Лучшие гибридные автомобили: рейтинг

ТОП-5 надежных гибридных автомобилей на вторичном рынке

Каждый автолюбитель выбирает для себя автомобиль, в первую очередь из принципа надежности, комфорта и ценовой доступности.

Если подойти тщательно к выбору и купить автомобиль из рейтинга надежности, он будет радовать своего владельца долгие годы. Гибридные автомобили не исключение, особенно если машина приобретается не новая, а на вторичном рынке. Если к приобретению автомобиля с пробегом подойти не с должной ответственностью, то в скором времени потребуется ее ремонт.

Самые лучшие гибридные автомобили, по мнению их владельцев.

Lexus CT 200h, автомобиль, с правым расположением руля, в России довольно редкий, выпускается с 2010 года, средняя цена на вторичном рынке 1 млн. рублей. Не смотря на свою редкость, автомобиль имеет высокую надежность, 99,5 % владельцев полностью им довольны. Lexus CT 200h оснащается 1,8 литровым гибридным двигателем, мощностью в 99 л.с., разгон до сотни составляет 10,3 секунды, максимальная скорость равна 180 км/час. В среднем расход топлива составляет 3,8 литра на 100 км.

Toyota Auris Hybrid расположилась на втором месте в рейтинге надежности гибридных автомобилей. На российском рынке, за данную модель 2020 года выпуска, в среднем просят 700 тыс. рублей. Автомобиль оснащается гибридным мотором, мощностью в 99 л.с. с объемом двигателя в 1,8 литра. Максимальная скорость не превысит 180 км/час, а разгон до сотни составляет 1,9 сек. В смешанном цикле расход топлива составляет 4,3 литра на 100 км пройденного пути.

Lexus RX 400h, данный гибрид с пробегом можно приобрести в районе 1 млн. рублей, 97% владельцев данной модели полностью им довольны. Автомобиль стал выпускаться с 2005 года, максимальна скорость равна 200 км/ час, а разгон до сотни составляет всего 7,6 секунд. Автомобиль оснащен мотором мощностью в 270 л.с. и объемом в 3,3 литра, при этом расход бензина в смешанном цикле не превышает 8,1 литра на 100 км.

Lexus ES 300h расположился на 4 строке рейтинга надежности. Купить данную модель с пробегом можно в среднем за 1,5 млн. рублей. Автомобиль начал выпускаться с 2012 года, оснащен современным оформлением экстерьера. Тщательно продумано пространство для пассажиров как переднего, так и заднего ряда, которое имеет большой запас свободного места. Гибридный седан оснащен двигателем мощностью в 161 л.с. и объемом 2,5 литра. Максимальный разгон не превысит отметку в 180 км/ час, а разгон до сотни составит 8,5 секунды. Средний расход топлива при смешанном цикле составляет 5,4 литра на 100 км.

Toyota Prius РНV с пробегом в России можно приобрести от 800 тыс. рублей. 93% автовладельцев полностью им довольны. Гибрид поступил в широкую продажу в 2012 году, до этого с 2009 года, когда сошел первый автомобиль с конвейера, он поставлялся исключительно в лизинг. Хотя на российском рынке сегодня можно купить и машину, выпущенную до 2012 года. Toyota Prius РНV оснащается двигателем, мощностью в 82 л.с. и объемом в 1,8 л. Имеет довольно просторный и в тоже время без излишеств салон. Расход топлива в городском режиме составляет 5 литров на 100 км.

Итог. Если вы хотите приобрести автомобиль на вторичном рынке, не следует брать первый понравившийся. Нужно внимательно изучить все характеристики модели, рейтинг надежности, а также не помешает узнать стоимость ремонтных работ. Ведь автомобилю со сроком службы все равно рано или поздно потребуется хотя бы мелкий ремонт. Только после тщательного мониторинга автомобильного рынка можно сделать выбор в пользу конкретной модели, но и тут следует перед покупкой его проверить на наличие ареста, штрафов, ДТП, чтобы не купить «кота в мешке».

Схемы взаимодействия электромотора и ДВС

Инженеры разных компаний по-разному подходят к вопросу гибридного двигателестроения. Современные машины оснащаются гибридными двигателями, построенными по одной из трех схем взаимодействия топливной и электрической составляющей, которые будут рассмотрены ниже.

Последовательная схема

Это наиболее простой вариант. Принцип его работы заключается в следующем: крутящий момент от ДВС в данном случае передается исключительно генератору, который вырабатывает электричество и заряжает аккумуляторы. Автомобиль при этом движется только на электротяге.

Также для зарядки аккумуляторной батареи применяется система рекуперации кинетической энергии. Своим названием данная схема обязана последовательным преобразованиям энергии: энергия сгорания топлива двигателем внутреннего сгорания превращается в механическую, затем в электрическую при помощи генератора и снова в механическую.

  • ДВС всегда работает на неизменных оборотах, с максимальным КПД;
  • нет необходимости оснащать автомобиль мощным и прожорливым двигателем;
  • не нужно сцепление и коробка передач;
  • автомобиль способен передвигаться и с выключенным двигателем внутреннего сгорания за счет энергии, запасенной аккумуляторной батареей.

Однако есть у последовательной схемы и свои минусы:

  1. потери энергии в процессе преобразований;
  2. большой размер, вес и высокая стоимость аккумуляторных батарей.

Наибольшая эффективность такой схемы достигается при движении с частыми остановками, когда активно работает KERS. Поэтому она нашла применение в городском транспорте. Также гибридные двигатели с последовательной схемой применяются в карьерных самосвалах, которым для работы важен большой крутящий момент и не требуется высокая скорость.

Параллельная схема

Принцип работы «параллельного» гибридного двигателя полностью отличается от вышеописанного. Автомобили с гибридным двигателем, построенным по параллельной схеме, ездят с использованием и ДВС, и электромотора. Электродвигатель в таком случае должен быть обратимым, т.е. способным работать в качестве генератора. Согласованная работа обоих моторов достигается посредством компьютерного управления.

В зависимости от режима езды блок управления распределяет крутящий момент, поступающий от обоих элементов гибрида. Основную работу выполняет двигатель внутреннего сгорания, электромотор же подключается когда нужна дополнительная мощность (при трогании, ускорении), при торможении и замедлении он работает как генератор.

По данной схеме построены гибридные автомобили марки Хонда. Главный принцип руководства компании: схема гибридного двигателя должна быть как можно более простой и дешевой, а функция электромотора заключается лишь в помощи ДВС сэкономить максимально возможное количество топлива. У этой марки существует две гибридных модели – Civic (снят с производства в 2010 году) и Insight.

Последовательно-параллельная схема

Последовательно-параллельная схема представляет собой совмещение первых двух. В параллельную схему добавлен дополнительный генератор и делитель мощности. Благодаря этому автомобиль при трогании и на малых скоростях движется только на электрической тяге, ДВС только обеспечивает работу генератора (как при последовательной схеме).

На высоких скоростях крутящий момент на ведущие колеса передается и от двигателя внутреннего сгорания. При повышенных нагрузках (например, при подъеме в гору), когда генератор не в силах обеспечить требуемый ток, электромотор получает дополнительное питание от аккумулятора (параллельная схема).

рекуперативного торможения

Плюсы последовательно-параллельного гибридного двигателя данной схемы, в максимальной топливной экономичности и высокой экологичности. Минусы системы – сложность конструкции и высокая стоимость, поскольку требуется дополнительный генератор, достаточно емкая аккумуляторная батарея и сложный электронный блок управления.

Применяется последовательно-параллельная схема на автомобилях марки Тойота (Prius, Camry, Highlander Hybrid, Harrier Hybrid), а также на некоторых моделях Лексус. Подобными гибридными двигателями оснащаются машины Ford Escape Hybrid и Nissan Altima Hybrid.

Мне нравится1Не нравится

Что считается гибридом

Гибридный автомобиль – это машина, которая сочетает в себе два двигателя:

  • двигатель внутреннего сгорания, более привычный для российских граждан;
  • электрический двигатель.

Двигатель внутреннего сгорания «питается» бензином или дизельным топливом, а электрический – электричеством. За счёт этого, достигается значительная экономия топлива.

Иностранные автоконцерны выпускают по своим технологиям такие машины в России. Но, по сравнению с импортными машинами, цена их довольно велика. Покупая гибридное авто за рубежом, можно сэкономить приличную сумму, даже заплатив на таможне все положенные пошлины и сборы.

Гибридные автомобили в России

Отсутствие на российском рынке более-менее доступных моделей и комплектаций гибридов (речь о Prius) сводит их роль к «дорогим игрушкам». Минимальные ценники, отражающие цифры в 2 миллиона рублей, больше наталкивают на вполне адекватные мысли о покупке менее дорогого, но хорошо оснащённого и комфортабельного авто с обычным ДВС.

Если отметить лучшие гибридные автомобили в России, то лидером в плане технологий, дизайна и качества отделки интерьера является BMW i8. Следом идут японские гибридные автомобили Infiniti и Lexus, которые проще, но ближе к потребительским реалиям. Лучше подходят на роль повседневных автомобилей, равно как и Mercedes E-Class. Выбор в пользу Prius выглядит слишком странным, так как покупатель получает не самый красивый и просторный автомобиль за такую серьёзную сумму.

Вопросы

Есть вопросы, которые необходимо осветить отдельно.

Растаможка гибридных авто с пробегом

Чем старше гибридное авто, тем выше стоимость его таможенной очистки.

  1. Если за машину, возрастом менее 3-ёх лет и стоимостью до 10 000 евро, придётся заплатить порядка 5 600 евро, что составляет 56% от его стоимости.
  2. Если же возраст гибридного авто будет колебаться в пределах от 3-ёх до 5-ти лет, то за его растаможку уже нужно будет заплатить порядка 60% от стоимости, то есть, примерно 6 000 евро.
  3. Если же возраст гибрида вышел за пределы 5 лет, но не достиг ещё 7-летнего возраста, то стоимость таможенного оформления будет составлять порядка 62% от стоимости.
  4. Гибриды старше 7 лет встречаются довольно редко, и спросом у потребителей не пользуются.

Гражданину и нерезиденту

Нерезидент – это тот человек, который имеет гражданство России, но не проживает в этой стране более 180 дней в году. То есть, эти физические лица имеют гражданство РФ и имеют здесь постоянную регистрацию, но осуществляют свою деятельность (трудовую или предпринимательскую) в другом государстве. Налоги они также отчисляют в бюджет этого государства.

Если перегонщики являются гражданами стран, входящих в Таможенный Союз вместе с Россией, то для них действуют специальные льготы и спецпрограммы растаможки. Если фирма зарегистрирована на таможенном посту как нерезидент страны – участницы ТамС, то процедура таможенного оформления проходит несколько быстрее. Кроме того, действует ряд таможенных льгот для ввоза в Россию электромобилей и машин с гибридными двигателями.

Если машина новая или её возраст не превышает 3 года, то размер пошлины минимален. В ближайшее время, собираются сделать беспошлинный ввоз электромобилей и автомобилей с гибридными моторами через границы ТамС.

Сравнение электромобилей с другими видами транспортных средств

Чтобы понять, стоит ли покупать машину с электроприводом, следует сравнить ее с другими видами транспортных средств (ТС). И в этом вопросе нужно провести четкие границы, так как существуют разные варианты приводов:

  • двигатели внутреннего сгорания;
  • гибридные силовые установки.

Выше мы уже говорили о том, что такое авто с гибридным силовым агрегатом и какими они бывают. Ну а с обычными машинами с ДВС мы уже давно и тесно знакомы. И чтобы понять, что же лучше в наше время, следует рассмотреть все преимущества и недостатки всех типов ТС и сравнить их с электрокарами.

Сравнение с гибридными ТС

При первом же сравнении машины на электроприводе с гибридом становится понятно, что последние имеют определенные преимущества. Например, они могут ездить только на электромоторе, отключив бензиновый мотор. Однако в этом случае запас хода довольно небольшой. Одного заряда батареи гибрида будет достаточно лишь на пару десятков километров. При этом расход жидкого топлива сводится к нулю.

Электромобиль же, в свою очередь, имеет значительно больший запас хода на одном заряде. Но если сядет батарея, вы не сможете включить ДВС и продолжить движение на жидком топливе, заряжая её.

А электрозаправочных станций в России все еще недостаточно. Если автомобиль нужен только для поездок по городу, когда водитель в среднем проезжает не более 150 км в день, то электрокар станет отличным и экономичным (в плане топлива) решением.

Но важно понимать, что батарея в электромобиле не вечная. Ее хватит в лучшем случае на 8-10 лет (гарантия от производителя дается лишь на 5-8 лет в зависимости от дилера и марки авто)

По истечении этого срока батарею придется заменить, а это довольно дорогостоящее мероприятие.

Например, батарея для Nissan Leaf обойдется автовладельцу в 6499 долларов США (если отдать старую батарею, то цена будет снижена до 5499 долларов). И это одна из причин, по которой не стоит покупать электромобиль б/у. При этом все восемь лет вы будете экономить на топливе. Кроме того, электромотор не требует регулярного обслуживания и своевременного ТО (замены масла, фильтров и так далее).

Сравнение электропривода с ДВС

Можно выделить несколько преимуществ электромотора перед ДВС:

  • Увеличенный крутящий момент, который доступен уже с первых оборотов. Как правило, на самых бюджетных электрокарах он составляет около 270 Hm (может быть и меньше, но это уже совсем маленькие городские гольф-кары). В более дорогих электрических машинах крутящий момент увеличивается уже до 370 Hm, а в таких моделях, как Tesla Roadster, крутящий момент достигает 10 000 Hm.
  • Экономия на топливе.
  • Отсутствие необходимости в расходных материалах (масла, топливного и воздушного фильтров и так далее).
  • Нет растрат на регулярное прохождение ТО.
  • Нет выбросов СО2.
  • Бесплатные парковки.

Обратной стороной медалью является один весьма значительный минус – запас хода в условиях дефицита специализированных зарядных станций. Как уже говорилось выше, в крупных городах России и стран СНГ такие точки имеются и проблем с их поиском быть не должно, чего нельзя сказать о выезде за пределы города.

Но это временная проблема. Количество точек для зарядки постоянно растет, и в скором времени они будут появляться и на загородных трассах.

В целом уже большинство производителей понимают, что будущее именно за электрическими видами транспорта. Поэтому в России, странах СНГ и во многих зарубежных государствах активно развивается инфраструктура для обслуживания электромобилей, строятся зарядные станции и создаются все условия для их эксплуатации. Более того, популярные производители, такие как Tesla, строят свои сети электрозаправочных станций.

Городские мифы о гибридах

  1. Может ударить током. До сих пор кое-кто полагает, что водителя и пассажиров гибридного авто может ударить током. Это абсолютно не так. Гибриды имеют отличную защиту, в том числе и от риска такого поражения. И если вы думаете, что аккумулятор авто также взрывается как на смартфонах — вы ошибаетесь
  2. Плохо работают в морозы. Почему-то некоторые автомобилисты считают, что гибридные авто плохо работают зимой. Это очередной миф, от которого пора уже давно избавиться. Все дело в том, что ДВС запускается высоковольтным электромотором и тяговой батареей, которые по мощности в разы превосходят традиционные стартер и АКБ. Пока батарея не нагреется до комнатной температуры, ее отдача будет ограничена, что лишь косвенным образом повлияет на выходную мощность системы, поскольку первичным источником энергии у гибрида остается двигатель внутреннего сгорания. Поэтому морозы такому автомобилю не страшны.
  3. Дорогие в обслуживании.Многие считают, что обслуживать гибридные автомобили дороже, чем обычных бензиновых авто. Это не так. Стоимость техобслуживания одинаковая. Иногда даже техобслуживание гибридного авто может быть дешевле, благодаря особенностям силовой установки. К тому же гибридные автомобили гораздо меньше расходуют топлива, чем машины с ДВС.

Эксплуатация гибридов: разрушаем мифы

  • Гибридные авто являются новинкой, которая до конца не усовершенствована и имеет множество недоработок. Это миф, так как бренд Тойота занимается полномасштабным серийным производством гибридных моделей почти 20 лет.
  • В гибридах разряжаются аккумуляторы, что приводит к проблемам. Это правда, но только частично. На начальных этапах развития технологии подобные случаи встречались, но сегодня высокоточная электроника не допускает глубокого разряда батареи.
  • Гибридные авто чаще ломаются, их дорого и сложно ремонтировать. Это миф, так как гибридные автомобили не менее надежны в эксплуатации по сравнению с обычными дизельными и бензиновыми ДВС. Большинство СТО комплексно обслуживают гибриды наравне с обычными авто. Более того, КПП в гибридах исключает наличие фрикционов, что делает такую трансмиссию простой и надежной, чего не скажешь о различных типах АКПП. Что касается ДВС, мотор на гибридах чаще работает на низких оборотах, не выходит на пиковые нагрузки. Если также учесть цикл Аткинсона, тогда моторесурс двигателя на гибриде намного больше обычного мотора.
  • ДВС гибрида имеет меньшую мощность, такие авто теряют в динамике сравнительно с аналогами. Да, мощность ДВС на гибридах меньше, но за счет добавления электромотора суммарная мощность установок значительно превосходит мощность обычных аналогов с одним бензиновым мотором.
  • Расход гибридной машины на практике не сильно отличается от обычного авто. Частично это правда, так как показатель расхода гибридных автомобилей напрямую зависит от режимов езды. Для достижения максимальной экономичности необходимо изменить стиль вождения на медленный, спокойный и плавный, избегая разгонов, активного дросселирования и т.д. Другими словами, сильные нажатия на педаль газа будут давать команду системе управления к тому, что необходимо завести ДВС.

Идея экономии горючего в гибридных авто состоит в том, чтобы при заряженном аккумуляторе как можно дольше двигаться только на электротяге на скоростях до 60 км/ч., чего зачастую хватает в плотном городском потоке. Также необходимо добавить, что система учитывает большое количество факторов: наружную температуру, степень прогрева ДВС и ОЖ, заряд батареи, движение под уклон или на горку и т.д. В разных условиях гибрид может задействовать ДВС, а может передвигаться только на электрической энергии.

  • Аккумулятор для гибрида трудно найти в свободной продаже, а также батарея занимает много места в багажнике автомобиля. Это миф, так как аккумуляторы для гибридов всегда доступны к заказу в авто магазинах, а также представлен широкий выбор на различных Интернет-ресурсах. Что касается свободного места, батарея практически не занимает полезное пространство в багажном отсеке.
  • На гибридную машину нельзя поставить газ. Это миф, так как мировые производители ГБО производят оборудование, совместимое с электронным блоком управления гибридным авто.

Достоинства и недостатки гибридов

Как и всякий компромисс, гибриды уступают чистым электромобилям и привычным классическим на нефтяном топливе.

Но при этом дают выигрыш по ряду свойств, для кого-то выступающих главными:

  • упрощение средств, применяемых для борьбы с вредными выбросами ДВС;
  • достижение некоторой экономии топлива, как бы это ни оспаривалось;
  • возможность передвижения на чистой электротяге там, где применение ДВС запрещено;
  • достаточно простое наращивание заявленной мощности;
  • невозможность, в отличие от электромобиля, остаться без энергии вдали от электрической сети.

Все недостатки связаны с усложнением техники:

  • потребность в грамотном персонале, специально обученном работе с гибридами;
  • увеличение массы транспортного средства, на что тоже тратится топливо;
  • более высокая цена автомобиля;
  • проигрыш электромобилям из-за сохранения ДВС и всего, что с ним связано;
  • пока ещё недостаточно отработанные технологии и отсутствие единого подхода к конструированию;
  • плохая экологичность в производстве батарей и их утилизации.

Вполне возможно, что производство гибридов сохранится и после полного исчезновения классических автомобилей.

Но произойдёт это только если будет создан единый компактный, экономичный и хорошо управляемый двигатель на углеводородном топливе, который станет хорошим дополнением к электрическому автомобилю будущего, существенно повысив его пока недостаточную автономность.

Плюсы и минусы гибридных автомобилей

Приобрести себе одного из представителей топ-10 лучших гибридных автомобилей не так сложно, поскольку многие модели доступны на российском рынке. Часто гибридные авто строятся на базе обычных машин с классическим ДВС. Просто на них дополнительно устанавливается электродвигатель.

Но прежде чем покупать такую машину, нужно внимательно изучить её особенности и понять, сможет ли человек эксплуатировать и обслуживать авто. Это можно узнать путём изучения сильных и слабых сторон.

К недостаткам относится начальная высокая стоимость. В сравнении с обычными версиями авто, при прочих равных именно гибрид обойдётся дороже всех.

Также минусом считается более сложный ремонт и обслуживание. Но во всех странах и городах есть специалисты, которые могут качественно обслужить и отремонтировать машину с гибридным двигателем.

Более старые модели гибридов часто страдали тем, что возникал критический разряд аккумуляторов, а также они быстрее изнашивались при резких температурных перепадах, из-за чего батареи приходилось менять. В современных авто эту проблему качественно решили, и при грамотной эксплуатации батареи менять не приходится.

Преимуществ куда больше. К сильным сторонам можно отнести:

  • Низкий расход топлива. В этом компоненте они опережают бензиновые и дизельные авто. У самых экономичных гибридных автомобилей на 100 километров пути может уходить по 3-4 литра топлива. Но обычно затраты на горючее у гибрида в среднем на 25-40% ниже в сравнении с обычными авто.
  • Экологичность. Это преимущество вытекает из предыдущего пункта, поскольку на выходе получается меньшее количество вредных выбросов.
  • Низкий уровень шума при езде. Для многих эта немаловажный пункт.
  • Длительный срок службы тормозной системы. На гибридах она действительно служит дольше и эффективнее.
  • Запас хода. Тут стоит сравнить их с электрокарами, которые за счёт только электродвигателя ограничены по количеству преодолеваемых километров на одном заряде. Поскольку гибрид может использовать 2 двигателя, и он экономит топливо, при полном баке удаётся проехать внушительные дистанции без посещения АЗС.

Если всё это является весомым аргументом для потенциального покупателя, ему будет интересно взглянуть на лучшие гибридные легковые автомобили по состоянию на середину 2021 года.

Экстерьер

Как уже отмечалось вначале, покорять своих клиентов Тойота решила спортивным дизайном, но вдобавок к нему также прибавилось наличие высоких технологий и новых решений.


Ручек задних дверей почти не видно и, если не присматриваться к Тойоте C-HR можно поначалу принять её за трехдверную машину. Во многом такому восприятию способствует форма крыши, которая резко снижается от середины автомобиля завершая очертания миниатюрным спойлером.

Спереди установлен капот со сложными изгибами, который достаточно стильно смотрится, решетка немного похожая на RAV4, и светодиодная оптика. Задние фонари также имеют спортивный дизайн и немного выпирают, подчеркивая очертания бампера. Завершает общий внешний вид специальное покрытие нижней части из пластика.

Габариты новой модели меньше, чем у RAV4, однако маленьким автомобиль назвать нельзя.

  • длина – 4,4 метра;
  • ширина – 1,8 метра;
  • высота – 1,6 метра.

Терминология и режимы работы гибридных авто

Гибридные автомобили – тип транспортных средств, которые приводятся в движение посредством силового комплекса гибридного типа. Это значит, что данная установка использует 2 или больше источников энергии. Соответственно, необходимо аналогичное число моторов, способных трансформировать энергию в механическую, а применяемое обозначение «гибридный двигатель» терминологически неверно, так как не отражает сути.

Доказано, что автомобиль можно оснастить двигателями, ориентированными на разные типы энергии. Тем не менее, серийный выпуск гибридных авто ориентируется на комплектование моделей комбинацией из стандартного ДВС и мотора, работающего на электротяге. Обязательным условием автомобиля данного типа является высочайшее качество исполнения элементов.

Видео: Гибридные автомобили

Кроме того, выпуск гибридных машин подразумевает также внедрение в его конструкцию новейших разработок, нацеленных на снижение расхода и уменьшение объемов выбросов. Обычно такие инновации представлены системой Start-Stop, изменяемыми фазами газораспределения, подогревом тосола за счет отработавших газов, рекуперативным комплексом, покрышками, характеризующимися сниженным сопротивлением качению, электрическим приводом для опций (усилителя рулевого управления, помпы, кондиционера и т. д.). Кроме того, у гибридов оптимизированы показатели аэродинамического сопротивления.

Режимы работы зависят от параметров движения машины.

Старт и малая скорость

В этих условиях функционирует исключительно электромотор – энергия из батареи идет на блок питания, который и перенаправляет ее на электромоторы, а они приводят в движение колеса.

Передвижение

Во время спокойной езды энергия поступает от бензинового мотора и электрического двигателя. Она делится непосредственно между приводами и генератором, активирующим электромоторы. Если имеется избыток энергии, он уходит на зарядку батареи. При этом разгон осуществляется, главным образом, за счет ДВС, а энергия от электромоторов только оптимизирует процесс.

Во время торможения вырабатывается энергия кинетического типа, которая автоматически трансформируется в электричество, а затем, минуя БУЭ, направляется в аккумуляторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector