Львов, николай александрович

Биография[править | править код]

В Львов поступил в Измайловский полк. Много занимался самообразованием. С конца вокруг Львова сложился круг людей, объединённых общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций (Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Е. И. Фомин и др.).

Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком. В Львов был избран в Российскую Академию, с был почётным членом Академии художеств.

Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов — Борисоглебского в Торжке (1785-96) и святого Иосифа в Могилёве (сооруженного в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II), усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях.

В архитектурном творчестве был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио (перевёл и издал трактат «Четыре книги Палладиевой архитектуры»). Талант Львова-конструктора проявился в поисках новых строительных материалов, разработке способов землебитного строения, отопления и вентиляции зданий. Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг: от трудов о печах и каминах и об употреблении земляного угля до «Летописца великого русского» и известного сборника «Собрание русских народных песен с их голосами» (), которому автор предпослал свой трактат «О русском народном пении». Большой интерес он проявлял к проблеме народности, что нашло отражение в его либретто к комической опере Е. И. Фомина «Ямщики на подставе» («Игрище невзначай») (). Львов являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве.

Великолепный рисовальщик, он создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны. Предполагал выпустить «Словарь художников и художеств», но этот труд не был издан, а рукопись — утрачена.

Литература[править | править код]

  • Глумов А. Н. Н. А. Львов // Серия: Жизнь в искусстве. — М.: Искусство, 1980.о книге
  • Бочкарёва И. А. Н. А. Львов. К 250-летию со дня рождения. — Торжок: ВИЭМ, 2001. — ISBN 5-87049-199-1о книге
  • Будылина М. В. Архитектор Н.А.Львов (1751–1803). — М.: Госстройиздат, 1961. — 184 с.о книге
  • Лаппо-Данилевский К. О тайной женитьбе Львова // Новое литературное обозрение. — 1997. – №23. – стр. 132-141
  • Николай Львов: прошлое и современность. Материалы научно-практической конференции 16-17 мая 2005 г. Сб. статей.. — СПб.: ООО «Селеста», 2005. — ISBN 5-98343-012-2о книге
  • Никулина Н.И. Николай Львов. — Л.: Лениздат, 1971. — 133 с.о книге
  • Троицкая церковь в деревне Прямухино. Архитектор Н. А. Львов // Наше наследие. — 1994. – №29-30. — С.56, 60.
  • Николай Александрович Львов (буклет) // Составитель Н. А. Лопатина, оформление и фотографии Е.А Васильев. — Торжок: ООО «Фирма-Вариант», 2006.

Основные постройки

В Санкт-Петербурге

Свято-Троицкая церковь, рисунок Джакомо Кваренги.

  • Церковь св. Ильи Пророка на Пороховых (1782—1785, Шоссе Революции, 75).
  • Здание Почтамта (1782—1789, Почтамтский пер., 3 — Почтамтская ул., 9). Внутренность здания полностью перестроена.
  • Невские ворота Петропавловской крепости (1784—1787).
  • Свято-Троицкая церковь в селе Александровском («Кулич и Пасха»; 1785—1790, проспект Обуховской Обороны, 235).
  • Усадьба Гавриила Державина и Польский сад при ней (Набережная реки Фонтанки, 118). С 1998 года здесь располагается Музей русской словесности — филиал Всероссийского музея Пушкина.
  • Усадьба Полторацких (авторство предположительно; 1790-е, Уткин проспект, 2).

В окрестностях Санкт-Петербурга

Летний Приорат в Гатчине (1797—1799), литография XIX века.

  • В Гатчине:
    • Приорат (1797—1799). Реставрация замка началась в 1980-х годах, в 2004 году он был открыт для посещения.
    • Амфитеатр (1790-е). Памятник достаточно сильно разрушен.
    • Наумахия (1797—1799). Памятник, представлявший собой фантазию на тему античного бассейна для водных представлений, разрушен практически полностью; в настоящее время на его месте сохранился только бесформенный пруд.
  • Церковь Святой Екатерины в Мурино (1786—1790).
  • Спасо-Преображенский собор в Выборге (1787—1892; в проект были внесены небольшие изменения архитектором И. Брокманом).

В Торжке и его окрестностях

Архитектор, несмотря на то, что построил множество знаковых объектов русской классической архитектуры, был верен принципу – «где родился, там и пригодился». Рожденный под Торжком, Львов именно в этом городе и его окрестностях возвел больше всего своих шедевров.

  • Собор Борисоглебского монастыря в Торжке (1785—1796), также по схожести стилистики Львову приписывается проект надвратной церкви монастыря, построенной Я. А. Ананьевым.
  • Надвратная Церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней в Торжке (1804-1811)
  • Воздвиженская ротонда-часовня в Торжке (1814), .
  • Главный дом с колоннадой и флигелями в усадьбе Знаменское-Раёк в селе Раёк.

Главный дом усадьбы Знаменское-Раёк.

  • Часовня Даниила Столпника в селе Васильева Гора. Фрески часовни выполнены по мотивам европейских гравюр XVIII века.
  • Троицкая церковь в усадьбе Бакуниных в Прямухино (предположительно, церковь построена после смерти архитектора). Храм сохранил свою богатую отделку..
  • Воскресенская церковь-мавзолей, усадебный дом и погреб-пирамида, в собственной усадьбе архитектора Никольское-Черенчицы в селе Никольское.
  • Казанская церковь и колокольня в селе Арпачёво (1791).
  • Погреб-пирамида в усадьбе Митино, .
  • Арочный валунный мост в усадьбе Василёво. Главный дом усадьбы, принадлежавшей родственнику Львова, сгорел — сохранился лишь флигель, перестроенный из оранжереи. С 1976 года на территории бывшей усадьбы находится Музей деревянного зодчества.
  • Владимирская церковь в усадьбе Беклемишева в Горницах (1789—1795, атрибутируется по сходству с наброском в записных книжках Львова), .
  • Петропавловская церковь в селе Переслегино. Документальных свидетельств авторства Львова не сохранилось, церковь атрибутируется по сходству с собором св. Иосифа в Могилёве.
  • Также Н. А. Львову приписывается настоятельский корпус со Спасской церковью в Христорождественском монастыре Твери (1801—1805).

Церковь Великомученицы Екатерины («Львовская ротонда»), Валдай (1786—1794).

В Москве и её окрестностях

  • Главный дом усадьбы А. Н. Соймонова (1780-е, ). Перестроен в 1858—1859 годах.
  • Усадьба Вяземских Пущино-на-Наре под Серпуховым (авторство предположительно).
  • Усадьба князя Лопухина Введенское (не ранее 1799). В 1912 перестроена в камне с изменением пропорций и добавлением ряда новых элементов.
  • Главный 8-колонный дом усадьбы графа Ростопчина Вороново (не сохранился).
  • Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в усадьбе Тёплое Соймоновых (1797)(авторство предположительно).

В других местах

  • Собор святого Иосифа в Могилёве (разрушен в 1930-х годах).
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождество Фировского района Тверской области.
  • Церковь Великомученицы Екатерины («Львовская ротонда») в Валдае (1786—1794). С 1970 года здесь находился Краеведческий музей, с 1995 года — Музей колоколов.
  • Церковь Воскресения Христова в селе Матренино под Владимиром, .
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Славгороде (1791—1793).
  • Николаевская церковь в усадьбе Кочубеев Диканька (1794—1797).
  • Колокольня для имения Петра Вельяминова Ивановка (1796). Проект похожей на маяк колокольни, схожей с колокольней в Арпачёво, был разработан Львовым для города Липецка, однако она была возведена в селе Ивановка под руководством Т. Адамини

Литературное творчество[править | править код]

В своем поэтическом творчестве (стихи, поэмы, басни, комические оперы) Львов, испытавший воздействие европейского Просвещения и сентиментализма, во многом предвосхитил ранние романтические веяния. Стремясь приблизить поэзию к фольклору, он широко использовал народную лексику и неклассические размеры. В частности, в стихотворении «Как, бывало, ты в темной осени…» Львов первым употребил пентон (пятидольник) III — пятисложный размер с метрическим ударением на третьем слоге пятисложной стопы, впоследствии популяризованный А. В. Кольцовым. Наибольший историко-литературный интерес представляют стихотворные дружеские послания Львова 1790—1800-х годов и его письма, одно из которых («Письмо Н. А. Л<ьвова> к П. Л. В<ельяминову>. Село Арпачево, 17 августа 1791») было напечатано при жизни автора в «Московском журнале» H. M. Карамзина (1791).

Львов создал тексты для четырех комических опер: «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778; переделка новеллы Ж.-Ф. Мармонтеля «Le mari sylphe»), «Ямщики на подставе» (1787), «Милет и Милета» (1796) и «Парисов суд» (1796; единственная в русская бурлескная опера). В текст «Ямщиков на подставе» включены записанные Львовым ямщицкие песни, аранжированные и оркестрованные композитором Е. И. Фоминым. Совместно с чешско-русским композитором и фольклористом И. Прачем Львов составил двухтомное нотное «Собрание русских народных песен с их голосами», положенное на музыку Прачем (1790). Львов опубликовал первый стихотворный перевод древнеисландской саги «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго» (1793) и стихотворный перевод трех книг Анакреоновых од (1794) с теоретическим предисловием и примечаниями. Вслед за Львовым «Песнь Гаральда» перелагали стихами И. Ф. Богданович и К. Н. Батюшков. Львовская анакреонтея оказала непосредственное воздействие на анакреонтику Державина. Львов переводил также произведения Сафо, Петрарки, Ж.-Б. Руссо и др. Нашел и опубликовал с предисловиями две древнерусские летописи. В 1798 г. перевел первую книгу архитектурного трактата А. Палладио, снабдив издание комментариями, в которых отразились воззрения Львова на теорию архитектуры. (http://rvb.ru/18vek/lvov/)

Примечания

  1. Точная дата рождения Львова была установлена в 2001 году в ходе анализа документов, содержащихся в ГАТО:

  2. // Русский биографический словарь: Лабзина — Лященко. — Изд. Императорским Русским Историческим Обществом. — СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1914. — Т. 10. — С. 778-784. — 846 с.
  3. (12.08.2019).
  4. Ильин М. А. О палладианстве Дж.Кваренги и Н.Львова // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. – М.:Наука, 1973. – С.107
  5. Усадьба «Василёво» на реке Тверце в трех километрах севернее Торжка.
  6. Андреевский А. К. Отопление. — Минск: Выш. школа, 1982. — С. 5.
  7. Полякова О. А., Чегутаева Л. Ф. .
  8. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.89. с. 186. Метрические книги церкви Святой Живоначальной Троицы в Галерной Гавани.
  9. Доступны в часы работы музея Петропавловской крепости.
  10. Церковь действующая, открыта для доступа практически постоянно.
  11. Церковь действующая.
  12. . pravoslavie.ru. Дата обращения: 3 августа 2020.
  13. Монастырь частично действующий, частично музеифицирован. Собор находится в достаточном хорошем состоянии, в интерьере (на 2010 год) установлены леса и доступ закрыт. Надвратная церковь-колокольня находится в удовлетворительном состоянии, доступ внутрь здания закрыт.
  14. Усадьба была передана в аренду частной фирме, в 2007—2015 годах здесь функционировала гостиница, были доступны экскурсии по парку и по дому; в 2016 году арендатор заявил о невозможности продолжать реставрационные работы.
  15. На 2010 год часовня закрыта, ключ в соседней усадьбе Знаменское-Раёк, посещение только по особой договоренности.
  16. Все постройки расположены в большом запущенном парке. На 2010 год погреб-пирамида отреставрирован и постоянно открыт, усадебный дом полностью заброшен и разрушается, церковь в хорошем состоянии, закрыта и доступа внутрь нет, захоронения Львовых в крипте церкви большей частью уничтожены.
  17. На 2010 год церковь медленно реставрируется по инициативе местного жителя Г. Шапошникова; реставрация снаружи почти закончена, интерьер в лесах; колокольня заброшена и быстро разрушается; церковные службы не проводятся.
  18. На 2010 год церковь заброшена и быстро разрушается. Деревня Горницы прекратила существование, дорога от соседней деревни Бор в крайне плохом состоянии.
  19. На 2010 год церковь заброшена и быстро разрушается.
  20. Усадьба принадлежит частной фирме и для осмотра недоступна.
  21. Усадьба находится в полуразрушенном состояний, кровли, заполнений окон и дверей нет.
  22. М. В. Будылина, О. И. Брайцева, А. М. Харламова. Архитектор Н. А. Львов. Стройгиз, 1961. Стр. 101.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 апреля 2008.

Сочинения

  • Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии: В 4 частях / Под ред. И. Н. Болтина и Н. А. Львова. — СПб.: Печатано у И. К. Шнора.
    • Часть первая. — 1798. — XXVI, 233 с.
    • Часть вторая. — 1798. — XI, 243 с.
    • Часть третья. — 1799. — VII, 327 с.
    • Часть четвёртая. — 1799. — VI, 200 с.
  • Львов Н. А. Избранные сочинения / Предисл. Д. С. Лихачева. Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К. Ю. Лаппо-Данилевского. Перечень архитектурных работ Н. А. Львова подготовлен А. В. Татариновым. — Кёльн; Веймар; Вена: Бёлау; СПб.: Пушкинский Дом, РХГИ, Акрополь, 1994. — 422 с.
  • L’vov N. A. Italienisches Tagebuch: Ital’janskij dnevnik / Hrsg. und kommentiert von K. Yu. Lappo-Danilevskij. Übers. aus dem Russischen von Hans Rothe und Angelika Lauhus. — Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 1998. — (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte, Reihe B, Neue Folge, Band 13.)
  • Львов Н. А. Опыт о русских древностях в Москве; Драматургия; Поэзия; Искусствоведческие труды и переводы / Подгот. текстов и комментарии К. Ю. Лаппо-Данилевского, Т. А. Китаниной, Е. Г. Милюгиной, А. Ю. Сорочана и др. // Милюгина Елена. Обгоняющий время: Николай Александрович Львов — поэт, архитектор, искусствовед, историк Москвы. — М.: Русский импульс, 2009. — 360 с., 200 ил., портр.
  • Львов Н. А. Пиростатика / Вступ. ст. и подгот. текста С. А. Астаховской; Комментарии С. А. Астаховской, М. В. Строганова // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Вып. 3 / Сост. В. В. Кузнецов, М. В. Строганов; Ред. М. В. Строганов. — Торжок: ВИЭМ; Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2010. — С. 146—172.
  • Львов Н. А. Путевые заметки Н. А. Львова по Италии в 1781 году / В отрывках и излож. В.Верещагина // Старые годы. — 1909. — № 5. — С. 276—282.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector