Как проехать из москвы в воркуту

Снесли и забыли

Весной 1995 года жители Емвы нашли на проезжей части личные дела двоих заключенных Севжелдорлага – Марии Воеводиной и Кира Куделя. Марию арестовали в 1935 году за попытку вместе с односельчанами остановить снятие колоколов с церкви в родной деревне в Воронежской области. Кир, шофер из Москвы, попал в лагерь за недонесение информации в органы НКВД о контрреволюционной деятельности на одного из знакомых. Марии Воеводиной и Киру Куделю удалось после трехлетнего срока вернуться домой.

Здания музея в Емве сегодня

Документы отнесли в местный историко-краеведческий музей, в здании которого когда-то помещалась военная комендатура. Найденные папки считаются одним из самых ценных экспонатов. Гостей в музее встречают руководитель Оксана Киселева и экскурсовод Оксана Селиверстова.

– Личные дела – редкий экспонат, они все сейчас в архивах ФСБ, доступ к ним ограничен, поэтому работать с ними сейчас невозможно. К нам очень много обращаются родные заключённых, ищут их могилы. Были обращения из Германии, Канады, с Кавказа, со всей России. Письма стандартные: мой дедушка/прадедушка находился в Севжелдорлаге, умер, к примеру, в лагпункте №8, похоронен в 80 метрах от дороги. И все. У нас есть знакомые старожилы, которые могут показать, где находится кладбище в лесу. Мы знаем, где есть ямы, какие-то кресты, но все без опознавательных знаков, сколько там человек и кто они, мы не знаем, – говорит Оксана Киселева.

Оксана Киселева и Оксана Селиверстова

Местные грибники часто находят землянки, которые строили первые спецпоселенцы, чтобы укрыться от холода, а также братские могилы – большие ровные чуть проваленные в землю ямы.

– У нас такое предание в городе, что под каждой шпалой лежит человек. То есть укрепляли насыпь железнодорожную трупами, – говорит Оксана Селиверстова и показывает другие лагерные артефакты: настенное панно, которое спецпереселенцы обменяли на мешок картошки; вызывающий недоумение у современных детей дисковый телефон, а также оставшийся от китайских заключенных ширпотреб – тарелки, игрушки.

Не сохранившийся в Емве памятник эпохи ГУЛАГа – здание управления Севжелдорлага, которое снесли в 2015 году. Двухэтажное деревянное здание построили в 1937-м. Фасад в форме буквы «П» считали архитектурным решением китайских пленных. После ликвидации лагеря в 1949-м здание Управления передали под учебный корпус школы ФЗО, впоследствии ставшей профтехучилищем №11. В 2009-м училище переехало в новый корпус, до 2015 года здание было заброшенным.

Здание Севжелдорлага

– Шикарнейшее было здание. Мы хотели сохранить хотя бы вот этот главный фрагмент буквой «П». Власти посчитали, что его охранять и реставрировать дорого. Стали собирать подписи, подключился Сыктывкар, пока мы их собирали, быстренько-быстренько его разобрали. Если бы сохранили, можно было бы наш музей туда перевести, это туристический бренд был бы нашего района. Снесли, а потом говорят: развивайте туризм, а как его развивать – на пальцах показывать? Исследователи и родственники репрессированных, для них это была как мекка для мусульман – приехать посмотреть на это здание, которое строили их родственники. Там сейчас пустая площадка, автодром техникума, – сетует руководитель музея.

Хотел посмотреть на контору НКВД и Алексей Зудерман: внук репрессированного немца планирует сюда вернуться. На предполагаемом месте гибели своего предка они с отцом установили крест с табличкой на немецком языке «Здесь покоится с Богом Арвет Зудерман».

Карта дорог из Вологды в Воркуту на машине

Вологда
Вологда — Дорожный (9 км;
0:08)
Дорожный 9 км 0:08
Дорожный — Фофанцево (5 км;
0:02)
Фофанцево 14 км 0:11
Фофанцево — Оларево (6 км;
0:04)
Оларево 20 км 0:15
Оларево — Литега (11 км;
0:06)
Литега 31 км 0:21
Литега — Сосновая Роща (9 км;
0:04)
Сосновая Роща 40 км 0:26
Сосновая Роща — Кадников (3 км;
0:02)
Кадников 43 км 0:28
Кадников — Чекшино (23 км;
0:12)
Чекшино 66 км 0:41
Чекшино — Воробьёво (18 км;
0:12)
Воробьёво 84 км 0:53
Воробьёво — Якуниха (65 км;
0:43)
Якуниха 149 км 1:37
Якуниха — Быково (0 км;
0:00)
Быково 149 км 1:37
Быково — Жилино (1 км;
0:00)
Жилино 150 км 1:38
Жилино — Погорелово (3 км;
0:01)
Погорелово 153 км 1:39
Погорелово — Царева (32 км;
0:21)
Царева 185 км 2:01
Царева — Лунево (18 км;
0:11)
Лунево 202 км 2:12
Лунево — Галицкая (4 км;
0:03)
Галицкая 206 км 2:16
Галицкая — Филинская (15 км;
0:10)
Филинская 221 км 2:26
Филинская — Камчуга (11 км;
0:06)
Камчуга 231 км 2:33
Камчуга — Березовая Слободка (72 км;
0:48)
Березовая Слободка 304 км 3:22
Березовая Слободка — Олешковка (8 км;
0:05)
Олешковка 311 км 3:27
Олешковка — Леваш (40 км;
0:30)
Леваш 352 км 3:57
Леваш — Верхнее Анисимово (41 км;
0:30)
Верхнее Анисимово 393 км 4:28
Верхнее Анисимово — Великий Устюг (46 км;
0:34)
Великий Устюг 439 км 5:02
Великий Устюг — Валга (2 км;
0:01)
Валга 441 км 5:04
Валга — Красавино (24 км;
0:17)
Красавино 466 км 5:21
Красавино — Приводино (16 км;
0:12)
Вологодская область — Архангельская область
Приводино 482 км 5:33
Приводино — Курцево (10 км;
0:07)
Курцево 491 км 5:41
Курцево — Куимиха (3 км;
0:02)
Куимиха 495 км 5:44
Куимиха — Котлас (13 км;
0:09)
Котлас 507 км 5:53
Котлас — Лименда (10 км;
0:11)
Лименда 517 км 6:04
Лименда — Блок-пост (4 км;
0:02)
Блок-пост 522 км 6:07
Блок-пост — Асеевская (1 км;
0:00)
Асеевская 522 км 6:08
Асеевская — Вычегодский (1 км;
0:00)
Вычегодский 523 км 6:09
Вычегодский — Пырский (4 км;
0:04)
Пырский 527 км 6:13
Пырский — Коряжма (6 км;
0:04)
Коряжма 533 км 6:17
Коряжма — Харитоново (40 км;
0:36)
Харитоново 573 км 6:53
Харитоново — Литвино (35 км;
0:24)
Литвино 608 км 7:17
Литвино — Запань Лупья (3 км;
0:02)
Запань Лупья 611 км 7:19
Запань Лупья — Белопашино (8 км;
0:05)
Белопашино 619 км 7:24
Белопашино — Сойга (1 км;
0:00)
Сойга 620 км 7:25
Сойга — Козьмино (39 км;
0:34)
Козьмино 658 км 8:00
Козьмино — Гыжег (5 км;
0:03)
Гыжег 664 км 8:04
Гыжег — Лена (22 км;
0:14)
Лена 686 км 8:18
Лена — Ирта (11 км;
0:07)
Ирта 697 км 8:26
Ирта — Яренск (22 км;
0:15)
Яренск 719 км 8:42
Яренск — Сафроновка (3 км;
0:02)
Сафроновка 722 км 8:45
Сафроновка — Казлук (13 км;
0:09)
Архангельская область — Республика Коми
Казлук 736 км 8:54
Казлук — Межег (5 км;
0:04)
Межег 741 км 8:59
Межег — Жешарт (9 км;
0:07)
Жешарт 749 км 9:06
Жешарт — Яг (9 км;
0:06)
Яг 759 км 9:13
Яг — Гам (3 км;
0:01)
Гам 761 км 9:14
Гам — Арабач (7 км;
0:04)
Арабач 768 км 9:19
Арабач — Вёздино (5 км;
0:03)
Вёздино 773 км 9:22
Вёздино — Микунь (9 км;
0:05)
Микунь 781 км 9:28
Микунь — Сыспи (0 км;
0:00)
Сыспи 781 км 9:28
Сыспи — Айкино (1 км;
0:01)
Айкино 783 км 9:29
Айкино — Оквад (16 км;
0:11)
Оквад 800 км 9:40
Оквад — Чёрный Яр (1 км;
0:00)
Чёрный Яр 801 км 9:41
Чёрный Яр — Усть-Вымь (5 км;
0:03)
Усть-Вымь 806 км 9:44
Усть-Вымь — Вогваздино (4 км;
0:02)
Вогваздино 810 км 9:47
Вогваздино — Ляли (18 км;
0:12)
Ляли 828 км 9:59
Ляли — Серёгово (4 км;
0:02)
Серёгово 832 км 10:02
Серёгово — Емва (30 км;
0:19)
Емва 862 км 10:22
Емва — Тракт (31 км;
0:20)
Тракт 893 км 10:42
Тракт — Ропча (70 км;
0:46)
Ропча 963 км 11:29
Ропча — Чиньяворык (26 км;
0:17)
Чиньяворык 989 км 11:46
Чиньяворык — Ухта (67 км;
0:45)
Ухта 1056 км 12:32
Ухта — УРМЗ (6 км;
0:05)
УРМЗ 1062 км 12:37
УРМЗ — Озёрный (2 км;
0:02)
Озёрный 1064 км 12:40
Озёрный — Ухта (1 км;
0:01)
Ухта 1066 км 12:42
Ухта — Дальний (2 км;
0:02)
Дальний 1068 км 12:44
Дальний — Лыаёль (4 км;
0:04)
Лыаёль 1072 км 12:48
Лыаёль — Сосногорск (3 км;
0:02)
Сосногорск 1076 км 12:51
Сосногорск — Пожня (1 км;
0:01)
Пожня 1077 км 12:52
Пожня — Вис (54 км;
0:36)
Вис 1131 км 13:28
Вис — Малая Пера (37 км;
0:24)
Малая Пера 1167 км 13:53
Малая Пера — Ираёль (34 км;
0:22)
Ираёль 1201 км 14:15
Ираёль — Зеленоборск (9 км;
0:13)
Зеленоборск 1210 км 14:28
Зеленоборск — Рыбница (13 км;
0:18)
Рыбница 1222 км 14:46
Рыбница — Каджером (27 км;
0:39)
Каджером 1250 км 15:26
Каджером — Чикшино (33 км;
0:21)
Чикшино 1282 км 15:48
Чикшино — Изъяю (40 км;
0:26)
Изъяю 1322 км 16:14
Изъяю — Кожва (3 км;
0:02)
Кожва 1325 км 16:17
Кожва — Озёрный (6 км;
0:05)
Озёрный 1330 км 16:22
Озёрный — Печора (2 км;
0:02)
Печора 1333 км 16:25
Печора — Косью (124 км;
2:07)
Косью 1456 км 18:33
Косью — Верхняя Инта (94 км;
1:33)
Верхняя Инта 1550 км 20:07
Верхняя Инта — Абезь (97 км;
1:36)
Абезь 1647 км 21:44
Абезь — Советский (188 км;
3:08)
Советский 1835 км 24:52
Советский — Воркута (13 км;
0:12)
Воркута 1852 км 25:09

«Старался к ней прижаться»

Московского невропатолога Анастасию Сутковую арестовали в январе 1938 года, через два месяца после расстрела ее супруга партийного работника Анатолия Бармина. Мать двоих детей приговорили к восьми годами как члена семьи «изменника родины».

– У нее остались дочь, которой было пять лет, и сыну было три года с небольшим. Их отправили в спецприемник. Мой отец запомнил, как арестовывали его мать, когда ему было три года: что она была в белой рубашке и что солдат НКВД вырывал его из рук матери, он старался к ней прижаться, – рассказывает историк Алексей Бармин, который готовит к публикации дневники своей бабушки.

Далее ночь на Лубянке, месяцы в Бутырской тюрьме, лагеря в Мордовии и Архангельской области. Летом 1940 года начался этап Анастасии Сутковой в Севжелдорлаг.

– Она шла пешком больше 100 километров, ночевали под открытым небом. В Кожве (конец первого участка Северо-Печорской железной дороги. – СР) никаких бараков не было, все было тяжело. Она работала на лесоповале, потом заболела и ее отправили в больницу в Княжпогост. Это ее спасло, потому что в больнице она смогла договориться о том, чтобы остаться работать там же врачом. Там она уже жила в бараке, питание было получше, – говорит Алексей Бармин.

Барак-шалашник спецпереселенцев в Коми

Кандидат медицинских наук из Москвы принялась лечить заключенных и даже писала научные статьи. По инициативе Анастасии Сутковой в Княжпогосте появилась первая торфолечебница. Но методы санаторно-курортного лечения мало помогали в лагерных условиях: заключенные выращивали картошку и капусту, но это скудное продовольствие оставалось на столах начальства.

– Основная проблема была пеллагра (авитаминоз из-за недоедания. – СР). Она давала рекомендации начальству лагеря, как с ней бороться. Но основная рекомендация не могла быть выполнена, потому что условия содержания заключенных и их питание были такими, что они и вызывали эту пеллагру, – отмечает Бармин.

Cхема расположения лагерных пунктов Княжпогостского района Коми

В январе 1943 года Анастасию Сутковую перевели на вольное поселение в том же Княжпогосте. «Первое, что она сделала, это забрала из детдома детей», – говорит Алексей Бармин. После освобождения в 1946 году его бабушка отправилась на работу в мединститут в Ижевске, потом в Чкалове (сегодня Оренбург – СР), но везде лагерное прошлое шло следом. Партийное начальство не желало доверять студентов бывшей заключенной. Спустя девять лет она вернулась в Москву, но работать уже не смогла – за годы путешествий по стране она перенесла два инфаркта и была вынуждена выйти на пенсию.

От рассвета до заката

Первые баржи со спецпереселенцами причалили к берегу реки Вымь в 1930 году. Репрессированные кулаки, а позже депортированные немцы, поляки и китайцы начали прорубать просеку в тайге для будущей железной дороги.

– Первые эшелоны пошли из Воркуты в январе 1942 года. Почему так быстро удалось построить железную дорогу? Потому что вся предварительная работа была уже сделана. Местная жительница вспоминает, как в начале 30-х погнали скотину на летнее пастбище, смотрят, а там посторонние мужчины. Им сказали: не бойтесь, это идет этап на Ухту. Этап был очень странный для сельских жителей: зэки были в халатах теплых и с рассветом молились на восток. Бараки с заключенными тянулись вдоль поселка, они вмещали до трех тысяч человек. По реке появлялись поселки со спецпереселенцами, их старались селить отдельно, – рассказывает краевед Раиса Литус.

Раиса Литус

Зимняя экскурсия по Емве, которую проводит Литус, длится от рассвета до заката: световой день в декабре здесь не больше трех часов. На улице мягкая и теплая для здешних мест температура – всего минус 10. На главной улице города коробки супермаркетов соседствуют с двухэтажными деревянными домами, которые в советское время считались элитными – их строили для начальства лагеря. В них высокие потолки и лепнина, аккуратная резьба на крышах. Некоторые части города сохранили исторические номера лагерных пунктов: к примеру, микрорайоны 20-й и 21-й.

Раисе Литус удалось пообщаться со многими жертвами репрессий, когда те еще были живы. Одно из ярких воспоминаний в архивах краеведа оставил депортированный с Дальнего Востока Гао-Юй-Тан: «В марте 1938 года я получил 10 лет как шпион. В сентябре привезли в Княжпогост. Приехали, ничего нет. Натягивали брезентовые палатки, там и жили. Направили на строительство железной дороги. Нас, китайцев, было человек 80 с разными сроками. Многие умирали сразу: 300 граммов хлеба за целый день работы. Когда приехали, дали чуни (длинные сапоги из брезента), телогрейку. Года два не было бани, вши съедали, можно было их горстями собирать. Даже летом, когда строили через речку Кылтовку, нам не разрешали мыться в реке, боялись, что убежим. Умирало много, и в основном в начале хоронили там, где смерть застала. Вся дорога в трупах, по трупам ходим и ездим».

Гао-Юй-Тан – один из немногих депортированных, кто остался жить в Коми после отбывания наказания. Он умер в 2003 году.

Евгений Зудерман в поисках места захоронения своего отца

Осенью 2019 года Раиса Литус возглавила экспедицию семьи Зудерман в давно заброшенный поселок Чуб – здесь, согласно полученному в сыктывкарском архиве акту о погребении, покоится 43-летний Арвет Зудерман.

– Туда не добраться по дороге, ходит рабочий поезд. Мы на нем доехали и еще километров семь шли пешком в тайгу. Там был один из лагерных пунктов. Нам повезло – мы встретили старожила, который туда на лето приезжает картошку выращивать. Показал, где были бараки для тех, кто лес валил, конюшня, водокачка, баня. Для нас это было, конечно, удивительным открытием. Когда мы приехали, там была дикая мошкара, я всю ночь от этого не спал. А представляете, что творилось с людьми, которые спали в открытых этих бараках, где комары были 24 часа в сутки. Это ад! У меня есть карточка заключенного прадедушки, там видна его хронология жизни: сначала он работал на общих работах, заболел, его перевели на более легкую работу, он разносил еду, потом просто умер, – рассказывает Алексей Зудерман.

Железнодорожная станция города Емва сегодня, Коми

Княжпогостский район Коми – это около 200 км железнодорожного пути от города Микунь до поселка Чиньяворык. По официальным данным, на строительстве этого участка погибли 7200 человек. Раиса Литус говорит, что эту цифру можно смело умножать на пять, так как архивы ЗАГСа появились только в январе 1940 года. Согласно информации ОАО «Печорстрой», всего на строительстве Северо-Печорской магистрали, тянувшейся от архангельского Котласа до Воркуты, погибли около 40 тысяч человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector