение его навыкам помогает всем.

Посредничество — это не какой-то таинственный процесс, доступный только особо подготовленным, высококлассным профессионалам. Оно является естественным продолжением хороших навыков по разрешению конфликтов. Посредничество превращает оппонентов в партнеров по разрешению проблемы23.

Этика посредничества предполагает, что данный способ разрешения конфликтов регулируется совокупностью общепринятых этических норм и правил, диктуемых моралью.

Решение споров с помощью посредника практикуется очень давно. На Руси, например, эту миссию выполняли старейшины — самые мудрые люди общины. Такой способ разрешения конфликтов, как посредничество, можно назвать цивилизованным. Он возник лишь на определенном этапе развития социума. В настоящее время, в зависимости от вида конфликта, поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, трудовая инспекция, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, органы милиции, суды и прочие.

В конфликтологии принято, что нельзя рассматривать человеческие противоречия только как нечто разрушительное. Конфликт имеет и позитивные функции. Ясно одно — вес ситуации, связанные с конфликтами, требуют управления. Так. посредник вступает в переговоры только тогда, когда уже не представляется возможным решить конфликт самостоятельно, без вмешательства третьей стороны. При этом его деятельность опирается на следующие принципы:

  1. Независимость (это качество посредника подчеркивается, как правило, во всех определениях посреднической деятельности);
  2. Объективность (этот принцип вытекает из первого: нет независимости — нет объективности);
  3. Гласность (точки зрения и позиции всех участников спора, а также самого управляющего должны быть приданы гласности).

Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является медиация. Медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса — поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

В роли медиатора (третьей стороны) при урегулировании конфликта выступает, как правило, один человек, реже группа из двух-трех или более профессионалов. В роли медиаторов могут выступать и государства, если речь идет о политических, международных конфликтах.

Медиация — один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций.

В современном обществе в качестве третьей стороны в конфликте может выступать официальный или неофициальный медиатор. При наличии у медиатора нормативного статуса предполагается возможность воздействия на оппонентов. Неофициальное медиаторство допускает признание участниками конфликта неформального авторитета медиатора, при этом у него нормативный статус отсутствует.

В качестве официальных медиаторов могут выступать: межгосударственные организации; отдельные государства; государственные правовые институты; правительственные или другие государственные комиссии; представители правоохранительных органов; руководители предприятий; общественные организации; профессиональные конфликтологи-медиаторы.

Неофициальными медиаторами обычно становятся: известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности; представители религиозных организаций и конфессий; профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; старшие по возрасту; друзья, соседи, просто свидетели конфликта.

В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский суд, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель.

У посредника роль в урегулировании конфликта наиболее нейтральная. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

При помощи посредника и при наличии у оппонентов навыков обсуждения проблемы повышается эффективность неавторитарного стиля решения конфликта.

Исход конфликта зависит от власти, авторитета и роли медиатора. Посредник в конфликте может обеспечить: оказание помощи в поиске решения; содействие нормализации отношений; оказание помощи в организации общения; контроль за выполнением соглашения.

Посредник не имеет права и от него не стоит требовать:

  • волевого прекращения конфликта;
  • разведения конфликтующих сторон;
  • блокирования борьбы;
  • применения санкций к сторонам;
  • определения правого и неправого.

В роли посредника может выступать и руководитель. В таком случае для него крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей.

Специфику посредничества можно рассмотреть на примере деятельности практического психолога. Ключевым в этой деятельности является создание новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего между ними конфликта. Стратегическая задача психолога состоит не в воздействии на оппонентов, а в побуждении их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения.

Взаимодействие осуществляется по типу триады (оппонент — психолог -оппонент). Это делает участников конфликта более уступчивыми, так как они склонны рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противоположной стороне. Таким образом, психолог позволяет оппонентам «сохранить лицо».

При работе психолога с различными типами конфликтов могут проявиться некоторые отличия в деятельности его как посредника. Так, процесс регулирования семейного конфликта включает в себя четыре этапа:

  1. разогрев. В начале работы психолог делает все, чтобы супруги чувствовали себя комфортно;
  2. снятие препятствий. Психолог выявляет сомнения и барьеры по отношению к предстоящей процедуре медиации, которые существуют у конфликтующих сторон, и настраивает оппонентов на конструктивную работу;
  3. заключение соглашения. Психолог помогает супругам четко сформулировать требования друг к другу и найти компромиссные решения, которые устраивали бы обе стороны;
  4. прояснение ситуации. Психолог предоставляет супругам возможность просто поговорить откровенно. Эмоциональное раскрытие оппонентов закрепляет результаты медиации и создает предпосылки бесконфликтного общения в дальнейшем.

Основными же этическими принципами посреднической деятельности, исходя из всего вышесказанного, являются:

  • нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить правую и неправую стороны. Он относится к ситуации максимально объективно. Психолог не должен зависеть от конфликтующих сторон;
  • безоценочность позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения;
  • конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия;
  • процедурный характер деятельности. Задача психолога — организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса зависит от участников;
  • стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет шаги оппонентов, направленные на нормализацию отношений, побуждает, к этому, обеспечивая переход от конфронтации к сотрудничеству;
  • работа с прогрессом, а не с решением. Психолог несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.

22См.: Карпентер С.Л., Кеннеди У.Дж.Д. Урегулирование споров в обществе.- М, 1992.

23См.. Корпелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты.- М 1994.

Посреднические договоры

Посреднические договоры — это договоры, в которых посредник выступает в чужих интересах, создавая, изменяя или прекращая своими действиями гражданские правоотношения для своего клиента. В качестве посредника выступает поверенный, комиссионер, агент, доверительный управляющий.

К посредническим договорам относятся:

  • — договор поручения;
  • — договор комиссии;
  • — агентский договор;
  • — договор доверительного управления.

Согласно ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Возмездный или безвозмездный характер договора зависит от того, является ли договор предпринимательским. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения. В случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное (ст. 972 ГК РФ).

Существенным условием договора является условие о предмете, в качестве которого являются юридические действия, совершаемые поверенным от имени и в интересах доверителя.

Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

В том случае, если договор возмездный, то при условии о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ.

Форма договора поручения прямо специально не урегулирована ГК РФ, в связи с чем к договору применяются общие положения о форме сделок.

Договор поручения является консенсуальным, может быть как возмездным, так и безвозмездным, двусторонним, фидуциарным (личнодоверительным) .

Сторонами договора являются поверенный и доверитель.

Поверенный является посредником, который выступает от имени доверителя в гражданских правоотношениях. Поверенному не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений доверителя, регулируемых налоговым и трудовым законодательством РФ.

Поверенный обязан:

  • — исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными (ст. 973 ГК РФ);
  • — лично исполнять данное ему поручение, за исключением случаев, указанных в ГК РФ. Поверенный вправе передать исполнение поручения другому лицу (заместителю), лишь если уполномочен на это доверенностью либо вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов доверителя;
  • — сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения;
  • — передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения;
  • — по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения (ст. 974 ГК РФ).

Доверитель обязан:

  • — выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ;
  • — если иное не предусмотрено договором, возмещать поверенному понесенные издержки;
  • — обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения;
  • — без промедления принять от поверенного все исполненное им в соответствии с договором поручения;
  • — уплатить поверенному вознаграждение, если договор поручения является возмездным (ст. 975 ГК РФ).

Прекращение договора поручения происходит вследствие:

  • — отмены поручения доверителем;
  • — отказа поверенного;
  • — смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно. Сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если договором не предусмотрен более длительный срок (ст. 977 ГК РФ).

Если договор поручения прекращен до того, как поручение исполнено поверенным полностью, доверитель обязан возместить поверенному понесенные при исполнении поручения издержки, а когда поверенному причиталось вознаграждение, также уплатить ему вознаграждение соразмерно выполненной им работе.

В случае отмены доверителем поручения или отказа поверенного от исполнения поручения, возникшие у другой стороны убытки не подлежат возмещению. Исключение составляют следующие случаи:

  • — когда поверенный действовал в качестве коммерческого представителя;
  • — при отказе поверенного от исполнения поручения, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы (ст. 978 ГК РФ).

Нормы о договоре поручения применяются также к действиям в чужом интересе без поручения при условии, что лицо, в интересе которого предпринимались эти действия, их одобрит. Действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательств или в его иных непротивоправных интересах должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью (п. 1 ст. 980 ГК РФ).

Действия в чужом интересе без поручения должны быть направлены на определенные цели. Такими целями являются: предотвращение вреда личности (например, принятие мер, проявившихся в действиях по охране чужого ребенка) или имуществу заинтересованного лица (например, действия по спасанию имущества от стихийного бедствия).

ГК РФ не регулирует те действия, которые совершаются служащими государственных и муниципальных органов, которые обязаны действовать в интересах других лиц, например, деятельность работников пожарной охраны по тушению пожара, должностных лиц органов социальной защиты по передаче или переводу пенсий для лиц, имеющих право на получение пенсий, и т.д.

Лицо, действующее в чужом интересе, обязано при первой возможности сообщить об этом заинтересованному лицу и выждать в течение разумного срока его решения об одобрении или о неодобрении предпринятых действий, если только такое ожидание не повлечет серьезный ущерб для заинтересованного лица (п. 1 ст. 981 ГК РФ).

Действия с целью предотвратить опасность для жизни лица, оказавшегося в опасности, допускаются и против воли этого лица, а исполнение обязанности по содержанию кого-либо — против воли того, на ком лежит эта обязанность.

Необходимые расходы и иной реальный ущерб, понесенные лицом, действовавшим в чужом интересе, подлежат возмещению заинтересованным лицом. Кроме того, если действия в чужом интересе привели к положительному для заинтересованного лица результату, оно имеет право на получение вознаграждения.

В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссий одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В отличие от договора поручения комиссионер выступает от своего имени, а не от имени комитента. При этом право собственности на вещи, приобретенные комиссионером для комитента, возникает непосредственно у комитента (ст. 996 ГК РФ).

Договор комиссии является консенсуальным, возмездным, двусторонним. В отличие от договора поручения договор комиссии не может быть безвозмездным.

Существенным условием договора комиссии является условие о предмете, который представляет собой совершение комиссионером сделок. Предмет договора комиссии несколько уже, чем предмет договора поручения, в котором предметом выступают любые юридические действия, а не только сделки.

Условие о комиссионном вознаграждении не является существенным. Если оно договором не определено, то применяются положения п. 3 ст. 424 ГК РФ. Наряду с комиссионным вознаграждением в договоре может быть определено дополнительное вознаграждение комиссионеру в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере).

Договор комиссии может быть заключен:

  • — на определенный срок или без указания срока его действия;
  • — с указанием или без указания территории его исполнения;
  • — обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства;
  • — условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Обязанности комиссионера:

  • — исполнить поручение на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 992 ГК РФ);
  • — исполнять поручение в соответствии с указаниями комитента. Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента или комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным;
  • — по исполнении поручения представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым (ст. 999 ГК РФ);
  • — принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности имущества комитента.

Комиссионер несет ответственность за отступление от условий договора комиссии. Так, комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. Если комиссионер купил имущество по цене выше согласованной с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получении от него извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом. Если комиссионер сообщил, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки (ст. 995 ГК РФ).

Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента (ст. 998 ГК РФ).

В соответствии со ст. 993 ГК РФ комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Комитент обязан:

  • — возместить израсходованные комиссионером на исполнение комиссионного поручения суммы;
  • — принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии;
  • — осмотреть имущество, приобретенное для него комиссионером, и известить последнего без промедления об обнаруженных в этом имуществе недостатках;
  • — освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения (ст. 1000 ГК РФ);
  • — уплатить комиссионеру вознаграждение;
  • — в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также уплатить дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии (ст. 1001 ГК РФ).

Прекращение договора комиссии происходит вследствие:

— отказа комитента от исполнения договора. Комитент вправе в любое время отказаться от исполнения договора комиссии, отменив данное комиссионеру поручение. В отличие от договора поручения по договору комиссии комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения. В случае, когда договор комиссии заключен без указания срока его действия, комитент должен уведомить комиссионера о прекращении договора не позднее чем за 30

дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором. В этом случае комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также возместить комиссионеру понесенные им до прекращения договора расходы (ст. 1003 ГК РФ);

  • — отказа комиссионера от исполнения договора. Комиссионер не вправе, если иное не предусмотрено договором комиссии, отказаться от его исполнения, за исключением случая, когда договор заключен без указания срока его действия. В этом случае комиссионер должен уведомить комитента о прекращении договора не позднее, чем за 30 дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором;
  • — смерти комиссионера, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
  • — признания индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом). В случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

До вступления в силу части второй ГК РФ агентский договор заключался на практике при необходимости урегулирования одновременно отношений, возникающих из договора комиссии и договора поручения. Агентский договор имеет широкое распространение в странах общего права. Как правило, агентский договор заключается при осуществлении предпринимательской деятельности.

Агентскому договору посвящена гл. 52 ГК РФ. Поскольку агентский договор представляет собой сочетание элементов договора поручения и договора комиссии, то к данному договору субсидиарно подлежат применению нормы, регулирующие данные договоры (ст. 1011 ГК РФ).

Существенным условием агентского договора является предмет — оказание посреднических услуг, а именно сделок, юридических и фактических действий. Предмет агентского договора шире, чем предмет договора комиссии и поручения.

Срок договора не является существенным условием. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

Вознаграждение агенту также не является существенным условием договора. В том случае, если вознаграждение не определено договором, то применяются положения п. 3 ст. 424 ГК РФ.

Форма договора не регулируется специальными нормами гл. 52 ГК РФ, в связи с чем применяются общие нормы о сделках.

Агентский договор является возмездным, консенсуальным и двусторонним.

Сторонами агентского договора выступают агент и принципал.

Агент является посредником и выступает в гражданском обороте в чужом интересе. Как правило, в качестве агента выступает субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью. Агент может выполнять одновременно функции и поверенного, и комиссионера. По аналогии с договором комиссии по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По аналогии с договором поручения по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Принципал — это лицо, которое дает поручение агенту и в интересах которого агент совершает юридические и фактические действия.

Агент обязан:

  • — выполнять поручения в соответствии с условиями заключенного договора и указаниями принципала;
  • — представлять отчеты (ст. 1008 ГК РФ);
  • — договор может ограничивать агента в заключении с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре (ст. 1007 ГК РФ).

Принципал обязан:

  • — уплатить вознаграждение в течение недели с момента получения отчета агента, если иное не предусмотрено договором (абз. 3 ст. 1006 ГК РФ);
  • — возместить понесенные расходы.

Прекращение агентского договора возможно вследствие:

  • — отказа одной из сторон от исполнения договора, заключенного без определения срока окончания его действия;
  • — смерти агента, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
  • — признания индивидуального предпринимателя, являющегося агентом, несостоятельным (банкротом).

В соответствии с п. 4 ст. 209 ГК РФ собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Доверительное управление имуществом является сравнительно новым институтом для договорного права России. В отношении доверительного управления в мировой практике сложилось два подхода.

В англо-американской системе возник и действует институт вещного права — право доверительной собственности. В странах континентальной системы права имеет место институт обязательственного права — договор доверительного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка «Д.У.».

Сравнительный анализ договора доверительного управления и доверительной собственности (траста) позволяет выделить как общие, так и особенные признаки этих институтов.

К общим признакам относятся следующие:

  • — субъектный состав правоотношений, включающий собственника имущества, управляющего и выгодоприобретателя. При этом выгодоприобретатель и собственник имущества совпадают;
  • — многие права и обязанности субъектов совпадают;
  • — цели, преследуемые собственником имущества, основная из которых состоит в получении выгоды от управления имуществом.

Договор доверительного управления носит обязательственный характер в отличие от института доверительной собственности, который является институтом вещного права.

Отношения по поводу доверительной собственности могут возникнуть в силу одностороннего волеизъявления учредителя не только без его согласия, но и без ведома доверительного собственника. Основание возникновения отношений по доверительному управлению — договор доверительного управления.

Для любого возмездного обязательства (в том числе договора доверительного управления) характерно встречное удовлетворение. В отношении доверительной собственности вопрос о встречном удовлетворении вообще не ставится.

Договор доверительного управления носит срочный характер. Траст, как правило, носит бессрочный характер.

Содержание договора доверительного управления образуют предмет договора и существенные условия, предусмотренные ст. 1016 ГК РФ. Предметом договора являются любые юридические и фактические действия, которые вправе совершать доверительный управляющий, в интересах выгодоприобретателя. К существенным условиям договора относятся:

  • а) состав имущества, передаваемого в доверительное управление. В соответствии со ст. 1013 ГК РФ объектами доверительного управления могут быть:
    • — предприятия и другие имущественные комплексы;
    • — отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу;
    • — ценные бумаги;
    • — права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;
    • — исключительные права и другое имущество.

Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация вправе осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

  • б) наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
  • в) размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
  • г) срок действия договора. Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

Форма договора доверительного управления имуществом определена ст. 1017 ГК РФ. Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме. В том случае, если предметом договора является недвижимое имущество, то договор должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора.

Договор доверительного управления, предусмотренный гл. 53 ГК РФ, является реальным (считается заключенным с момента передачи имущества доверительному управляющему), по общему правилу, — возмездным, но может быть и безвозмездным, а соответственно двусторонним и односторонним.

Сторонами договора выступают учредитель управления и доверительный управляющий. Учредителем доверительного управления является собственник имущества. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.

В некоторых случаях в качестве учредителя управления может выступать душеприказчик, орган опеки и попечительства, которые действуют в интересах собственника имущества, но при этом сами таковыми не являются (ст. 1026 ГК РФ).

В качестве доверительного управляющего может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом (например, доверительное управление имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим), доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

Основанием возникновения отношений по доверительному управлению имуществом является договор, а в некоторых случаях ему предшествует акт соответствующего органа (например, решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна).

Доверительный управляющий обязан:

  • — надлежащим образом осуществлять полномочия по доверительному управлению. Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления (п. 1 ст. 1020 ГК РФ);
  • — осуществлять доверительное управление лично. Доверительный управляющий может поручить другому лицу совершать от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления имуществом, если он уполномочен на это договором доверительного управления имуществом, либо получил на это согласие учредителя в письменной форме, либо вынужден к этому в силу обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя и не имеет при этом возможности получить указания учредителя управления в разумный срок. Доверительный управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные (п. 2 ст. 1021 ГК РФ);
  • — обособить вверенное ему имущество от своего личного имущества и имущества других лиц (ст. 1018 ГК РФ);
  • — вести отдельный учет, в частности, отдельный счет, баланс (ст. 1018 ГК РФ);
  • — предоставить отчет о деятельности (п. 4 ст. 1020 ГК РФ);
  • — по окончании договора передать все полученное в результате доверительного управления (п. 3 ст. 1024 ГК РФ).

Доверительный управляющий несет ответственность в том случае, если он не проявил при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления. При этом выгодоприобретателю возмещается упущенная выгода, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду.

Основанием для освобождения от ответственности является причинение убытков вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.

Доверительный управляющий несет ответственность за совершение сделок с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению. Учредитель управления может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.

Порядок погашения долгов по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, следующий:

  • — в первую очередь долги погашаются за счет имущества, переданного в доверительное управление;
  • — во вторую очередь — за счет имущества доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества — за счет имущества учредителя управления, не переданного в доверительное управление (ст. 1022 ГК РФ).

Учредитель управления обязан:

  • — выплатить вознаграждения (ст. 1023 ГК РФ);
  • — возместить необходимые расходы по управлению (ст. 1023 ГК РФ).

Основания прекращения договора доверительного управления имуществом предусмотрены в ст. 1024 ГК РФ. Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие:

  • — смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидации юридического лица — выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;
  • — отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
  • — смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
  • — отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;
  • — отказа учредителя управления от договора по иным причинам при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения. При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления;
  • — признания несостоятельным (банкротом) гражданина — предпринимателя, являющегося учредителем управления.

prednalog.ru

Посреднические договоры. Что это такое?

Посреднический договор (или договор на оказание посреднических услуг) – договор, по условиям которого
исполнитель (посредник) действует в интересах и за счет заказчика. Выгодоприобретателем при этом считается заказчик, а не сам посредник, хотя договор на оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров и пр.) заключает посредник с третьими лицами.

Виды посреднических договоров.

Посреднические договоры различаются по следующим критериям, от которых зависит бухгалтерский учет определенного вида договора:

1. Посредник приобретает товары (услуги, работы) для заказчика, но сам не принимает участия в расчетах;
2. Посредник приобретает товары (услуги, работы) для заказчика и сам участвует в расчетах;
3. Посредник продает продукцию заказчика (товары, услуги, работы) и не принимает участия в расчетах;
4. Посредник продает продукцию заказчика (товары, услуги, работы), и сам участвует в расчетах;

Гражданский кодекс дает определения трем типам посреднических договоров. К ним относятся: договор поручения, договор комиссии, агентский договор.

Помимо них, существуют и другие типы договоров, похожих по определению на посреднические, но только при соблюдении определенных условий. К ним можно отнести, например, договор транспортной экспедиции, таможенное представительство и прочие.

Остановимся более детально на основных видах посреднических договоров.

Договор поручения.

Критерии отнесения посреднического договора к договору поручения определены главой 49 ГК РФ. На основании этой главы исполнитель (поверенный) совершает от имени и за счет заказчика (доверителя) определенные юридические действия, действуя на основании доверенности. А права и обязанности по договору поручения возникают у заказчика.

Продукция, работы, услуги, полученные по сделке, передаются исполнителем заказчику незамедлительно, а тот в свою очередь обязан возместить понесенные исполнителем затраты и выплатить ему вознаграждение за проделанную работу (если договор заключен на возмездной основе). Сумма вознаграждения и порядок оплаты должны быть оговорены договором поручения.

Договор комиссии.

Основанием для отнесения посреднического договора к договору комиссии считается главой 51 ГК РФ. На основании этой главы исполнитель (комиссионер) совершает по поручению комитента (заказчика) одну или более сделок от своего имени, но все расходы по сделке оплачивает заказчик. Суть сделки такова: исполнитель заключает договор с третьим лицом, при этом права и обязанности по совершению сделки возлагаются уже на комиссионера. В отличие от договора поручения исполнитель (посредник) выступает от своего имени, следовательно, доверенность от заказчика ему не нужна. Договор комиссии может быть заключен только на возмездной основе (ст. 991 ГК РФ).

Агентский договор.

Критерии отнесения посреднического договора к агентскому договору указаны в главе 52 ГК РФ. Агентский договор частично включает в себя условия и договора комиссии, и договора поручения. На основании агентского договора исполнитель (агент) по поручению заказчика (принципала) совершает юридические и иные действия от своего имени за счет заказчика либо от имени заказчика и за его счет за определенное вознаграждение. В данном случае права и обязанности по совершаемой с третьим лицом сделке могут быть как у исполнителя, так и у заказчика. Все зависит от условий договора. Агентские договора заключаются на возмездной основе, даже если это не указано в договоре.

Таким образом, посреднические договора отличаются друг от друга рядом особенностей:

Договор поручения, заключенный между сторонами, может быть и возмездным, и безвозмездным. Права и обязанности по сделке возникают у заказчика (доверителя), а не у посредника (поверенного), посредник может совершать действия только на основании доверенности.

Договор комиссии заключается только на возмездной основе. Права и обязанности по сделке возникают у посредника (комиссионера), доверенность от заказчика (комитента) не нужна.

Агентский договор заключается только на возмездной основе. Права и обязанности по сделке могут возникать как у заказчика (принципала), так и у посредника (агента). Это зависит от условий договора.

На чей счет поступает оплата?

Оплата по посредническим сделкам может поступать как на счета посредника, так и на счета заказчика. Посредник может вообще не принимать никакого участия в расчетах. Поступивший товар по посредническим сделкам не приходуется на баланс поручителя, а отражается на его забалансовых счетах.

Какой посреднический договор выгоднее заключать?

Это зависит от отношения руководства подрядчика к клиенту. Если подрядчик не хочет, чтобы найденный им клиент знал, по какой цене заказчик оплачивает товар, услугу, работу, лучше заключить договор комиссии с участием посредника в расчетах. В этом ваш клиент не будет ничего знать и о том, что работает с заказчиком не напрямую, а через посредника. Но здесь есть определенные сложности: права и обязанности по сделке возникают у посредника, т.е. посредник должен контролировать сделку полностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если же вам все равно, будет клиент знать о стоимости ваших накруток, можете заключить посреднический договор с расчетами без вашего участия. В том случае бухгалтерский учет упрощается, и часть операций по сделке, касающихся оплаты, проходит мимо вашей компании. Вы будете отражать только ваше вознаграждение.

Посреднические договоры (стр. 1 из 3)

1.

2. Понятие и правовая природа посреднического договора. Сфера применения посреднических договоров.

Посреднические договоры регулируют отношения по совершению одним лицом в интересах другого лица действий по поводу товара.

Посреднические договоры – это обособленная группа договоров, предусмотренных в Гражданском Кодексе Российской Федерации, в соответствии с условиями которых одна сторона обязуется совершить в интересах другой стороны какие-либо юридические (а иногда и иные) действия, как правило – сделки.

Посреднические договоры имеют много сходства с договорами на оказание услуг, а также договорами купли-продажи, поставки и тому подобными договорами. И все-таки их необходимо различать, в том числе, для того, чтобы правильно осуществить налогообложение производимых хозяйственных операций.

В рамках посреднических договоров обычно совершаются юридические, а в рамках договоров на оказание услуг, поставки и купли-продажи – фактические действия. Правда, здесь есть свое исключение: после заключения агентского договора принципал вправе требовать от агента совершения определенных фактических действий (хотя большинство теоретиков все равно склонны считать, что круг таких фактических действий жестко ограничен – они должны находиться в тесной связи с юридическими действиями).

Кроме того, характерной особенностью всех посреднических договоров, которая отличает их от договоров на оказание услуг, является то обстоятельство, что срок исполнения посреднического договора не относится к числу его существенных условий. Напротив, из системного анализа положений ст. 783 и ст. 708 ГК РФ следует, что в договоре возмездного оказания услуг должны быть указаны начальный и конечный сроки оказания услуги, иначе случае такие договоры будут считаться незаключенными. Наконец, стоит заметить, что в отличие от посреднических договоров в договоре на оказание услуг стороны называются «заказчик» и «исполнитель», в поставке – «покупатель» и «поставщик» и т. д.

Различия в правовой природе между посредническими и всеми другими договорами обуславливают специфику их налогообложения.

Сфера применения посреднических договоров очень широка, можно с помощью фирмы-посредника реализовать какой-то товар или, наоборот, приобрести. Можно по договору поручения делегировать поверенному, совершать те или иные действия от своего имени. А можно привлечь фирму-посредника с целью реализации каких-либо услуг или дать указание посреднику по приобретению таковых для Вас.

В последнем случае, возникает одно обстоятельство, которое оказывает достаточно большое влияние на применение посреднических договоров в сфере услуг. Дело в том, что место, где услуга считается оказанной определить достаточно сложно.

2.Содержание посреднического договора. Виды посреднических договоров.

Посреднический договор включает в себя обязанности сторон, условия выполнения договорных обязательств, реквизиты сторон, а также различные дополнения в зависимости от вида договора.

Выделяют четыре вида посреднических договоров:

1) поручения;

2) комиссии;

3) консигнации;

4) коммерческой концессии.

Договор поручения — это оформленный в соответствии с действующим законодательством договор, по условиям которого одна сторона (поверенный) обязуется осуществить от имени и за счет другой стороны (поручителя) определенные юридические действия.

Так, по поручению доверителя поверенный может осуществлять приемку поступающих в адрес доверителя грузов. Помимо юридических действий поверенный совершает и фактические действия, но они носят сопутствующий, не основной характер, поэтому не изменяют квалификацию договора. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Права и обязанности поверенного определяются договором, а также доверенностью, которую доверитель обязан выдать поверенному (ст. 975 ГК РФ). Кроме того, поверенный исполняет данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Поручение должно быть правомерным, осуществимым и конкретным (ст. 973 ГК РФ).

Специальными признаками договора поручения являются следующие: в отличие от общегражданского договора поручения в случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, договор поручения всегда носит возмездный характер (ст. 972 ГК РФ).

Коммерческий представитель — поверенный — вправе удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения (ст. 972 ГК РФ).

Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, доверителем может быть предоставлено право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан уведомить в разумный срок доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором (ст. 973 ГК РФ).

Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от него во всякое время. При этом сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если договором не предусмотрен более длительный срок. При реорганизации юридического лица, являющегося коммерческим представителем, доверитель вправе отменить поручение без всякого предварительного уведомления (ст. 977 ГК РФ).

Предметомдоговора поручения является совершение сделки, но предметом данного договора не может быть действие личного характера. Сторонами договора поручения могут быть как юридические лица, так и дееспособные граждане. Форма договора – письменная или устная, но поверенный осуществляет свою деятельность на основании доверенности. Договор поручения используется для совершения однотипных строго определенных действий.

Срокдоговора поручения: может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания, но в любом случае этот срок не может превышать срок доверенности.

Догово́р коми́ссии (лат. comissio) — договор, согласно которому одна его сторона — комиссионер — берёт на себя обязательство перед другой стороной — комитентом — за вознаграждение заключить с третьим лицом или лицами одну или несколько сделок в интересах и за счёт комитента, но от своего, комиссионера, имени.

Договор комиссии является самостоятельным видом договора. Наряду с договором поручения и агентским договором договор комиссии может быть отнесен к группе посреднических договоров.

Договор комиссии на территории России регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с условиями ГК РФ особенности отдельных видов договора комиссии могут быть предусмотрены другим законом (кроме ГК РФ) и иными правовыми актами (указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, другие правовые акты).

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Комиссионер имеет право возмещения всех своих затрат, понесённых при исполнении им обязанностей как комиссионера, ещё и получить за исполнение им его обязанностей комиссионное вознаграждение.

Комиссионер не несёт обязанностей перед комитентом за исполнение третьим лицом обязательств такого третьего лица по заключённым комиссионером в интересах комитента сделкам. Однако комиссионер и комитент могут в договоре комиссии обусловить наличие делькре́дере.

Услуги комиссионера, которые он оказывает комитенту, исполняя свои обязательства, часто называются «комиссионными услугами».

Отличия от договора поручения

Договор комиссии имеет некоторые отличия с договором поручения. В отличие от договора поручения, где поверенный действует от имени своего доверителя, комиссионер в сделках с третьими лицами действует от своего имени, создавая в этих сделках обязательственные права и обязанности непосредственно для себя, а не для комитента.

Тем не менее, всё, что получил в результате исполнения обязательств по таким, заключённым им как именно комиссионером, сделкам с третьим лицом (лицами) комиссионер, становится собственностью не комиссионера, а непосредственно комитента, вне зависимости от того, что указано в сделках, заключённых комиссионером с третьим лицом (лицами).

Как уже отмечалось, по договору поручения поверенный действует от имени доверителя, а по договору комиссии комиссионер действует от своего имени. Другим отличием договора комиссии от договора поручения является то, что по договору поручения поверенный обязуется выполнить любые юридические действия, а не только сделки, в то время как по договору комиссии комиссионер совершает только сделки, то есть действия, направленные на создание, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Отличия от агентского договора

Агентский договор отличается от договора комиссии тем, что агент обязуется совершить как юридические действия, в том числе и сделки, так и фактические. Причем, в зависимости от условий договора, агент может действовать как от имени принципала (модель договора поручения), так и от своего имени (модель договора комиссии). Таким образом, агентский договор — это понятие, объемлющее в числе прочего и два названных вида договора: договор поручения или договор комиссии (юридические действия), с одной стороны, и договора возмездного оказания услуг (фактические действия), с другой стороны, кроме того, как видно из описания агентского договора, последний включает в себя и договор доверительного управления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *