Меню

СРО в строительстве

0 комментариев

Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России. Статьи по предмету Гражданское право

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
    Д.Н. ПАРФИРЬЕВ
    Базовым нормативным актом по вопросу приобретения статуса саморегулируемых организаций (далее — СРО) является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — ФЗ о СРО). Кроме него указанный вопрос регулируется иными законами:
    а) когда СРО, члены которых осуществляют определенную деятельность, прямо исключены из сферы регулирования ФЗ о СРО (ч. 3 ст. 1 ФЗ о СРО) и правовое регулирование осуществляется в специальных законах: Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — ФЗ «Об инвестфондах»), Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ о РЦБ) и др.;
    б) когда отдельные аспекты правового статуса СРО несколько видоизменены или дополнены (по сравнению с ФЗ о СРО) в законах, посвященных определенным видам предпринимательской (профессиональной) деятельности (ч. 2 ст. 1 ФЗ О СРО): Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту — ФЗ «Об аудиторской деятельности»), Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрадК РФ), Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ «О несостоятельности»), Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об оценочной деятельности») и др.
    Особые свойства СРО, отличающие ее от иных организаций, в том числе и некоммерческих, возникают с момента приобретения статуса СРО, не связанного с государственной регистрацией данной организации. Поэтому в предлагаемой статье не будут рассматриваться вопросы создания некоммерческой организации как базы для СРО.
    Необходимо сразу отметить, что в законодательстве по вопросу приобретения статуса СРО отсутствует единый подход.
    ФЗ о СРО приобретение статуса СРО связывается с внесением сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО, а утрата такого статуса — с исключением сведений о некоммерческой организации из госреестра.
    В иных законах, из числа предусмотренных ч. 3 ст. 1 ФЗ о СРО, установлено, что статус СРО возникает у некоммерческой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти (далее — ФОИВ) по рынку ценных бумаг (абз. 2 ст. 50 ФЗ о РЦБ, п. 1 ст. 57 ФЗ «Об инвестфондах»).
    В недавнем прошлом в области аудиторской деятельности приобретение статуса СРО было связано с осуществлением аккредитации объединения аудиторов в уполномоченном ФОИВ.
    Некоторыми авторами справедливо отмечается, что данное разнообразие в способах получения статуса вряд ли оправданно при том, что все СРО призваны выполнять схожие функции (регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью входящих в них членов) <1>.
    ———————————
    <1> Басова А.В. Правовые проблемы приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой // СПС «КонсультантПлюс».
    Субъектами отношения по присвоению статуса СРО являются некоммерческая организация, претендующая на получение этого статуса, и ФОИВ. Законодатель не пошел по пути определения какого-то единого ФОИВ, компетентного присваивать статус СРО.
    Что касается первого способа получения статуса СРО (внесения сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО), то по смыслу ФЗ о СРО статус СРО присваивается некоммерческой организации тем ФОИВ, который уполномочен на ведение госреестра СРО. При этом в соответствии с нормами ст. 20 ФЗ о СРО:
    — в случае если определен уполномоченный ФОИВ, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности, ведение госреестра СРО в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным ФОИВ (ч. 2);
    — в случае если такой орган не определен, то ведение госреестра СРО осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации ФОИВ (ч. 1).
    Необходимо отметить, что после принятия ФЗ о СРО на основании его ч. 2 ст. 20 ни на один ФОИВ не было возложено четко обозначенной функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности. Налицо часто встречающееся в России запаздывание подзаконного нормотворчества.
    Несколько лучше обстоят дела с СРО, действующими на основании специальных законов, посвященных отдельным видам предпринимательской (профессиональной) деятельности. На базе общих норм указанных специальных законов в подзаконных актах была установлена компетенция в сфере контроля (надзора) за деятельностью СРО конкретных ФОИВ. Примером здесь могут послужить СРО оценщиков, арбитражных управляющих, для которых контролирующим (надзирающим) органом является Федеральная регистрационная служба, переименованная сейчас в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр). В ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что функция по ведению госреестра СРО аудиторов является одной из функций государственного регулирования, осуществляемого уполномоченным ФОИВ. Таким уполномоченным в сфере государственного регулирования аудиторской деятельности ФОИВ в подзаконных актах определено Министерство финансов РФ.
    Можно упомянуть еще один Федеральный закон <2>, принятый уже позже ФЗ о СРО, которым были внесены дополнения в специальный в смысле ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО федеральный закон — ГрК РФ. В указанных дополнениях установлено, что ведение реестра СРО осуществляется органом надзора за СРО. Таким органом надзора определена в подзаконном акте Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору <3>. Интересно, что в основном статусном акте данной службы — Положении о ней, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, ни слова не говорится об этой функции службы.
    ———————————
    <2> Федеральный закон от 22.07.2008 N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3604.
    <3> Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5612.
    Интересная ситуация складывается и с реализацией ч. 1 ст. 20 ФЗ о СРО. Правительством РФ 1 июня 2009 г. <4> был определен уполномоченный орган. Таким «новым» органом стала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
    ———————————
    <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.
    Конечно, такое распределение компетенции в области ведения реестров СРО обладает существенным недостатком: в отсутствие уполномоченных ФОИВ, осуществляющих функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленных сферах деятельности, на Росреестр ложится огромный объем работы по ведению реестров СРО, в том числе и в тех сферах деятельности, к которым Росреестр никакого отношения не имеет. Не совсем понятно, как будут складываться взаимоотношения с такими СРО. К примеру, с СРО кредитных потребительских кооперативов, с СРО кадастровых инженеров, с СРО образовательных учреждений и т.д.
    Однако, несмотря на отмеченное слабое место такой конструкции, хотя бы решается вопрос об ответственном органе на соответствующем участке государственного управления. Поэтому те некоммерческие организации, которые удовлетворяют всем требованиям для признания их СРО, не окажутся в правовом вакууме и смогут получить статус СРО.
    Второй способ приобретения статуса СРО, как указывалось выше, это получение разрешения. Этот способ предусмотрен для СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее — ПУРЦБ), которые не попадают в сферу действия ФЗ о СРО. В качестве органа, выдающего такое разрешение, как указывалось выше, назван ФОИВ по рынку ценных бумаг. Функции указанного органа выполняет в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам (далее — ФСФР России).
    Правовая природа этого разрешения не совсем ясна. Некоторые указывают, что речь идет о разрешении, выполняющем на самом деле функцию лицензии <5>. Видимо, корни этого мнения произрастают из нормы прежней редакции п. 8 ст. 42 ФЗ о РЦБ и Постановления ФКЦБ России от 01.07.1997 N 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее — Положение о СРО ПУРЦБ) и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг» (далее — Положение о лицензировании СРО ПУРЦБ). Из норм указанных правовых актов действительно следовало, что СРО осуществляет свою деятельность на основании лицензии. Однако Положение о лицензировании СРО ПУРЦБ на сегодняшний день отменено, а действующий сейчас п. 8 ст. 42 ФЗ о РЦБ уже не упоминает о лицензировании СРО. При всем при этом указанная линия не была доведена до конца: почему-то упоминание о лицензировании СРО осталось в неотмененном и действующем Положении о СРО ПУРЦБ. Это недоработка с точки зрения юридической техники.
    ———————————
    <5> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Комментарий к Федеральному закону «Об инвестиционных фондах» (постатейный). М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003. С. 293 — 294; Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование / Под ред. Л.Л. Попова // СПС «КонсультантПлюс».
    Необходимо отметить, что одним из принципов лицензирования является установление четкого перечня лицензируемых видов деятельности. Ни в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ни в федеральных законах, регулирующих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, ничего не говорится о таком лицензируемом виде деятельности, как деятельность СРО ПУРЦБ. Кроме того, критерием отнесения вида деятельности к лицензируемым является возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Исходя из основных функций СРО, которые устанавливают обязательные для своих членов правила и стандарты деятельности и осуществляют контроль за их соблюдением, трудно представить, чтобы такая деятельность нанесла ущерб указанным выше интересам. Вот деятельность, осуществляемая членом СРО на рынке ценных бумаг в нарушение локальных актов СРО, может привести к таким последствиям. Поэтому профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг членов СРО подлежит лицензированию, которое вполне комфортно сосуществует с механизмами контроля, ответственности в рамках СРО.
    Порядок приобретения статуса СРО примерно одинаковый независимо от способа его приобретения. Он складывается из представления определенного перечня документов в уполномоченный ФОИВ, их рассмотрения и принятия указанным ФОИВ решения о включении некоммерческой организации в госреестр СРО либо о выдаче разрешения, подтверждающего статус СРО.
    Перечень документов, которые подлежат представлению для получения статуса СРО, предопределен установленными в законодательстве требованиями, предъявляемыми к некоммерческим организациям для признания их СРО.
    СРО, приобретающие статус путем внесения сведений в реестр, должны подтвердить следующие основные параметры:
    1) соответствие требованиям закона о минимальном количестве членов;
    2) наличие разработанных в соответствии с законодательством определенных локальных правовых актов;
    3) организационное соответствие установленным требованиям (наличие специализированных органов);
    4) способность обеспечить ответственность членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством специально созданных механизмов.
    В ФЗ о СРО установлено, что СРО должна объединять не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. В специальных законах в смысле ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО имеются и несколько иные требования к количественному составу членов. Так, для СРО аудиторов — не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций; для СРО арбитражных управляющих — не менее ста членов; для СРО оценщиков — не менее 300 физических лиц; для СРО, инженерных изыскателей или проектировщиков — не менее 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, а для СРО строителей — не менее 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц и т.д.
    Вопрос относительно количества членов СРО вызывает немало вопросов <6>. Если подойти к данной проблеме с позиций взаимоотношений СРО и ее членов, то, с одной стороны, большой количественный порог может привести к определенной монополизации саморегулирования и определенному диктату со стороны СРО, а с другой стороны, необходимость поддержания этого порога должна вынуждать СРО максимально конструктивно строить отношения со своими членами <7>. Если подходить с позиции ФОИВ, ведущего реестр СРО, то для него выгоден более высокий количественный порог для создания СРО, так как это уменьшает общее количество СРО и облегчает надзор над ними <8>. Это, конечно, только несколько граней названной проблемы.
    ———————————
    <6> Тотьева А. Правовой статус саморегулируемых аудиторских объединений // Налоги. 2006. N 1. С. 94.
    <7> Потапова Е., Мамедова Л. Родственные души // Новые системы финансового учета. 2006. N 1. С. 17.
    <8> Аскери О. Успех зависит от искусства пропаганды // Новые системы финансового учета. 2005. N 8. С. 19.
    Соответствие по второму параметру подтверждается представлением копий принятых некоммерческой организацией правовых актов, обязательных для выполнения всеми ее членами. К таким локальным правовым актам ФЗ о СРО относит стандарты и правила соответствующей предпринимательской (профессиональной) деятельности, положения о специализированных органах СРО, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований вышеназванных стандартов и правил и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.
    Для СРО оценщиков к указанным актам добавляется положение о коллегиальном органе управления.
    Для СРО аудиторов кроме названных это правила осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО. При этом ФЗ «Об аудиторской деятельности» стандарты СРО не рассматриваются как обязательный локальный акт, поскольку существуют федеральные стандарты. А неким аналогом правил СРО выступает Кодекс профессиональной этики аудиторов.
    Для СРО арбитражных управляющих к актам, упомянутым ФЗ о СРО, добавляются положения об общем собрании членов, о коллегиальном органе управления, об исполнительном органе управления и об органе по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве.
    Третий параметр для своего подтверждения требует представления документов, подтверждающих создание установленных законодательством обязательных органов, в том числе разработку указанных выше положений об этих органах. В ФЗ о СРО в качестве таковых названы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО. Создание органов, выполняющих указанные функции, прописано и в специализированных законах, предусмотренных ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО. Таким образом, эти органы можно назвать общеобязательными для СРО, приобретающих такой статус путем внесения сведений о них в госреестры. Для СРО арбитражных управляющих дополнительно предусмотрено создание еще одного специализированного органа — органа по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве. В СРО оценщиков в обязательном порядке создается экспертный совет. Кроме названных специализированных органов для СРО арбитражных управляющих, СРО оценщиков и СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов установлена обязанность создания коллегиального органа управления.
    Для подтверждения соответствия по четвертому параметру представляются документы, подтверждающие применение СРО предусмотренных законодательством способов обеспечения имущественной ответственности ее членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. СРО в данном случае фактически обязаны нести имущественную ответственность не за свои собственные действия (бездействие), а за действия (бездействие) своих членов <9>. В качестве указанных способов обеспечения имущественной ответственности СРО вправе применять:
    ———————————
    <9> Денисов С.А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский // СПС «КонсультантПлюс».
    1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;
    2) формирование компенсационного фонда (ст. 13 ФЗ о СРО).
    Первый способ предполагает заключение договора страхования ответственности, по которому минимальный размер страховой суммы на каждого члена не может быть менее чем 30 тысяч рублей в год. Для второго способа установлено, что формирование компенсационного фонда происходит первоначально за счет взносов членов СРО. Они вносятся исключительно в денежной форме и в размере не менее чем 3 тысячи рублей в отношении каждого члена. Аккумулируемые средства компенсационного фонда носят строго целевой характер — обеспечение имущественной ответственности членов СРО и могут быть использованы только на эти цели. Из смысла ч. ч. 1, 3 ст. 13 ФЗ о СРО следует, что указанные способы рассматриваются как возможные и достаточно применения СРО одного из них. Применение одновременно двух способов обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов СРО является правом, но не обязанностью СРО <10>.
    ———————————
    <10> Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
    В специальных законах (в смысле ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО) правовая регламентация указанных способов обеспечения дополнительной ответственности несколько иная. Для СРО аудиторов и СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов говорится только о втором способе обеспечения имущественной ответственности: создании компенсационного фонда. При этом для СРО аудиторов формирование компенсационного фонда подчиняется вышеизложенным требованиям ФЗ о СРО. Регламентация формирования компенсационного фонда в ФЗ «О сельхозкооперации» отличается от регламентации в ФЗ о СРО: применяется несколько иной принцип. Если во втором Законе определяется минимальный размер взноса на одного члена, то в первом — минимальный размер самого компенсационного фонда. Это не менее чем 300 тысяч рублей на момент приобретения статуса СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, а затем в течение двух лет после приобретения статуса он должен быть доведен не менее чем до 1 миллиона рублей.
    Фактически оба способа обеспечения имущественной ответственности должны применяться СРО оценщиков и СРО арбитражных управляющих. Необходимо отметить, что как минимальные размеры взносов в компенсационный фонд, так и размеры страховой суммы по договорам страхования ответственности членов значительно превышают размеры, установленные в ФЗ о СРО. Для СРО оценщиков размер взноса в компенсационный фонд составляет не менее 30 тысяч рублей на каждого члена, а для СРО арбитражных управляющих — не менее чем 50 тысяч рублей. Страховая сумма по договору страхования ответственности для членов СРО оценщиков составляет 300 тысяч рублей, а для членов СРО арбитражных управляющих — не менее чем 3 миллиона рублей в год.
    Интересно вопрос обеспечения имущественной ответственности членов СРО регулируется в ГрК РФ. В нем говорится о возможности применения двух способов. При этом страхование ответственности рассматривается как факультативный способ, а формирование компенсационного фонда — как основной (ст. 55.4 ГрК РФ). Вместе с тем указанные способы тесно взаимосвязаны. Размер взносов каждого члена в компенсационный фонд зависит от того, применяется или нет страхование в качестве способа обеспечения имущественной ответственности этим членом СРО. Если применяется, то минимальный размер взносов меньше: для СРО изыскателей, проектировщиков — не менее чем 150 тысяч рублей; для СРО строителей — не менее чем 300 тысяч рублей. Если не применяется, то минимальный размер взносов существенно увеличивается: для СРО изыскателей, проектировщиков — не менее чем 500 тысяч рублей; для СРО строителей — не менее чем 1 миллион рублей.
    В случае если представленные документы подтверждают соответствие некоммерческой организации установленным требованиям (параметрам), то соответствующий ФОИВ обязан внести сведения о некоммерческой организации в госреестр СРО, а если не подтверждают либо есть иные основания для отказа, принимает решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО. На это отведены четко определенные сроки, которые начинают течь со дня представления заявления и необходимых документов.
    СРО, приобретающие статус на основании разрешения, должны подтвердить соответствие первым трем из названных выше параметров.
    Минимальное количество членов СРО установлено абз. 1 ст. 50 ФЗ о РЦБ — не менее 10 ПУРЦБ. Указанное количество членов при получении разрешения подтверждается представляемыми документами о создании СРО.
    СРО должна разработать и представить вместе с заявлением о получении разрешения правила (стандарты) и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами СРО. Требования к правилам (стандартам) и положениям установлены непосредственно в ФЗ о РЦБ и в ФЗ «Об инвестфондах», а также в нормативных правовых актах ФОИВ по рынку ценных бумаг.
    О необходимости создания специального контрольного органа СРО говорится в п. 12 ч. 4 ст. 50 ФЗ о РЦБ и абз. 13 ч. 2 ст. 59 ФЗ «Об инвестфондах». В п. 7.5 Положения о СРО ПУРЦБ установлена обязанность создания СРО подразделения мониторинга и контроля за деятельностью своих членов, а также еще одного специального органа — дисциплинарного комитета. Там же говорится, что положение о каждом из указанных подразделений подлежит обязательному согласованию с федеральной комиссией (в настоящее время — с ФСФР России).
    Что касается четвертого параметра, обязательного для СРО, приобретающих статус путем внесения о них сведений в госреестр, то для СРО, приобретающих статус на основании разрешения, он необязателен. ФЗ о РЦБ и ФЗ «Об инвестфондах» вообще не упоминают о механизмах обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов. А в ст. 17 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» сказано о праве, а не об обязанности СРО создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности ПУРЦБ — членов СРО.
    После рассмотрения представленных некоммерческой организацией документов выносится решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Однако существенным недостатком законодательства является отсутствие установленных четких сроков на принятие указанных решений. В упоминавшемся Положении о лицензировании СРО ПУРЦБ был установлен для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии девяностодневный срок с момента принятия документов соответствующим ФОИВ (п. 2.3), однако это положение было отменено. Ничего нового взамен предложено не было. Вопрос со сроками вынесения решения остался неурегулированным.
    Подводя итоги, необходимо отметить ряд моментов. На сегодня развитие саморегулирования в различных сферах деятельности позиционируется как одно из приоритетных направлений административной реформы. Мы становимся свидетелями становления системы СРО в России. Отмеченные выше недостатки правового регулирования, конечно, не способствуют стремительному развитию этого процесса.
    В статье затронута проблема отсутствия единого подхода к приобретению статуса СРО: существует фактически два самостоятельных способа его приобретения.
    Отношения, складывающиеся по поводу получения статуса СРО, между некоммерческими организациями и ФОИВ должны быть четкими и однозначными. Приведенный разброс, отсутствие единства в способе получения статуса СРО не позволяют говорить о наличии продуманного государственного подхода к институту саморегулирования.
    Не менее важной выступает еще одна проблема: нерасторопность в определении уполномоченных ФОИВ, осуществляющих функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности. Стихийное развитие саморегулирования в отсутствие таких органов может дискредитировать это перспективное направление административной реформы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Порядок приобретения статуса СРО

Материал актуален на 08.09.2014

Порядок приобретения статуса СРО

Общие положения по приобретению статуса саморегулируемой организации установлены в статье 55_2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55_4 Градкодекса.

Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и саморегулируемая организация, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации для получения данного статуса должны соответствовать следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55_5 настоящего Кодекса.

Саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство для получения данного статуса должна соответстовать следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55_5 настоящего Кодекса.

3. При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.

При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации и строительство.

Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации ею представляются в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору следующие документы:

1) копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

2) копия устава некоммерческой организации (в уставе должен быть указан вид саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55_3 Градкодекса);

3) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов — юридических лиц;

4) заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств о государственной регистрации ее членов — индивидуальных предпринимателей;

5) заверенного некоммерческой организацией перечня членов некоммерческой организации на бумажном и электронном носителях либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью некоммерческой организации, с указанием:

а) вида (видов) осуществляемой ими предпринимательской (с указанием кода вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;

б) идентификационного номера налогоплательщика и (или) основного государственного регистрационного номера каждого из ее членов — юридических лиц, идентификационного номера налогоплательщика и (или) основного государственного регистрационного номера и паспортных данных каждого из ее членов — индивидуальных предпринимателей, паспортных данных каждого из ее членов — физических лиц, субъектов профессиональной деятельности;

6) документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренных ФЗ «О саморегулируемых организациях» способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

— документы, предусмотренные частью 1 статьи 55_5 Градостроительного кодекса РФ:

— требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

— правила контроля в области саморегулирования;

— документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

— заявление о включении организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (форма N СРО-02);

За внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 года N 724).

Саморегулируемые организации (далее – СРО) представляют собой одну из важнейших форм объединения хозяйствующих субъектов в какой-либо одной сфере деятельности (какого-либо рынка).

Основными нормативными документами, определяющими порядок организации, статус, функции и порядок деятельности СРО являются Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – ФЗ о НКО), ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.10.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО).

В соответствии с пдп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ все СРО являются некоммерческими организациями и создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов).

Общим вопросам создания, организации, деятельности ассоциаций (союзов) посвящены ст. ст. 123.8 – 123.11 ГК РФ.

Цели, задачи и функции СРО

Отдельные направления деятельности, в которых создаются СРО, ввиду их особой важности выведены из сферы действия ФЗ о СРО, они выделены в специальные группы и подлежат специальному регулированию.

Это касается, прежде всего, двух больших направлений:

1) градостроительной деятельности. Согласно п. 2.1 ст. 1 ФЗ о СРО, вопросы создания, функционирования СРО, создаваемых в сфере градостроительства, подлежат регулированию Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

2) деятельности в финансовой сфере. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ о СРО вопросы организации и деятельности СРО в данной сфере регулируются ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 № 223-ФЗ (далее – ФЗ о СРО в сфере финансового рынка).

Указанные две большие группы, в свою очередь, подразделяются на несколько, в зависимости от конкретного вида деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом.

Кроме того, особенности организации и деятельности СРО в отдельных сферах закрепляются специальными отраслевыми нормативными правовыми актами.

Так, например, создание СРО в сфере рекламы, их задачи и функции предусмотрены ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, СРО, создаваемых в сфере аудита – ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ о СРО под саморегулированием понимается деятельность, которая:

1) осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности;

2) является самостоятельной и инициативной;

3) заключается в разработке правил и стандартов, соблюдение которых является обязательным для членов конкретной СРО, а также в осуществлении контроля со стороны СРО за соблюдением указанных правил и стандартов членами СРО.

Общими целями СРО как некоммерческих организаций, создаваемых в форме ассоциаций (союзов), согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ, являются:

1) представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов входящих в них членов;

2) достижение общественно-полезных целей;

3) иные цели, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.

Более подробно примерные цели создания и деятельности, функции отдельных видов СРО определяются ФЗ о СРО, ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, специальных федеральных законах о СРО в отдельных сферах.

В соответствии со ст. 6 ФЗ о СРО функциями СРО являются утверждение условий членства в организации, контроль за соблюдением членами организации требований законодательства и условий указанных условий членства, применение, в порядке установленном законодательством и документами СРО, мер дисциплинарного воздействия на своих членов, представление интересов членов СРО в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и т.д.

Согласно ст. 2 ФЗ о СРО для организаций в сфере финансового рынка обозначены такие цели создания и деятельности, как развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ, реализация экономической инициативы членов СРО, представление и защита интересов членов СРО в ЦБ РФ, органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах и т.д.

Как указывалось выше, для отдельных, конкретных видов деятельности цели, задачи и функции соответствующих СРО определяются специальными федеральными законами.

Наконец, конкретные цели, задачи и функции для каждой отдельной СРО определяются в уставах СРО, но, при этом они должны отвечать и не могут противоречить тем целям и задачам, которые определены законодательством.

История саморегулируемых организаций в России

Необходимость появления СРО в России была осознана государством и участниками рынка в начале 90-х годов прошлого века и была обусловлена несколькими причинами.

Так, в этот период стало очевидным, что при формировании рыночных отношений не все вопросы регулирования на каком либо конкретном рынке могут быть решены только государством и вообще должны им решаться путем принятия специальных законодательных мер.

Ряд функций по обеспечению единообразности документооборота и приняли на себя первые СРО.

В этой связи, очевидно, что первые СРО создавались на рынках, которые в то время находились в стадии формирования и переживали особенно бурный рост, прежде всего финансовом рынке, рынке ценных бумаг.

Например, в мае 1994 года была создана первая такая организация на финансовом рынке – Профессиональная ассоциация участников фондового рыка (ПАУФОР).

Целью создания указанной СРО являлась разработка и утверждение специальных стандартов, которые должны были использоваться участниками рынка ценных бумаг, установление единых требований для участников рынка и осуществление контроля за соблюдением указанных стандартов и требований. Первыми членами данной СРО являлись более 10 наиболее крупных участников рынка, осуществлявших и обеспечивавших значительную часть сделок с ценными бумагами.

Отметим, что одной из важнейших целей создания указанной СРО являлась и собственно организация торговли ценными бумагами между ее членами, которая позднее была переведена в Российскую Торговую Систему.

Также, в 1994 году была создана Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), а в 1996 году – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая создавалась на базе ПАУФОР уже в качестве собственно СРО.

Новый этап в развитии указанных СРО наступил с принятием в 2015 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

Отметим, что с принятием ФЗ о СРО в сфере финансового рынка существенно изменены и полномочия самих СРО.

Так, например, если ранее решение вопросов по принятию стандартов, правил деятельности входящих в СРО членов, относились к компетенции СРО, то, согласно указанному закону СРО осуществляет только функцию по разработке стандартов, правил, а их утверждение отнесено к компетенции ЦБ РФ.

Не менее обширна история создания и деятельности СРО и в других сферах.

Так, например, первая организация, объединившая участников рынка услуг по оценке (СРО «Российское общество оценщиков») была создана в 1993 году.

Позднее Российское общество оценщиков, в связи с вступлением в силу ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 09.07.1998 № 135-ФЗ, приобрело официальный статус саморегулируемой организации, а в 2007 году было внесено в Единый государственный реестр СРО.

Также, в 2002 году была создана одна из крупнейших СРО, объединяющая арбитражных управляющих – Российский Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих.

Наконец, отметим, что существенные изменения в статусе, полномочиях и деятельности СРО произошли в связи с принятием в 2007 году ФЗ о СРО и в таком виде СРО создаются и осуществляют свою деятельность в настоящее время.

Виды СРО

Как указывалось выше, среди всех СРО, прежде всего, выделяются две большие группы: СРО в сфере градостроительства и СРО на финансовом рынке.

Указанные группы подлежат специальному правовому регулированию. Соответственно, вопросы правового положения, организации и деятельности СРО в градостроительной сфере регулируются, прежде всего, ГрК РФ, а в финансовой сфере – ФЗ о СРО на финансовом рынке.

Вопросы организации и деятельности СРО, не входящих в указанные две группы, регулируются ФЗ о СРО.

В свою очередь указанные две группы СРО делятся на несколько видов в зависимости от конкретных сфер (видов) деятельности, осуществляемой членами СРО.

Виды деятельности, по которым создаются СРО в сфере градостроительной деятельности, определены ст. 55.3 ГрК РФ; соответственно указанной статьей определены и три вида СРО. К таким видам СРО, в частности, относятся:

1) СРО, объединяющие членов, осуществляющих инженерные изыскания;

2) СРО, объединяющие членов, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) СРО, объединяющие членов, осуществляющих строительство.

Виды деятельности и, соответственно, виды СРО в финансовой сфере определены п. 1 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

Указанной статьей предусмотрено 16 направлений деятельности организаций на финансовых рынках: брокерская деятельность, дилерская деятельность, депозитарная деятельность и т.д.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 20.12.2017 № 397-ФЗ данный перечень с 01.01.2018 года дополняется еще одним видом деятельности – деятельность инвестиционных советников.

Следует обратить внимание, что при рассмотрении вопроса о связи между осуществляемой деятельностью и видом конкретной СРО возможны два варианта.

Во-первых, СРО может создаваться для объединения субъектов, осуществляющих различные виды деятельности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, статус СРО может быть приобретен организацией для объединения субъектов, осуществляющих несколько видов финансовой деятельности. Например, НАУФОР обладает правами СРО в отношении лиц, осуществляющих брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, депозитарную деятельность и т.д.

Во-вторых, если для осуществления двух разных видов деятельности законом предусмотрена обязательность членства в различных СРО, лицо должно быть членом разных соответствующих СРО. Такие разъяснения, в частности, дало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в своем письме от 30.01.2018 № 2890-ХМ/08.

Отдельную, не входящую в вышеуказанные группы (виды) СРО, составляют организации, создаваемые для объединения субъектов, осуществляющих иные виды деятельности, не связанные с градостроительством или финансовой деятельностью.

Как указывалось выше, специально выделены СРО, действующие в сфере оценочной деятельности, аудиторской деятельности и т.д.

Соответственно, указанные СРО создаются и действуют на основании и в порядке, предусмотренном специальными федеральными законами.

Так, например, ст. 21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрено создание СРО арбитражных управляющих, в соответствии с гл. 6 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ создаются и функционируют СРО в сфере теплоснабжения и т.д.

Финансирование деятельности, имущество СРО, компенсационный фонд

Финансирование деятельности СРО осуществляется в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

По общему правилу финансирование деятельности СРО обеспечивается за счет:

1) взносов членов организации;

2) использования имущества организации.

При этом, важно, что СРО, в соответствии с законодательством, являются собственниками своего имущества (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ).

Из этого вытекает одна из особенностей СРО – по общему правилу ни организация, ни ее члены не отвечают по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом.

Взносы членов СРО могут быть вступительными, регулярными и специальными.

ГК РФ специально предусмотрено, что внесение взносов является одной из обязанностей членов СРО.

Для СРО, создаваемых в сфере финансового рынка, предусмотрено, что формирование имущества СРО может производиться за счет вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, доходов от использования собственных денежных средств СРО и других источников, не противоречащих законодательству.

Порядок определения размера и порядок внесения членских взносов определяются уставом организации, а дополнительных – уставом и решением высшего органа конкретной СРО (п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

Так, например, в Ассоциации «Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих «Меркурий» вступительный взнос составляет 15 тыс. рублей.

В указанной Ассоциации предусмотрены два вида регулярных взносов. Первый, т.н. «постоянный ежемесячный взнос», уплачивается арбитражными управляющими-членами указанной СРО, его размер составляет 5 тыс. рублей в месяц. Второй вид ежемесячного взноса – «прогрессивный ежемесячный взнос» подлежит уплате в случае утверждения решением арбитражного суда члена указанной СРО арбитражным управляющим в деле о несостоятельности (банкротстве). Размер прогрессивного ежемесячного взноса, при этом, определяется по специальной формуле исходя из нескольких факторов:

1) установленного судом размера вознаграждения арбитражного управляющего;

2) срока, на который назначен арбитражный управляющий;

3) процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.).

Свой порядок определения размера регулярного взноса и его уплаты установлен в НАУФОР; размер взноса при этом зависит от двух факторов: 1) вид деятельности члена СРО и 2) размер собственных средств члена СРО.

Т.к. для определения размера собственных средств и, соответственно, размера членского взноса используются данные отчетности члена СРО на последнюю отчетную дату, регулярный членский взнос, в отличие от СРО арбитражных управляющих является не ежемесячным, а годовым.

Как указывалось выше, по общему правилу СРО и входящие в них члены не отвечают по обязательствам друг друга.

Однако, многие СРО предусматривают создание т.н. «компенсационных фондов», которые используются для обеспечения исполнения обязательств членов СРО перед третьими лицами, минимизации рисков третьих лиц при осуществлении членами СРО своей деятельности.

Это касается в первую очередь тех СРО, которые создаются на основе принципа «обязательного членства» (т.е. членство в которых является обязательным условием для осуществления того или иного вида деятельности), и деятельность членов которых имеет особенно важный характер.

Например, статьей 25.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотрено, что в СРО арбитражных управляющих должны быть сформированы компенсационные фонды.

Целью их создания, согласно указанному ФЗ, является компенсация ущерба, причиненного третьим лицам в результате деятельности арбитражных управляющих.

При этом, размер компенсационного фонда не может быть меньше 20 миллионов рублей, а взнос каждого члена СРО арбитражных управляющих в указанный фонд – не менее 200 тыс. рублей.

Также, например, обязательное создание компенсационного фонда предусмотрено в каждой СРО оценщиков (ст. 24.6 ФЗ «Об оценочной деятельности»).

Законом предусмотрено, что обязательный взнос в компенсационный фонд каждого члена таких СРО, должен составлять не менее 30 тыс. рублей.

В градостроительной сфере также предусмотрено создание подобных фондов. Так, согласно ст. 55.4, ст. 55.16 ГрК РФ, в соответствующих СРО создаются специальные «компенсационные фонды возмещения вреда».

Компенсационные фонды имеют специальный правовой режим – использование их средств на иные, кроме выплат компенсаций цели, невозможно.

При этом, порядок осуществления компенсационных выплат определяется законодательством и уставами СРО.

Кто должен вступать в СРО, условия членства, как вступить

По общему правилу участие (членство) в СРО для субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности является добровольным, т.е. решение об этом принимается субъектами самостоятельно (п. 1 ст. 5 ФЗ о СРО).

Однако, та степень важности, которую придает государство деятельности СРО, подчеркивается не только принятием специальных законов об их организации и деятельности – в некоторых случаях наличие членства в СРО непосредственно влияет на возможность лица осуществлять тот или иной вид деятельности.

Так, например, если по общему правилу правосубъектность коммерческих организаций является общей, т.е. такая организация может осуществлять любые виды деятельности, то, согласно ч. 3 п. 1 ст. 48 ГК РФ, для осуществления юридическими лицами отдельных видов деятельности предусмотрено обязательное условие – такое юридическое лицо должно являться членом соответствующей СРО.

Одним из последствий нарушения указанного правила является то, что, если для исполнения заключенного договора одна из его сторон должна состоять в СРО в какой либо сфере, то в случае, если такая сторона договора не является членом СРО, другая сторона вправе потребовать не только расторжения договора, но и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии с пдп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ осуществление юридическим лицом деятельности без членства в СРО либо без выданного СРО обязательного свидетельства о допуске к выполнению такого вида работ, если членство (наличие свидетельства о допуске) признается обязательным условием осуществления деятельности, является основанием для ликвидации такого юридического лица.

Некоторые последствия нарушения правила об обязательности участия в СРО предусмотрены и специальными федеральными законами, регулирующими деятельность в отдельной сфере.

Так, например, согласно пдп. 12 п. 1 ст. 39.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть лишен Центральным Банком РФ лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, если будет нарушено требование об обязательном членстве в соответствующей СРО.

Направления деятельности, для осуществления которых необходимо членство в соответствующей СРО, определены федеральным законодательством.

Например, обязательное членство в СРО необходимо для лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке (ст. 1 ФЗ о СРО на финансовом рынке),

В соответствии с законодательством в настоящее время обязательное членство в СРО предусмотрено, например, для лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке (ст. 1 ФЗ о НКО в сфере финансового рынка), деятельность в градостроительной сфере (ст. 55.8 ГрК РФ) и т.д.

Для вступления в СРО заинтересованное лицо должно отвечать некоторым требованиям, которые устанавливаются законодательством и уставами соответствующих конкретных СРО.

Требования, предъявляемые к лицам, производящим оценку финансовых рисков, рисков финансовых обязательств определяются п. 1 ст. 7 ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» от 02.11.2013 № 293-ФЗ. К таким требованиям, в частности, относятся:

наличие высшего математического и (или) экономического образования;

отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления или преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Отметим, что, в соответствии с п. 3 указанной статьи, соответствующим СРО актуариев предоставлено право устанавливать собственные, не предусмотренные законом требования.

Аналогичное требование об отсутствии неснятой или непогашенной судимости предъявляется к лицам, вступающим в СРО оценщиков (ст. 24 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Кроме того, для оценщиков ст. 24.6 и ст. 24.7 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность по заключению договора страхования ответственности перед третьими лицами на сумму не менее 300 тыс. рублей.

Допуск СРО, осуществляемая сертификация

Для осуществления некоторых видов деятельности помимо собственно членства в СРО, заинтересованные лица должны получить специальный допуск (разрешение, квалификационный аттестат).

Очевидно, что требование по наличию специального допуска вызвано повышенной степенью важности осуществляемой деятельности и степенью риска при ее осуществлении.

Так, например, согласно пдп. 3 п. 3 ст. 24 ФЗ «О теплоснабжении» одной из обязанностей СРО в сфере теплоснабжения является разработка и утверждение требований к свидетельствам о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов теплоснабжения.

При этом, ст. 25 указанного ФЗ определены минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске. К ним, в частности, относятся требования к наличию специального образования и стажа работы в сфере теплоснабжения не менее 5 лет, требования к повышению квалификации не реже, чем 1 раз в 5 лет.

Отметим, что с принятием ФЗ от 02.06.2016 № 172-ФЗ для вступления в члены СРО оценщиков необходимо наличие квалификационного аттестата, а оценщики, которые являлись членами СРО оценщиков до 2017 года, соответственно, обязаны получить такой квалификационный аттестат.

Наконец, особо выделяются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность в сфере градостроительства (ст. 55.5 ГрК РФ).

Ограничения и контроль саморегулируемых организаций

Вопросам ограничений, которые существуют как для самих СРО, так и их членов, уделяется особое внимание.

Очевидно, что включение в ряд федеральных законов норм об ограничениях и порядке осуществления контроля продиктовано, прежде всего, тем, что, как указывалось выше, необходимость в создании СРО была вызвана, в том числе, невозможностью и нецелесообразностью осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов непосредственно государством.

Ряд ограничений призван обеспечить независимость самих СРО.

Так, например, согласно п. 13 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка СРО не может являться членом другой СРО, согласно ст. 19 указанного ФЗ СРО не вправе приобретать акции, облигации, выпущенные ее членами и т.д.

Следует обратить внимание, что ограничения установлены не только для самих СРО, как юридических лиц, но и на должностных лиц СРО. Так, согласно ст. 19 указанного ФЗ, руководитель СРО не вправе приобретать ценные бумаги, выпущенные членами СРО и т.д.

Указанной статьей также предусмотрено требование о том, что во внутренних документах СРО должны быть предусмотрены меры по предотвращению конфликта интересов самой СРО, ее работников.

Контроль за соблюдением СРО законодательства и ограничений осуществляется специально уполномоченными государственными органами и иными лицами.

Например, помимо общего надзора и контроля за деятельностью СРО, осуществляемого органами Прокуратуры РФ, ФНС РФ и т.д., существует т.н. специальный контроль.

В отношении СРО, создаваемых в сфере финансового рынка такие функции специального надзора и контроля осуществляются ЦБ РФ.

При этом, учитывая ту роль, которую играют СРО в настоящее время, законодательством достаточно подробно указаны как основания для проведения контроля, так и порядок проведения.

Так, пунктом 15 ст. 55.6 ГрК РФ предусмотрено, что в отношении каждого члена СРО, создаваемой в сфере градостроительства, должно вестись специальное дело, в которое, в том числе, входят документы о результатах проверок его деятельности.

Что такое СРО, саморегулируемые организации в 2019 годуСредняя оценка 5 (100%), оценили 2

Требования при создании СРО

  • Некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распространяет полученную прибыль среди своих участников, а создается в целях направленных на достижение общественных благ в форме предусмотренной федеральными законами.
  • Объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности (физических лиц) одного вида.
  • Наличие обязательных стандартов и правил ведения предпринимательской и профессиональной деятельности, принятых в законном порядке и в установленной законодательством форме.
  • Наличие дополнительной материальной ответственности перед членами СРО (обеспечивается посредством компенсационного фонда и страхования ответственности членов СРО).
  • Создание внутренних органов СРО, осуществляющих контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, а также рассматривающих дела о применении мер дисциплинарного воздействия на членов СРО.

СРО создается в двух организационно-правовых формах некоммерческих организаций:

  • Некоммерческое партнерство.
  • Объединение СРО в форме ассоциации СРО.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.

Этапы создания СРО

  1. Регистрация некоммерческой организации (решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ; данные о создании некоммерческой организации вносятся в единый государственный реестр юридических лиц Федеральной налоговой службой (ФНС) России).
  2. Объединение в составе некоммерческой организации минимально необходимого числа субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.
  3. Разработка стандартов, положений, правил предпринимательской и профессиональной деятельности.
  4. Обеспечение дополнительной имущественной ответственностью каждого члена организации перед потребителями произведенных товаров (работ или услуг) и другими лицами.
  5. Подача документов, подтверждающих соответствие требованиям законодательства к СРО, в специализированный орган в зависимости от вида деятельности (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение об отказе во включении сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО в течение 15 дней).
  6. Получение статуса саморегулируемой организации.

Перечень документов, необходимых для создания СРО, внесения в реестр и функционирования:

  1. Устав.
  2. ОГРН некоммерческой организации.
  3. Копии ОГРН членов некоммерческой организации.
  4. Реестр членов.
  5. Положение о компенсационном фонде.
  6. Справка банка о внесении средств на счет.
  7. Положение о Контрольной комиссии и Регламент ее работы.
  8. Положение о Дисциплинарной комиссии и Регламент ее работы.
  9. Стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности.
  10. Правила предпринимательской или профессиональной деятельности.
  11. Требования к выдаче свидетельств о допуске.
  12. Форма свидетельства о допуске.
  13. Правила контроля.
  14. Дисциплинарный устав (или иной подобный документ).
  15. Положение о членстве либо прописать в Уставе.
  16. Положение об отчетах либо прописать в Уставе.
  17. Форма отчетов.
  18. Положение о третейском суде.
  19. Регламент третейского суда.
  20. Положение об аттестации членов СРО.
  21. Положение о повышении квалификации или Положение о сертификации работ (услуг), производимой продукции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *