Краткое содержание «мещёрская сторона»
Содержание:
- Обыкновенная земля
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Старинная карта и приметы
- Первое знакомство
- Знакомство с главным героем
- Интересные истории и наблюдения
- Мещерские леса
- Сюжет и композиция
- МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА — ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ
- Анализ произведения «Мещерская сторона»
- Карта как путеводитель
- Городские пейзажи
- Анализ очерка «Обыкновенная земля» (повесть «Мещерская сторона»)
- Мой дом
- Родина талантов
Обыкновенная земля
В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко.
почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.
Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.
Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: «Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере – с такой-то». Я не буду называть широт и долгот Мещорского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». Он тянулся некогда от Полесья до Урала В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещорские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели урока: Научить отбирать материал на заданную тему;Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собстве.
Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию «В гостях у Некрасова».
Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова «Судьба человека». В презентации подобраны фотографии кадров из филь.
Целью данного урока является повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен.
Выборочное изложение по рассказу В. Распутина «Уроки французского».
Данный урок расcчитан на 2 часа, содержит все этапы, необходимые для организации изложения.
Источник
Старинная карта и приметы
Чтобы лучше ориентироваться в Мещёрском крае, автор использовал карту. Она была составлена на основе съёмок, сделанных в 1870 году. Во время походов рыбак находил неточности и вносил исправления, но даже с таким документом исследовать край было надёжнее, чем без ничего. Местные жители часто давали неверную информацию, так как сами путались, не зная, что где находится. «Туземцы» всегда отвечали на вопросы очень подробно, но автор, следуя их указаниям, или не находил обозначенного ориентира, или обнаруживал сразу несколько.
Одна из глав называется «Несколько слов о приметах»
Автор объясняет, что разбираться в природных подсказках очень важно. Например, по ним можно понять, какая погода будет завтра
Глядя на дым от костра, опытный путник сумеет определить, будет ли светить солнце или пойдёт ливень. Изучать край по карте рассказчику тоже нравилось. Ему удалось обнаружить, что по разные стороны от Оки находятся:
- к западу — 8 боровых озёр, причём самые маленькие по площади наиболее глубокие;
- к северу — торфяные болота Мещёры и глухие сосновые леса;
- к югу — плодородные земли Рязанского края.
С востока от боровых озёр расположены огромные болота. Местные жители называют их «омшарами» или «мшарами». Когда-то это были озёра, но за много тысячелетий они заросли и покрылись песчаными островками, где стали находить пристанище лоси. Одно из болот называлось Поганым озером. Местные жители, особенно женщины, относились к этому месту с трепетом. Там росли грибы размером больше телячьей головы. «Туземцы» называли их погаными, поэтому так нарекли и озеро.
Женщины рассказали о страшном водоёме столько ужасов, что автор и его друзья решили сами посмотреть на всё. По дороге путникам пришлось заночевать в палатке. Всю ночь они слышали, как барабанит дождь, и завывают волки. Утром товарищи пошли дальше. Ноги утопали в серых и зелёных мхах, а по берегам виднелись разные растения:
- ландыши, усыпанные твёрдыми оранжевыми ягодами;
- кукушкин лён;
- гонобобель;
- брусника;
- сфагнум.
Первое знакомство
Впервые я попал в Мещорский край с севера, из Владимира.
За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхающегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
Пассажиры с вещами сидели на площадках – вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая «козьи ножки» и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.
Узкоколейка в Менторских лесах – самая неторопливая железная дорога в Союзе.
Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
На станции Пилево в вагон влез косматый дед. Он перекрестился в угол, где дребезжала круглая чугунная печка, вздохнул и пожаловался в пространство’
– Чуть что, сейчас берут меня за бороду – езжай в город, подвязывай лапти. А того нет в соображении, что, может, ихнее это дело копейки не стоит. Посылают меня до музею, где советское правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.
– Чего брешешь?
– Ты гляди – вот!
Дед вытащил измятую бумажку, сдул с нее махру и показал бабе-соседке.
– Манька, прочти, – сказала баба девчонке, тершейся носом об окно. Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом:
– «Собчается, что в озере живут незнакомые птицы, громадного росту полосатые, всего три; неизвестно, откуль залетели, – надо бы взять живьем для музею, а потому присылайте ловцов».
– Вот, – сказал дед горестно, – за каким делом теперь старикам кости ломают. А все Лешка-комсомолец. Язва – страсть! Тьфу!
Дед плюнул. Баба вытерла круглый рот концом платка и вздохнула. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели и справа и слева, бушуя, как озеро. Хозяйничал западный ветер. Поезд с трудом прорывался через его сырые потоки и безнадежно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках.
– Вот оно существование наше, – повторял дед – Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!
– Чего в летошний год нашли? – спросила баба.
– Торчак!
– Чегой-то?
– Торчак. Ну, кость древнюю. В болоте она валялась. Вроде олень. Роги – с этот вагон. Прямо страсть. Копали его цельный месяц. Вконец измучился народ.
– На кой он сдался? – спросила баба.
– Ребят по ём будут учить.
Об этой находке в «Исследованиях и материалах областного музея» сообщалось следующее:
«Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. Кости разламывались прямо в руках, но по мере высыхания твердость костей восстанавливалась».
Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра.
С этой встречи с косматым дедом началось мое знакомство с Мещорой. Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах величиной с человеческую голову. Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко.
Знакомство с главным героем
Главный герой «Мещёрской стороны» — рыбак, от лица которого ведётся повествование. Этот человек увлечён своим занятием и тонко чувствует природу. По его мнению, природа Мещёрского края обладает притягательной силой. Рассказчик перечисляет красоты, которыми можно любоваться бесконечно:
- величественные сосны;
- лесные озёра;
- скошенные луга;
- цветущие поляны.
Дед поделился историей о небывалых птицах, обитающих в лесных озёрах. Также он показал бумагу, в которой сообщалось об удивительной находке — скелете огромного «ирландского оленя». В заметке рассказывалось, с каким трудом «копачи» извлекали кости из трясины. На рассказчика история произвела сильное впечатление.
Интересные истории и наблюдения
Недалеко от Прорвы было село Солотча. Однажды туда приехал старик. С собой он привёз английскую удочку с блесной. Местные рыболовы презирали спиннинги и злорадно смотрели на то, как старик раз за разом забрасывает свои снасти. Блесна незадачливого рыболова была пустой, а рядом мальчишки таскали рыбу, используя простые удочки. Старик жаловался на несправедливость, а местные знали, что все люди делятся на несколько категорий:
- счастливцы;
- неудачники;
- хитрецы;
- завистники.
Судя по всему, старик принадлежал к тем, кому всегда не везёт. Он возвращался с рыбалки в комариных укусах и в крови, но не сдавался, хотя извёл уже много блёсен. Рыбаки решили взять его с собой на Сегден. Всю ночь рыболов не спал, так как не хотел ложиться на сырую землю. Утром он спросонья наступил в яичницу, а потом разбил кувшин с молоком. Но это была не самая большая его неудача.
Рассказчик пошёл со стариком на Прорву, тому посчастливилось поймать большую щуку. Но дед не стал тащить её на берег, а достал пенсне и начал с громкими восторгами разглядывать добычу. Щука полежала спокойно, потом ударила старика хвостом по щеке и плюхнулась в воду. В тот же день старик уехал в Москву.
В лугах очень много озёр с говорящими названиями. Так, в Промоине ловили капризную рыбу, которую можно вытащить только с большим трудом. Бобровка называлась так из-за бобров, которые раньше там водились. В Тиши, по словам стариков, всегда стояла тишина. Были и другие разнообразные названия. Каждое озеро удивляло чудесами. Так, по берегам Старицы росли чернобыльник, череда и живичка. Последняя имеет свойство поворачиваться корнями к земле, если её вырвут. В это время растение похоже на карабкающегося жука. Вблизи ароматных лугов жили люди разных профессий:
- сторожа колхозных огородов;
- паромщики;
- корзинщики.
Село Солотча славилось способными людьми. Когда-то здесь жил известный гравёр Пожалостин, работы которого известны в Англии и Франции. В любой сельской избе висели иконы и картины, потому что раньше жители были прославленными богомазами. В этих местах родился Есенин, а однажды автор даже покупал у его родной тётки молоко.
Мещерские леса
Деревья в этой стороне величественны и грациозны: длинные и прямые стволы восходят к небу, пряча мелкие озёра своими густыми кронами. Воздух всегда остаётся чистым, а по ночам можно разглядеть звёзды.
Автор проводит в лесах около недели. Он живёт в палатке и почти не спит. Однажды рассказчик рыбачил с друзьями на Чёрном озере. Они плавали на резиновой лодке, когда внезапно на них напала огромных размеров щука. Её острый и несгибаемый плавник легко мог порвать шлюпку. Товарищам удалось спасти лодку, они направились к берегу, где поставили лагерь. Там их встречала волчица со своим выводком. Её жилище было поблизости с палаткой. Животное удалось выгнать, но перенести лагерь всё-таки пришлось.
В Мещере было множество озёр с причудливыми наименованиями: Лангобардское, Тишь, Старица, Бык, Хотец, Промоина, Бобровка и другие. Их названия часто были связаны с какой-то историей или особенностью, характерной для данной местности. В Бобровском раньше обитали бобры. На Селянском плавает множество уток. Бык удивляет своими крупными размерами.
Сюжет и композиция
Повесть состоит из 15 главок. В некоторых описывается природа Мещорского края: луга, леса и боры, лесные озёра и мещорские болота — мшары. В других главках герой рассказывает, как попал в Мещорский край, как путешествовал по нему, пользуясь старинной картой, как ночевал в палатке в разное время года, как ловил рыбу, общался с встреченными аборигенами. Рассказчик восхищается главным богатством края – его талантливыми жителями.
Рассказчик рассуждает об изменениях, которые произошли в природе по сравнению с отражёнными в старинной карте, о приметах, связанных с погодой и с дорогой.
Между описаниями природы вклиниваются рассказы о судьбах местных жителей и разные истории, случившиеся с рассказчиком во время путешествий или рыбалки. Каждая из таких историй подобна рассказу, имеет свою завязку, развязку и кульминацию. Такова история о том, как путешественники ходили на Поганое озеро через мшары, как писатель Гайдар заблудился без компаса и был найден уже в темноте, как путники всё-таки попали на Поганое озеро через год и заслужили славу «вовсе отчаянных мужчин».
Во многих эпизодах описаны лесные животные: красноглазые водяные крысы, охотящиеся за рыбой, рыжие лесные муравьи с сильными челюстями, безобидные медведи-медвежатники, старые мудрые щуки, которые дают оплеухи неудачливым рыбакам и угрожают разрезать плавниками надувную лодку, волчица с двумя волчатами.
Есть в повести и несколько исторических экскурсов. Рассказчик сообщает о природе лесных каналов, вырытых при Александре втором экспедицией генерала Жилинского, о доме знаменитого гравёра Пожалостина в деревне Солотча, доме, хранящем память о многих великих 19 века.
МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА — ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ
Константин Паустовский
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачно-го воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. В Мещёрском крае
можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик — «болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: «Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере — с такой-то». Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещёрские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.
Поёмные озера — озера, оставшиеся после половодья.
Куга — болотный тростник.
Паустовский К.Г. Мещерская сторона
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (справка и биография) → |
Еще по данной теме::
- ПАУСТОВСКИЙ — МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА — МОЙ ДОМ
МОЙ ДОМ Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. Это бывшая баня, бревенчатая из…
- ПАУСТОВСКИЙ — МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА — ЛУГА
ЛУГА Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как…
- ПАУСТОВСКИЙ — МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА — ЛЕСА
МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА — ЛЕСА Мещёра — остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафед…
- ПАУСТОВСКИЙ — МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА — БЕСКОРЫСТИЕ
БЕСКОРЫСТИЕ Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат ле…
- ПАУСТОВСКИЙ — УМНЫЕ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ (КНИГИ)
Умные и верные друзья Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружен множеств…
Анализ произведения «Мещерская сторона»
Автор произведения «Мещерская сторона» затрагивает тему любви к родине, природе и родной земле. Через удивительные образы окружающего мира писатель отображает всю его многогранность и красоту. Паустовский умеет видеть живописность и волшебство в самых обычных вещах и явлениях и пытается передать свое виденье читателю.
Как и в других своих произведениях, в «Мещерской стороне» Паустовский проводит параллель между землей и людьми, живущими на ней. Автор написал рассказ, который приоткрывает перед читателем дверь в историю своего народа, описывает его жизнь, проблемы и тревоги.
Повесть помогает по-новому взглянуть на привычную жизнь, отринуть мирские заботы и обратиться к первозданной природе в поисках внутренней гармонии и согласия с собой и окружающим миром.
Произведение показывает нам новые стороны поверий и предрассудков, учит тому, что даже проклятые и опасные места по-своему прекрасны, а люди, живущие в отрыве от цивилизации, честны, добры и всегда готовы прийти на выручку.
Со слов автора читатель также может узнать о редких видах растений, о произрастании и сборе кипрея, о мире животных и древних сельских обычаях. Природа в повести писателя — это не только движущая сила жизни, но и сила любви, против которой беспомощен человек.
Сочинения и очерки Паустовского наполнены умиротворением, поиском смысла жизни и гармонии между человеком и мирозданием.
Через всю повесть проходит единая мысль: самое большое сокровище человека — его родина, только на ее земле человек может почувствовать себя полноценным и великим.
Даже городской житель, никогда не спавший в стогу сена под открытым небом и не ходивший босиком по травяному ковру леса, поверит писателю на слово и откроет для себя этот мир завораживающей природы, который совсем рядом, стоит лишь протянуть руку.
Карта как путеводитель
Паустовский использует интересный литературный приём. Практически с самого начала он знакомит читателя с картой. Писатель использует её в качестве некого путеводителя. Она довольна старая и была сделана по съёмкам местности ещё конца 19 в. Хоть на карте и много неточностей, именно ей отдаёт предпочтение рассказчик, так как объяснения местных жителей оказываются слишком запутанными.
Константин Паустовский методично описывает расположение Мещеры, окружающие её реки и территории:
- Внизу лежит Ока.
- К югу распластались плодородные угодья Рязани.
- На севере растянулась равнина.
- На западной стороне — Боровые озера, к востоку от них — Мещерские болота.
Городские пейзажи
Паустовский признавался, что большинством своих произведений обязан средней полосе России. Цикл рассказов «Летние дни», рассказ «Телеграмма», а также повести «Мещерская сторона» и «Повесть о лесах» были написаны на основе впечатлений от путешествий по стране. «Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки», — писал Константин Георгиевич в предисловии к автобиографической повести «Далекие годы».
Средней полосе Паустовский посвятил и множество своих фотографий: пейзажи Владимирской области, города Суздаль и Юрьев-Польский, река Каменка, старинные монастыри и быт местных жителей.
В Юрьеве-Польском Паустовскому так понравился базар, что он сделал серию фотографий торговых рядов городка. В снимках Константин Георгиевич искусно передал атмосферу базарного дня. Крестьяне с ящиками и лукошками на столах, болтающие в ожидании покупателей, женщины, сидящие на земле и обсуждающие последние новости, и гуси, неторопливо расхаживающие по дороге вдоль торговых рядов.
Много фоторабот Паустовский посвятил монастырям. Рождественский монастырь в Солотче, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри в Суздале писатель запечатлел в начале 1930-х годов. Когда Паустовский побывал в Суздале — неизвестно, но снимок монастыря сделан весной с деревянного моста над разлившейся Каменкой.
Анализ очерка «Обыкновенная земля» (повесть «Мещерская сторона»)
В своем очерке «Обыкновенная земля», Паустовский затрагивает тему красоты земли «русской». Она предстает перед читателем в прекрасном и загадочном образе, именно в том самом, как и сто лет назад. Конечно, изменения повсеместно есть, но только не в этом крае. Он так и остался нетронутым «цивилизацией». Здешняя природа, продолжает радовать местных. Леса, реки, озера… Они как бы живут своей независимой жизнью, не обращая внимания на разные обстоятельства. В них нет ничего сверхъестественного и в то же время они необычайно великолепны. Они, бесспорно, вдохновляют поэтов, писателей, фотографов и просто ценителей «прекрасного».
Автор выражает не только свою любовь к этим местам, но делится собственными впечатлениями с такой реалистичностью, что и читатель сам начинает свое путешествие.
Видно, что сам Паустовский с трепетом относится к каждой мелочи, листику, деревцу. Он называет землю «обыкновенной», но в то же время опровергает напрочь это «определение», преподнося читателю ее удивительным образом. Не зря он сравнивает ее с картинами Левитана, считая и то и другое искусством.
Возможно благодаря его очерку, читатель захочет со временем посетить тот таинственный край и воочию увидеть все то, что показал автор на своих страницах. Таким образом, можно прекрасно ощутить всю целостность природы здешних мест.
А пока можно после прочитанного закрыть глаза и представить всю девственную красоту излюбленного писателем края. И равнины, и холмы, и заросшие мхом лесные массивы. И вот оно! Необыкновенное место, на обыкновенной земле…
Люди все меньше стали замечать, что происходит вокруг. Современный ритм жизни не дает ни единого шанса побыть наедине с природой, и посмотреть на настоящее, не рукотворное, если не задаваться соответствующей целью. А между тем, именно это необходимо человеку. Он должен обогащаться не только финансово, но и духовно.
Природа помогает. Она открывает глаза на многие вещи, заставляет по-другому взглянуть на ситуацию. Она делится своей красотой, и между тем, показывает реальность. В последнее время леса стали уничтожаться, зачастую для развития инфраструктур. Окружающая среда плачет. Однако эти слезы не всем понятны.
Люди перестали обращать внимания на многие важные вещи. Малая родина забывается, все уезжают в большие города за «счастьем» и красивой жизнью. Деревья безжалостно вырубаются, а деревеньки и прочие маленькие селенья уходят в небытие. Только природа остается на своем месте. Она показывает постоянство и «неподкупность». Люди должны прислушаться и осознать свое истинное предназначение. И тогда наступит лад и гармония с внешней и внутренней средой.
Автор в свой очерк вложил частичку души. Он надеялся на то, что в дальнейшем, рано или поздно ситуация в мире должна изменится в лучшую сторону. Люди начнут видеть и ценить то, что природа создавала веками.
«Обыкновенная земля» останется навсегда в сознании у читателя. Очерк насквозь пропитан любовью таких «патриотов» и ценителей красоты, и поэтому сам край – будет жить и радовать вечно!
Анализ очерка «Мшары» (повесть «Мещерская сторона») Анализ очерка «Леса» (повесть «Мещерская сторона») Анализ очерка «Луга» (повесть «Мещерская сторона») Анализ очерка «Старики» (повесть «Мещерская сторона»)
Мой дом
Рассказчик живёт в Мещоре в маленьком доме, бывшей бане – бревенчатой избе, обшитой серым тёсом. Дом отгорожен от сада высоким частоколом. В частоколе застревают застигнутые врасплох коты, пытающиеся украсть пойманную рассказчиком рыбу.
Осенью сад засыпан листьями, в двух маленьких комнатках становится светло. Большинство ночей рассказчик ночует на озёрах или в старой беседке в глубине сада, заросшей диким виноградом. Там хорошо в тихие осенние ночи, когда шумит неторопливый отвесный дождь. На рассвете рассказчик обливается водой из колодца, кипятит чайник и идёт с вёслами к реке. Впереди – пустынный сентябрьский день, счастье затерянности в осеннем мире.
Родина талантов
На краю мещорских лесов, недалеко от Рязани, стоит село Солотча. Первый год рассказчик жил у старушки-вековушки, в доме которой было 2 картины итальянского мастера, расплатившегося ими когда-то отцу старушки за постой.
На следующий год рассказчик поселился в старой бане при соседнем двухэтажном доме. Это дом знаменитого гравёра Пожалостина, выходца из Солотчи, бывшего пастуха. Теперь в доме живут две дочери Пожалостина.
Все стены дома увешаны гравюрами со знаменитыми людьми прошлого – Тургенева, генерала Ермолова.
Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина тоже из этих мест. Веками солотчинцы были знаменитыми богомазами.
Недалеко от Солотчи родина Есенина. Его тётка Татьян продавала рассказчику сметану.
На одном из озёр около Солотчи живёт Кузьма Зотов, до революции безответный бедняк. Сейчас в избе появилось много нового – радио, газеты, книги, а от старого времени остался только дряхлый тощий пёс. У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев и четвёртый малолетний Вася. Миша заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом около села Спас-Клепики. Ваня – учитель ботаники и зоологии в большом селе за 100 км от лесного озера. В отпуске он помогает матери по хозяйству и ищет редкие водоросли. Вася – школьник. Его школа за 7 км за лесом. Два года назад Вася помогал приехавшему из Москвы художнику. Во время грозы художник потерял краски. Ваня нашёл их через две недели, но пока искал – сильно простыл и заболел опасным воспалением лёгких.