Меню

Правилами перевозок грузов

0 комментариев

Заключаем Договор фрахтования: образец и содержание

Согласно п. 2 ст. 27 закона № 259–ФЗ, договор фрахта ТС заключается в письменной форме и должен содержать:

  • Сведения о договоре: дата подписания и место его составления, информация о субъектах соглашения – фрахтовщике (лице, предоставляющем ТС) и фрахтователе (лице, арендующем ТС);

  • Основные условия фрахта:

    • тип и марку транспортного средства, и объем вместимости (полная или частичная, если частичная – то в какой доле) предоставляемой в фрахт, объем предполагаемой загрузки, периодичность и цикличность рейсов (либо разовый рейс), маршрут, место подачи ТС под посадку, условия допуска пассажиров к посадке и проезду;

    • порядок вступления в силу и сроки действия договора;

    • стоимость фрахта, и условия расчетов по договору фрахта;

    • ответственность и обязанности субъектов соглашения, заключающих Договор фрахтования транспортного средства для перевозки багажа и пассажиров;

    • действия сторон договора при форс-мажоре;

    • порядок и сроки разрешения разногласий, споров и материальных претензий;

    • дополнительные условия (каждая из сторон, согласовав с контрагентом, может указать при подписании, кроме базовых, собственные дополнительные условия);

  • Адреса, банковские и регистрационные реквизиты, подписи сторон Договора.

Обращаем внимание на нюансы оформления: если договоренности по фрахтованию предусматривают предоставление одновременного нескольких ТС, на каждый из них отдельный договор не составляется, а формируется полный список ТС, который оформляется как приложение к Договору фрахта, а в соответствующем его пункте, вместо данных о ТС, указывается:

«Предоставляются (количество единиц) транспортных средств, тип, марка, класс и технические характеристики которых указаны в приложении № 1. Данное Приложение признается неотъемлемой частью настоящего Договора фрахтования».

Особенности соглашения о фрахте ТС

В отличие от обычного договора на аренду автомобиля, Договор фрахтования на пассажироперевозки не предусматривает передачу прав и полномочий на владение и управление фрахтуемым ТС. Его обслуживание и техническая эксплуатация (равно как и его коммерческая эксплуатация), осуществляются непосредственно владельцем–перевозчиком, на имя которого зарегистрирован фрахтуемый автомобиль.

К примеру: заключая договор фрахтования автобуса с целью доставки пассажиров в пункт следования, один субъект соглашения – фрахтовщик, предоставляет водителя и автобус, проводит его предвыездное техническое обслуживание, а также медицинское освидетельствование водителя, а другая сторона – фрахтователь, в полном объеме уплачивает перевозчику установленную условиями договора сумму фрахта.

Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью перевозимых пассажиров и их имущества либо багажа, несет фрахтовщик. Пределы ответственности субъектов перевозок установлены положениями ст. 34 закона № 259-ФЗ.

В зависимости от потребностей фрахтователя, договор может быть заключен:

  • на определенное время – долгосрочный фрахт, предусматривающий совершение определенного количества рейсов в течение установленного времени;

  • на одну поездку (рейс) – разовый фрахт, совершаемый в конкретно обозначенные договором день и время.

Договор фрахтования: перевозки детей и пассажиров с ограниченными возможностями, нюансы оформления

Заключая Договор фрахтования для перевозки пассажиров, необходимо руководствоваться особыми требованиями, предъявляемыми законодательством к организации пассажироперевозок некоторых категорий граждан.

Так, если пассажиры, для перевозки которых субъекты заключают Договор фрахтования, дети, то согласно «Правилам организованной перевозки группы детей автобусами», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1177 от 17.12.2013, в соглашение необходимо внести следующие обязательства сторон:

  • для фрахтовщика:

    • требование оборудовать автобус опознавательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;

    • требования к комплектации автобуса – наличие тахографа, системы ГЛОНАСС, маячка желтого цвета на крыше ТС;

    • автобус не должен быть «старше» 10 лет и должен соответствовать техническим требованиям, установленным для пассажироперевозок;

  • для фрахтователя:

    • обязательство обеспечить сопровождение детей во время перевозки (соотношение сопровождающих к количеству детей устанавливает фрахтователь);

    • обеспечение контроля возраста перевозимых детей (в случае если предполагаемая длительность поездки составляет более четырех часов, к перевозке могут быть допущены только дети от 7 лет);

    • обеспечение присутствия медработника для поездок, продолжительность которых превышает 12 часов.

Еще одна особенность, которую необходимо учитывать, заключая Договор фрахтования: пассажиров-инвалидов на дальние расстояния можно перевозить только в автобусах, имеющих специально оборудованные места. Наличие такой площадки, пандуса-подъемника, специальных креплений, а в случае необходимости присутствия сопровождающего лица, следует отдельно указывать в договоре, если на момент его подписания фрахтователь имеет сведения о том, что в поездке примет участие инвалид-колясочник.

Читайте также: Договор аренды транспортного средства с экипажем

>
Материалы по Грузоведению (заочное) / 4 Сорхранность перевозимых грузов >Брагин А.М

Июнь 2004г.

Сохранность перевозимых грузов

Сохранность перевозимых грузов – одно из условий договора перевозки, выполнение которого входит в обязанности перевозчика. УЖТ (ст. 95) предусматривает ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения до выдачи грузополучателю.

Основные требования по обеспечению сохранности перевозимых грузов:

  • подготовка груза к перевозке (приведение груза в транспортабельное состояние, обеспечивающее сохранность и безопасность перевозки с учетом полного использования грузоподъемности или вместимости вагона);

  • маркировка груза (отправительская, железнодорожная и специальная);

  • определение количества или массы груза (способами, предусмотренными УЖТ и ППГ);

  • выбор подвижного состава и подготовка вагонов к перевозке (согласно УЖТ и ППГ);

  • размещение и крепление грузов (в соответствии с требованиями ППГ и ТУ);

  • пломбирование вагонов и контейнеров (порядком, предусмотренным ППГ);

  • соблюдение срока доставки (определенного согласно ППГ);

  • документальное оформление перевозок (необходимые сведения в перевозочных документах, наличие сопроводительных документов);

  • охрана и сопровождение грузов.

Сохранности грузов касаются также требования, предъявляемые к путевому развитию, сооружениям и устройствам грузового хозяйства железнодорожных станций, к весовому хозяйству, к местам общего и необщего пользования.

Кроме того, сохранность перевозимых грузов повышается за счет маршрутизации перевозок, так как при этом ускоряется доставка грузов и шире используются специализированные вагоны.

Несохранность груза – ухудшение или полная потеря качества, изменение количества, а также пересортица, в результате которой груз уценивается до более низкого сорта.

Несохранность может быть следующих видов:

  • количественные потери – уменьшение массы груза, потеря грузовых мест, потеря части груза (при технических неисправностях подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин и устройств, при россыпи навалочных и проливании наливных грузов, при хищении, в аварийных ситуациях);

  • качественные потери – ухудшение свойств груза, его внешнего вида и товарного сорта (при несоблюдении правил перевозки и хранения, при пересортице);

  • количественно-качественные потери – уменьшение количества груза с одновременным ухудшением качества всей партии груза (при испарении нефтепродуктов улетучиваются наиболее ценные фракции, при длительном открытом хранении навалочных грузов в результате окисления теряются свойства и масса груза).

Несохранные перевозки приводят не только к материальному ущербу от потери грузов, но и к загрязнению окружающей среды и, в частности, железнодорожного пути. Загрязнение пути нарушает надежную работу рельсовых цепей и автоблокировки, а также создает антисанитарные условия для пассажиров и нарушает требования охраны труда для работников, связанных с движением поездов. Проникновение пылевидных частиц, отличающихся абразивностью, в движущиеся части подвижного состава вызывает его преждевременный износ и выход из строя.

Перечень основных причин, вызывающих несохранные перевозки:

  • предъявление груза к перевозке в нетранспортабельном (неподготовленном) состоянии;

  • предъявление груза в неисправной упаковке, без маркировки или с неправильной маркировкой;

  • неправильное определение массы и количества мест;

  • погрузка груза в неисправные, загрязненные или не соответствующие роду груза вагоны;

  • нарушение правил пломбирования вагонов и контейнеров;

  • небрежная укладка груза при погрузке и сортировке;

  • неправильное крепление груза на открытом подвижном составе;

  • непринятие мер предосторожности при перевозке опасных грузов;

  • неправильное обслуживание в пути следования скоропортящихся грузов;

  • утрата, порча и повреждение грузов:

  • при авариях, крушениях и пожарах;

  • в результате длительных задержек на станциях;

  • из-за просрочки в доставке;

  • разъединение груза от документов и засылка грузов не по назначению.

Специфические свойства грузов и особенности их перевозки позволяют выделить причины несохранности для отдельных групп грузов. Так, для навалочных грузов это будут:

  • течь, просыпание груза через зазоры и неплотности кузова вагона (из-за износа или дефектов кузова, физико-химических свойств груза, давления в толще груза, колебаний и вибрации при движении вагона, в результате неподготовленности вагона к перевозке);

  • выдувание груза воздушным потоком в пути следования (в случае неравномерной, неплотной погрузки груза, а также завышения высоты погрузки относительно уровня бортов вагона);

  • осыпание частиц груза с верхней части штабеля, загруженного выше уровня бортов вагона (динамические нагрузки, вызывающие колебания вагона, неправильное формирование «шапки» по форме и высоте);

  • распыление груза при погрузке.

Для наливных грузов можно выделить следующие причины несохранности:

  • испарение при наливе-сливе и транспортировке (открытость струи, негерметичность крышек люков цистерн);

  • утечка, выплескивание через неплотности котла цистерны, наливных и сливных устройств (из-за нарушения технологии заключительных операций при наливе – закрытие крышек колпаков цистерн без установки резиновых прокладок, неполное завинчивание запоров);

  • сброс в окружающую среду неутилизированных остатков груза в пунктах очистки недослитых цистерн;

  • в случаях налива груза без учета его объемного расширения;

  • налипание на стенки вагонов и трубопроводов (нарушение технологии разогрева вязких грузов, низкая скорость перекачки).

Для тарно-штучных грузов причинами несохранности являются:

  • механическое повреждение и бой груза в результате сдвига, развала, смещения или падения (при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, маневровых операций, при транспортировке);

  • прием груза в некачественной и нестандартной таре;

  • неправильная укладка и крепление груза в вагоне;

  • ненадежность запорных устройств вагона.

Согласно УЖТ (ст.18) грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.

Иными словами, при подготовке груза к перевозке или погрузке необходимы меры по предотвращению потерь или максимальному их снижению при перевозках.

Приведем перечень таких мер для вышеназванных групп грузов.

Для навалочных грузов:

  • подготовка вагонов к перевозке (заделка зазоров и щелей уплотнительными материалами);

  • разравнивание и уплотнение поверхности груза при погрузке (с помощью вибраторов, рыхлителей, катков);

  • применение укрывных материалов, связующих паст и защитных пленок;

  • использование для перевозки специализированных вагонов и контейнеров.

Для наливных грузов:

  • опускание наливных рукавов при погрузке до дна цистерны;

  • ускорение налива за счет автоматизации открытия и закрытия крышек колпаков цистерн, подачи и уборки наливных стояков, регулирования и контроля скорости подачи груза в цистерну;

  • контроль за коммерческим состоянием цистерн;

  • обеспечение надежности работы наливных и сливных устройств и их правильной эксплуатации.

Для тарно-штучных грузов:

  • соответствующее качество тары и упаковки;

  • правильное размещение и крепление груза в вагоне;

  • пакетирование грузов (с помощью поддонов, стяжек, термоусадочной пленки, многооборотных кассет и т.д.);

  • перевозка в специализированных контейнерах.

При приеме груза к перевозке перевозчик имеет право проверить достоверность массы груза, указанной в накладной (ст. 27 УЖТ), а при выдаче в необходимых случаях обязан проверить состояние, количество мест и массу груза (ст. 41 УЖТ).

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы.

Многие грузы под действием различных внешних причин, в силу своих свойств при нормативных условиях хранения и перевозки, изменяют первоначальную массу. Такое изменение называется естественной убылью.

Для определенных условий транспортирования и хранения устанавливаются средние величины неизбежных потерь массы груза, которые называются нормами естественной убыли.

Норма естественной убыли груза при железнодорожных перевозках – это установленная предельно допустимая разница массы груза в пункте выгрузки в процентах от первоначальной массы при условии соблюдения правил перевозки и хранения. Нормы естественной убыли приводятся в ППГ.

Таким образом, при количественной оценке несохранности груза необходимо учесть значение предельного расхождения определения массы и норму естественной убыли. При этом проверка массы в пункте выгрузки должна выполнятся на весах того же типа, что и в пункте погрузки.

Превышение названных норм вызывает необходимость возмещения потерь, допущенных при оказании транспортных услуг.

Литература

  1. Устав железнодорожного транспорта РФ. – М., 2003. – 93с.

  2. Обеспечение сохранности грузов при железнодорожных перевозках: Справочник/Под ред. Бешкето В.К., Носкова Ю.А. – М.: Транспорт, 1982. – 238с.

  3. Грузоведение, сохранность и крепление грузов/Под ред. Смехова А.А. – М.: Транспорт, 1989. – 239с.

  4. Семенов В.М. и др. Коммерческая и грузовая работа на железнодорожном транспорте. – СПб.: ПГУПС, 1995. – 262с.

Контрольные вопросы

  1. Требования УЖТ к сохранности перевозимых грузов и проверке их состояния и массы.

  2. Причины несохранности навалочных, наливных и тарно-штучных грузов.

  3. Меры по обеспечению сохранности навалочных, наливных и тарно-штучных грузов.

  4. Применение норм естественной убыли грузов.

Правила погрузки грузов, выгрузки и безопасной перевозки регулируются такими документами, как Автомобильный устав и Постановление Министерства труда и социальной защиты.

Погрузочно-разгрузочные работы

Безопасность работ по погрузке и разгрузке обеспечивается следующим:

  • выбором способа правильного производства работы, а также технологической оснастки и подъемно-транспортного оборудования;
  • организацией и подготовкой места производства работ по погрузке и разгрузке;
  • применением специальных средств защиты для работающих;
  • проведением обязательного медицинского осмотра допущенных к погрузке-выгрузке лиц и обучением работников.

Для повышения безопасности и производительности труда важно рационально организовать действия: выбрать механизмы, приспособления для захвата груза, тару, площадку для выполнения работ, расстановку рабочей силы, освещение места работ, ограждение (обозначение), разработка проекта производства и технологических карт.
Применение средств механизации работ должно быть обеспечено на максимальном уровне при погрузке и выгрузке грузов. Если погрузочно-разгрузочные работы имеют небольшой объем, применяются простейшие средства механизации, позволяющие облегчить, ускорить и сделать безопасными отдельные операции.

Нормы погрузочно-разгрузочных действий

Погрузка и разгрузка грузов более 60 кг и их подъем на высоту 3 м и более на автотранспортных и других предприятиях, согласно правилам, должны осуществляться механическим способом.

Перемещать грузы более 20 кг и производить их выгрузку нужно с помощью средств механизации или подъемно-транспортных устройств.

Переносить груз по горизонтальной поверхности на носилках можно на расстояние, не более 50 м, и только в исключительных случаях.

При погрузке, выгрузке и перемещении груза вручную необходимо строго соблюдать установленные законодательством предельные нормы: подростки младше 16 лет не допускаются к тяжелым погрузочно-разгрузочным работам.

Если груз перемещается на ручных тележках, нужно освещать и очищать все проходы, а также соблюдать осторожность во время транспортировки груза в опасных местах:

  • вдоль железнодорожных путей;
  • через ж/д переезды;
  • в местах движения автомобильного и другого транспорта.

При погрузке и выгрузке грузов в закрытых помещениях нужно обеспечить условия, при которых содержание вредных примесей и пыли в воздухе в концентрациях выше предельно допустимых исключено.

Работники предприятия, осуществляющие погрузку и выгрузку пылящих грузов, обязаны использовать средства индивидуальной защиты.
Работники, которых грузоотправитель временно, не по договору, привлек к выполнению работ по погрузке и выгрузке, должны быть по охране труда в полной мере проинструктированы.

Организация погрузочно-разгрузочных работ

Устав автомобильного транспорта гласит, что грузоотправитель должен производить погрузку на автомобиль груза, закрепление и укрытие, увязку. Грузополучатель – разгрузку из автомобиля груза, снятие покрытий и креплений. Однако эта норма диспозитивна и применяется только в случае, если в договоре перевозки не указано иное.
Если в договоре не разграничены обязанности по погрузке и разгрузке, грузоотправитель и грузополучатель соответственно производят закрытие и открытие автомобильных бортов, люков цистерн, опускание, выемку, привинчивание, отвинчивание шлангов.
Погрузка и выгрузка грузов может быть взята на себя автотранспортной организацией или предприятием по соглашению с грузополучателем или грузоотправителем. Это правило касается следующих грузов:

  • тарных, штучных;
  • катно-бочковый, которые доставляются предприятиям торговли или общественного питания с маленьким оборотом товара;
  • иных грузов, при наличии средств механизации работ по погрузке и разгрузке у автотранспортного предприятия.

Погрузка и выгрузка грузов может предусматривать участие шофера, если это прописано в договоре автотранспортной организации или предприятия с грузополучателем и грузоотправителем. Шофер в таком случае принимает с борта автомобиля груз, а при выгрузке – подает груз на борт автомобиля.
Когда автотранспортное предприятие берет на себя обязательства по погрузочно-разгрузочным работам, за повреждение или порчу груза оно несет ответственность, если это произошло по вине перевозчика.
Грузоотправитель и грузополучатель должны содержать пункты выгрузки и погрузки, а также пути для подъезда автомобилей, осуществляющих перевозку, в любое время года в исправном состоянии. Грузоотправителю и грузополучателю необходимо обеспечивать:

  • автомобилям для перевозки груза – беспрепятственный проезд;
  • наличие необходимых средств механизации для выгрузки и погрузки;
  • нужное количество работников для погрузки и выгрузки из автомобилей грузов;
  • инвентарь;
  • освещение рабочих мест;
  • оборудование мест погрузки или выгрузки.

Автотранспортное предприятие и грузоотправитель обязаны при перевозке грузов произвести загрузку подвижного состава не выше грузоподъемности, однако до полного использования вместимости состава.
Штучные грузы, которые перевозятся без тары и погрузка/выгрузка которых в подвижный состав невозможна без потери времени, грузоотправитель обязан объединять в транспортные пакеты.
Тяжеловесные грузы, перевозка которых осуществляется без тары, должны быть оборудованы специальными приспособлениями для застройки.
Перед началом погрузки контейнеров в автомобиль грузоотправитель обязан, согласно договору, вовремя проверить их коммерческую пригодность. Если обнаружены неисправности, которые влияют на их сохранность при перевозке, грузоотправитель должен отказаться от погрузки, сделав соответствующую пометку в договоре или путевом листе.
Для успешного осуществления автомобильных перевозок, погрузки и выгрузки грузов важно, чтобы все стороны придерживались прописанных в договоре условий.

ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1208, от 09.01.2014 N 12 (ред. 18.05.2015), от 03.12.2015 N 1311, от 24.11.2016 N 1233, от 22.12.2016 N 1442, от 12.12.2017 N 1529)

  • I. Общие положения
  • II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза
  • III. Предоставление транспортных средств и контейнеров, предъявление и прием груза для перевозки, погрузка грузов в транспортные средства и контейнеры
  • IV. Определение массы груза, опломбирование транспортных средств и контейнеров
  • V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров
  • VI. Особенности перевозки отдельных видов грузов
  • VII. Порядок составления актов и оформления претензий
  • Приложение N 1. Допустимая масса транспортного средства
  • Приложение N 2. Допустимая нагрузка на ось транспортного средства
  • Приложение N 3. Предельно допустимые габариты транспортных средств
  • Приложение N 4. Транспортная накладная (Форма)
  • Приложение N 5. Заказ-наряд на предоставление транспортного средства (Форма)
  • Приложение N 6. Сроки погрузки и выгрузки грузов в транспортные средства и контейнеры
  • Приложение N 7. Перечень работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них
  • Приложение N 8. Сопроводительная ведомость (Форма)
  • Приложение N 9. Перечень грузов, после перевозки которых транспортные средства, контейнеры должны быть промыты и, при необходимости, продезинфицированы
  • Приложение N 10. Перечень специализированных транспортных средств

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *