Классические грязевые соревнования бигфутов, здесь есть на что посмотреть

Как устроены «монстр-траки»

Делать «монстр-траки» на основе серийных пикапов попросту невозможно — они не выдерживают огромных нагрузок. Так что сейчас это такие же прототипы, как, например, в гонках DTM или NASCAR, а их стеклопластиковая скорлупа может быть стилизована под что угодно. Даже под американский школьный автобус!

В этом кроется ещё один секрет популярности «монстр-траков» — каждый из них уникален, поэтому машинам присваиваются собственные имена и у любого из зрителей есть свой любимчик. Не отставала и виртуальная реальность — в 1996 году дебютировала игра Monster Truck Madness, изданная компанией Microsoft. Разработчики получили лицензию на использование копий 12 настоящих «монстр-траков».

Под внешней оболочкой скрывается пространственная трубчатая рама из стальных и хром-молибденовых труб. К ней крепится шасси с двойными или тройными амортизаторами (а иногда их ставят даже по четыре на каждое колесо!), листовыми рессорами и огромными ходами колёс — до 70 сантиметров! Задача подвески — не только предотвратить нежелательные отскоки при прыжках, но и сгладить серьёзные перегрузки, действующие на гонщиков. Думаете, что это исключительно мужской спорт? Дебра Мичели доказала обратное. Экс-чемпионка мира по реслингу среди женщин по завершении карьеры добилась успеха и в управлении многотонными монстрами — в 2005-м, она выиграла престижнейший мировой финал Monster Jam, в котором побила своего тренера! Между прочим, ей тогда был 41 год.

Мотор установлен сзади в пределах базы, чтобы машина меньше клевала носом во время приземления, а также для облегчения обслуживания. К слову, с двигателями гонщикам на «монстр-траках» помогли специалисты из дрэг-рэйсинга — гигантам нужно быстро разгоняться с места и преодолевать препятствия. На «бигфутах» фабрики Чэндлера используется V8 Ford объёмом 9,3 литра с механическим нагнетателем. Выдаёт это пламенное сердце свыше 1,5 тысяч «лошадей» и почти 1700 Н∙м крутящего момента, но есть агрегаты под 2000 л.с. Питаются они метанолом и плохим аппетитом не страдают — расход может доходить до 17 литров на. километр! Кстати, в 2012 году компания Bigfoot выкатила пикап с. электромотором — смотрите видеоролик ниже.

Отдельного упоминания заслуживают колёса — на «монстр-траки» ставят шины от сельхозтехники диаметром чуть больше 1,5 метра, но сначала «сбривают» с них часть протектора для улучшения сцепления с трассой и. облегчения. С каждой шины удаётся убрать около 100 кг, но всё равно колесо в сборе будет весить порядка 300 кг! Неудивительно, что сильнее всего достаётся трансмиссии. Поэтому в «монстр-траках» используются древние двух- и трёхступенчатые американские автоматические коробки, некоторые из которых выпускались ещё 60 лет назад! Их выбирают за простоту конструкции и надёжность и, конечно, серьёзно модернизируют. А на колёса момент передают планетарные редукторы и толстенные приводные валы.

Разумеется, рама включает в себя и интегрированную силовую клетку кокпита, а все гонщики обязаны использовать самую современную экипировку. Конструкции массой до 6 тонн могут взлетать в воздух на высоту до 10 метров, а в 1999 году «Bigfoot 14» установил мировой рекорд в своей категории по прыжку в длину, пролетев более 60 метров над стоящим на земле лайнером Boeing 727! Поэтому с безопасностью тут шутить нельзя — часто машины переворачиваются или приземляются совсем не так, как рассчитывают пилоты. К сожалению, нередки и случаи, когда «монстр-траки» калечат зрителей — иногда даже с летальным исходом.

Краткий гид по Monster Trucks

Что такое монстр-трак?

Monster Trucks — это автомобили, чаще пикапы (но не обязательно), с гигантскими колесами, которые принадлежат командам и пилотируются профессиональными водителями на шоу с элементами соревнований. Примерно 3,5 метра в высоту и 3,5 метра в длину, весом 4 — 5,6 тонн.

Как они устроены?

Как правило, у них стеклопластиковые кузова на трубчатой раме с прямыми линиями, подвеска four-link (по 4 продольных рычага на ось), усиленные мосты, гидравлическое рулевое управление на обеих осях.

Двигатели работают на метаноле. Мощность от 1350 до 2000 лошадиных сил. Эти монстры способны развивать 120-130 км/час.

Объем двигателей в Monster Jam ограничен 575 кубическими дюймами, то есть 9,5 литрами. Расход — около 26 литров на милю (1,6 км). Объем баков — около 80 литров.

Траки для Monster Jam Trucks используют кастомную резину 66 дюймов в высоту и 43 дюйма в ширину, и каждая команда меняет примерно восемь комплектов в год. Ручная резка одной такой шины занимает до 50 часов интенсивного труда. Средняя стоимость — 2600 долларов США каждая.

Оснащенный двойной системой рулевого управления и длинноходной подвеской, один трак Monster Jam требует более 600 000$ в год на постройку, ремонт, транспортировку и прочее.

А что там насчет безопасности?

— Система инспекции машины по 50 пунктам перед каждым шоу — Система дистанционного выключениея зажигания RII (Remote Ignition Interrupt) — Бортовая система пожаротушения — Силовой каркас— Пятиточечные спортивные ремни безопасности— Экипировка пилота, шлем

Ну и в чем они соревнуются?

Грузовики Monster проходят через крытые мотокроссные курсы грязи, в которых есть множество трамплинов и препятствий. Оценивается на время прохождения трассы по одному, или устраивается забег бок-о-бок, на вылет.

Шоу также включают в себя фристайлы, в которых водители пытаются совершать трюки, проде донатсов, езде на двух колесах, сальто и разрушение лекговых машин. Они получают очки, основанные на их трюках и качестве исполнения.

Как появились шоу монстр-траков?

В 1970-е годы соревнования жестко модифицированых, лифтованых пикапов начали завоевывать национальную популярность. Бигфут Боба Чандлера считается пионером, будучи первым грузовиком, который раздавил другие автомобили. Это было сделано просто для толпы, но стало национальной сенсацией, и были созданы организации для регулирования и продвижения таких шоу. Теперь, монстр-траки являются оригинальными, уникальными автомобилями, но исключительно для гастролей по шоу и соревнованиям.

Какие были самые изветсные монстры?

Два самых известных Bigfoot и Grave Digger (Гробокопатель)Последний по-прежнему конкурирует в национальных гастрольных шоу.

Сенсационное видео

Роджер Паттесон и Роберт Гимлин со следами бигфута

20 октября 1967 года американский исследователь Роджер Паттерсон и его друг Роберт Гимлин ехали на лошадях вдоль поросшего лесом ущелья Блафф Крик (Калифорния, США). Неожиданно у ручья они увидели сидящее на корточках человекоподобное существо женского пола, которое, заметив людей стало уходить в лес. Паттерсон соскочил с лошади и кинулся наперерез, снимая бигфута на камеру. ему удалось подобраться к нему на 40 м. Вскоре после этого Роджер Паттерсон тяжело заболел и умер в возрасте 39 лет. Делом занялся коллега Паттерсона Рене Дахинден.

Исследования специалистов в России

После неудачи в США, Рене Дахинден отправился в СССР, в Москву. К анализу фильма приступили лучшие криминалисты, ортопеды-протезисты, скульпторы и биомеханики. Вывод, который они сделали полностью оправдал Паттерсона от унизительных подозрений.

Неизвестный науке гоминид женского пола, ростом от 185 до 210 см. Существо обладает прекрасной хорошо автоматизированной системой движений. Все движения объединены в единое целое, в хорошо слаженную систему, не типичную для человека.

Вывод советских специалистов

Кадр из видео 2012 года

Позже были сняты и другие видео, самое последнее было снято 24 августа 2012 года в Огайо (США).

Пен Белый Йети

Сняты видео была Снята 29 Декабря 2009 года в Пенсильвания США

Кадр из Видео 2009 года

В 1913 году на ферме семьи Мишелин (залив Гус-Бэй, п-ов Лабрадор, Канада) произошла серия наблюдений Бигфута.

Первое появление «белогривой твари»

Маленькая девочка играла на опушке леса и вдруг заметила огромного волосатого гоминида с длинными, почти до земли, руками. Существо было ростом более двух метров, но часто вставало на четыре лапы. На голове у него была белая грива. Существо ухмыльнулось и направилось к девочке. На её крик прибежали взрослые, но «белогривая тварь» уже скрылась в лесу.

В медвежьи капканы существ не попало, охотники так же не нашли его. Животное прозвали «дьяволом».

Лицо в окне

Однажды в полдень дочь Мишелин, похолодев от ужаса, увидела в окне &;страшную физиономию, которая поглядывала на жизнь людей. Девочка закричала, а миссис Мишелин выбежала во двор с ружьём на готове. Она успела увидеть голову существа с белым хохолком, скрывающееся в ивовых кустах и выстрелила в сторону существа.

Стычка с собаками

Как-то ночью существо и собаки столкнулись нос к носу и бигфут швырнул в них кусок дерева, но промахнулся. Деревяшка попала в угол здания с такой силой, что строение задрожало.

Технический момент

Издалека техника, участвующая в подобных шоу, очень походит на детские игрушки, благодаря неестественным пропорциям кузова и колес. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что это вовсе не детская забава. Кузов американского рамного внедорожника или маслкара в сочетании с колесами с человеческий рост и подвеской с фантастически большим ходом около 70 сантиметров приводит зрителей в восторг. Тут все поражает своими размерами: огромная высота машин, огромные покрышки, огромный объем двигателей, которые пожирают по 10 литров топлива в минуту. Они прыгают и переворачиваются словно неваляшки, но не стоит обманываться на счет их массы: весит такой агрегат не меньше 7 тонн. 

Первые представители этого жанра были неповоротливыми, а обычная рессорная подвеска с ходом до 15 сантиметров приводила к регулярным травмам у водителей. Сейчас все иначе, создатели монстр-траков подходят к постройке новых большеколесных шедевров с большим мастерством и используют все технологические дары современного века. Изготовление профессионального супертрака начинается с конструирования пространственной хромомолибденовой рамы, на которую впоследствии устанавливаться все остальные узлы и агрегаты. Ее форма просчитывается на компьютере, что позволяет заранее оценить распределение нагрузок и максимально облегчить конструкцию, хотя одна только готовая рама будет весить под тонну.  

Рама монстр-трака

Борьба с весом для монстр-траков не пустой звук, ведь одно только колесо может весить 500 килограмм. Облегчение шин заключается в обрезке протектора, так удается избавиться примерно от 150 килограмм веса с одного колеса. В итоге колеса будет весить 1,5 тонны, а теперь представьте, какой нужен мотор, чтобы все это вращать.

Двигатель для профессионального Monster Truck должен иметь архитектуру Big Block и отличаться объемом не менее 9,5 литров. Также обязательно наличие механического нагнетателя воздуха. Мощность такого зверского агрегата может достигать 1500 лошадиных сил, а питается он обычно метанолом. 

Монстр-траки умеют приделывать невероятные трюки и двигаются не так, как обычные машины. Все благодаря полноуправляемому шасси – поворотом задних колес тут тоже можно управлять, для этого предусмотрен специальный тумблер близ селектора трансмиссии. Коробки передач чаще всего используются автоматические

Бигфуты выходят на дорогу

Оно было просто огромно. Такой гигант, похожий на обезьяну. Определённо, бигфут.

воспоминания Луизы Бакстер

Встреча с бигфутом

Вечером 19 августа 1970 года Луиза Бакстер из Скамании (штат Вашингтон, США) проезжала парк трейлеров у Бикон-Рок, когда у её автомобиля спустила шина. Мисскис Бакстер поменяла колесо и неожиданно ощутила на себе чей-то взгляд.

Посмотрев на полосу леса, тянужуюся от обочины, женщина с ужасом заметила крупную морду неизвестного существа коричневого окраса шерсти. Миссис Бакстер с криком прыгнула в автомобиль и нажала на газ. Взглянув в зеркало заднего обзора, она увидела, что существо вышло на дорогу и застыло, встав в полный рост.

И это не единственный случай, и далеко не последний. В США и Канаде всё больше и больше дорог, и бигфутам всё чаще приходится их переходить. При этом на отметить, что ещё не одна машина не сбила бигфута.

Историческая справка

Родоначальником жанра стал простой строитель Боб Чандлер, родом из штата Миссури. Дело было в середине семидесятых, тогда Боб приобрел себе новый Ford F-250 и начал модифицировать его в сторону увеличения проходимости

После того, как он добавил к своему пикапу огромные колеса, его Форд начали называть «Bigfoot», что переводится как «снежный человек», а сам Боб привлек внимание общественности, что привело к зарождению субкультуры. Уже в 1979 году Чандлер со своим Bigfoot начал участвовать в различных шоу, а в следующем году сцена с гонками на монстр-карах было показана в популярном фильме, и количество последователей и фанатов культуры увеличилось в разы. 

Тот самый BigFoot

С каждым новым построенным траком, грузовики становились все больше и больше. Со временем машина с огромными колесами уже перестала приводить публику в восторг и нужно было придумывать как удивлять общественность дальше.  Идея принадлежит тому же Бобу Чандлеру, который выяснил, что его грузовик может мастерски давить легковушки. 

Рекорды и трюки

Соревнования по монстр-траку могут представлять собой гонки на скорость по бездорожью, преодоление специально построенных препятствий, прыжки через препятствия. Зрелищность прохождения трассы имеет большее значение по сравнению со скоростью. Спустя полстолетия с момента зарождения монстр-траков огромное значение на подобных представлениях остается момент с переездом легковушек. 

Также был создан так называемый BigFoot5, который стал самым большим монстр-траком в мире.  Его высота составляет 4,6 метров, а диаметр колес достиг 3 метров. Весит такой зверь 17 тонн. 

В 2010 году на соревнованиях монстр-траков впервые удалось совершить бэкфлип, то есть кувырок назад с постановкой на колеса. До этого подобные трюки тоже совершались, но грузовик обычно оставался лежать на крыше или на боку. А в 2017 году Ли О’Доннела на последних минутах своего выступления совершил уже привычный бэкфлип, а после него фронтфлип – кувырок вперед с постановкой на колеса. 

Бэкфлип

В 2013 году был установлен еще один фантастический рекорд. Машина под названием «Bad Habit» смогла в буквальном смысле пролететь 72 метра, использовав земляную насыпь в качестве трамплина.

Соревнования

Сейчас самым крутым состязанием на «монстер-траках» является серия Monster Jam, которая проходит на различных стадионах и включает в себя два типа программы: гонки и фристайл. С первой частью всё ясно — выигравший в заезде грузовик переходит в следующий этап, а во второй за разные дополнительные элементы начисляются очки и добавляется время: изначально пилоту даётся 90 секунд, за которые он должен показать свои умения на специально выстроенной арене с препятствиями. И тут всё ограничено только фантазией: можно крутить «пончики», вставать на два колеса, прыгать на трамплинах, крушить покорёженные легковушки и даже делать сальто назад! Как это выглядит, смотрите в видеоролике ниже. Захватывающее зрелище!

Наконец, лучшие из лучших встречаются на ежегодном мировом финале Monster Jam в Лас-Вегасе, который не просто собирает тысячи зрителей, но и транслируется по телевизионным каналам в прямом эфире. И победителю выплачиваются солидные призовые. А как иначе содержать такого монстра, постройка и обслуживание которого требует примерно 600 тысяч долларов?

Зарождение «бигфутов»

Началась эта история в США в 70-х годах прошлого века — как ни странно, пикапы на огромных колёсах вовсе не задумывались для какого-либо шоу. Обычный строитель из Сент-Луиса Боб Чэндлер любил использовать свой Ford F-250 для внедорожных вылазок, но частенько они заканчивались плачевно для автомобиля, а магазинов с запчастями поблизости было мало. В итоге Боб и его семья решили открыть свою лавку. И для привлечения внимания публики он поставил на свой пикап колёса от трактора.

И понеслась! Людям полюбилось шоу, где ревущие монстры на огромных колёсах носились по грязи, поднимали клубы пыли, прыгали, перетягивали друг друга и крушили машины. Подобных представлений становилось всё больше, и в итоге соревнования «монстр-траков», как их метко назвали, попали под эгиду ассоциации USHRA (United States Hot Rod Association). В борьбе за симпатии публики владельцы пикапов выдумывали сумасшедшие расцветки и ставили всё более крупные колёса, но и тут не обошлось без Чендлера, который на «Bigfoot V» установил гигантские «катки» диаметром более 3 метров (каждое массой в тонну!) и попал за это в Книгу рекордов Гиннесса.

Йети? Нет! Саскватч? Нет! А что же?! БИГФУТ и МОНСТР-ТРАК.

Доброго времени суток всем читателям и “Смотровчанам”. Сегодняшний пост посвящен кратенькому, но богатому экскурсу сквозь время по стопам BigFoot’ов и Monster Truck’ов. Многие спросят: “А зачем же ты сделал этот сборник фактов? Ведь они в интернете наверняка есть.”. “Да”, скажу я, “они есть, но во-первых, не все, а во-вторых, честно признаюсь очень надоедает порой искать информацию и собирать ее по крупицам. Так почему же не выложить комплексную статью на “Смотре”? И приятно и полезно.”

Ну чтож, приступим:

“начинки”«самый мощный и величественный пикап»“кулибин”Боб Чандлер (Bob Chandler)BIGFOOT the first Monster TruckМонстра

Вслед за Bigfoot’ом на колеса диаметром 1,7-1,8 м «пересели» и другие «монстры»: King Kong и Bear Foot. Позже и другие известные грузовики увидели свет: King Krunch, USA-1, Virginia Giant. Ранние модификации таких машин собирали на базе массовых ходовых частей, подвесок, заранее усиленных рессорами, заводских кузовов и тяжелых мостов, способных выдержать такие колеса. В результате такие автомобили были сверх тяжелыми. Обычно вес ранних Monster Trucks варьировался от 5,9 до 9 тонн, и им приходилось “взбираться” по своим «жертвам».

Решающие 80-е! В начале 80х годов 20-го столетия «монстр-траки» были чем-то вроде “шутов”, устраивая шоу для “разогрева” зрителей на автошоу. Начиная с 1985 года основные компании PR, в частности USHRA и TNT Motorsports, стали регулярно организовывать и проводить гонки на таких грузовиках. Суть соревнований заключалась в том, чтобы обогнать соперника на дороге, однако по всей длине трасса была захломлена как бабушкин чердак. Такие изменения стали основной причиной, по которой владельцы машин были заинтересованы строить автомобили меньшей массы и большей мощности.

Первый чемпионат, организованный TNT Motorsports в 1988 году, стал первым камнем в укладке фундамента команд. Примерно период 80х-90х гг. стал “инновационным”: начали использовать рамы из рельса, кузова из стекловолокна и облегченные оси для уменьшения веса и увеличения скорости автомобиля. В 1988 году в целях стандартизации правил создания «монстр-траков» и техники безопасности была учреждена ассоциация Monster Truck Racing Association (MTRA). Именно эта ассоциация, учрежденная Бобом Чандлером и Джорджом Карпентером, ввела стандартные правила безопасности для регулирования производства автомобилей на больших колесах. Данная организация до сих пор имеет особый статус и особое положение в развитии данного вида автоспорта в США и странах Евросоюза.

В том же 1988 году некоторые команды начали задумываться о новых способах строительства автомобилей на больших мощных колёсах. Ближе к 1988 году Gary Cook и David Morris дебютировали со своим авто – Equalizer. В данном проекте подвеска была выполнена оригинальным для того времени способом – на основе винтовых пружин и амортизаторов, а не на рессорных листах и амортизаторах, как это было принято ранее.

В 1991 году ассоциация TNT была продана USHRA, и в связи с этим произошло соединение стандартов воедино. Популярность чемпионата “Special Events” стала расти. Если ранее для того чтобы участвовать в USHRA, необходимо было получить приглашение, то в новом чемпионате требовалось пройти отбор, что увеличило интерес общественности к гонкам. Серия Special Events потеряла спонсорство Pendaliner в 1996 году, однако существует и по сей день.

С начала 1993 года мероприятия USHRA стали более свободными, получив фристайл-статус

Промоутеры обратили внимание на рост популярности фристайла среди фанатов, и в 2000 году USHRA начали практиковать вольный стиль в качестве части обязательной программы чемпионатов. Участники просто выезжали по очереди на трек и сами решали, что им ломать, громить, как крутиться и прыгать

Мероприятия с участием «монстр-траков» до сих пор пользуются особой популярностью, особенно в Северной Америке(в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Торонто) и, реже, в Европе(в Великобритании, Стокгольме, Амстердаме, Антверпене, Цюрихе и Милане). Мероприятия с участием машин на больших колесах являются вторыми по популярности развлекательными мероприятиями после диснеевского шоу «Танцы на льду».

Спасибо всем тем, кто дочитал, кому хватило терпения и внимания

Респект тем, кто с нами. ((C) Ноггано)

(C) Copyright reserved (R) Registered

Первые машины-монстры и современные бигфуты: что это и зачем

Бигфутами их стали называть по имени собственному одной такой машины. Американец Боб Чендлер, пионер строения монстро-траков, дал своему модифицированному пикапу имя «Bigfoot». Позже слово «бигфут» стало обозначать все монстро-траки, примерно, как «ксерокс» — все копировальные аппараты.

Чендлер прокачал свой Ford F-250 в 1979 году и уже через пару лет продемонстрировал его способности, устроив показательное выступление, — бигфут с гигантскими колесами, рулевым управлением на 4 колеса и восьмицилиндровым движком раздавил несколько обычных машин.

Сейчас по всему миру живут тысячи любителей бигфутов, которые участвуют в специальных соревнованиях машин-монстров, «Monster jam». И там есть на что посмотреть: авто весом в несколько тонн и «ростом» под четыре метра могут разогнаться до 100 км/ч всего за 5 секунд, подпрыгнуть на 10 метров вверх или на несколько десятков метров в длину, например, перескочить через ряд припаркованных машин. Проводят «драки» бигфутов и гонки, прыжки через препятствия, акробатические соревнования. Слава богу, что они не ездят по улицам, ведь, кроме прочих пугающих способностей, эти авто крайне неэкологичны.

Кстати, чтобы на все это посмотреть, необязательно лететь в Штаты: соревнования бигфутов проходят и в России. Например, на шоу в Москве бигфуты боролись с танками, а в Ярославле — давили машины.

До середины 80-х бигфуты все росли и росли: авто Чендлера Bigfoot 5, ростом 6 метров, имело шины Firestone Tundra Tires диаметром больше 3 метров и весило больше 17 т. Позже на передний план вышли точные расчеты, позволявшие бигфутам меньшего роста быть более маневренными и «сильными», чем их громадные соперники.

В отличие от первых монстро-траков, современные бигфуты, как правило, не пикапы, а багги. Кузовные элементы изготавливаются из стекловолокна, трансмиссии — либо специально изготовленные, либо модифицированные, используются элементы от тяжелых грузовиков. Первые дерби проходили в довольно диких по нынешним меркам условиях. Сейчас пилоты на соревнованиях используют массу защиты: кроме обычных ремней безопасности, это защита шеи и несгораемые костюмы. В самих авто для безопасности водителя устанавливается мощный каркас из труб, закрепляются все потенциально опасные детали, а пожароопасные элементы отделены несгораемым экраном.

Надо заметить, что, кроме спортивных бигфутов настоящего и бигфутов-пикапов прошлого, есть и весьма странные модификации «монстров». Например, пользователь Facebook под ником Marchettino выложил видео, где бигфутом стал кабриолет Rolls-Royce Phantom Drophead (по-видимому, от него взят кузов).

В плену у бигфута

Альберт Остман (справа), 1957 год

Но самое интересное свидетельство — свидетельство о похищении Альберта Остмана.

Похищение

Это произошло в 1924 году, девятнадцатилетний лесоруб из Швеции, Альберт Остман спал в спальном мешке под Ванкувером.

Вдруг его мешок кто-то схватил и понёс через лес. Всю дорогу Альберт старался вырваться, но безуспешно.

Жизнь у бигфутов

С рассветом Остман оказался в пещере и понял, что находится в плену семьи бигфутов — самца, самки и двух детёнышей. У него было ружьё, но он не хотел стрелять, ведь волосатые люди относились к нему более чем дружелюбно. Они предоставляли ему полную свободу в пределах долины, но перемещался он под постоянным наблюдением одного из существ. Самка иногда относилась к нему агрессивно, но самец защищал его. Похоже, Альберт стал домашним любимцем семьи сасквочей. Так продолжалось неделю.

Побег

Однажды Остман дал хозяину ущелья нюхательный табак, но самец бигфута принял его за еду и побежал к реке полоскать рот. Альберт Остман собрал все силы и побежал из долины к цивилизации.

Его сведения могли бы оказаться полезными, но он рассказал о них только в семидесятые годы. Многие отнеслись к этой истории как к вымыслу…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector