Особенности использования брдм гражданскими лицами. права и оформление
Содержание:
- Как поставить на учёт списанную военную технику?
- Чем можно владеть?
- Модификации
- Недостатки модели и их устранение
- История обслуживания
- Технические характеристики
- Тактико-технические характеристики БРДМ-3
- БРДМ-2 — старожил в армии
- Принцип работы
- Продают ли в России военную технику?
- История создания
- Как на учёт ставить будем?
- Вооружение
- Устройство МТЛБ
- Особенности покупки БРДМ
- Средства наблюдения и связь
- История создания
- Навигация и система управления огнём БРДМ-3
- Тактико-технические характеристики БРДМ-1
- Боевое применение
Как поставить на учёт списанную военную технику?
Итак, купить автомобиль, некогда защищавший рубежи необъятной Родины, не проблема. А что дальше? Как далеко на нём можно уехать? Здорово, конечно, собрать музей, но у людей, располагающих такими ресурсами, есть личные юристы и связи в органах. А что делать относительно простому человеку? Собрал он миллион рублей, купил БТР или «ГАЗ», и хочет пользоваться им по закону.
Регистрацией самоходных машин, к которым относятся списанные военные образцы, занимается Гостехнадзор. И, как утверждают энтузиасты, в последнее время ведомство ужесточило политику. Правда это или нет, узнаем чуть позже. А сейчас – приведём обязательные требования к транспортным средствам, подлежащим регистрации в Гостехнадзоре, и к соискателю:
- Объём мотора – свыше 50 кубических сантиметров;
- Максимальная скорость – не более 50 км/час;
- Сфера использования – сельское хозяйство, дорожное и гражданское строительство, прочее;
- Предназначение – движение вне дорог;
- Подготовленные документы: полис ОСАГО, паспорта владельца, заявление, уплата госпошлины (1500+500+350 рублей), правоустанавливающие документы (договор купли-продажи), свидетельство о регистрации, акт осмотра.
Госпошлина покрывает выдачу регистрационного свидетельства и номерных знаков, изменений в ПТС. В случае покупки спецтехники у предыдущего продавца должны быть транзитные номера.
Важно: перед постановкой на учёт прохождение техосмотра обязательно. Найти орган, ответственный за процедуру, проще всего в интернете
Кстати, провести осмотр можно и на выезде (к примеру, если на технику установлены гусеницы).
Чем можно владеть?
Итак, несмотря на определённую спорность ситуации, обладать боевыми машинами можно. Главное требование – они должны быть приобретены легально. Затруднительно найти единый документ, устанавливающий перечень объектов, которыми обычному человеку владеть нельзя. Но можно пойти от противного и посмотреть Уголовный кодекс и КоАП РФ, чтобы понять, в каких случаях наступает ответственность.
Например, в ст.189 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконный экспорт военной техники. В ст.349 УК РФ установлены санкции за утрату военного имущества. Само понятие техники, как ни странно, описано в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2012 N 581.
Приведём его близко к тексту:
военная техника – создаваемые по заданию или документации государственного заказчика технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения армии, а также для контроля и испытания вооружения (военной техники).
Есть ощущение, что это определение писали именно люди в погонах. Получается, вещь в себе: военная техника – это технические средства, предназначенные для военных. Но в том же документе есть важная оговорка. Если агрегаты и узлы используются для гражданских нужд, такая техника перестаёт быть военной. Возьмём на себя смелость обобщить, что же хотели сказать авторы документа.
Общие требования к военным машинам для гражданских нужд:
- отсутствие узлов и агрегатов, которые относятся к вооружению, его компонентам и элементам;
- предварительная демилитаризация (производится подразделениями Минобороны);
- использование в мирных целях (не для ведения боёв, учений и контроля над ними);
- легальное приобретение;
- наличие документов, позволяющих направить изделия в гражданский оборот (например, договор купли-продажи с воинским подразделением, которым оно реализует ненужные ему вещи).
Сомневаюсь, что легально можно владеть вышеуказанным приспособлением. Почему? Ствол внешне слишком сильно напоминает компонент огнестрельного оружия (или даже орудия).
Модификации
- Известно 4 комплектации гусеничного землеройного агрегата ДТ-75:
- С1 — в запасе может иметь выносные цилиндры, элементы гидросистемы и задней навески.
- С2 — может комплектоваться баком гидросистемы и распределителем.
- С3 — идёт без дополнительного оборудования, как у С1.
- С4 — похож комплектацией на С1, но без цилиндра выносного типа.
- Для того, чтобы взять в аренду спецтехнику для транспортировки агрегата к месту работы, надо арендодателю сообщить данные о том, сколько весит бульдозер ДТ-75. Раньше популярно было использовать железнодорожные платформы, а сейчас автомобильную технику, что значительно дешевле.
Семейство ДТ 75 включает множество модернизированных версий и модификаций. Наиболее известными вариациями бульдозера являются:
- ДТ 75Б – болотоходная модификация, отличающаяся от базовой версии возможностью настройки положения направляющих катков и более широкими гусеницами. Изменения позволяют использовать бульдозер на болотистых и вязких грунтах с максимальной эффективностью;
- ДТ 75К – версия с улучшенной устойчивостью и возможностью работать на склоне до 20 градусов. Бульдозер комплектуется обновленной трансмиссией и модернизированной системой подачи горючего.
- ДТ 75Н – версия с мотором СМД-18Н;
- ДТ 75Д – модификация с агрегатом А-41;
- ДТ 75РМ – вариация с двигателем РМ-120.
Модификации бульдозера являются не менее популярными, чем базовая версия. Спрос на модель обусловлен следующими особенностями:
- простая конструкция, позволяющая выполнять ремонт в полевых условиях;
- длительный срок службы и высокая ремонтопригодность;
- мощные силовые установки. С их помощью бульдозер может решать самые сложные задачи;
- модернизированные гусеничные шасси с повышенной проходимостью;
- разнообразие навесных устройств;
- простота управления (рычаги находятся рядом с оператором);
- дешевизна самой техники и запчастей к ней.
Недостатки модели и их устранение
Военные автомобили в ходе испытаний получили следующие отзывы:
Крутящий момент, который вырабатывался более мощным мотором, передавался трансмиссией не в полном объеме.
Машина оказалась неустойчивой на поворотах. Этому способствовала узкая автомобильная колея, которая образовывалась за счет установленных мостов от «шишиги». По этой же причине автомобиль не мог двигаться по танковой колее.
Открытая турель, на которой размещалось вооружение, не защищало стрелка. Кроме этого, открытый участок сводил на нет противоатомную защиту.
Внутри машины было очень мало места, которого было недостаточно для работы экипажа.
Плохой обзор, который закрывался корпусом машины (вид сзади) и водителем (вид справа).
Опытные образцы БРДМ-2, тюнинг которых продолжился далее, были приняты на вооружение армии. Но что удивительно, серийное производство так и не началось. Этому мешали споры по поводу открытой турели, которая не устраивала военных. Поэтому конструкторам пришлось внести изменения в свой проект. Они установили спарку пулеметов ПКТ и КПВТ прямо посередине корпуса машины. Такое расположение не оказывало влияния на проходимость (в том числе и по водным преградам). Но при этом стрелок был спрятан внутри машины, мог вести круговой обстрел. Работа системы противоатомной защиты не нарушалась. Недостатком стало уменьшение количества экипажа на 1 человека. Внутренне пространство стало еще меньше.
Серийное производство шло очень медленно. За 25 лет было выпущено всего 9,5 тысячи машин.
История обслуживания
На советской службе новые БРДМ были прикреплены к дивизионам и использовались для прикрытия и дальнего зондирования. В 1960-х и 1970-х годах разведывательные машины были дополнены в советских разведывательных батальонах специализированными вариантами боевых машин пехоты БМП-1 , которые могли вести разведку гораздо более агрессивно и при необходимости поражать бронетехнику противника. Около 10000 БРДМ было построено для Советской Армии и еще 1500 — на экспорт, в основном в Восточную Германию , где она получила обозначение SPW-40P , и в Польскую Народную Республику . Машину критиковали за легкую броню и уязвимость переднего моторного отсека во время боя, а также за открытый верх, из-за которого экипаж подвергался огню противника при работе с системами вооружения. Это было частично исправлено введением в 1958 г. усовершенствованного варианта, который имел герметичное боевое отделение и систему избыточного давления, что уменьшало опасность от осколков и позволяло экипажу разведывать загрязненную среду. Однако управлять системой вооружения машины изнутри корпуса оставалось невозможным. Этот и другие недостатки побудили советских инженеров начать работу над новой моделью БРДМ, способной нести ту же башню, что и бронетранспортер БТР-60 . В последней версии моторный отсек был смещен назад, и он был значительно более мобильным; он поступил на вооружение как БРДМ-2 в середине 1960-х годов. Более ранняя конструкция БРДМ была переименована в БРДМ-1 на советской службе и использовалась до конца 1970-х годов, когда была снята с вооружения.
Советская Армия экспортировала много бывших в употреблении БРДМ-1 своим военным союзникам, особенно в Африке, с 1966 по 1980 год. И Египет, и Сирия развернули БРДМ-1 во время Шестидневной войны ; Некоторые из этих машин были захвачены Армией обороны Израиля (ИДФ) во время этого конфликта и впоследствии повторно использовались в нетрадиционных операциях. Египетские и сирийские БРДМ-1 были снова развернуты во время войны Судного дня , хотя и в меньшем количестве, и были в значительной степени вытеснены более современными БРДМ-2. Несколько захваченных египетских или сирийских БРДМ-1 были переданы в США для оценки в конце 1970-х годов правительством Израиля. В Вооруженные Силы за освобождение Анголы (ФАПЛА) развернут ряд БРДМ-1s во время гражданской войны в ангольской . Угандийские БРДМ-1 были развернуты против танзанийских войск в Кампале во время Угандо-танзанийской войны .
К 2000 году БРДМ-1 оставался на вооружении армий одиннадцати стран и почти полностью использовался в качестве резерва. Считается, что в 2016 году на вооружении во всем мире оставалось менее 200 БРДМ-1.
Технические характеристики
Все узлы и механизмы бульдозера надежно смонтированы на сварной раме, состоящей из продольных лонжеронов. Коробка переключения передач и задний мост расположены в одном блоке.
Для создания оптимального температурного режима в кабине находится специальная вентиляционная установка. Наличие такой системы обеспечивает подачу очищенного и увлажненного воздуха. Её включение осуществляется в автоматическом режиме при закрытии окон и дверей кабины.
Несмотря на то, что современный рынок спецтехники изобилует различными предложениями, модель гусеничного бульдозера ДТ75 продолжает пользоваться большой популярностью. Такая тенденция обусловлена хорошими техническими характеристиками и высоким эксплуатационным потенциалом представленного продукта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ | ДТ-75 |
---|---|
Размеры, мм | 4400х1850-2240х2710 |
Клиренс, мм | 326-380 |
Вес, кг | 7400 |
Вместимость бака, л | 360 |
КП | Передний ход -10, задний ход — 5 |
Ход | гусеничный |
Мощность двигателя, л/с | 95 |
Количество цилиндров, шт | 4 |
Крутящий момент, Нм | 15 |
Скорость движения, км/ч | 12 |
Расход, л/ч | 15 |
Стоимость, руб | 800000 |
Аналоги | YTO C1002, трактор ВТ-90 и т. д. |
Двигатель
ДТ 75 комплектуется несколькими вариантами силовых установок. Наиболее распространенные версии:
1. СМД-14 – базовая версия мотора (устанавливался на первые модификации). 4-тактный бескомпрессорный двигатель с жидкостной системой охлаждения и вихрекамерным смесеобразованием функционировал на дизельном топливе. Мощность двигателя – 75 л.с.
2. СМД-18Н – устанавливался на более поздних модификациях (наиболее распространенная версия). 4-тактный дизельный двигатель имел жидкостное охлаждение (теплоноситель или тосол циркулировал через радиатор), турбонаддув и непосредственный впрыск топлива.
Характеристики СМД-18Н:
- рабочий объем – 6,33 л;
- номинальная мощность – 70 (95) кВт (л.с.);
- номинальная частота вращения – 1800 об/мин;
- количество цилиндров – 4;
- диаметр цилиндра – 120 мм;
- удельный расход топлива – 224 (165) л/кВт в час (л/л.с. в час).
3. А-41 – 4-тактный дизельный агрегат с прямым впрыском, жидкостной системой охлаждения и вертикальным расположением цилиндров. Особенностью двигателя является 2-клапанный механизм газораспределения и чугунные гильзы со специальной обработкой поверхности.
Характеристики мотора А-41:
- рабочий объем – 7,43 л;
- номинальная мощность – 90 л.с.;
- номинальная частота вращения – 1750 об/мин;
- количество цилиндров – 4;
- диаметр цилиндра – 130 мм;
- степень сжатия – 16.
4. РМ-120 – менее распространенный дизельный агрегат.
Последние версии ДТ 75 также оснащались моторами Sisu (Финляндия) с мощностью 98 л.с.
Для эксплуатации в северных районах предусматривалась установка предпускового подогревателя. Все моторы бульдозера были не требовательны к качеству топлива и отличались высоким запасом прочности.
Емкость топливного бака составляла 360 л.
Расход топлива бульдозера ДТ-75
Средний расход потребляемого топлива за один час работы составляет 15 литров, при условии использования 95-сильного двигателя. В другой комплектации бульдозера ДТ-75 расход может заметно отличаться. Дизель заправляется в бак объёмом до 300 литров.
Трансмиссия
Трансмиссия представляет собой многоступенчатую коробку передач, которая работает с 10 разными скоростями. Благодаря этому можно без проблем эксплуатировать бульдозер в разных условиях. Подобная качественная трансмиссия, которая работает в паре двигателем, дает возможность свести к минимуму общее количество потребляемого топлива.
Ходовая
Ходовая система отличается высокими показателями эластичности. Она унифицирована с моделью ДТ-54. В подвеску техники введены разные дополнительного характера рессоры, которые снижают дифферент машины.
Габаритные размеры:
- длина – 4400 мм;
- ширина – 1850 мм;
- высота – 2710 мм;
- дорожный просвет – 326-380 мм;
- гусеничная база – 1622 мм;
- ширина колея – 1330 мм;
- ширина гусеницы (базовое исполнение) – 390 мм.
Сколько весит?
Общая масса бульдозера составляет 7400 кг. Техника способна развивать скорость до 12 км/час и перемещать грузы массой до 3000 кг.
Модель эксплуатируется с различными отвалами с максимальным весом до 900 кг. Скорость работы отвала составляет 150 мм/сек, предельный подъем – 6000 мм.
Тактико-технические характеристики БРДМ-3
Итак, русская бронированная разведывательно-дозорная машина на базе армейского бронетранспортёра преодолевает ров уже не 1,2 м шириной, а 2 м. В БРДМ-3 есть 3 отделения, в первом (спереди) находится водитель-механик и командир, во втором (посредине) уютно себя чувствует стрелок-наводчик, а в десантном отделении (сзади) располагаются 3 разведчика. Многократно повреждённые пулестойкие колёса КИ-80 или КИ-126, без разницы каким калибром, могли ещё в 1984-м пройти на БТР-80 несколько сот километров. Длина корпуса БРДМ-2 5,7 м, от БРДМ-3 отличается в 1,5 раза, выросла до 7,6 м, высота 2,31 м стала выше на 0,7 м, ширина 2,35 стала 2,95 м, масса увеличилась с 7,7 т до 14,5 т, почти вдвое мощнее стал и двигатель, вместо 140 л.с. – 260 л.с.
Габариты
- Длина — 7600
- Высота — 2310
- Ширина — 2950
- Масса — 14500
Основные характеристики
- Максимальная шоссейная скорость – 90 км/ч.
- Максимальная скорость на пересеченной местности — 50 км/ч,
- Максимальная скорость на воде — 9 км/ч, проходимость близкая к гусеничной технике
- Максимальный угол препятствий — 30 градусов
- Максимальная высота препятствий — 50 см
- Максимальная ширина преодолеваемого рва — 2м
БРДМ-2 — старожил в армии
Разведка и наблюдение за врагом являются значительной составляющей победы. Это позволяет оперативно оценивать силы противника и планировать свои действия.Особенно важны тактические разведывательные действия, позволяющие выявлять скрытые укрепления, дозоры и засады противника. Перед началом наступления командованию требуется знать месторасположение техники и живой силы врага, а также степень боеготовности противника.
Для этих целей и была создана легкая колесная бронемашина БРДМ-2, позволяющая вести оперативную разведку в условиях бездорожья и способная вести бой с пехотой противника. Хотя конструкции машины уже более 50 лет, она до сих пор состоит на вооружение армий ряда стран и применяется в локальных вооруженных конфликтах.
Принцип работы
При желании оператор бульдозера ДТ-75 может просчитать время рабочего цикла бульдозера, который состоит из таких пунктов, как:
- Рабочий ход с углублением и копкой почвы, т.е, происходит набор и перемещение определённого количества грунта к месту выгрузки.
- Прекращение движения для переключения скоростей.
- Холостой ход для возвращения в изначальное положение для копки.
- Остановка для перехода на передний ход.
Подрезанный и отделённый от основной поверхности, грунт собирается перед ножом до верхнего уровня рабочего органа, после чего отвальный механизм поднимается на уровень поверхности земли и содержимое просто перемещается к месту выгрузки.
Высокие показатели маневренности, при необходимости, позволяют каждый раз начинать цикл с нового места.
Продают ли в России военную технику?
Уж и не знаю, кому отечественный рынок обязан таким количеством уникальных предложений. Быть может, дело в милитаристском наследии СССР. Не исключено, что обилие специального транспорта связано с коррумпированностью и вороватостью всех родов войск. Убеждён, что по документам все «работяги» давным-давно списаны в утиль.
Но по факту на безобидный запрос на «Авито» (а я ввёл «БТР») – десятки, если не сотни предложений.
Транспортные средства, усиленные бронёй, с креплениями для пулемётов и пушек, продают в самых разных регионах России. «БТР-60» стоит под Москвой, как в славные пятидесятые годы. А вот его собрат притаился в Сочи, где-то в лесах. На фото – отличное состояние кузова и полная комплектность. Не исключено, что у авторов объявлений найдётся и вооружение, но на Авито об этом не принято писать в лоб.
История создания
Броневики БРДМ (аббревиатура расшифровывается как Боевая Разведывательная и Дозорная Машина) являются плодом творчества конструкторов Горьковского автомобильного завода. Из-за этого машины имеют двойное обозначение, так сказать, заводское и армейское. Заводское, как и положено, начинается с букв ГАЗ (Горьковский автозавод), далее следует номер разработки.
БРДМ-2 не первый броневик на ГАЗе. В разработке машины нового поколения принимали участие авторы проекта предыдущей версии БРДМ-1. Опыт работы помог при создании преемника, который избавился от ряда слабых сторон предшественника, и в конце весны 1962 года машина под обозначением БРДМ-2 была официально одобрена для поставок в строевые части Советской армии.
Заказчик отмечал в акте приемки ряд недостатков машины, таких как плохая устойчивость на склонах (обусловленная узкой колеей), отсутствие башни (позднее исправили), стесненные условия для экипажа.
Однако это были только ходовые испытания. Сборка серийных машин началась в 1963 году. Машину серийно производили на двух заводах: ГАЗ (с 1963 года) и на Арзамасском машиностроительном заводе (с 1982 года).
В серийном производстве было две модификации, продержавшиеся на конвейере до 1989 года. Всего было выпущено около 9500 единиц БРДМ-2. Бронеавтомобиль до сих пор производится в других странах, правда под иными обозначениями.
Заводское название | Годы производства | Особенности конструкции |
---|---|---|
ГАЗ-41-06 | 1963…89 | Базовая модель |
ГАЗ-41-10 «Лиса» | 1967…89 | Установлен автоматический ПАЗ и новыми приборами ночного видения |
Применявшийся на предшественнике 90-сильный нижнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40 сменили на V-образную «восьмерку» ГАЗ-41, обладавшую мощностью 140 сил. Корпус стал полностью герметичным, что дало машине возможность преодолевать без специальной подготовки водные преграды. Также появился усилитель рулевого управления гидравлического типа и вакуумный усилитель привода тормозов.
Как на учёт ставить будем?
Допустим, мне очень понравился БТР-60, который продаёт реставратор из Москвы. Да и цена невысокая – всего 1,5 млн. руб. Для такого красавца – сущий пустяк. Как мне поставить на учёт БТР? Оказывается, у них тоже есть ПТС и СТС, а процедура проводится по определенным правилам.
Причём техника может только выглядеть боевой, а по факту представлять собой утилитарные решения. На том же Авито я обнаружил «ГАЗ 66» кемпер, да по сходной цене: всего 660 тысяч рублей. Оснащение поражает воображение: есть биотуалет, душ, 4 спальных места. Круче иной дачи! А ещё мне понравился БТР-д на гусеничном ходу. Но цена кусается.
Вооружение
Спаренные пулемёт ПКТ 7,62 мм и пушка 2А72 30 мм устанавливаются на башне с вращением 3600, с вертикальными углами наклона ствола от -4 до +600. Теперь может стоять боевой модуль с дистанционной автоматической модернизированной пушкой 2А72 и усовершенствованным способом управления огнём для пулемёта Калашникова. Через люк в корме боец может атаковать воздушную цель (БПЛА, вертолёт, самолёт), применяя ПЗРК «Иглу-Н», на высоте до 3,5 км, тяжёлый танк, используя ПТУР «Атака-Д» на расстоянии до 10 км.
дея конструкторов 1990-х выдалась простой и эффективной, правильной для своего времени. В армии РФ на 2017-й 3000 БТР-80, некоторые могут быть переоборудованными и под БРДМ-3, чтобы заменять собой оставшиеся после распада СССР 1000 единиц БРДМ-2 из 2500 машин.
Устройство МТЛБ
Вездеход МТЛБ оснащен цельнометаллической кабиной на 3-х человек, закрытым кузовом, где могут расположиться до 10-ти человек, а также для перевозки груза.
В передней части вездехода МТЛБ расположены трансмиссия, органы управления. Отделение управления отделено от трансмиссии перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья. Сиденье механика -водителя расположено между главной передачей и двигателей с левой стороны от центрального карданного вала. Сиденье регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.
В средней части вездехода МТЛБ в специальной отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.
Задняя часть корпуса используется для размещения и перевозки людей и груза. Отделение двигателя отделено от кабины и пассажирского отсека теплошумоизоляционными перегородками.
Для сообщения кабины водителя и грузовой платформы с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откдных сиденья.
Особенности покупки БРДМ
В первую очередь, изучая варианты приобретения боевой техники, следует отдавать себе отчет, что для более-менее комфортного ее использования придется над ней поработать. Естественно, что можно потратить кругленькую сумму для полноценного переоборудования и тюнинга. Тогда машина превратится в удобный транспорт, сохранив свои качества вездехода. Конечно, совсем не обязательно бросаться в крайности, устанавливая в БРДМ массажные кресла или мини-бар. Но в первозданном его виде транспорт малопригоден для поездок на рыбалку или решения других задач. Как минимум, придется сделать шумоизоляцию, приподнять крышу и сделать дополнительную дверь.
Но для начала необходимо найти подобное транспортное средство. Ведь оно не продается в обычных автосалонах. И в таком случае есть два варианта поиска решения – обратиться непосредственно в воинские части либо купить с рук БРДМ, которым уже пользовались гражданские лица.
В первом случае придется дольше ждать, когда будут пройдены все необходимые процедуры по оформлению сделки. Так что если можно найти продавца по объявлению, это больше устроит покупателя. Кроме того, во втором случае есть возможность приобрести уже зарегистрированную машину, что упрощает для нового владельца жизнь.
Средства наблюдения и связь
Командир машины наблюдает за полем боя через перископическую бинокулярную танковую панораму ТПКУ-2Б, которая имеет 5 кратное увеличение при поле зрения в 7,5 градусов. Это помогает вести наблюдение до 2,5…3 километров, причем на все 360 градусов.
В ночное время суток была возможна установка прибора ночного видения ТКН-1С. Но дальность обзора у него только до 300 метров. Также командир имел ещё 4 неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б. Приборы имеют однократное увеличение, но в качестве компенсации оснащены автоматическим обогревом, который предотвращает покрытие инеем и конденсатом стекла при низких температурах.
Механик водитель располагает 6 приборами, через них он вёл обзор передней и правой бортовой части. Также в темное время суток один из приборов для лобового обзора мог быть заменён на прибор ТВНО-2Б, который даёт обзор на 30 градусов и на дальность 50 метров.
В боевом отделении у стрелка помимо прицела для пулемёта имеется перископный прибор ТНПТ-1, ставящийся на крышу башни и позволяющий вести наблюдение за кормовой частью машины в секторе 52 градуса. У наблюдателя в расположении есть по три перископических прибора в каждой из сторон бортовой части корпуса.
История создания
Уже во время Второй мировой войны разведчики широко использовали мотоциклы, грузовые машины и даже бронеавтомобили. После войны в СССР начались работы над созданием специализированной бронемашины для разведчиков. Она должна была отличаться повышенной проходимостью и уметь плавать, преодолевать болота, овраги, реки и озера.
Так появилась БРДМ-1, ушедшая с 1957 года в серию. Однако эксплуатация выявила ее серьезные недостатки: проходимость и способность преодолевать водные преграды не устраивала военных. Основной причиной проблем был бензиновый двигатель, разработанный еще до войны. Вооружение БРДМ-1 также оставляло желать лучшего: один 7,62-мм пулемет СГМБ. Стрельбу из него нужно было вести высунувшись по пояс из люка, что делало пулеметчика уязвимым.
Нужна была новая разведывательная машина, и уже в 1959 году было выдано техническое задание на производство БРДМ-2.
Ее разработкой занимались в КБ Горьковского автомобильного завода. Военные поставили перед конструкторами несколько задач:
- увеличить огневую мощь БРДМ-2;
- повысить ее проходимость;
- улучшить защищенность ;
- установить систему противоатомной защиты.
В этот период на автозаводе начали серийное производство нового автомобиля ГАЗ-66, поэтому на БРДМ использовали многие узлы от этой модели. Разработкой БРДМ-2 занималась практически та же команда конструкторов, что создавала первую разведывательную машину. Поэтому в новом изделии были воплощены все достоинства БРДМ-1, при этом в значительной мере удалось избавиться от ее недостатков.
В 1960 году начались испытания. Машина имела множество недоработок, но тем не менее в 1962 году ее приняли на вооружение. Первоначально пулемет КПВТ был установлен на открытой турели, башни не было. Только к 1963 году на БРДМ-2 была оснащена башней со спаренными пулеметами КПВТ и ПКТ.
Доводка машины происходила уже во время серийного производства. Впервые широкой публике БРДМ-2 был показан в 1966 году на военном параде в Москве.
Первоначально серийное производство БРДМ-2 было организовано на Горьковском автозаводе, в 1965 году производственные линии перенесли на Арзамасский машиностроительный завод.
В первую очередь БРДМ-2 поступали на вооружение разведывательных подразделений Советской армии, а также войск связи и химической защиты. По штату на одну танковую или мотострелковую дивизию приходилось 28 БРДМ-2.
Навигация и система управления огнём БРДМ-3
Топографическое ориентирование БРДМ стало комплексным – превосходным. Современная радиосвязь на короткой и УКВ частоте, телефонная засекреченная связь использовались и ранее, добавилось спутниковое сообщение ГЛОНАСС, а устаревшие системы заменяются новыми. На борту есть беспилотные летательные аппараты, роботы наземной разведки.
В приоритетах экипажа БРДМ-3 – обнаружение и наблюдение за военными объектами противника, импульсная радиолокационная станция 1РЛ 133-3 «видит» сквозь дым, пыль, туман, дождь, снег: человека на дальности 4 км, бронетехнику на 10 км. Антенну можно снять с бронетранспортёра и поставить на удалении. Приборы ночного видения для разведчиков: на дальности до 15 км используется 1ПН 61 (лазерный) – видно танк (пассивный режим); на дистанции 3 км – виден человек (активный режим). Третий способ видения окружающей обстановки – прибор 1ПН 71 (тепловизионный), применяются в любую погоду и любое время суток на дистанции до 9 км – командир разведгруппы видит средние танки сквозь завесу: дымовую, световую, замаскированную или ночью.
Тактико-технические характеристики БРДМ-1
Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 3
Производитель: ГАЗ
Годы производства: 1957—1966
Количество выпущенных, шт.: около 10 000, включая машины на базе
Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой
Вес БРДМ-1
— 5,6 тонн
Размеры БРДМ-1
— Длина корпуса, мм: 5700
— Ширина корпуса, мм: 2250
— Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту
— База, мм: 2800
— Колея, мм: 1650
— Клиренс, мм: 315
Броня БРДМ-1
— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 7—11
— Борт корпуса, мм/град.: 7
— Корма корпуса, мм/град.: 7
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5
— Лоб рубки, мм/град.: 11
— Борт рубки, мм/град.: 7
— Корма рубки, мм/град.: 7
— Крыша рубки, мм/град.: 5
Вооружение БРДМ-1
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.
Двигатель БРДМ-1
— Тип двигателя: ГАЗ-40П
— Мощность двигателя, л. с.: 85—90
Скорость БРДМ-1
— Скорость по шоссе, км/ч: 80
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500
— Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву
— Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1
— Колёсная формула: 4 × 4 (дополнительные колёса подняты), 8 × 8 (все колёса)
— Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: регулируемое, 0,5—3,0
— Преодолеваемый подъём, град.: 42
— Преодолеваемая стенка, м: 0,4
— Преодолеваемый ров, м: 1,22
— Преодолеваемый брод, м: плавает
Боевое применение
БРДМ-2 поступали на вооружение армии и ВМФ СССР. На настоящее время в частях и на базах хранения Российской армии находится не менее 2000 единиц этой техники.
Благодаря широким поставкам машина находится на вооружении:
- Ливии (поставлено около 250 единиц);
- Сирии (поставки составили 600 шт.);
- Алжира (110 машин);
- Анголы, Афганистана, Бенина (по 12 бронемашин);
- Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии (по 4 единицы).
В составе Советской армии БРДМ-2 впервые приняли военное участие в операции «Дунай» — вводе войск в Чехословакию в 1968 г. Операция прошла без значительных потерь со стороны СССР, так как 200-тысячная армия Чехословакии не решилась дать отпор.
https://youtube.com/watch?v=oi83OsRbn1A
Через 10 лет БРДМ-2 снова пришлось принять участие в реальных боевых действиях, но уже в Афганистане. В тяжёлых климатических условиях и условиях высокогорья бензиновый мотор терял мощность, перегревался и часто глох. Недостаточной была и защита от крупнокалиберных пулеметов и тем более снарядов.
Противник сначала обездвиживал машину, а потом добивал из стрелкового вооружения.
Также машина применялась во время первой и второй чеченских войн, причём обеими сторонами. По итогам было потеряно три БРДМ-2 со стороны РФ. У иностранных операторов она впервые приняла участие в «войне Судного дня», начавшиеся 6 октября 1973 года.
В первый же день египетским спецподразделениям с помощью БРДМ-2, на которую установили ПТУР «Малютка», удалось добиться определенных успехов при прорыве израильской обороны.
Также они отметились в джунглях Вьетнама, где пригодилась проходимость. Довольно широко применялись БРДМ-2 в Анголе. Там они стали популярны из-за своей дешевизны и надёжности.