Меню

Доплаты за вредность

0 комментариев

Содержание

В связи с тем, что деятельность медицинских работников зачастую сопровождается необходимостью круглосуточной работы либо чередованием дневных и ночных смен, а также в принципе носит небезопасный характер, труд данной категории граждан государство трактует как работу с вредными условиями труда. Данные условия являются основанием для предоставления работникам лечебно-профилактических учреждений различного рода льгот и компенсаций.

Отметим, что порядок предоставления преференций претерпел значительные изменения с момента принятия Федерального закона № 426 «О специальной оценке условий труда» от 01.01.2014 года и Федерального закона № 421 «О внесении изменений в некоторые законодательный акты РФ в связи с вступлением в силу ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»» от 28.12.2013 года. Данные законодательные акты являются универсальными для всех медицинских учреждений, независимо от их формы собственности, однако наиболее значимы для бюджетных организаций, так как четко регламентируют порядок расходования денежных средств из бюджета для предоставления компенсаций медицинскому персоналу.

Ниже детально рассмотрим все виды преференций, предоставляемых мединским работникам, в 2019 году.

Понятие вредных условий труда для медицинского персонала

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации всем работникам предприятий предоставляется право на:

  1. получение информации о существующих в организации, на которой осуществляется трудовая деятельность, положений по охране труда;
  2. осведомлённость относительно условий нахождения на рабочем месте, а также правил безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении должностных обязанностей;
  3. деятельность, полностью соответствующую нормам охраны труда.

Как для всех предприятий в целом, так и для организаций здравоохранения в частности, необходимостью является прохождение обязательной аттестации относительно условий труда. Данная аттестация проводится Рострудом либо Государственной инспекцией по охране труда.

Здоровье работников лечебно-профилактических учреждений, в связи со спецификой деятельности, подвержено постоянному действию негативных факторов. В определенных случаях условия работы можно классифицировать как небезопасные, так как медицинский работник в процессе выполнения своих обязанностей может получить травму и даже заболевание, не поддающееся лечению. К категории вредных относят следующие направления:

  • санитарно-профилактические учреждения;
  • отделения скорой, неотложной, экстренной и консультативной помощи поликлиник;
  • диспансеры для психически больных людей и заболевших туберкулёзом;
  • рабочие места патологоанатомов;
  • стоматологии;
  • рабочие места физиотерапевтов;
  • психиатрические, нейрохирургические, психоневрологические, наркологические отделения и дома для психически больных пациентов;
  • грибковые, инфекционные, туберкулёзные, противолепрозные отделения.

Виды предоставляемых компенсаций и льгот медицинским работникам

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 «О размерах компенсаций за труд на вредном производстве» для работников медицинской сферы по результатам проведенной в медицинском учреждении аттестации, устанавливаются следующие виды компенсаций:

  1. предоставление дополнительного отдыха, на срок не менее 7 дней, за счет работодателя;
  2. сокращённая рабочая неделя, а именно 36 либо 39 часов;
  3. надбавка к заработной плате в размере не менее 4% от суммы оклада.

Далее рассмотрим подробнее каждую из предоставляемых преференций.

Итак, первой предоставляемой государством льготой является сокращение продолжительности рабочей недели. В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации максимальная продолжительность трудовой недели для медицинского персонала составляет 39 часов. Однако, в случае необходимости пребывания в условиях, создающих угрозу здоровью и жизни сотрудника, количество рабочих часов может быть снижено.

Статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации о сокращении продолжительности трудовой недели медработников, находящихся во вредных и опасных условия труда, до 36 часов вместо 39 или 40, предполагает следующую продолжительность трудовой недели для отдельных категорий медицинских работников:

№ п/п Категория медицинских работников Продолжительность рабочей недели в часах
1. Все сотрудники медицинских учреждений, длительность рабочей недели для которых отдельно не установлена 39
2. Сотрудники, деятельность которых связана с диагностированием и лечением ВИЧ-инфицированных граждан, а также работа которых непосредственно связана с материалами, в состав которых входит вирус иммунодефицита 36
3. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с туберкулезными больными 30
4. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с больными, страдающими психическими либо психоневрологическими расстройствами 36
5. Медицинские работники стоматологической сферы 33
6. Медицинские работники кабинетов, отделений, станций, медпунктов, диспансеров, амбулаторий, поликлиник 33
7. Физиотерапевты 33
8. Медицинские работники, осуществляющие экспериментальное гамма-облучение и гамма-терапию в лабораториях и радиоманипуляционных кабинетах 24

Исходя из вышеперечисленного, при отсутствии дополнительных ограничений касающихся продолжительности рабочей смены, при продолжительности рабочей недели 36 часов продолжительность смены ограничивается 8 часами, при продолжительности рабочей недели 30 часов — 6 часами.

Второй льготой для медицинского персонала является предоставление лополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.07.1993 № 133 «О дополнительном оплачиваемом отпуске медработникам» в зависимости от должности, которую занимает медицинский работник, он имеет право на следующее количество дополнительных дней к отпуску:

№ п/п Категория медицинских работников Количество дополнительных дней отпуска
1. Все сотрудники медицинских учреждений, количество дополнительных дней отпуска для которых отдельно не установлено 7 дней
2. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с больными, страдающими психическими либо психоневрологическими расстройствами 14 — 35 дней
3. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с туберкулезными больными 14 — 21 дней
4. Сотрудники, деятельность которых связана с диагностированием и лечением ВИЧ-инфицированных граждан, а также работа которых непосредственно связана с материалами, в состав которых входит вирус иммунодефицита 14 дней

Третьей обязательной льготой для медицинских работников является увеличение размера заработной платы. Данное увеличение за вредные условия труда рассчитываются как процент от оклада, который утвержден для разных видов деятельности с нормальными условиями осуществления работ, не ниже 4% тарифного оклада.

Размер надбавки устанавливается каждым медицинским учреждением отдельно после того, как это согласовано с профсоюзным комитетом организации. Законодательством же установлены следующие ставки доплат:

№ п/п Условия труда Размер доплаты
1. Медицинские учреждения, условия труда в которых носят тяжелый и вредный характер 4%, 8%, 12%
2. Медицинские учреждения, условия труда в которых носят особо тяжелый и вредный характер 16%, 20%, 24%

Перечень дополнительных гарантий, предоставляемых медработникам

Государство, в целях поддержания здоровья медицинских работников, предоставляет ряд дополнительных компенсаций, а именно:

  1. Проведение периодических медицинских осмотров. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 12.04.2011 года № 302н все работники медицинской сферы должны проходить обязательные осмотры не реже 1 раза в 5 лет. Целью данных осмотров является определение пригодности сотрудника к выполнению должностных обязанностей. В процессе осмотра осуществляется медицинское и психиатрическое освидетельствования для выявления приобретенных заболеваний на ранней стадии.
  2. 2. Предоставление средств защиты на бесплатной основе. В целях ограничения контакта медицинского работника с потенциальными угрозами, руководство мединского учреждения обязано обеспечить выдачу индивидуальных средств защиты, обезвреживающих средств, спецодежды и обуви сотруднику, в соответствии с действующим законодательством.
  3. 3.Выдача лечебно-профилактического питания на бесплатной основе. Независимо от того, какую продолжительность имеет рабочая смена медработника, руководство обязано обеспечить выдачу ему молока либо иного равноценного продукта в соответствии с перечнем в качестве компенсации вредных условий труда. Выдача молока заблаговременно либо за предыдущие смены запрещено. Для медицинских работников, чья деятельность связана с производством либо переработкой антибиотиков, выдаются кисломолочные продукты содержащие пробиотики или колибактерин. Также стоит отметить, что, при наличии письменного заявления, выдаваемое молоко может быть заменено на денежные средства.
  4. 4. Выход на пенсию досрочно. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года для медицинских работников из списков должностей №1 и №2 выплата пенсии может осуществляться при общем страховом стаже для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет, из которых к вредным условиям относятся минимум 10 лет и 7,5 лет соответственно.

Документальное оформление компенсации медработникам

Все существующие в медицинском учреждении льготы и компенсации в обязательном порядке должны быть перечислены в локальных нормативных актах, коллективных договорах, а также в трудовом договоре с сотрудником. Это значит, что при устройстве на работу следует очень внимательно ознакомиться со всеми вышеперечисленными документами. Выплата всех надбавок должна производиться совместно с выдачей заработной платы.

Важно! Все существующие льготы и компенсации назначаются автоматически в момент приема на работы, следовательно, никаких дополнительных документов медицинскому сотруднику предоставлять нет необходимости. Основанием для начисления надбавок выступает табель учета рабочего времени, а также приказы руководства о предоставлении дополнительных дней отпуска и надбавках к заработной плате.

В случае ущемления каких-либо прав, сотрудник может обратиться в Роструд либо инспекцию по охране труда. В этом случае ему необходимо написать соответствующее заявление об ущемлении прав при вредных условиях труда, предоставив при этом трудовую книжку, содержащую запись приема на работу.

Доплата медицинским работникам

Доплата медицинским работникам
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Регулирование вопроса

В 2013 году был принят новый закон «О специальной оценке условий труда», в котором установлен порядок отнесения условий труда к вредным, определен круг субъектов, которые могут проводить такую проверку.
В связи с принятием нового закона, в ряд законодательных актов были внесены соответствующие изменения, в частности, в положениях Трудового кодекса отражен порядок дифференцированного предоставления компенсационных выплат и гарантий, зависящих от класса условий труда на рабочих местах, минимальные их размеры (ст. 147, 117, 92 ТК).

6 правил установления размера компенсаций
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ:

1. Для работников, которым по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г. установлены размеры компенсаций и гарантий в объеме согласно действующим на тот момент нормативам законодательства, не может быть уменьшен объем предоставляемых гарантий и компенсаций. Это же относится и к тем работникам, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда подтвержден класс вредности, установленный ранее по результатам аттестации рабочих мест (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421- ФЗ).
2. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда класс вредности уменьшился, предоставляемый им объем гарантий и компенсаций должен быть уменьшен и установлен в соответствии с принятыми в данной организации локальными нормативными актами с учетом законодательства действующего с 1 января 2014 г., и не менее минимальных размеров, установленных ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. Следует отметить, что улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (согласно информации Минтруда России «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»).
3. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены безопасные условия труда, работодатель не имеет правового основания продолжить предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, предоставление которых регламентировано ТК РФ (ч. 4 ст. 219 ТК РФ). Обращаем внимание, что снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.
4. Для того, чтобы не произошло резкого снижения достигнутого уровня заработной платы, у работодателя есть предусмотренные законодательством возможности, которые он вправе использовать в зависимости от своего финансового положения.
Работодатель может предусмотреть в системе оплаты труда принятой в данной организации:
— установление для отдельных категорий работников дополнительных социальных льгот и гарантий в виде доплат;
— добавить для отдельных категорий работников дополнительные показатели и критерии оценки эффективности для начисления дополнительных выплат стимулирующего характера.
Следует обратить внимание, что установленные коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором «дополнительные» выплаты стимулирующего характера, дополнительные льготы и гарантии социального характера – являются обязательными для исполнения работодателем, вне зависимости от меняющегося финансового положения.
Отменить эти «дополнительные» льготы и гарантии можно будет либо по соглашению сторон трудового договора, либо по причине изменения организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). В связи с чем, при установлении новых «дополнительных» выплат следует обратить особое внимание на отражение условий их начисления, чтобы не допустить в будущем перерасход ФОТ.
5. Для работников, принятых на работу в 2014 году, объем гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда должен устанавливаться в соответствии с законодательством РФ, действующим с 1 января 2014 г.г (п. 12 информации размещенной на официальном сайте Минтруда «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»).
6. Предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда без проведения аттестации или специальной оценки условий труда, на наш взгляд неправомерно. Действующие нормы трудового законодательства рассматривают результаты оценки условий труда как правовое основание для установления гарантий и компенсаций. Согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. «Установление размера компенсаций за вредные условия труда». © Материал из Справочной системы «Экономика ЛПУ». Подробнее: http://vip.1elpu.ru/#/document/16/13319/bssPhr1/

Конкретные размеры надбавок и гарантий устанавливаются медорганизацией и должны быть отражены в коллективном и трудовом договоре, других локальных актах и предварительно согласованы с профсоюзным органом работников.

Как установить размер оплаты за вредность условий труда.

В настоящее время существует ряд неотмененных правовых актов, которыми руководствовались при расчете компенсаций работникам:
— Постановление Госкомтруда № 298/П-22 от 25.10.1974, устанавливающее списки специальностей и рабочих мест, отнесенным к вредным, которым устанавливаются соответствующие гарантии;
— Инструкция о порядке применения данного списка, утвержденная Госкомтруда в постановлении №273/П-20 от 21.11.1975;
— Постановление Госкомтруда СССР, №387/22-78 от 03.10.1986, в котором утверждено Типовое положение оценки условий труда, а также порядок применения перечня отраслевых работ, на которых возможно устанавливать доплаты.
Применять данные положения можно только в том случае, если в соответствующем локальном акте медорганизации имеется прямая отсылка к использованию вышеуказанных документов. При этом важно учитывать, что для отдельных категорий работников размер компенсаций прямо установлен федеральным законодательством. Далее будут рассмотрены некоторые виды компенсаций.

Сокращенное рабочее время.

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медработникам

В соответствии с положениями трудового законодательства, предоставление дополнительных отпусков некоторым группам работников устанавливается нормативными актами правительства. В Постановлении Правительства № 482 от 06.06.2013 утвержден перечень лиц, имеющих право на такой отпуск. К ним отнесены:
Работники, оказывающие психиатрическую помощь, например, (врач, главная медсестра, сестра-хозяйка и т.д.)
Служащие, которые работают с людьми, больными туберкулезом (врач и врач-фтизиатр)
Работающие с материалами, содержащими вирус ВИЧ, осуществляющие лечение и диагностику ВИЧ-инфекции (врач, врач лабораторной диагностики и иные лица, работающие с указанными материалами).
Если у указанных категорий лиц возникает право на получение дополнительного отпуска за вредность труда по иным основаниям, то отпуск предоставляется лишь по одному из оснований. Таким образом, расчет дополнительного отпуска за вредные условия медработникам производится с учетом требований ТК, названного постановления и отражается в коллективном и трудовом договоре.

Оплата за вредность условий труда

Рассмотрим правовое регулирование оплаты за вредность на примере медперсонала, работающего с людьми, больными ВИЧ. В Федеральном законе №38-ФЗ от 30.03.1995 года указано, что медработникам, осуществляющим диагностику и лечение больных ВИЧ, а также работу с инфицированными материалами, надбавки устанавливаются:

  1. Для сотрудников медучреждений, находящихся в ведении федерации, а также государственным академиям наук — 20% надбавка от должностного оклада или тарифной ставки (Постановление Правительства № 391 от 03.04.1991);
  2. Для работающих в медучреждениях, находящихся в ведении субъектов федерации — надбавка устанавливается непосредственно правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта федерации должны при назначении размера повышения оплаты труда руководствоваться приказом № 307/221 от 30.07.1996 года Госкомсанэпиднадзора, в котором утверждены перечни организаций и производств, работа в которых дает право на получение 20% надбавки.

При установлении конкретной надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными больными и материалами учитывается мнение профсоюзного органа работников.

Как сохранить надбавки и гарантии в случае отнесения условий труда к оптимальным

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Положена ли доплата за вредность медицинскому работнику, работающему по совместительству на 0,25 ставки?

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должны указываться гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
При этом ч. 2 ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Таким образом, медицинский работник, работающий по совместительству на 0,25 ставки имеет право на получении соответствующей доплаты за работу с вредными условиями труда в соответствии с системой оплаты труда, действующей в медицинской организации.

Компенсация за вредные условия труда

Трудовой кодекс гарантирует работникам, занятым на вредном производстве, определенные льготы и компенсации. Перечислим их:

  • Увеличенная продолжительность ежегодного календарного отпуска (ч. 1 ст. 116, ч. 2 ст. 117 ТК РФ).
  • Укороченный рабочий день (ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 94 ТК РФ).
  • Повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).

Назначение увеличенной оплаты возможно только после специальной оценки условий труда. Это связано с тем, что все гарантии по СОУТ являются итогом оценки условий на рабочих местах согласно закону №426-ФЗ (ст.7). Все рабочие места могут быть отнесены к одному из четырех классов опасности: оптимальному, допустимому, вредному или опасному.

Скачать документы из статьи

Доплата за работу во вредных условиях полагается только тем, кто трудится в условиях труда 3 или 4 класса. Поскольку назначение льгот вызывает много вопросов у работодателей, Минтруд опубликовал специальные разъяснения об основаниях для установления работникам компенсаций (№ 15-1/ООГ-6372 от 16.12.2015). К этому документу необходимо обращаться в сложных случаях и в 2019 году.

Доплата за вредные условия труда в 2019 году

В случае если на предприятии изменились условия труда, необходимо провести СОУТ. По ее итогам возможно как увеличение, так и уменьшение льгот и надбавок. Если работодатель улучшил условия труда, льготы будут пересмотрены. Но основанием для этого могут послужить только зафиксированные итоги спецоценки. После проведения внеплановой СОУТ рабочее место сотрудника может быть переквалифицировано в другой класс опасности. Например, на предприятии модернизировано оборудование, средства индивидуальной защиты заменены на новые, более современные, заменены материалы или реагенты – все это поводы для внеплановой СОУТ и смены класса УТ.

Если это произошло, то, согласно 72 ст. ТК, необходимо заключение дополнительного соглашения с работниками, так как изменились условия труда и, соответственно, оплаты. Если сотрудник не хочет работать на таких условиях, руководство может принять решение в одностороннем порядке. В таком случае за 2 месяца работник уведомляется письменно об изменении зарплаты в связи с изменениями условий труда (ст.74 ТК РФ). Если через эти 2 месяца согласие по-прежнему не достигнуто, сотрудник увольняется по ст. 77 (п.7 ч.1).

Когда в результате СОУТ устанавливается, что условия, напротив, ухудшаются, должны быть назначены новые компенсации (согласно ст. 92, 117, 147, 219 ТК).

Компенсации вредникам: какие документы подготовить заранее

Гарантии и компенсации за вредные условия труда начисляют с момента утверждения отчета о СОУТ, и не позже. Задача специалиста по охране труда — получить нужную информацию от экспертов и вовремя передать ее специалистам в структурных подразделениях. Редакция журнала «Справочник специалиста по охране труда» разработала краткие инструкции, которые помогут грамотно взаимодействовать с отделами предприятия и позволят не нарушить законные сроки выплаты компенсаций.

Порядок предоставления надбавки за вредные условия труда

Рассмотрим подробнее, как предоставляется денежная компенсация за работу во вредных условиях труда. Гарантия повышенной оплаты труда прописана в 147 статье Трудового кодекса РФ. Доплата не может составлять менее 4 процентов от оклада. Решение о размере доплаты работодатель принимает с учетом мнения представительного органа сотрудников предприятия, например, профсоюза. Это решение фиксируется в документах: коллективном или индивидуальном трудовом договоре, локальном нормативном акте.

Учитывая итоги СОУТ, при определении размера надбавок необходимо обращаться к Типовому положению N 387/22-78 от 03.10.1986.

Типовое положение предусматривает такие коэффициенты к окладам:

3 класс – 4, 8, 12%

4 класс – 16, 20, 24%.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Образец приказа о доплате за вредные условия труда

Приказ об установлении доплаты за вредные условия труда является внутренним документом организации и должен содержать принятые в организации реквизиты:

  • дату, название и номер приказа;
  • точное название организации;
  • основание решения о доплате;
  • точное название и размер компенсации;
  • список сотрудников, получающих доплату, с указанием должностей и класса опасности;
  • подписи, печать.

Приказ должен быть доведен до главного бухгалтера организации.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Рассмотрим в качестве примера, сколько составит доплата за вредные условия труда при работе с ядами. Помимо повышенной зарплаты, 92 статья ТК гарантирует работникам, занятым на производстве 3 и 4 класса, сокращенное рабочее время, не более 36 часов в неделю.

Есть возрастные и половые ограничения для работы с ядохимикатами, ограничения по продолжительности рабочего дня. Предприятие должно обучать сотрудников и контролировать соблюдение ими техники безопасности, предоставлять сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежду.

Яды имеют свою классификацию, поэтому каждый конкретный ядохимикат и условия работы с ним необходимо рассматривать отдельно. Доплаты за работу с ядами не могут составлять менее 4 и более 24% от оклада. Размер доплаты остается на усмотрении руководства организации.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда.Получите официальный диплом или удостоверение Получить диплом

Вредные условия труда: как компенсировать правильно?

Вы узнаете:

  • В каких случаях и какие компенсации предоставляются работникам, работающим во вредных условиях труда
  • Как правильно установить повышенную оплату труда
  • Как оформить сокращенный рабочий день и предоставление отпуска при работе во вредных условиях труда

В КАКИХ СЛУЧАЯХ И КАКИЕ КОМПЕНСАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ?

Основной результат специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) —определение класса условий труда на рабочем месте. Если по результатам СОУТ окажется, что работники работают во вредных и (или) опасных условиях труда, то за работу в таких условиях работодатель должен предоставлять им различные компенсации. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ® (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Отнесение условий труда на рабочем месте работника к 3 или 4 классу вредности предполагает предоставление ему определенных компенсаций в зависимости от степени вредности. Это:

  • доплата к окладу;
  • дополнительный отпуск;
  • сокращенное рабочее время.

Предоставление («+»)/непредоставление («—») компенсаций работникам в зависимости от класса (подкласса) вредности условий труда, установленного СОУТ, отражено в таблице:

Согласно ст. 92, 94, 117, 147 ТК РФ работодатель должен предоставлять работникам соответствующие компенсации. Но на практике нередко возникают вопросы, как именно это делать. Рассмотрим несколько ситуаций.

Если компенсации предоставляются впервые

В советские времена работникам, работающим во вредных условиях труда, компенсации предоставлялись согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее — Список). Работодателю нужно было только сверить, имеются ли позиции из штатного расписания или работы, фактически выполняемые работниками, в Списке.

Позже концепция предоставления компенсаций изменилась: сперва законодательно был установлена приоритетность аттестации рабочих мест, а затем для определения вредности на рабочих местах — СОУТ. В настоящее время для определения необходимости установления компенсаций нормы Федерального закона № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ требуют проведения СОУТ на рабочих местах.

Если ранее работодатель не предоставлял работникам компенсации по тем или иным причинам (аттестация рабочих мест не проводилась, а если и проводилась, то определяла условия труда как допустимые или оптимальные, или в организации не было рабочих мест, при работе на которых полагались компенсации согласно Списку), а сейчас путем проведения СОУТ определено, что условия труда работников относятся к вредным, то установить соответствующие компенсации за работу в таких условиях работодателю надлежит.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 указал, что компенсации предоставляются всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, если их работа в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (а теперь СОУТ).

Если компенсации ранее предоставлялись

Работникам, согласно Списку или проведенной ранее аттестации рабочих мест, предоставлялись соответствующие компенсации. Предположим, организация, которая их предоставляла, после 01.01.2014 провела СОУТ. По итогам возможны следующие результаты:

  1. Подтвержден класс вредности условий труда — гарантии и компенсации надо предоставлять в тех же размерах, что и до проведения СОУТ.
  2. По результатам СОУТ оказалось, что компенсации должны быть меньше, чем ранее.

В части 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) сказано, что при предоставлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01.01.2014 при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте.

Таким образом, размеры компенсаций, предоставляемых работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной аттестации либо в силу иных правовых оснований (нормативные правовые акты бывшего СССР) установлены вредные условия труда, на момент вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, что подтверждается результатами проведения СОУТ. Эту позицию поддерживает и судебная практика.

Суды также считают, что уклонение работодателя от предоставления компенсаций в прошлом не лишает работников права на их получение в настоящее время.

Если условия труда работника улучшились, став более безопасными (вследствие установки нового оборудования, реконструкции и т. д.), объем гарантий и компенсаций сокращается. Судебная практика подтверждает, что в случае исключения вредного фактора необходимость предоставлять компенсацию отпадает.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При решении вопроса об изменении компенсаций работодатель должен быть особенно внимателен, поскольку необоснованное снижение уровня гарантий может быть признано государственной инспекцией труда нарушением законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности (Постановление суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу № 4-А-29/2015).

КАК УСТАНОВИТЬ КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА?

Определить размер компенсации

Необходимо учесть:

1. Минимальные размеры, установленные в Трудовом кодексе РФ:

  • размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должен быть меньше 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в день (ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Отраслевые (межотраслевые) соглашения.

При установлении размера компенсации следует проверить, не распространяются ли на организацию отраслевые соглашения.

Например, Отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 г. по 31 марта 2016 г. от 01.04.2013 определено, что для работников, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда, согласно специальным перечням, тарифные ставки повышаются на 10 % и 20 %.

В случае если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения , компенсации не должны предоставляться в меньшем размере, чем указано в соглашениях.

3. Мнение профсоюза.

Если в организации есть профсоюз, конкретные размеры компенсации устанавливаются работодателем с учетом его мнения (в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ).

Закрепить предоставление компенсации в локальных нормативных актах

Согласно ст. 189 ТК РФ режим работы и время отдыха работников (в т. ч. сведения о предоставляемом дополнительном отпуске и сокращенном рабочем дне) должны быть отражены в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР; пример 1).

Локальные нормы о повышенном размере оплаты труда для работников, работающих во вредных условиях труда, как правило, отражаются в Положении об оплате труда (пример 2).

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре

Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре с работником обязательно должны быть прописаны как условия труда на рабочем месте, так и гарантии и компенсации, предоставляемые работнику.

Повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск — все эти условия работодателю необходимо отразить в трудовом договоре с работником, работающим во вредных условиях труда, непосредственно при заключении его с новым работником и в дополнительном соглашении к трудовому договору — для уже работающих в организации.

Вряд ли работник станет возражать против установления дополнительных компенсаций, однако при отсутствии его согласия такие изменения возможны при наличии причин и с соблюдением процедуры, предусмотренных в ст. 74 ТК РФ.

В примере 3 — фрагмент оформления в трудовом договоре условия о предоставлении дополнительного отпуска.

Предоставить компенсации

Повышенная оплата труда.

Доплата (надбавка) за работу во вредных условиях труда начисляется ежемесячно в процентах от оклада (тарифной ставки). Она должна быть отражена в расчетном листке работника, поскольку является частью заработной платы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ), а согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ работодатель в т. ч. обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Вопрос в тему

В организациях, имеющих филиалы в северных регионах, районный коэффициент начисляется только на сумму оклада или на сумму оклада, повышенную на сумму доплаты за вредные условия труда?

Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, письму Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 169-13 районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации. Поэтому надбавка за работу во вредных условиях труда должна включаться в заработную плату, на которую подлежит начисление районного коэффициента (Апелляционные определения Верховного Суда Республики Карелия от 29.04.2014 по делу № 33-1671/2014, Омского областного суда от 10.12.2014 по делу № 33-8080/2014). Значительно реже к исчислению районного коэффициента встречается другой подход: и районный коэффициент, и доплата за работу во вредных условиях труда исчисляются непосредственно от оклада (тарифной ставки) (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 19.11.2013 по делу № 33-4228-2013). Для внесения правовой определенности работодателю следует закрепить способ расчета в ЛНА.

Дополнительный отпуск.

Начало дополнительного отпуска планируется в графике отпусков, предоставляется он согласно приказу аналогично очередному ежегодному отпуску.

Согласно пп. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, дополнительный отпуск, согласно Списку, предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Таким образом, для подсчета стажа работодателю необходимо:

• посчитать количество дней, которые работник фактически отработал во вредных и (или) опасных условиях труда;

• определить количество полных месяцев работы во вредных и (или) опасных условиях труда, для чего необходимо суммарное количество дней работы в соответствующих условиях в течение года разделить на среднемесячное количество рабочих дней. Если остаток составляет менее половины среднемесячного количества рабочих дней, он исключается из подсчета, если половину и более — округляется до полного месяца (письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0).

Сокращенное рабочее время.

В силу ст. 91 ТК РФ работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником, в т. ч. и в случае работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Табель учета рабочего времени должен отражать сокращенное рабочее время (буквенный код «ЛЧ» (цифровой — «21») — сокращенная продолжительность рабочего времени против нормальной продолжительности рабочего дня в случаях, предусмотренных законодательством).

Вопросы в тему

Можно ли увеличить работнику, работающему во вредных условиях труда, рабочее время с 36 до 40 часов?

Частью 3 ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения продолжительности рабочего времени с 36 часов до 40 часов, но при следующих условиях:

  • эта норма должна быть закреплена в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре;

  • должно быть письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

  • Свое согласие на увеличение продолжительности рабочего времени работник должен выразить обязательно. Иногда работодатели об этом забывают, и тогда суд становится на сторону работника (Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.04.2014 по делу № 2-867/2014~М-659/2014);

  • работнику должна выплачиваться денежная компенсация.

Может ли инспектор выдать предписание оплатить сверхурочные работы, если работникам была установлена 40-часовая продолжительность рабочего времени вместо 36-часовой в нарушение законодательства?

Нередко работники обращаются в инспекцию труда с жалобой на то, что работодатель не предоставляет компенсации за работу во вредных условиях труда (например, не оплачивает сверхурочную работу). В результате инспекции труда нередко выносят предписания произвести соответствующие выплаты. Работодатели оспаривают такие предписания как вынесенные инспекторами с превышением их компетенции. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Россией 11.04.1998) инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Такую позицию подтверждает судебная практика (Апелляционные определения Саратовского областного суда от 11.09.2014 № 33-5170, Верховного Суда Республики Коми от 12.12.2013 по делу № 33-6287/2013).

Выводы:

  1. Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливаются в том случае, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника выявлены соответствующие условия труда.
  2. Какую именно компенсацию предоставлять, устанавливает Трудовой кодекс РФ в зависимости от класса/подкласса условий труда.
  3. При установлении компенсаций необходимо внести изменения не только в ЛНА, но и в трудовые договоры, заключенные с работниками.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.02.2015 по делу № 33-1070/15.

Дата вступления в силу Федеральных законов № 421-ФЗ и № 426-ФЗ.

См. также Информацию Минтруда России «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)» (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/20).

Апелляционное определение Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353, Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 22.01.2014 по делу № 2-553/2014.

Апелляционные определения Московского городского суда от 30.07.2015 по делу № 33-26906/15, Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353/2015, Брянского областного суда от 14.01.2014 по делу № 33-87/14; Решение Ленинградского областного суда от 03.06.2014 № 7-785/2014.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 13.08.2015 № 33-8257.

С учетом Решения Верховного Суда РФ от 15.04.2004 № ГКПИ 2004-481.

Компенсации «за вредность»: кому и сколько

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 октября 2013 г.

Содержание журнала № 21 за 2013 г.Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Факт наличия вредных производственных факторов устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по условиям трудаст. 209 ТК РФ.

Поэтому повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительный отпуск за тяжелую работу и работу с вредными (опасными) условиями труда (далее — компенсации) должны предоставляться именно по итогам аттестации, но в размерах не ниже установленных Постановлением Правительства от 20.11.2008 № 870 (далее — Постановление № 870). Конкретные их размеры с учетом класса условий труда должно было разработать Минздравсоцразвития, но так этого и не сделало. Кроме того, продолжают действовать советские документы, устанавливающие компенсации «за вредность» для конкретных профессий (должностей) и работсм., например, Список, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (далее — Список 1974 г.); Инструкцию по применению Списка 1974 г., утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20 (далее — Инструкция по применению Списка 1974 г.); Типовое положение, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78 (далее — Типовое положение 1986 г.).

Судебная практикап. 2.2 мотивировочной части Определения КС от 07.02.2013 № 135-О; Решение ВС от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 и основанные на ней разъяснения МинтрудаИнформационное письмо Минтруда от 13.02.2013 по вопросам предоставления «вредникам» таких компенсаций неоднозначны.

С одной стороны, суды соглашаются с тем, что по действующему законодательству основанием для предоставления компенсаций «за вредность» являются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии в какой-либо список или перечень.

С другой стороны, работодатель может использовать советские Списки и другие нормативные правовые акты СССР в части, не противоречащей ТК РФРешения ВС от 14.01.2013 № АКПИ12-1570, от 04.06.2013 № АКПИ13-411.

С учетом всего вышесказанного попробуем систематизировать имеющуюся информацию.

Продолжительность дополнительного отпуска и сокращение рабочего времени

Отметим, что некоторым категориям работников дополнительный отпуск и (или) сокращенное рабочее время устанавливаются не по Списку 1974 г., а в соответствии с иными нормативными правовыми актами, например:

  • работникам промышленно-производственного персонала угольной, сланцевой, горнорудной промышленности — по Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.90 № 647;
  • отдельным категориям медицинских работников — по Постановлению Правительства от 06.06.2013 № 482;
  • ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, — Приказом Минтруда от 11.09.2013 № 457.

1п. 4.2 Руководства Р 2.2.2006-05, утв. Роспотребнадзором 29.07.2005; 2ст. 117 ТК РФ; п. 1 Постановления № 870; 3ст. 92 ТК РФ; п. 1 Постановления № 870

***

Отметим, что работодатель по результатам аттестации рабочих мест может самостоятельно коллективным договором или локальным нормативным актом устанавливать повышенные или дополнительные компенсации «за вредность» по сравнению с закрепленными в Постановлении № 870 и советских документахстатьи 92, 117, 147, 219 ТК РФ.

Сейчас в Госдуму внесен законопроект № 337970-6 «О специальной оценке условий труда», который должен будет заменить процедуру аттестации рабочих мест. Законопроектом, как и сейчас, предусмотрено, что условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Охрана труда / компенсации»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *