Меню

Автономное учреждение

0 комментариев

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)

В рамках проводимой реструктуризации бюджетного сектора вводится новый тип государственного (муниципального) учреждения — автономное учреждение.

Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. Финансирование указанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников. Автономное учреждение наделено правом оказывать платные услуги в рамках своей основной деятельности сверх объемов заданий учредителя.

Определен порядок создания автономного учреждения и управления им. Преобразование существующих государственных (муниципальных) учреждений в автономные осуществляется только с согласия учреждения. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением.

Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

В целях осуществления общественного контроля за деятельностью автономного учреждения создается наблюдательный совет автономного учреждения, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива. Одной из функций наблюдательного совета является одобрение крупных сделок с имуществом автономного учреждения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ (последняя редакция)

3 ноября 2006 года N 174-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Принят Государственной Думой 11 октября 2006 года Одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 03.12.2012 N 240-ФЗ, от 28.12.2013 N 413-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 04.11.2014 N 337-ФЗ, от 03.11.2015 N 301-ФЗ, от 23.11.2015 N 312-ФЗ, от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ, от 07.06.2017 N 113-ФЗ, от 27.11.2017 N 347-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Автономное учреждение
    • Статья 3. Имущество автономного учреждения
    • Статья 4. Виды деятельности автономного учреждения
  • Глава 2. Создание автономного учреждения
    • Статья 5. Создание автономного учреждения
    • Статья 6. Учредитель автономного учреждения
    • Статья 6.1. Наименование автономного учреждения
    • Статья 7. Устав автономного учреждения
  • Глава 3. Управление автономным учреждением
    • Статья 8. Органы автономного учреждения
    • Статья 9. Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением
    • Статья 10. Наблюдательный совет автономного учреждения
    • Статья 11. Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения
    • Статья 12. Порядок проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения
    • Статья 13. Руководитель автономного учреждения
    • Статья 14. Крупные сделки
    • Статья 15. Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения
    • Статья 16. Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки
    • Статья 17. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения
  • Глава 4. Реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изменение его типа
    • Статья 18. Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа
    • Статья 19. Ликвидация автономного учреждения
  • Глава 5. Заключительные положения
    • Статья 20. Заключительные положения
    • Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

ФГАУ

Книги

  • Алгебра. Комплексная тетрадь для контроля знаний. 7 класс. Одобрено экспертным советом ФГАУ ФИРО. ФГОС, Гальперина Альбина Романовна, В пособии представлены контрольно-измерительные материалы по математике для проведения входного, текущего, тематического и итогового контроля результатов освоения основной образовательной… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: Комплексная тетрадь для контроля знаний Издатель: Наша школа, Аркти, Купить за 155 руб
  • Комплексная тетрадь для контроля знаний. Геометрия. 7 класс. Одобрено экспертным советом ФГАУ ФИРО. ФГОС, Бабенко Светлана Павловна, В пособии представлены контрольно-измерительные материалы (КИМы) по геометрии для проведения текущего, тематического и итогового контроля качества знаний учащихся 7 класса. Содержание пособия… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: Комплексная тетрадь для контроля знаний Издатель: Наша школа, Аркти, Купить за 155 руб
  • Геометрия. 8 класс. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Одобрено экспертным советом ФГАУ ФИРО. ФГОС, Бабенко Светлана Павловна, В пособии представлены контрольно-измерительные материалы (КИМы) по геометрии для проведения текущего, тематического и итогового контроля качества знаний учащихся 8 класса. Содержание пособия… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: Комплексная тетрадь для контроля знаний Издатель: Наша школа, Аркти, Купить за 155 руб

Другие книги по запросу «ФГАУ» >>

Автономное учреждение — это тип государственных организаций

В нашей стране не найдется, наверное, ни одного человека, который бы так или иначе не сталкивался с государственными учреждениями. Мы все учились в школе, посещали поликлиники, отстаивали длинные очереди в налоговой инспекции или собесе. Хотя бы одно из этих мест, но обязательно знакомо гражданам России. А еще все наслышаны, а многие и лично знают об отнюдь не заоблачных зарплатах работников бюджетной сферы. Но сейчас речь не об этом. Долгое время понятие «государственное учреждение» было тождественно понятию «бюджетное учреждение». Однако не так давно в нашем законодательстве произошли некоторые изменения. В настоящий момент муниципальные и государственные организации делятся на казенные, автономные и бюджетные учреждения. В данной статье поговорим об одном из этих типов.

Автономное учреждение – это государственная организация, учрежденная Российской Федерацией, ее субъектом либо муниципальным образованием. Целью его является оказание услуг или выполнение работ в научной, образовательной деятельности, в сферах здравоохранения, социальной защиты, обеспечения занятости населения, культуры, спорта и прочих.

Государственное автономное учреждение создано может быть двумя путями:

  1. Учреждение новой организации.
  2. Изменение типа действующей организации, т. е. преобразование бюджетного или казенного учреждения в автономное. Для данной процедуры необходимо решение органов исполнительной власти. Причем при смене типа учреждения учредитель, как правило, не изменяется.

Для чего же необходима данная процедура? Что получает организация в итоге?

Автономное учреждение – это организация, которой доступна большая часть льгот, положенных бюджетному учреждению, но при этом не имеющая таких же ограничений. Попробуем объяснить. Бюджетное учреждение получает определенные денежные средства от государства по расходному расписанию. Потратить их оно может только в строго определенных целях.

Кстати, это же касается и его внебюджетной деятельности. Причем за все расходы и поступления оно должно полностью отчитываться перед Федеральным казначейством РФ. Автономное учреждение – это организация, обладающая большей свободой в финансово-хозяйственном плане. Она получает финансирование от государства, которое может направлять на расходы по основному виду деятельности, на содержание имущества или уплату налогов. Но также она может получать доход от закрепленного за ней имущества, например сдавая в аренду помещение. При этом организация сама будет определять, на что тратить полученные средства, и имеет право корректировать расходы в случае необходимости. Она может объединять бюджетные средства и средства, полученные от внебюджетной деятельности. Автономное учреждение имеет право размещать финансовые средства на депозитных счетах, получая тем самым дополнительный доход. Кроме того, оно может брать кредиты. Упрощена отчетность перед Федеральным казначейством учреждений такого типа.

Автономное учреждение – это организация, имеющая возможность повысить свою доходность, а также качество услуг благодаря перечисленным выше факторам.

>Что значит автономное образовательное учреждение

Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.

Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.

Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Происходит смена типа учреждения с бюджетного на автономное.
Каков порядок смены типа учреждения? Каков бухгалтерский учет данной операции? Какие документы необходимо оформить?

9 июля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перенос остатков при смене типа бюджетного учреждения на автономное в течение года может отражаться с применением счета 0 304 06 000 при согласовании его применения и соответствующих бухгалтерских записей в порядке п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.
Перечень форм отчетности, составляемых при смене типа учреждения, представлен в п. 77 Инструкции N 33н.
Отчетность автономного учреждения составляется в составе форм, предусмотренных положениями Инструкции N 33н. При этом соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления, а также дополнительную периодичность представления бухгалтерской отчетности.

Обоснование вывода:
Изменение типа существующего бюджетного учреждения в целях создания автономного учреждения не является его реорганизацией и осуществляется в порядке, установленном ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (п.п. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
Пунктом 281 Инструкции N 157н предусмотрено применение счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» для учета операций по приему-передаче объектов учета в том числе при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное либо при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное, а также расчетов с кредиторами, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета. При этом перечень расчетов, подлежащих учету на счете 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», является открытым.
Таким образом, в случаях, описанных в п. 281 Инструкции N 157н, применение счета 0 304 06 000 является обязательным. В иных случаях данный счет может применяться как «промежуточный», «технический», и его использование должно быть закреплено в учетной политике учреждения.
Инструкция N 174н и Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее — Инструкция N 183н), не предусматривают бухгалтерских записей для отражения приема-передачи объектов учета при смене типа учреждения, а содержат проводки только для отражения приемо-сдаточных мероприятий при реорганизации учреждения (п.п. 146, 147 Инструкции N 174н, п.п. 174, 175 Инструкции N 183н).
В то же время бухгалтерские записи при смене типа учреждения с использованием счета 0 304 06 000 предусмотрены п. 111.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н). При этом следует учитывать, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы вне зависимости от их типа (п. 19 Стандарта «Концептуальные основы», п. 3 Инструкции N 157н).
Таким образом, при отсутствии в Инструкциях NN 174н, 183н конкретных бухгалтерских записей для отражения операций по смене типа бюджетного учреждения на автономное их следует разработать и согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н, взяв за основу, например, положения Инструкции N 162н. Главное, чтобы разработанные корреспонденции не противоречили положениям Инструкций NN 174н, 183н.
Кроме того, в целях разработки корреспонденций по отражению операций при смене типа учреждения в течение года можно воспользоваться Методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236 (далее — Методические рекомендации). Данное системное письмо было издано Минфином России в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений в период, когда происходил массовый переход от учреждений «старого» типа к «новому». В последующие периоды таких детальных разъяснений специалисты финансового ведомства не давали, однако рекомендовали в схожих ситуациях (в том числе даже при реорганизации учреждения) пользоваться положениями указанных Методических рекомендаций. При этом перенос оборотов по счетам главной книги текущего финансового периода рекомендовалось отражать в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 18.10.2013 N 02-06-10/43734).
Подводя итог изложенному, можно сделать следующий вывод. При определении корреспонденций для отражения смены типа бюджетного учреждения на автономное в течение года может использоваться счет 0 304 06 000.
Особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае смены типа бюджетного (автономного) учреждения регулируются разделом III Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н). Также информация по заполнению форм отчетности при смене типа учреждения находится в п. 21 письма Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236. Перечень форм, формируемых при смене типа учреждения, предусмотрен п. 77 Инструкции N 33н.
Преобразуемый субъект отчетности формирует бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции N 33н с учетом особенностей, предусмотренных разделом III Инструкции N 33н (п. 78 Инструкции N 33н).
По аналогии с положениями п. 3 Инструкции N 33н отчетным годом для автономного учреждения, созданного путем изменения типа бюджетного учреждения в течение года, будет считаться год с даты изменения типа по 31 декабря 2017 года.
Относительно формирования отчетности за 9 месяцев и год отметим, что данных за представление двух комплектов отчетности в случае смены типа учреждения в течение финансового года Инструкция N 33н не содержит. В то же время п. 8 Инструкции N 33н предусмотрено, что соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления, а также дополнительную периодичность представления бухгалтерской отчетности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Применение законов о закупках при смене типа учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *