Характеристики и маркировка автомобильных аккумуляторов

Содержание:

Гибриды

Название говорит само за себя: гибридными считаются те батареи, в строение которых входят неодинаковые пластины, то есть выполненные из различных материалов. Стоит учесть, что положительно заряженные пластины включают в себя компоненты сурьмы (ее содержание в них не превышает 5%), в то время как отрицательно заряженные пластины имеют в составе кальциевые компоненты.

Новый, чуть ли не революционный метод изготовления аккумуляторных батарей смог привести к следующему:

  • Во-первых, если сравнивать аккумуляторы с пониженным содержанием сурьмы, расход жидкости очевидно уменьшается.
  • Во-вторых, батарея стала более устойчивой и выносливой к перепадам напряжения, даже в случаях интенсивной зарядки и тотальной разрядки.

Конечно, это вовсе не означает, что данные аккумуляторы можно считать полностью идеальными «без единого изъяна». Они не имеют никаких особых преимуществ над всеми вышеописанными устройствами. Но при этом по качеству характеристик их можно поставить прямо посередине этого ряда.

Выбор типа устройства

В настоящее время в продаже около 80% всех АКБ относятся именно к необслуживаемому типу, и если рассматривать вопрос в общем случае, какой АКБ лучше — обслуживаемый или необслуживаемый, то для всех категорий водителей рекомендуется выбирать именно последний тип, поскольку правильная его эксплуатация обеспечивает длительный срок службы.

В среднем, обслуживаемый аккумулятор работает без перебоев около 2−3 лет, если с ним правильно обращаться. Необслуживаемый вариант может выполнять с успехом свои функции в течение 5−7 лет. На такие АКБ гарантия дается от 24 до 36 месяцев, однако если выбирать именно необслуживаемый тип батареи, то следует остановить свой выбор на известных фирмах.

На дешевые приборы обычно распространяется гарантия до 1 года.

Конструкция аккумуляторов

Перед тем как выбрать обслуживаемый и необслуживаемый АКБ, следует определиться с типом его конструкции. По этому показателю можно выделить 3 варианта:

  1. Батареи, состоящие из свинцовых пластин и электролита на основе серной кислоты. Это наиболее популярный вид АКБ, который распространен из-за невысокой цены. Перезаряжать эти приборы можно, но вот глубокий разряд часто приводит к необратимым отрицательным последствиям для них.
  2. Гелиевые батареи. В них рабочий раствор представляет собой кислоту с растворенными в ней соединениями кремния для поддержания нужной консистенции. Такие аккумуляторы всегда производятся в герметичном корпусе, могут работать под любым углом наклона и спокойно переносят глубокий разряд. Недостатки: сравнительно высокая цена по отношению к сернокислотным приборам, а также жесткие требования в процессе зарядки.
  3. Еще одним видом батарей являются AGM приборы. Их можно назвать гибридами между гелиевыми и стандартными аккумуляторами. Между их пластинами присутствует наполнитель, как правило, это стекловолокно, которое пропитано жидким рабочим раствором. Такие электроприборы работают под абсолютно любым углом наклона, кроме вертикального положения вверх дном, стойки к любого рода вибрациям и механическому воздействию. Самый главный их недостаток заключается в том, что они требуют еще более бережного отношения, чем гелиевые батареи, поскольку их можно повредить как при перезаряде, так и при глубоком разряде.

Если у водителя старые Жигули, то лучшим решением станет приобретение стандартного кислотного аккумулятора. Для нового автомобиля предпочтительнее брать батареи AGM, которые способны на старте выдавать ток большей величины. Что касается гелиевых батарей, то их можно считать роскошью из-за высокой цены. Также эти надежные приборы используются для питания мощных аудиосистем или для приведения в движения лебедки на оборудованных ею транспортных средствах. В последнем случае помимо гелиевого используется еще один аккумулятор, который питает электронную начинку автомобиля.

Другие показатели

При выборе АКБ следует обращать внимание и на другие свойства. Одним из них является пусковой ток, который указывается на этикетке корпуса устройства

Он измеряется по следующим стандартам:

  • EN: европейский стандарт, показывающий максимальный ток в Амперах, который может выдавать устройство при температуре -18˚С в течение 10 сек., при этом напряжение не должно падать ниже 7,5 В.
  • SAE: это американский стандарт, по которому определяют тот же ток при той же температуре, но в течение 30 сек. при напряжении не ниже 7,2 В.
  • DIN: это промышленный немецкий стандарт, согласно которому ток измеряется при тех же условиях, что и в стандарте SAE, только напряжение должно не упасть ниже 9 В.

Именно стандарт DIN является предпочтительным при выборе мощного аккумулятора, поскольку он проходит более жесткое тестирование по сравнению с европейским и американским стандартами. Например, 360 А по немецкому стандарту соответствуют около 600 А по EN. Именно на этот показатель рекомендуется ориентироваться, если аккумулятор приобретается для эксплуатации в суровых зимних условиях.

Наиболее распространенными моделями являются те, которые имеют эту характеристику между 55 и 70 А/ч.

ТОП-20 аккумуляторов по мнению автомобилистов

Предлагаемый рейтинг аккумуляторов предназначен помочь тем, кто не знает, как правильно выбрать источник питания для своей машины. Вообще, лучший аккумулятор для авто — тот, что рекомендован производителем. Однако не всегда получается найти нужную марку и приходится выбирать из того, что предлагает торговая сеть. Именно из них мы и сделали подборку.

Лучшие кальциевые АКБ

Рейтинг лучших пяти кальциевых аккумуляторов выглядит следующим образом:

Изображение Наименование Вес (кг) Страна-изготовитель Емкость (Ah) Ток холодной прокрутки  (А) Полярность Габариты ДШВ (мм) Напряжение (В) Тип Где купить
Mutlu SFB 3 6СТ- 85 18,5 Турция 78 780 Обратная 278х175х175 12 Необслуживаемый Купить
  VARTA Blue Dynamic D59 (560 409 054) 13,9 Германия 60 540 Обратная 242x175x175 12 Необслуживаемый Купить
  Тюмень Premium 6СТ-60-60LA 15,6 Россия 60 540 Обратная 242x175x175 12 Необслуживаемый Купить
  Exide Premium EA612 15 Южная Корея 61 600 Обратная 242х175х175 12 Необслуживаемый Купить
  Topla Energy 60 14,4 Словения 60 600 Обратная 242x175x190 12 Необслуживаемый Купить

Лучшие AGM и гелевые батареи

Мы сделали подборку лучших пяти моделей источников питания данного типа:

Изображение Наименование Вес (кг) Страна-изготовитель Емкость (Ah) Пусковой ток при -18°C (А) Полярность Габариты ДШВ (мм) Напряжение (В) Тип Где купить
VARTA D52 Silver Dynamic AGM 17.5 Германия 60 680 Обратная 242x175x190 12 Необслуживаемый Купить
  Bosch AGM S5 A05 18 Германия 60 680 Обратная 242х175х190 12 Необслуживаемый Купить
  Tudor AGM 15 Испания 60 680 Обратная 242х175х190 12 Необслуживаемый Купить
  Banner Running Bull 17 Австрия 60 640 Обратная 241x175x190 12 Необслуживаемый Купить
  Exide Start-Stop AGM EK600 16 США 60 680 Обратная 242х175х190 12 Необслуживаемый Купить

Рейтинг EFB-аккумуляторов

Аббревиатура EFB расшифровывается, как «улучшeннaя жидкoзaпoлнeннaя бaтapeя». И вот 5 лучших представителей этого подвида:

Изображение Наименование Вес (кг) Страна-изготовитель Емкость (Ah) Пусковой ток при -18°C (А) Полярность Габариты ДШВ (мм) Напряжение (В) Тип Где купить
AlphaLINE EFB 68R (100D26L) 19 Южная Корея 65 670 Обратная 230x172x220 12 Необслуживаемый Купить
  Euro Plus EFB Start-Stop 16.5 Турция 60 580 Обратная 242x175x190 12 Необслуживаемый Купить
  Moll EFB 70R Start-Stop 20.7 Германия 70 760 Обратная 276x175x190 12 Необслуживаемый Купить
  BOSCH S4 E05 EFB Start-Stop 18 Германия 60 560 Обратная 242x175x190 12 Необслуживаемый Купить
  Varta Blue Dinamik Start-Stop 17,7 Германия 60 680 Обратная 242x175x190 12 Необслуживаемый Купить

Подборка лучших свинцово-кислотных АКБ

Рейтинг этих старейших аккумуляторов, отличающихся простотой, состоит из пяти моделей:

Изображение Наименование Вес (кг) Страна-изготовитель Емкость (Ah) Пусковой ток при -18°C (А) Полярность Габариты ДШВ (мм) Напряжение (В) Тип Где купить
Тюмень Premium 6СТ-60 15.7 Россия 60 550 Прямая 242х175х190 12 Обслуживаемый Купить
  Зверь 6СТ-60 L3У 16 Россия 60 600 Прямая 242x175x190 12 Необслуживаемый Купить
  Mutlu Silver Evolution 55 (450) 16,5 Турция 55 420 Прямая 246х175х190 12 Необслуживаемый Купить
  Актех 55А 15 Россия 55 500 Обратная 242х175х190 12 Обслуживаемый Купить
  Tornado 6СТ-55VL3 13,1 Россия 55 420 Прямая 242x175x190 12 Необслуживаемый Купить

История возникновения и развития АКБ

Изобретение получило название «батареи Вольта». Несколькими годами позже физик Джоан Вильгельм из Германии создал сухой гальванический элемент и АКБ. Эти изобретения не имели непосредственного отношения к автомобильным аккумуляторам, но были важным шагом на пути к ним.

Спустя полвека Вильгельм Зинстеден обнаружил и исследовал электрохимический процесс, который лег в основу будущих автомобильных АКБ. Он выяснил, что если через свинцовые пластины, погруженные в серную кислоту, пропускать электрический ток, то на положительно заряженном электроде образуется двуокись свинца. При этом отрицательно заряженный электрод никак не изменяется. При замыкании этого устройства возникал ток, и он присутствовал до момента полного растворения двуокиси свинца в кислоте. Но Зинстеден лишь изучил данное явление и никак не воплотил его на практике.

И вот в 1859 году Гастон Планте создает на базе этого процесса первый образец свинцово-кислотного аккумулятора. Можно сказать, что это и был прародитель аккумулятора для автомобиля. Эта батарея включала в себя 2 пластины из свинца, которые были надеты на цилиндр из дерева и разделены прокладкой из ткани. Эта конструкция помещалась в емкость с подкисленным раствором и подключалась к электрической батарее. После проведения заряда АКБ некоторое время выдавала электрический ток постоянного значения.

Аккумулятор Гастона Планте

Какой лучше выбрать

Выбор нужного типа аккумуляторных батарей определяется условиями, в которых будет эксплуатироваться транспортное средство и его особенности. Аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми.

Первые в процессе работы тратят электролит. Его необходимо периодически доливать. Способны быстро заряжаться. При правильном уходе срок эксплуатации равен 8 годам.

Необслуживаемые не нуждаются в доливке. В первую очередь это относится к гелевому типу аккумуляторов. Срок эксплуатации составляет 4 года.

При выборе вида и характеристик автомобильных аккумуляторов, нужно обратить внимание на следующее:

Размеры и форма клемм

Важно, чтобы батарея удобно размещалась в предназначенной для нее коробке.
Требуется проверить полярность и убедиться, что длины проводов достаточно для правильного подключения.
Производитель устройства. Европейские стандарты строже российских и обеспечивают более высокое качество.
Желательно покупать аккумулятор, который был произведён не раньше, чем за шесть месяцев до покупки.
Проверяется, какой ток даёт аккумулятор

Для этого указывают, какую силу тока он обеспечивает в течение первых 20 часов после зарядки. Нужно выбирать устройство, которое соответствует параметрам старого аккумулятора.
Пусковой ток также должен соответствовать параметрам прежней батареи.

Для подержанных иномарок можно использовать гибридные аккумуляторы. Отечественным подойдут малосурьмянистые или гибридные. Для дорогих марок часто покупают кальциевые.

Основные характеристики автомобильного аккумулятора

В заключение стоит сказать об основных характеристиках аккумулятора для автомобиля. Среди них:

  • ёмкость;
  • напряжение;
  • ток холодной прокрутки.

Иногда можно встретить понятие резервной ёмкости. Это значение представлено в минутах. К примеру, аккумулятор должен проработать 90 минут при токе разряда 25 ампер и при этом напряжение не должно упасть ниже 10,5 вольта. По-простому говоря, это время, которое аккумуляторная батарея будет обеспечивать свои функции, и подменять генератор.

Что касается напряжения, то на легковых автомобилях устанавливаются АКБ с номиналом 12 вольт без вариантов.

Величина тока холодной прокрутки показывает значение, отдаваемое АКБ при температуре минус 18 градусов Цельсия в течение 10 секунд. Напряжение на аккумуляторе не должно упасть ниже 7,5 вольта. То есть, ток прокрутки показывает, насколько резво и долго батарея сможет крутить стартер в мороз.

Характеристики автомобильных аккумуляторов

Все автомобильные АКБ имеют три основные характеристики: напряжение, емкость и пусковой ток. Напряжение аккумулятора автомобиля для всех легковых моделей одинаково: 12 вольт. Конечно, есть и батареи с напряжением в 24 вольт, но это касается только грузовиков, и то не всех.

Следующая характеристика – емкость. Емкость аккумулятора – показатель времени, на протяжении которого батарея может выдавать при разряде свои эксплуатационные параметры. То есть чем больше емкость, тем дольше можно слушать музыку или оставлять световые приборы включенными при незаведенном двигателе.

Емкость автомобильных аккумуляторов измеряется в ампер-часах (Ач). Например, маркировка на корпусе 60 Ач говорит о том, что емкости данной батареи хватит на 1 час при нагрузке в 60 ампер или на 60 часов при нагрузке 1 ампер.

На разных моделях автомобилей завод-производитель рекомендует разную емкость батарей. К примеру, для малолитражек это 40-60 Ач, а для более объемных моторов около 60-100 Ач. Зависимость емкости аккумуляторов от объема двигателя исходит из того, что емкость напрямую связана с пусковым током.

А пусковой ток как раз и влияет на запуск. Чем больше объем двигателя, тем больше силы тока нужно, чтобы его провернуть стартером, соответственно, тем больший должен быть пусковой ток.

Пусковой (стартерный) ток – это способность батареи выдавать максимальную силу тока за короткий промежуток времени. Измеряется пусковой ток в амперах (А) и на корпусе будет обозначаться как 540 А, 720 А, 850 А и т. д.

Чтобы завести малолитражный бензиновый автомобиль при температуре в 0 °C, понадобится около 200-300 ампер. Если же в этих условиях заводить бензиновый автомобиль с объемом 2,5 и более литров, то пусковой ток нужен больше 400 ампер. При понижении температуры возрастает потребность в пусковом токе.

В сильный мороз для запуска понадобится чуть ли не в 2 раза больше пускового тока, чем при плюсовой температуре для одного и того же автомобиля. Нужно это учитывать при выборе батареи, особенно для регионов с холодным климатом.

Можно купить аккумулятор для машины с большим пусковым током, чем рекомендует производитель, но никак не меньшим. Больший пусковой ток будет плюсом. Например, при долгом простое автомобиля, особенно при отрицательной температуре, пусковой ток все еще будет достаточен для запуска двигателя, ведь аккумулятор выбирался «с запасом». И в такой же ситуации пускового тока может не хватить если эта характеристика выбрана «впритык».

Также можно приобрести и АКБ с большей емкостью, чем рекомендует производитель. Больше емкость – дольше автономная работа потребителей. Но с емкостью можно и переборщить.

Чем больше емкость, тем дольше такая батарея будет заряжаться после N количества дней простоя. А если автомобиль используется довольно редко и поездки, как правило, короткие, то батарея (с большей емкостью) может не успевать зарядиться на 100%. А эксплуатация недозаряженной батареи сильно влияет на срок её службы, и он становится существенно короче.

Если же в машине стоит аккумулятор с существенно большей емкостью и автомобиль эксплуатируется часто, не реже, чем через день и минимум по нескольку часов, то тогда проблем с недозарядом не будет и увеличенная емкость будет приносить только плюс.

При обычных условиях эксплуатации аккумуляторную батарею можно приобрести с емкостью не более +30% от рекомендуемой.

К тому же место, отведённое под аккумулятор в подкапотном пространстве, не позволит установить батарею с большой емкостью, ведь чем больше емкость, тем больше размеры.

Устройство аккумулятора

АКБ, имеющая номинальное напряжение 12 вольт, как правило, состоит из шести автономных друг от друга ячеек, которые имеют меньшее напряжение (два вольта). Они собранные в одном корпусе и соединенные последовательно.

  1. Ячейка аккумулятора являет собой набор разнополюсных пластин, изолированных друг от друга с помощью кислотоупорных сепараторов.
  2. Корпус аккумулятора изготавливают из эбонита либо кислотоупорных пластмасс. В корпусе есть специальные отсеки для установки ячеек аккумулятора.
  3. Полюсную пластину изготавливают из свинца. Она имеет вид решетки, в ячейки которой впрессовывают активное вещество специального состава и пористой структуры, чтобы увеличить площадь соприкосновения с электролитом. Данное активное вещество изготавливают со свинцового порошка, куда добавляют серную кислоту. В отрицательные пластины также добавляют сернокислый барий. При формировании аккумулятора происходит заряжение пластин. Активное вещество в отрицательных пластинах превращается в губчатый свинец, а в плюсовых — в диоксид свинца.
  4. Электролит заливается в ячейки аккумулятора и предназначен для перемещения заряженных частиц от одного плюса к другому.

Принцип работы аккумулятора довольно прост. При подключении нагрузки, в АКБ начинают перемещаться заряженные частицы, в результате чего появляется ток. При заряде от зарядного устройства или генератора, напряжение заряда существенно превышает напряжение батареи, из-за чего движение частиц осуществляется в обратном направлении.

Виды автомобильных аккумуляторов

Современная промышленность производит различные виды аккумуляторных батарей. Чтобы не запутаться в обилии видов, остановимся на самых популярных изделиях, которые устанавливаются в настоящее время на автомобилях.

Это:

  • свинцово-кислотные;
  • AGM;
  • EFB.

Разберём каждую группу.

Свинцово-кислотные аккумуляторы

Состоят из пластин, выполненных из свинцового материала и электролита, компоненты размещены в 6 банках. К свинцу может быть добавлена сурьма или кальций.

Исходя из этого устройства разделяются на малосурьмянистые (маркировка Sb), кальциевые (Ca\Ca или Ca+) и гибридные типы (Sb\Ca или Hybrid Battery).

Наиболее популярными считаются два последних типа. Кальциевые, необслуживаемые аккумуляторы, отличаются большой ёмкостью, высокими показателями пускового тока. Жидкость в них практически не испаряется, благодаря крышкам особой системы. Это обуславливает большой срок их эксплуатации. Недостаток – высокая цена и нетерпимость к глубоким разрядам.

Гибридные, малообслуживаемые, батареи более стабильны в работе, в последнее время их популярность среди автомобилистов возрастает.

AGM (Absorbed Glass Material).

В таких изделиях электролит заключён в микропористый стекловолнистый материал и расположен между пластинами. АКБ отличаются высокими техническими характеристиками, устойчивостью к глубоким саморазрядам, имеют долгий срок службы.

Аккумуляторы такого типа устанавливают в авто, оснащённых системой Start/Stop.

EFB (Enhanced Flooded Battery).

В этих изделиях – обратная картина. Пластины обёрнуты в стекловолнистый материал, что препятствует их осыпанию. Параметр пускового тока, величина энергетического заряда в таких батареях на высоком уровне, а возможность длительного использования привлекает к себе потребителей.

Единственным недостатком обеих последних видов является их повышенная стоимость.

Гелевые аккумуляторы

Найдя практически идеальное решение по составу пластин аккумулятора, конструкторы батарей не собирались на этом останавливаться. Правда, теперь предметом их изысканий стал электролит – второй составляющий компонент любой аккумуляторной батареи. В новых АКБ жидкий электролит решено было заменить на гелеобразную массу. И результат не заставил себя ждать.

Во-первых, была практически полностью решена проблема текучести такой достаточно агрессивной жидкости, как электролит.

Во-вторых, плотная гелеобразная структура наполнителя препятствовала осыпанию пластин, что увеличивало срок их службы и, как следствие, время жизни всего аккумулятора.

И, в-третьих, гелевые батареи имели практически нулевой уровень саморазряда, что позволяло существенно увеличить срок их хранения без потери рабочих качеств.

Но на этом достоинства гелевых АКБ не заканчиваются. Одним из главных плюсов таких аккумуляторов стал высокий показатель пускового тока. Причём гелевые батареи могли выдавать его практически на любой стадии использования – даже будучи практически полностью разряженными. Кстати, для зарядки им требовалось куда меньше времени, чем «жидким» аналогам. Совокупность этих качеств сделала гелевые АКБ просто незаменимыми в ситуациях, когда автомобиль нужно было завести на морозе. Высокий пусковой ток позволял «раскрутить» двигатель даже с изрядно подмёрзшим маслом.

Правда, стоит сказать, что совсем уж экстремальный холод всё же негативно сказывался на свойствах геля. При температурах ниже -35 градусов он ещё больше густел, и этот фактор существенно снижал практически все показатели АКБ.

Боязнь низких температур открывает список недостатков гелевых аккумуляторов, которые, к сожалению, тоже имеют место быть. Также стоит упомянуть о том, что и очень высоких температур они тоже не любят. Значительный перегрев может привести к взрыву.

Ещё одним недостатком является чувствительность гелевых батарей к повышенному напряжению. Зарядка выше 14 вольт может полностью вывести АКБ из строя. То же можно сказать и о коротком замыкании – даже если аккумулятор с гелевым электролитом «закоротит» на одну-две секунды, можно считать, что дни его сочтены.

И, наконец, если до появления гелевых аккумуляторов самыми дорогими считались гибридные модели, то новые АКБ успешно сместили их с пьедестала. Высокая стоимость гелевых аккумуляторов позволяет использовать их только на автомобилях премиум-класса, а также внедорожниках и спецтехнике, которой приходится передвигаться по пересечённой местности. В последнем случае главную роль играет низкая текучесть геля и тот факт, что он не прольётся при любых наклонах автомобиля.

Кальциевые аккумуляторы

Как оказалось, даже существенное уменьшение количества сурьмы в аккумуляторных пластинах не позволило достичь желаемого снижения электролизных процессов. И тогда было принято решение отказаться от сурьмы полностью и найти другую легирующую добавку. Новым металлом, который добавляли в свинцовые пластины, стал кальций.

Кальциевые аккумуляторы практически не выкипали, что позволяло держать электролит на достаточном уровне весь срок эксплуатации батареи. Именно с таких моделей началась история так называемых необслуживаемых АКБ. Кстати, когда возникает вопрос «как определить тип аккумулятора автомобиля», достаточно просто посмотреть на его верхнюю крышку. Если она гладкая, без пробок, закрывающих банки, то смело можно утверждать, что перед нами аккумулятор необслуживаемый. Плюс технология, по которой производились кальциевые пластины, позволила существенно снизить их вес и, следовательно, вес всей батареи.

Ещё одним несомненным достоинством кальциевых аккумуляторов является их низкий уровень саморазряда. Даже малосурьмянистые батареи проигрывали кальциевым в этом вопросе более чем на 70 %.

Но решение одних проблем повлекло за собой возникновение других. Как оказалось, кальциевые АКБ очень плохо переносят глубокий разряд. Стоило буквально три-четыре раза посадить батарею в ноль, и она становилась непригодной для дальнейшего использования. Кроме этого такие аккумуляторы были чрезвычайно капризными к уровню напряжения и тока, так что любые скачки во время зарядки и эксплуатации также крайне негативно на них сказывались. Да и стоимость новых батарей была чуть ли не в четыре раза выше сурьмянистых аналогов.

Что такое автомобильный аккумулятор и его назначение?

Автомобильный аккумулятор представляет собой разновидность электрической АКБ. Применяется на автомобильных и мотоциклетных транспортных средствах. Назначение аккумулятора заключается в запуске двигателя, а также выполнении функций источника питания в бортовой сети машины при заглушенном моторе. Автомобильный аккумулятор также выступает в роли стабилизатора напряжения бортовой сети транспортного средства.

Наиболее распространенными являются АКБ с номинальным напряжением 12 вольт. Их можно встретить на легковых автомобилях, микроавтобусах, легких и средних грузовиках. Аккумуляторы с напряжением 6 вольт применяются на мотоциклетной технике. А батареи с напряжением 24 вольта эксплуатируются на тяжелых грузовиках, специальной и военной технике.

Номинальное напряжение, В Вид транспортного средства
Номинальное напряжение, В Вид транспортного средства
6 мопеды, квадроциклы, скутеры и т.п.
12 легковые автомобили, мотоциклы
24 грузовые автомобили, спецтехника

Свинцово-кислотный аккумулятор

Свинцово-кислотная батарея стала первым изобретенным аккумулятором, увидевшим свет и нашедшим широкое применение в автомобилях и ряде других технических приборов.

Свое название приспособление получило за счет опущенных в воду и серную кислоту пластин из свинца, выполняющих роль электродов, хотя с течением времени водород в устройстве начинает теряться.

Популярность такие приспособления получили неслучайно, а благодаря очевидным достоинствам:

  • отсутствие эффекта памяти;
  • наличие необслуживаемых экземпляров;
  • невысокая цена;
  • несложная конструкция;
  • надежная технология;
  • пониженный авторазряд;
  • потенциал увеличенной токоотдачи.

Хотя, несмотря на немалое количество достоинств, даже у этих моделей есть и свои слабые стороны:

  • невозможность хранения разряженными;
  • чрезмерная чувствительность к температурным изменениям, влияющая на продолжительность функциональности и жизни;
  • ограниченность транспортов и дозволяемых целых циклов разряда;
  • и, разумеется, самый очевидный изъян — пагубное влияние свинца на экологическую среду.

Назначение АКБ в автомобиле

Аккумулятор представляет собой один из ключевых элементов авто. Работая в бортовой сети автомобиля в связке генератором, он является источником электрического тока. Основные функции аккумуляторной батареи заключаются в следующем:

  • Обеспечение пуска мотора. Аккумулятор подаёт питание на стартер в момент запуска;
  • Обеспечение питания потребителей в сети автомобиля, когда мотор заглушён;
  • Обеспечивает питание во время поездки, если генератор перегружен.

Напряжение аккумуляторных батарей для легковых автомобилей составляет 12 вольт. Ёмкость может лежать в пределах 40─130 Ач. Пусковой ток 300─1300 ампер. Значения справедливы для АКБ легковых машин и лёгкого коммерческого транспорта.

К аккумулятору для автомобиля обычно предъявляют следующие требования:

  • небольшой саморазряд;
  • высокий пусковой ток;
  • компактные габариты;
  • отсутствие или минимум обслуживания.

виды аккумуляторов

Чтение маркировки

Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля, не запутавшись в нанесенной на его корпус маркировке? Здесь все просто. Принятая на постсоветском пространстве система маркирования АКБ представляет собой буквенно-цифровой индекс, в котором зашифрованы его основные характеристики. Например: 6СТ-60А1.

Здесь первая цифра указывает на число банок в АКБ, соединенных последовательно, в данном случае их 6. Буквы — это указание на функцию батареи, конкретно СТ означают «стартерная». Последующее двузначное число — емкость в ампер-часах. И последняя буква либо буква с цифрой — дополнительная информация.

Здесь А1 означает общую крышку. «Э» значило бы эбонитовый корпус, «Т» — моно-корпус из термопластичного пластика, «М» — внутренний разделитель из поливинилхлорида, «П» — полиэтилена. Буква «З», однако, означает залитую и полностью заряженную батарею.

Кроме нее на этикетке или корпусе аккумулятора будет указан логотип изготовителя, номинальная емкость (отдельно крупным шрифтом), стартовый ток при -18 градусах Цельсия, дата изготовления в формате ММ/ГГ, чистая масса, полярность клемм, уровень электролита, а также предупреждение об опасном содержимом.

Как проверить?

Правильно обслужить аккумулятор своими руками не сложно, для этого не требуется дорогостоящих приспособлений. Проверка уровня электролита — простая и незамысловатая процедура, но и тут есть свои нюансы.

Следуйте рекомендациям по проверке:

  • Снимаем батарею с автомобиля. Лучше, если это произойдет через 2-3 часа после длительной поездки — аккумулятор должен быть заряжен.
  • Пытаемся посмотреть уровень на просвет — это хорошо видно на светлых корпусах, либо по прозрачной вставке в пластиковом корпусе батареи.
  • Откручиваем пробки банок. Они иногда спрятаны под защитной пластинкой или наклейкой. Потребуется широкая плоская отвертка, использовать подручные средства нельзя — сорвутся грани, дальнейший доступ будет затруднен.
  • Электролит виден визуально — светим внутрь отверстия фонариком, видим жидкость, на некоторых батареях, под пробками находятся специальные «язычки», которые должны быть погружены в электролит, и показывают его необходимый уровень. Если электролит не видно — используем инструментальные методы.
  • Для проверки потребуется стеклянная или пластиковая трубочка (идеально подходит прозрачный корпус шариковой ручки). Вставляем ее в отверстие и упираем в пластины. Закрываем пальцем верхний конец трубочки, поднимаем. Воздушный колокол не даст электролиту вылиться из трубки — уровень виден сразу. После измерения обязательно выливаем электролит обратно в банку, трубочку промываем в проточной воде.

При обращении с аккумуляторами нельзя допускать резких движений, бросков, толчков

Следует производить все работы осторожно и правильно подобранным инструментом

Как определить в необслуживаемом АКБ?

Статус необслуживаемых батарей носят несколько типов — гелевые, стекловолоконные и с крышкой-лабиринтом. Обслужить можно только последний, просверлив в крышке отверстия для доступа в банку. Если на наклейке есть буквы GEL или AGM, вмешательство в работу батареи может привести к ее выходу из строя.

Зачастую для проверки уровня электролита предусмотрены специальные «глазки», и подробно разъясняется как ими пользоваться.

После вмешательства работа крышки-лабиринта будет нарушена, и аккумулятор становится обычным. После проверки уровня отверстия затыкаются подходящими по размеру пластиковыми пробками. При сверлении отверстий нельзя допускать попадания стружки внутрь банки. О том как сделать это правильно можно прочесть

Проводить обслуживание высокотехнологичных батарей без видимой причины нельзя — только если есть нарекания в работе и все равно придется покупать новую — только в этом случае можно вскрывать герметичные банки.

Назначение аккумулятора в автомобиле

Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они.

Автомобильный аккумулятор

Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции:

  1. Подача электроэнергии на . Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
  2. Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора.
  3. Автономное питание бортовой сети автомобиля.

Каждый аккумулятор имеет определенную емкость и заряд. При работе двигателя всю нагрузку на электропитание берет на себя генератор. Он же заряжает аккумулятор во время движения. Если мощности не хватает, подключается батарея. Определенное время АКБ может обеспечить автономное питание.

Располагается АКБ, как правило, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного грузового транспорта. Это связано с тем, что кислота, находящаяся внутри, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может просочиться через корпус или выделиться в виде газа

С аккумулятором следует обращаться осторожно

Более безопасны необслуживаемые АКБ, внутри которых нет жидкого электролита. Такие батареи практически не выделяют вредных паров и их можно использовать где угодно. Среди альтернативных мест размещения аккумулятора можно выделить багажное отделение и под сиденьем водителя.

Определение необслуживаемых аккумуляторов

С появлением аккумуляторов типа Са/Са стали применять понятие необслуживаемых источников питания. Подобный вариант исполнения характеризуется следующими особенностями:

  1. Положительные и отрицательные решетки изготавливаются из сплава свинца и кальция. Обслуживаемые варианты исполнения изготавливали при использовании сплава свинца и сурьмы.
  2. Высокая концентрация сурьмы приводит к быстрому испарению воды. Вследствие этого уровень электролита существенно падал, и приходилось периодически добавлять воду.
  3. При изготовлении пластин учитывается, что концентрация сурьмы должна быть не более 6%. Современные технологии производства позволяют контролировать концентрацию этого химического элемента с высокой точностью.

Несмотря на то что необслуживаемые варианты исполнения изготавливаются при применении малого количества сурьмы, жидкость также со временем уходит. Это связано с особенностями химических и других процессов, которые проходят внутри конструкции на момент эксплуатации батареи и ее длительного хранения.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля нужно проводить по причине постепенного падения уровня электролита. К особенностям работы современных аккумуляторов относятся следующие моменты:

  1. При разрядке автомобильного АКБ на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислоты. При этом одновременно на катоде происходит окисление свинца.
  2. На момент зарядки АКБ процесс идет в противоположном направлении.
  3. Использовать пластины из чистого свинца не получается по причине их малой прочности. Именно поэтому стали добавлять сурьму, которая может существенно повысить прочность структуры.
  4. Сурьма становится катализатором гидролиза — процесса разложения воды на элементы водорода и кислорода. Внешне процесс выглядит как кипение, в ходе которого происходит уменьшение количества воды.

В последнее время в продажу стали поставлять большое количество АКБ без отверстий, которые обеспечивают доступ к внутренней части банок. Для проверки емкости на корпусе создается специальная шкала. Поэтому использовать обычный метод проверки емкости, который предусматривает применение стеклянного стержня, в этом случае не получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector