Меню

Анонимное обращение граждан

0 комментариев

15 апреля 2012 года вступил в силу приказ МВД России от 12.12.2011 № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».

Указанным приказом, признан утратившим силу приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».

Необходимо отметить, что теперь нормативно-правовыми актами МВД России прямо предусмотрено, что рассмотрение обращений граждан является государственной услугой, осуществляемой на бесплатной основе.

Административный регламент определяет основные понятия, которые не изменились и звучат в полном соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в тоже время появилась новая разновидность обращения — «типовое» (ниже будет дана характеристика и особенности рассмотрения таких обращений), которого нет ни в ФЗ «О рассмотрении обращений», ни в отмененной Инструкции.

Также, устанавливаются требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги: публичное — путем размещения информации на официальных сайтах органов внутренних дел в сети Интернет и индивидуальное – на личном приеме или по телефону. При этом, отмечено, что индивидуальная консультация может оказываться не более 10 минут, далее гражданину должно быть предложено изложить обращение в письменном виде.

Административным регламентом определен порядок приема, регистрации и учета обращения.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения обращений – остались прежними, хотя отражены более подробно. Так, выделены основания для отказа в предоставлении услуги. Отказ следует в случаях, если обращение признано некорректным; невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих тайну и обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию ОВД, в этом случае гражданин уведомляется о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, или же сообщается о невозможности предоставления государственной услуги.

Отдельный раздел Административного регламента определяет порядок организации и проведения личного приема граждан. Так, продолжительность личного приема ограничена 30 минутами. При этом ожидание в очереди также не должно превышать 30 минут.

Кроме того, в отличие от ранее действующей Инструкции, поменялась периодичность осуществления приема граждан руководящего состава – ранее руководящий состав ОВД должен был производить прием 2 раза в месяц, теперь, в соответствии с пунктом 152 Административного регламента, руководители ОВД осуществляют личный прием граждан 1 раз в квартал, их заместители -1 раз в месяц. Что касается приема, осуществляемого начальниками подразделений, то здесь все осталось по-старому, т.е. прием осуществляется 1 раз в неделю.

Как и ранее, обращения граждан подразделяются на:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

ЗАЯВЛЕНИЕ — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

ЖАЛОБА — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В части рассмотрения жалоб необходимо отметить, что по таким обращениям в обязательном случае составляется заключение.

В связи с вышеприведенной градацией обращений, пунктом 89.5 Административного регламента определено, что в учетных карточках должно отражаться к какой категории относится обращение.

Кроме того, обращения (а чаще всего жалобы) также можно подразделить по типам. В связи с этим, ниже дана их характеристика и особенности рассмотрения.

Аналогичное обращение.

— второе (и последующее) обращение гражданина по одному и тому же вопросу при условии, что срок рассмотрения первого обращения еще не истек, в том числе копия или дубликат, поступившие из другого государственного органа или органа местного самоуправления (п. 26).

Особенности рассмотрения:

— приобщается к материалам проводящейся проверки и рассматривается в срок, установленный по первому обращению,

— в ответе гражданину проставляются все номера, а в тексте дается обязательная ссылка на все объединенные в одном материале обращения и адресаты (если имеются), откуда они получены (п. 136).

Коллективное обращение.

— совместное обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение от имени трудовых коллективов, членов одной семьи, резолюции митингов и собраний, подписанные их организаторами (п. 89.5).

Особенности рассмотрения:

— ответ дается на имя гражданина, по фамилии которого оно учтено.

— в тексте ответа необходимо указывать, что ответ дается на коллективное письмо (п. 124)

Повторное обращение.

— обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или автор не согласен с принятым по его обращению решением (п.89.5).

Особенности рассмотрения:

— докладываются руководителю органа внутренних дел или его заместителям по курируемым направлениям деятельности с приложением материалов проверок по предыдущим обращениям либо с обобщенной справкой о результатах их рассмотрения (п.102).

Типовое обращение.

— обращения одного и того же содержания, поступившие от разных авторов (п. 89.5).

Особенности рассмотрения:

— результаты рассмотрения типовых обращений обезличенно размещаются на официальных сайтах органов внутренних дел в сети Интернет, в СМИ (п.144).

Многократное обращение.

— обращение гражданина, содержащее вопрос, на который ему не менее двух раз давались письменные аргументированные ответы в связи с ранее направляемыми обращениями. При этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, при условии, что указанное обращение и предыдущие направлялись в один и тот же орган внутренних дел, подразделение внутренних войск или одному и тому же должностному лицу (п.41.2).

Особенности рассмотрения:

— по многократным обращениям для прекращения переписки и признания обращения многократным составляется мотивированное заключение (докладной записке в центральном аппарате).О чем сообщается гражданину с изложением ответов на вопросы, по которым прекращается переписка с указанием реквизитов предыдущих ответов (п. 142).

— по вновь поступившему обращению, признанному многократным, составляется докладная записка, без проведения проверки и списывается руководителем ОВД. Ответ не дается (п. 41.2, 101.4).

Некорректное обращение.

— по содержанию, т.е. обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи, а также третьих лиц.

— по изложению и форме, т.е. обращение сумбурного характера, неясного и невразумительного содержания, лишенное логики и смысла, а также текст которого не поддается прочтению, на обрывках бумаги, плакатах и других предметах (п.22.4)

Особенности рассмотрения:

— проверка не проводится (п. 101.4);

— в ответе гражданину указывается о признании обращения некорректным и сообщается о недопустимости злоупотребления правом на обращение (п.42).

Анонимное обращение.

— письменное обращение, в котором не указаны фамилия автора и почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление) (п. 41.1).

Особенности рассмотрения:

— Ответ не дается (п. 41).

НО:

— обращения,содержащие сведения о противоправных деяниях, направляются в структурные подразделения ОВД или другой госорган.

— обращения, содержащие информацию о террористическом акте, докладываются руководителю;

— решение о непроведении проверки по иным обращениям, кроме информации о террористическом акте, принимает руководитель.

— о принятом решении по анонимному обращению, поступившему из органов гос. власти при необходимости информируется направившее его должностное лицо (п. 137-140).

Отдельно необходимо остановится на исчислении сроков рассмотрения обращений.

Так, в соответствии с ранее действующей Инструкцией, срок рассмотрения обращения составлял 30 суток и начинал течь с момента регистрации в подразделении, осуществляющем непосредственное его рассмотрение и ведущим самостоятельное делопроизводство.

Административный регламент сохранил срок в 30 дней, однако теперь, в соответствии с пунктом 21, он начинает течь с момента регистрации в ОВД.

Ниже в таблице приведены сроки рассмотрения отдельных запросов:

Ответы на запросы:

— из государственного органа

— органа местного самоуправления

— или от должностного лица, рассматривающего обращение

15 дней (п. 25)

Ответ на парламентский запрос

должен быть дан не позднее 15 дней со дня его получения органом внутренних дел или в иной установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок (п. 29)

при этом ответ дается тем лицом, кому было адресовано обращение (п. 145)

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации материалы,

документы и иная информация должны быть направлены не позднее 15 дней со дня получения его запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.(п.30)

Рассмотрение обращения, запроса члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

осуществляется безотлагательно

а при необходимости получения дополнительных материалов — не позднее тридцати дней со дня его получения. Срок рассмотрения может быть продлен по согласованию с инициатором обращения или запроса. (п. 28)

Представление информации о деятельности органа внутренних дел по официальному запросу редакции СМИ.

осуществляется в 7-дневный срок со дня получения запроса

В течение трех дней со дня получения письменного запроса редакции СМИ надлежит сообщить об отказе или продлении срока представления запрашиваемой информации с указанием конкретной даты ответа (п. 31)

Срок рассмотрения запроса информации, поступившего от гражданина

15 дней, может быть продлен, но не более чем на пятнадцать дней, о чем в семидневный срок со дня регистрации запроса должен быть уведомлен гражданин.

В части направления ответа заявителю, необходимо отметить, что как и было предусмотрено ранее, ответ может даваться за подписью руководителя подразделения, осуществляющего непосредственное его рассмотрение, кроме парламентских запросов, ответы на которые в соответствии с пунктом 145.1 Административного регламента, подписываются лицом, на имя которого адресовано обращение, и обращений, поступивших с личного приема, по которым ответ дается за подписью лица, осуществляющего прием (п.121).

Кроме того, необходимо отметить новшество, предусмотренное пунктом 125 Административного регламента, в соответствии с которым подписанный ответ отдается в подразделение делопроизводства для отправки, а второй экземпляр с заверенной подписью возвращается исполнителю для формирования архивного материала.

Изменилась и последователь формирования архивного дела по рассмотренному обращению. Так, в соответствии с пунктом 169 Административного регламента, каждое письменное обращение и все документы, относящиеся к его рассмотрению, исполнителем формируются и сшиваются в отдельный материал в следующей последовательности: титульный лист, опись документов, находящихся в материале по письменному обращению, лист резолюций по письменному обращению, письменное обращение, приложения к нему (если они имеются), конверт, материалы проверки по письменному обращению (если она проводилась), а также (если имеются) копии промежуточных ответов автору, рапорт о продлении срока рассмотрения, заключение по результатам рассмотрения обращения, копия ответа автору обращения.

Еще одно нововведение Административного регламента это досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу.

В соответствии с пунктом 197 Административного регламента, гражданин может обратиться с жалобой на нарушение его прав при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

-нарушение срока регистрации обращения гражданина о предоставлении государственной услуги;

— нарушение срока предоставления государственной услуги;

— требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;

— отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги, у гражданина;

— отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— отказ органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, либо сотрудника, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Таким образом, Административный регламент определяет сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы, а также устанавливает порядок взаимодействия между подразделениями, должностными лицами ОВД и гражданами при предоставлении государственной услуги.

Порядок рассмотрения анонимных обращений граждан правоохранительными органами

17.04.2018 16:41

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).

Во исполнение указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве.

28 января 2014 года вступил в силу приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Закона в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина;

адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России).

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69 Инструкции).

Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией.

Анонимные заявления, террористическом акте, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему указанных выше сведений, принимает руководитель органа внутренних дел (п.п. 129 — 132 Инструкции).

Таким образом, независимо от государственного органа, в которое поступило анонимное обращение, доводы, указанные в обращении должны быть проверены полно и всестороннее в установленные законом сроки, в тоже время, ответ на такое обращение даваться не должен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *