Государева дорога

Дом Анны Монс в Немецкой слободе

На самом деле, этот дом — единственный сохранившийся пример того, как застраивали Немецкую слободу в допетровское время. Но к Анне Монс он не имеет никакого отношения.

Палаты XVII века принадлежали врачу царя Алексея Михайловича Ван-дер-Гульсту. Дом Монсов стоял где-то неподалеку. Но именно эти палаты носят имя фаворитки Петра I. О возрасте палат говорят остатки кирпичного допетровского узорочья на заднем фасаде.

Позже дом перестраивали в стиле раннего московского барокко: парадный фасад богато декорирован. В советское время дом Анны Монс оказался на территории завода НИИ точных приборов. В 80-е годы завод начал строительство нового цеха, которое полностью перекрыло доступ к дому Анны Монс. Сейчас завод не работает, но и доступа к древнему зданию нет. Дом Анны Монс ветшает.

Адрес: улица Бауманская, 53, стр. 8.

Фрегаты тянули волоком

Надо отметить, что проект «Осударева дорога» существует в Карелии уже не первое десятилетие. Историки до сих пор спорят о том, что именно происходило в начале 18-го века в нашем краю, но самая популярная версия гласит, что «Осударевой дорогой» назывался путь, по которому в период русско-шведской войны из Белого моря в Онежское озеро и далее, к будущему Санкт-Петербургу, осуществлялась транспортировка войск и грузов.

Новость по теме

Языческие поляны Карелии. Имитация или реальность?

Более того, по легенде наши предки даже сумели волоком переправить в Неву из Архангельска два малых фрегата «Святой Дух» и «Курьер»,  для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Построена дорога была по распоряжению Государя Петра Первого — отсюда и её простонародное название «Осударева».

Впрочем, некоторые историки считают, что архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по Осударевой дороге не подтверждают. Один из основных источников того времени — Журнал Петра Великого, составленный кабинет-секретарем А.В.Макаровым, комментируя это событие, лишь обозначает сам факт: «… учинили морем транспорт… к деревне Нюхче, а оттоль сухим путем до деревни Повенца через пустые места и зело каменистые». Про то, как тянули фрегаты — ничего не говорится. Однако энтузиасты считают, что недостаток сведений в архивах еще не говорит о принципиальной невозможности перемещения фрегатов.

Петропавловская крепость Фото: Commons.wikimedia.org

Повенец в годы войны

Трагические события развернулись в Повенце в декабре 1941 года, где отступающая Красная Армия применила тактику «выжженной земли». Это не единичный случай: аналогичные подрывы с целью остановить продвижение врага были произведены на ДнепроГЭС в Запорожье, на канале Москва-Волга (ныне канал имени Москвы).

Монумент «Здесь проходила передняя линия обороны» в Повенце

Далее выдержки из книги Константина Гнетнева «Беломорканал: времена и судьбы».

Затопленный после взрыва Южного участка ББК ПовенецЗатопленный после взрыва Южного участка ББК ПовенецЗатопленный после взрыва Южного участка ББК ПовенецЗатопленный после взрыва Южного участка ББК ПовенецВзорванные шлюзы Южного участка ББКВзорванные шлюзы Южного участка ББК

Ранняя история Повенца, тропа богомольцев

Первые поселения в районе Повенца появились еще в эпоху мезолита. В низменности при впадении реки Повенчанки в Онежское озеро, появилось поселение, унаследовавшее название реки. Само название реки, скорее всего, русского происхождения и означает местность на краю, бровке горы (по+венец).

Первое письменное упоминание о Повенце встречается в «Купчей Вяжицкого монастыря» от 1465 года: «Се купи игуменъ Варламъ святаго Николы и всъ старцы вяжитцкие у Мартемьяна Родионова у Водникова половину в Повенцы отчину его, землю и воду, и пожни, и полъшеи лъсъ, и ловища повенецкие, гдъ ни буди, всъ без вывета…»

К концу XV века Повенец превратился в весьма богатую торговую слободу с соляными амбарами, названную «Повенецкий рядок». Через него проходил торговый путь из Новгорода в Белое море и «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю.

Автодорога от Москвы до Петровского

Москва
Москва — Видное (24 км;
0:19)
Москва — Московская область
Видное 24 км 0:19
Видное — 5-й микрорайон (2 км;
0:01)
5-й микрорайон 26 км 0:20
5-й микрорайон — Калиновка (3 км;
0:01)
Калиновка 30 км 0:22
Калиновка — Павловское (2 км;
0:01)
Павловское 32 км 0:23
Павловское — Ям (1 км;
0:00)
Ям 33 км 0:24
Ям — Домодедово (1 км;
0:00)
Домодедово 35 км 0:25
Домодедово — санатория «Подмосковье» (12 км;
0:07)
санатория «Подмосковье» 46 км 0:32
санатория «Подмосковье» — Шебанцево (8 км;
0:04)
Шебанцево 54 км 0:37
Шебанцево — Вельяминово (14 км;
0:11)
Вельяминово 68 км 0:48
Вельяминово — Вельяминово (1 км;
0:00)
Вельяминово 69 км 0:49
Вельяминово — Сидорово (4 км;
0:02)
Сидорово 74 км 0:51
Сидорово — Михнево (3 км;
0:01)
Михнево 77 км 0:53
Михнево — Киясово (9 км;
0:05)
Киясово 87 км 0:59
Киясово — Ситне-Щелканово (7 км;
0:03)
Ситне-Щелканово 94 км 1:03
Ситне-Щелканово — Ступино (8 км;
0:04)
Ступино 102 км 1:07
Ступино — Лесопарк (5 км;
0:02)
Лесопарк 107 км 1:10
Лесопарк — Корыстово (10 км;
0:05)
Корыстово 117 км 1:15
Корыстово — Кокино (8 км;
0:06)
Кокино 125 км 1:21
Кокино — Каменка (9 км;
0:05)
Каменка 134 км 1:27
Каменка — Беляево (23 км;
0:14)
Беляево 158 км 1:41
Беляево — Трепольский (31 км;
0:17)
Московская область — Рязанская область
Трепольский 189 км 1:58
Трепольский — Михайлов (19 км;
0:10)
Михайлов 208 км 2:08
Михайлов — Гремячка (47 км;
0:27)
Гремячка 255 км 2:36
Гремячка — Желтухинский (27 км;
0:15)
Желтухинский 282 км 2:51
Желтухинский — Нагорное (11 км;
0:06)
Нагорное 293 км 2:57
Нагорное — Зимарово (43 км;
0:27)
Зимарово 336 км 3:25
Зимарово — Новоархангельское (9 км;
0:05)
Рязанская область — Тамбовская область
Новоархангельское 345 км 3:30
Новоархангельское — Первомайский (3 км;
0:01)
Первомайский 349 км 3:32
Первомайский — Иловай-Дмитриевское (8 км;
0:04)
Иловай-Дмитриевское 357 км 3:36
Иловай-Дмитриевское — Иванжитово (3 км;
0:01)
Иванжитово 360 км 3:38
Иванжитово — Степанищево (10 км;
0:05)
Степанищево 370 км 3:43
Степанищево — Кочетовка (12 км;
0:06)
Кочетовка 382 км 3:49
Кочетовка — Гостеевка (0 км;
0:00)
Гостеевка 382 км 3:49
Гостеевка — Лесной Воронеж (6 км;
0:02)
Лесной Воронеж 387 км 3:52
Лесной Воронеж — Изосимово (0 км;
0:00)
Изосимово 388 км 3:53
Изосимово — Панское (13 км;
0:08)
Панское 400 км 4:01
Панское — Заворонежское (3 км;
0:01)
Заворонежское 402 км 4:02
Заворонежское — Старое Хмелевое (9 км;
0:09)
Старое Хмелевое 412 км 4:12
Старое Хмелевое — Новое Хмелевое (3 км;
0:03)
Новое Хмелевое 415 км 4:15
Новое Хмелевое — Кугушево (12 км;
0:11)
Кугушево 426 км 4:27
Кугушево — Петровское (12 км;
0:12)
Петровское 439 км 4:39
Петровское — Добровольский (5 км;
0:05)
Добровольский 444 км 4:44
Добровольский — 52.63307, 40.26008 (4 км;
0:04)
52.63307, 40.26008 448 км 4:49

Тверская область и контрасты российской провинции

В Тверской области вариантов программы для Государевой дороги несколько: одна делает акцент на народные промыслы, другая — гастрономическая, третья, сказочная, расскажет о легендах и преданиях Руси в целом и Тверской области в частности — набор экскурсий для туристов можно варьировать.

В самой Твери больше всего запоминается огромный Путевой дворец, самый роскошный из всех, которые туристы посетят за все время тура, очень красивый и уютный центр города с невысокой застройкой и набережная с видом на мост и купеческие дома.

Памятник Афанасию Никитину на набережной

Путевой дворец в Твери

По-настоящему провинциальные контрасты начинают проявлять себя на третий день, когда группа отправляется в Торжок. Здесь бы восхищаться живописной природой и одним из самых древних русских монастырей (Борисоглебским, построенным в XI веке), но и «современная история» напоминает о себе: мусор и разрушающиеся деревянные дома не дают провалиться в сказку, как Алиса в кроличью нору. Коллеги-туроператоры обсуждали пока не до конца реализованный высокий туристический потенциал города и придумывали пути обхода самых нелицеприятных мест для будущих туристов — надо полагать, что именно так и поведут первые экскурсии, уже чуть измененными маршрутами.

Торжок

Вышний Волочек

В завершение третьего дня группа уезжает в Вышний Волочек, в котором тоже хватает реалий российской глубинки. Приятным открытием вечером станет Вышневолоцкий краеведческий музей. История и традиции Вышнего Волочка и таланты вышневолоцких стекольщиков, оказывается, могут быть интересны даже на фоне усталости после 3 дней интенсивного осмотра достопримечательностей благодаря отличной работе гида.

Храм Косьмы и Дамиана и Палаты в Шубине

Церковь Косьмы и Демиана

Недалеко от памятника Юрию Долгорукому, в Столешниковом переулке стоит храм Святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана в Шубине.

Есть версия, что в XIV веке на этом месте стояла усадьба боярина Иакинфа Шубы. Часть Столешникова переулка поэтому долго называлась Шубиной.

Церковь упоминается уже в 1368 году. Была она деревянной и сгорела в пожаре 1626 года. После этого начали строить каменный храм. Строительство продолжалось до середины XVII века. В 1703 году храм начали капитально перестраивать. Работы с перерывами тянулись до 1722 года. В 1812 году у его стен по приказу наполеоновских начальников расстреляли «поджигателей Москвы». Сам храм от пожара не пострадал.

В течение XIX века храм обновляли и достраивали. В советские годы его закрыли, в помещениях сначала размещалась Библиотека иностранной литературы, потом типография. В 70-е годы начали реставрационные работы, которые ведутся до сих пор. С 1991 года храм вновь открыт для прихожан.

Адрес: Столешников переулок, 2.

Палаты в Шубине

Если заглянуть с Тверской улицы в первую (от площади) подворотню дома № 6, то увидите остатки палат второй половины XVII века. Обнаружили их случайно. Ресторан «Арагви» закрылся на ремонт. Архитектор, ведущий ремонтные работы, заметил, что стены и своды подвала ресторана белокаменные и выглядят очень древне.

Могучие стены подвала, сводчатые потолки — остатки древних палат. То есть, дом № 6 по Тверской улице стоит на палатах времен Алексея Михайловича Тишайшего. Изыскания показали очень своеобразную планировку палат, даже целого дворца, пока неизвестно кому принадлежавшего. В 2005 году найденные палаты начали реставрировать.

Адрес: Тверская улица, 6, стр. 2.

Беломорско-Балтийский канал

Новый этап в истории Повенца наступил в 1930 году.

Мысль о строительстве канала между Белым морем и Онежским озером впервые выдвинул Петр I во время Северной войны. Но тогда не было никакой технической возможности реализовать этот проект. К нему вновь вернулись в XIX веке (тогда была реализована Петровская идея соединить Онежское озеро, принадлежавшее бассейну Балтийского моря, с Белым озером в бассейне Каспийского моря — Мариинский канал, нынешний Волго-Балтийский канал). Однако все предложенные проекты (Ф.П.Деволана 1800 года, графа А.Х.Бенкендорфа 1835 года, флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года, профессора В.Е.Тимонова 1900 года) были признаны слишком дорогостоящими.

В 1930 году Советское правительство вернулось к вопросу о строительстве канала. 1 июля 1931 года были представлены первые эскизные проекты строительства, а спустя месяц начались работы по проектированию на местности.

Строили его силами заключенных Беломоро-Балтийского лагеря («БелБалтЛаг, подразделение ГУЛАГа). Всего через эту стройку прошло 250 тысяч человек, из которых погибло, по официальным данным, 12800 человек (по неофициальным — гораздо больше).

Канал был построен за рекордные сроки — немногим более 20 месяцев. 5 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал был открыт.

Беломорско-Балтийский канал стал поистине уникальным сооружением: более 100 сложных инженерных конструкций, 227 километров, из которых почти 48 километров — искусственные пути, подходные каналы, 19 шлюзов, 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Строили, фактически, с помощью примитивных орудий труда.

В Повенце начинается Южный склон Беломорско-Балтийского канала, так называемая Повенчанская лестница. Здесь расположены 7 гидроузлов с общим перепадом высот около 70 метров.

Для меня Беломорско-Балтийский канал — это еще очень личное. Мой прадед, Гавриил Иванович Горецкий (1900-1988), белорусский экономист и геолог, один из учредителей Белорусской Академии Наук, был каналоармейцем, строителем Беломорканала. В 1930 году он был арестован ГПУ по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии», лишен звания академика.

30 мая 1931 года по постановлению коллегии АДПУ СССР как руководитель контрреволюционной организации «Трудовая крестьянская партия» был приговорен к расстрелу. Однако когда расстрельный список лег на стол Сталину, тот вычеркнул имя Горецкого — за него лично ходатайствовали руководители Белоруссии. Приговор был заменён на 10 лет лагерей.

Набитая осужденными теплушка довезла его до Кеми, в то время — «столицу» СЛОНа (Соловецкие лагеря особого назначения). Там заключенных распределили по различным работам, однако тех, у кого была статья 58-6 (шпионаж), никуда не брали. Положение практически безвыходное. Но тут пришло распоряжение: «Всех, у кого имеется высшее образование, отправить в Медвежью Гору на Беломорско-Балтийский комбинат (ББК)».

Так мой прадед попал на строительство Беломорканала и из экономиста, специалиста по сельскому хозяйству Белоруссии, переквалифицировался в геолога. Наградой за ударный труд стало досрочное освобождение в 1934 году. Вся его дальнейшая жизнь была связана с геологией и работой в Гидропроекте. В 1937 и 1938 годах было еще два ареста и приговора к расстрелу, которые так и не были осуществлены: ученых его уровня ценили, но держали «на крючке». В 1958 году он был реабилитирован и восстановлен во всех званиях.

Мост через Беломорско-Балтийский канал в Повенце, шлюз №2Панорама в сторону шлюза №3Шлюз №2 Беломорско-Балтийского каналаХрам во имя Святителя Николая в Повенце, построенный в 2003 году в память о всех погибших строителях Беломорско-Балтийского канала

Церкви Повенца

До Октябрьской революции в Повенце было три церкви. Первая, деревянная, во имя Петра и Павла, была построена в 1600 году схимонахом Аноимом и новгородскими купцами. Согласно статье «Трехсотлетний юбилей первого Повенецкого храма» в Олонецкой Епархальной ведомости №№ 13-14 за 1900 год, в этом храме в 1702 году молился «Великiй Преобразователь Россiи Императоръ Петръ I, предпринявъ въ 1702 году безпримѣрный гигантскiй походъ, съ войскомъ и яхтами, изъ Бѣлаго моря, чрезъ Кемскiе и Повѣнецкiе лѣса, въ Онежское озеро. 26-го августа подъ вечеръ прибылъ въ Повѣнецъ, извѣстный тогда подъ именемъ Повѣнецкаго рядка или пристани. Спустивъ яхты въ Онежское озеро, Государь отправился въ путь, при благопрiятной погодѣ; но, отъѣхавъ около версты, гдѣ находится небольшой островъ, былъ задержанъ внезапно подувшимъ встрѣчнымъ вѣтромъ. «Вѣрно Повѣнецкiй Петръ сильнѣе Московскаго», ‒ сказалъ Монархъ и, возвратившись въ Повѣнецъ, отслужилъ въ древнемъ соборѣ молебенъ, послѣ чего вѣтеръ подулъ снова попутный и Петръ благополучно продолжалъ путь по всему озеру. Съ того времени островъ, у котораго была задержана вѣтромъ царская яхта, стали называть «Воротнымъ» (т.е. поворотнымъ)» .

Первая церковь Петра и Павла в Повенце, фото 1914 года

В 1859 году началось строительство собора Петра и Павла, который был завершен между 1861-1864 годами. В 1905 году он был переименован в собор Смоленской иконы Божией Матери.

Второй собор Петра и Павла в Повенце, из журнала «Всемирная Иллюстрация», 1892 год

В том же 1905 году был возведен трехпрестольный Петропавловский собор.

Третий собор Петра и Павла в Повенце, фото 1919 года

Все три храма были разрушены в годы Великой Отечественной войны.

С мая 1919 по февраль 1920 года Повенец находился в зоне оккупации объединенных войск Белой армии и англо-американских союзников.

По теме: Национальный музей Республики Карелия в Петрозаводске

Господин Великий Новгород

Утром четвертого дня встать придется очень рано, но это того стоит — группа спешит на станцию Куженкино, чтобы понаблюдать прибытие ретро-поезда, курсирующего здесь по выходным. Поезд прибывает шумно, с паром, видео и фото для Instagram получаются отличные.

Станция Куженкино

Далее — примерно часовой переезд в сторону Валдая и Новгородской области. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, следующая точка путешествия, восстановлен и прекрасно отделан, а живописные озера и природные красоты не дадут заскучать тем, кто не очень интересуется посещением религиозных памятников архитектуры.

Валдайский монастырь

А затем — сплошной интерактив: в музее колокольного центра расскажут о забавных напевах, помогающих звонарям в их работе, музей уездного города представит игры, особенности и обычаи региона, а вечером можно будет передохнуть в гостях у ямщика Никитича, выпить чаю и узнать побольше о быте ямщицкой семьи.

Пятый день — мой самый любимый за весь тур. Во-первых, где-то в этот момент открывается второе дыхание и появляются новые силы на осмотр красот родной земли, а во-вторых (и это главное) — день не самый насыщенный, а программа всего тура идет по восходящей.

Начало дня — достаточно быстрая обзорная экскурсия в Ярославово дворище и по территории Новгородского кремля, а также посещение Исторического музея, где можно своими глазами увидеть знаменитые берестяные грамоты. Великий Новгород — это величественно, красиво и точно стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Пожалуй, здесь группе впервые не хватило свободного времени: гулять хотелось подольше, фотографии получаются сказочные, а еще нужно успеть закупиться сувенирами.

Кремль Новгорода

После обеда мы попрощались с Новгородской землей, на очереди была Ленинградская область.

Маршрут межрегионального туристского проекта «Государева дорога»

«Государева дорога» – тракт, связавший Санкт-Петербург и Москву, построенный по указу Петра I. По этой дороге проезжали кортежи императорской династии Романовых. Во все времена на пути следования была развитая инфраструктура: путевые дворцы, трапезные, почтовые станции, экипаже-ремонтные мастерские. Путешествуя по маршруту проекта Ленинградской области, можно познакомиться со значимыми достопримечательностями, связанными с историей создания в XVIII-XIX веке главной дороги, которая соединяет две российские столицы, и историей становления Российского государства.

Маршрут начинается в г. Санкт-Петербург, после экскурсионной программы туристы отправляются в Ленинградскую область в г. Гатчина.

В г. Гатчина гостям Ленинградской области будет предложено посетить Приоратский дворец – архитектурный символ города. Строение сооружено в 1799 году по проекту архитектора Н.А. Львова для рыцарей Мальтийского ордена и является в России единственным памятником землебитного строительства конца  XVIII века.

Гатчинский дворец возведен по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди для фаворита императрицы Екатерины II графа Григория Орлова в 1766 году. Дворец построен в виде охотничьего замка. В последствие, Екатерина II подарила дворец своему сыну Павлу I.

Павловский собор. Собор святого апостола Павла – действующий православный храм в городе Гатчина. Является главным храмом города.

Строительство храма велось в период с 1846 по 1852 гг. по указу императора Николая I. Архитектурный стиль – псевдорусский. Авторы проекта: архитекторы Роман Иванович Кузьмин и Константин Андреевич Тон.

Музей истории города Гатчины культурный центр города, в котором проводятся музыкальные вечера, фольклорные праздники, тематические выставки, встречи с известными людьми, конференции и лекции по истории города и района.

В г. Тосно туристы посетят Тосненский историко-краеведческий музей, который расположен в старинном каменном двухэтажном доме, до начала XX века принадлежавшем семье Смолиных. Гости музея узнают легенду этого дома, молодая хозяйка которого была взята в царские покои Александра III в качестве кормилицы первенца Ники, будущего императора Николая II.

В д. Андрианово предстоит посетить усадьбу Марьино. Вот уже два с лишним века на берегу Большого пруда и в окружении одного из красивейших парков Ленинградской области располагается старинная усадьба Марьино – настоящая жемчужина русской архитектуры XIX века, некогда родовое гнездо графов Строгановых и князей Голицыных, а ныне дворцово-парковый ансамбль, открытый для гостей.

Усадьба Марьино является памятников архитектуры первой половины четверти XIX века Федерального значения; входит в состав Национальной Ассоциации «Возрождение исторических садов и парков», а также является членом Международного совета музеев ИКОМ (ICOM).

Далее по маршруту следует посещение г. Любань. Духовной и художественной доминантой города и станции Любань является храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, построенный в 1897 г. Храм стал мемориалом в честь строителей дороги, в нем была установлена доска с именами 73 инженеров-строителей.

Также в г. Любань туристам представится возможность посетить первую крупную железнодорожную станцию II класса со стороны Петербурга, которая была открыта 13 ноября 1851 г. Техническая оснащенность станции обеспечивала не только ход поездов, но и ремонт техники.

В 1894 году на платформе станции Любань сделал 40-минутную остановку траурный поезд с телом умершего в Крыму императора Александра III.

Маршрут продолжается переездом в Новгородскую, Тверскую, Московскую области и заканчивается в г. Москва.

  • Объекты просмотра: Приоратский Дворец, Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Музей истории города Гатчина, Усадьба Марьино, Павловский собор, Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, Тосненский историко-краеведческий музей
  • Тематика маршрута: культурно-познавательный
  • Способ передвижения: автомобильный, железнодорожный, автобусный, мотоциклетный

Усадьба Гагариных-Тютчевых — главный дом и северный флигель

Элегантный трехэтажный особняк в классическом стиле внешним видом никак не скажет о своей бурной истории: стены светло-синего оттенка, колонны поддерживают балкончик второго этажа. А между тем специалисты до сих пор спорят, когда началась история этого дома. Одни утверждают, что подклет относится с первой половине XVII века, другие считают, что возраст его будет постарше.

Одно ясно — старинный особняк изначально был двухэтажным, с каменным подклетом и деревянным вторым этажом. Известно, что во второй половине XVII века усадьбой владел влиятельный боярин И. Милославский. В XVIII веке хозяева усадьбы менялись часто. К концу столетия владения эти купил князь Гагарин, который и перестроил здание в тот вид, в котором оно пребывает сегодня.

В начале XIX века усадьбу купила семья Тютчевых — родители будущего поэта и дипломата Ф. И. Тютчева, который провел в этом доме детство и юношеские годы.

Через 20 лет Тютчевы продали дом Московскому попечительству о бедных, а оно устроило здесь богадельню, которая просуществовала до октября 1917 года. При советской власти усадьбу занимали разные учреждения. Сам дом не перестраивали, он сохранил свои интерьеры полностью.

В наши дни в этом здании расположен Российский детский фонд.

Северный флигель усадьбы построен при князе Гагарине. Это одноэтажное строение в форме буквы «Г» выходит одной стороной на Сверчков переулок, другой — на Армянский. Архитектор М. Казаков, работавший над переустройством усадьбы, использовал при возведении флигеля оставшиеся со времен Милославского части хозяйственных построек. Внутри флигеля примечательна кухня, выложенная изразцами с кобальтовым орнаментом.

Адрес: Армянский переулок, 11, стр. 2.

Палаты Украинцева

Палаты Украинцева / фото Википедии CC-BY-3.0

Белое двухэтажное здание с толстыми стенами и красными наличниками стоит на Ивановской горке в Белом городе.

Палаты эти построены в 1665 году думным дьяком, дипломатом Емельяном Украинцевым. Выстроены они в форме буквы «Г», что объяснялось четким делением дома на женскую и мужскую половины.

В здании два этажа. На первом размещались хозяйственные помещения и комнаты прислуги, на втором этаже жили хозяева. Палаты выходят на Хохлов переулок задней стеной, фасад здания обращен во двор. Но частые перестройки палат за столетия привели к тому, что именно задняя стена стала считаться фасадом.

С 1770 года в здании палат разместился главный архив Москвы. Через 100 лет палаты передали Московской консерватории, потом Русскому музыкальному обществу. Здесь размещалась типография Юргенсона, печатавшая произведения Чайковского, Римского-Корсакова.

После революции типография преобразовалась в издательство «Музыка».

В наши дни в палатах Украинцева размещаются книжный магазин, бутики, культурный центр, где занимаются танцами и читают лекции. Здание палат нуждается в реставрации.

Адрес: Хохловский переулок, 7.

Государева дорога: пазл сложился

Идея маршрута, соединяющего две столицы России и проходящего по самым интересным местам знаменитой Государевой дороги, возникла около двух лет назад. А первые группы туристов отправятся по нему только в эти майские праздники. «Почему так долго?» — задалась вопросом я. Ответ нашелся сразу: дорога проходит по четырем регионам: Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям — и единый турпродукт нужно было собрать из множества отдельных кусочков. Если задуматься — задача и правда не из легких: в каждом регионе с туристами работают разные туроператоры и помимо ювелирно выстроенной логистики нужно было еще скоординировать всех участников так, чтобы экскурсоводы не рассказывали туристам несколько раз подряд о быте ямщиков или анекдоты о путешествиях Екатерины Великой. В итоге пазл сложился: за 6 дней нас 4 раза передавали из рук в руки, меняя автобусы и гидов, и придраться объективно было просто не к чему.

Размещение ежедневно новое в отелях от 2* до 4* (от очень хороших до вполне сносных, в фам-трипе были самые разные люди и ни у кого из них не осталось негативных впечатлений от условий проживания). Завтраки входят в стоимость, остальное питание, в том числе тематические обеды, оплачивается отдельно.

Кстати, 6-дневной поездке есть и альтернативы — каждый из официальных туроператоров проекта предлагает и туры выходного дня (от 2 до 4) по какой-либо части маршрута. Но обо всем по порядку.

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Этот двухэтажный особняк долгое время практически не привлекал к себе внимания. Заподозрить его в некой значимости можно было только по тому, что фасад его выступает за красную линию переулка. Этот факт указывает на возраст.

Основу дома составляют палаты середины XVII века, которые принадлежали роду Зиновьевых. Хозяева соединили в одно здание две небольшие постройки и надстроили второй этаж. Во второй половине XVIII века домом стал владеть граф А. Толстой, прадед великого русского писателя. В XIX веке дом дважды перестраивали: сначала в стиле ампир, потом в стиле эклектики, даже надстроили третий этаж. В советское время палаты Зиновьевых были обычным жилым домом.

В 2000 году палаты стали лишаться своих соседей, благодаря которым они держались. Вскоре вокруг них вырос современной жилой комплекс. Несколько лет древнее строение стояло бесхозным и ветшало. Но в 2010 году его начали реставрировать. Палатам Зиновьевых вернули их внешний вид рубежа XVII-XVIII веков.

Сейчас там Музей Международного нумизматического клуба.

Адрес: Большой Афанасьевский переулок, 24.

Палаты Долгоруковых

Палаты Долгоруковых / фото Википедии CC-BY-4.0

Многие палаты XVII века в следующем столетии были перестроены. Такая  судьба у палат Долгоруковых.

Этот особняк в стиле барокко построен на основе палат предыдущего века. Между тем, сами палаты стоят на подклете XVI века, и подклет этот прекрасно сохранился. С начала XVIII века хозяева дома менялись часто.

В 1744 году его купил князь А. Долгоруков. Он перестроил и расширил дом к 1764 году. После этого переустройства в центре дома сделан каретный въезд, который отделял старую часть дома от новой. Гости въезжали на карете в здание и по боковым лестницам поднимались в вестибюль.

Пожар 1812 года дом не тронул, Наполеон разместил здесь управление французской полиции. Позже в этом доме состоялся суд над русскими поджигателями Москвы.

В 30-х годах XX века рядом с домом Долгоруковых построили многоквартирный жилой дом, из-за чего пришлось разобрать угол самой древней части палат. В 90-х годах дом Долгоруковых отреставрировали, но шахта лифта жилого дома не позволила восстановить утраченный угол. Бывший главный фасад палат XVII выделен реставраторами белым цветом.

Адрес: Колпачный переулок, 6, стр. 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector