Как научиться ездить на мкпп

Содержание:

Переключение скоростей в движении

В рекомендациях по эксплуатации автомобилей существует такой пункт: «Переключение МКПП нужно делать на определенных скоростях и показаниях тахометра». Это увеличивает ресурс работы коробки, двигателя, повышает экономичность движения и бережет окружающую среду.

Советуют переключать передачи при 2-3 тыс. оборотах по тахометру. Если его нет, тогда ориентируемся на скорость. Бывалые водители говорят, что переключаться лучше в начале подъема и оставаться на пониженной передаче, пока горка не закончится. Если переключиться во время въезда на горку, можно потерять динамику движения, обороты двигателя упадут и мотору будет тяжелее преодолевать препятствие. Это ведет к повышенному износу деталей ДВС и увеличению расхода топлива.

Рассмотрим этапы переключения в движении

  1. Едим. Отпускаем педаль газа и одновременно нажимаем на сцепление. Нажим должен быть плавным, но не медленным
  2. Переводим КПП в нейтраль и дальше на нужную передачу. Переключение на механике проходят только через нейтральное положение. Специалисты рекомендуют делать небольшую паузу при переходе с одной передачи на другую. Это сбережет коробку. Советуют досчитать до двух. То есть, рычаг в одном положение – считаем «Раз» и переводим в нейтраль. Считаем «Два» — включаем нужную передачу
  3. Плавно отпускаем педаль сцепления, без резких движений ногой. Доведя сцепление до момента схватывания, приблизительно половина выжима. Если резко бросить педаль сцепления, машину может дернуть или она «клюнет» носом, а вы лицом об руль. Слегка жмем на газ.
  4. Удерживаем педаль газа в слегка нажатом положении, чтобы двигатель не завыл, потому что сцепление находится в среднем положении
  5. Отпускаем плавно полностью сцепление.
  6. Убираем ногу с педали. Лучше ее перенести в сторону, чтобы она отдыхала

Если не придерживаться этого правила, то можно быстро угробить выжимной подшипник коробки передач. Даже в положении слегка прижатой педали, подшипник начинает работать. При длительных поездках его ресурс резко сокращается, потому что он постоянно прижат к пластинам корзины КПП, а ему нужно отдыхать. Он задействуется только в моменты переключения скоростей, все остальное время он должен бездействовать.

 

Распространенные ошибки

Рассмотрим ошибочные действия новичков или тех, кто пересел с автомата на механику. Они могут привести к преждевременной поломки коробки передач.

  1. Не своевременное переключение скоростей. Не обращают внимания на скорость движения автомобиля и обороты двигателя
  2. Медленно переводят рычаг механической КПП. Как говорилось выше, переключаться нужно четко и относительно быстро, на счет «2». Если это делать плавно, то автомобиль начнет тормозить двигателем. Пока переключитесь, нужно вновь будет разгоняться, чтобы не отставать от городского потока.
  3. Плавное нажатие на педаль сцепления приводит к снижению скоростного режима езды. В момент перехода на другую передачу вы отпускаете газ и начинаете жать на сцепление. В этот момент коробка находится в жесткой сцепке с мотором. Так как педаль акселератора не нажата, топливо не подается, двигатель начинает замедлять авто. Поэтому, нажимаем быстро, пока не потеряли скорость, переключились и плавно отпускам педаль.
  4. Резко бросают педаль сцепления. Это приведет к рывкам машины, дерганию. В результате можно встретиться носом с рулем, и повредить элементы коробки передач.

владельцам Советы

Для того, чтобы вождение автомобиля вашего стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми моментами важными:

  1. Обычное, стандартное расположение передней и ручки задней – вперед и назад соответственно. Движение таком при режиме можно и нужно осуществлять на характеризующимся, участках ровным и гладким покрытием.
  2. Блокировать путем дифференциал переключения передней ручки в заднее лучше положение всего на дорогах, характеризующихся повышенной Такая. скользкостью мера придаст «Ниве» устойчивости. понимать Стоит, что после преодоления проблемного ручку участка потребуется вернуть в исходное положение.
  3. было Как отмечено ранее, передача на понижение активироваться должна перед вероятным препятствием, но не в то время, машина когда уже застряла.
  4. Стоит понимать, включение что блокировки на неподвижном автомобиле иногда даже, невозможно если выжать сцепление. Это быть может вызвано тем, что зубцы уперлись муфты в зубцы шестеренки. В таком случае пробовать можно активировать блокировку, начав медленное выполняя и движение некрутой поворот. Если же проблемы выключением с возникают блокировки, то рекомендуется выполнить ту же процедуру выжатом при сцеплении и небольшом покачивании руля.

Зачем нужна повышающая ступень

Овердрайв нужен для более комфортного и экономного передвижения на дальние расстояния. Его следует включать в следующих условиях:

Другие режимы работы автомата

Рукояткой селектора можно выбрать следующие режим работы:

  1. P (parking) – Парковка. В этом режиме механически блокируется промежуточный вал коробки, что приводит к торможению ведущих колес. Пуск двигателя обычно возможен только в этом режиме.
  2. R (rear) – Задний ход.
  3. N (neutral) – Нейтраль. В этом режиме допускается буксировка автомобиля на небольшие расстояния.
  4. D (drive) – Движение вперед. Обычно работают все ступени трансмиссии.
  5. 2 – диапазон пониженных передач (1 и 2 или только 2) для езды по снегу или по грязи.
  6. S (snow) – помогает двигаться в режимах пониженного коэффициента сцепления с дорожным полотном.
  7. L (low) или 1 – второй пониженный диапазон (только 1 ступень).

Передаточное отношение

Передаточное число зубчатой передачи вычисляется, как отношение числа зубцов ведомой шестерни к числу зубьев ведущей. Оно показывает, во сколько раз момент силы на ведомом валу больше чем на ведущем и обратно пропорционально отношению угловых скоростей ведомого и ведущего валов. Иными словами, передаточное отношение ниже единицы, которое имеет овердрайв, говорит о том, что момент силы на вторичном валу коробки меньше чем на первичном. А скорость вращения вторичного вала напротив больше чем первичного.

Повышающая передача представляет собой ускоренную передачу. В том случае, если эта передача включена, карданный вал вращается быстрее, чем коленчатый вал двигателя.Используемая главным образом при длительном движении автомобиля с высокой скоростью, повышающая передача обеспечивает наилучшую экономию топлива, уменьшает износ двигателя и снижает уровень шумов.

В настоящее время системы повышающих передач чаще всего устанавливаются в коробках передач. Это относительно недорогое устройство обеспечивает еще одну передачу, и если применяется четырехступенчатая коробка передач, пятая передача будет повышающей.В прошлом во многих трех- и четырехступенчатых коробках передач устанавливалась отдельная повышающая передача, обычно в качестве опции, и она располагалась над коробкой передач. Наиболее широко использовалось устройство Laycock, которое было модификацией устройства Normanville. Именно этот тип мы и рассмотрим в данной главе.Устанавливаемая или в задней части удлинителя коробки передач, или в передней части главной передачи, повышающая передача участвует в передаче мощности при всех передачах. Это означает, что она достаточно прочная для того, чтобы выдерживать крутящий момент, развиваемый на низких передачах.Располагающаяся в этих местах, повышающая передача может также находиться в зацеплении, когда выбран набор промежуточных шестерен в основной коробке передач. Такое устройство обеспечивало превращение обычной трехступенчатой коробки передач в пятиступенчатую. Для дорожных условий, для которых высшая передача была слишком высокой, а вторая передача была слишком низкой, можно было выбрать вторую передачу и повышающую передачу, чтобы получить передаточное число, промежуточное между основными передаточными числами. Срабатывающая от электрического переключателя, повышающая передача могла быть быстро включена без использования сцепления. Крутящий момент, развиваемый низкими передачами, был слишком большим для узла повышающей передачи, поэтому устанавливался внешний переключатель блокировки для отключения повышающей передачи при работе передачи заднего хода и задней передачи.

Повышающая передача типа Laycock

В этом типе повышающей передачи используется простой планетарный механизм, который обеспечивает прямую или повышающую передачу и управляется электрогидравлически. Управляемая водителем электрическая система активизирует гидравлическую систему, перемещая конусную муфту вперед и назад, а также удерживая или обеспечивая привод солнечной шестерни.Устройство повышающей передачи изображено на рис. 8.1. Привод прикладывается к водилу планетарного механизма, а солнечная шестерня, устанавливаемая на подшипнике входного вала, может быть соединена при помощи фрикционной конической муфты с кольцевой шестерней или корпусом.

Механическая коробка передач (МКП) — механизм изменения крутящего момента, передаваемого с вала двигателя через механизмы трансмиссии на ведущие колеса автомобиля. От прочих типов отличается тем, что в МКП передачи переключаются вручную или полуавтоматически (при использовании сервоприводов сцепления или гидромуфты). Наиболее распространенный тип. Отличается долговечностью, простотой обслуживания и наибольшим КПД.

Запуск автомобиля с АКПП

Итак, как заводить машину на автомате? Прежде всего заводить надо с Р или N, они включаются при нажатии специальной кнопки.

Лучше заводить на «Паркинге», так как «Нейтраль» больше относится к сервисной системе, тем самым разделяет двигатель и коробку. Для начала движения, следует переключиться на «Драйв», не отпуская тормоз для снятия блокировки.

Нужно ли прогревать автомат перед ездой

Автомобиль на автоматической трансмиссии нет смысла прогревать, если на улице не отрицательная температура и нет мороза. При запуске мотора подождите несколько минут, чтобы в оборот пошло масло. Если машина установлена на «Паркинге» выключенная, то в принципе она уже прогоняет масло.

Рекомендуют при сильном морозе и непрогретой коробке не использовать мощные р., чтобы избежать поломок.

Как передвигаться на АКПП

Как правильно ездить на автомате для начинающих и с какими особенностями можно столкнуться?

Вот как завести машину автомат:

  1. Нажать на педаль тормоза.
  2. Снять рычаг с «Р».
  3. Установить передачу Драйв или другую вспомогательную.
  4. Отпустить педаль газа.

Авто самопроизвольно начнёт двигаться, без нажатия на педаль газа. Тормозить автоматич. коробкой следует с помощью двигателя и специальных кнопок.

Езда на автомобиле с автоматической коробкой передач в пробках и на светофорах

Нужно понимать, как работает автоматические передачи. В условиях затора, либо когда встречается загруженность транспорта на дороге, двигатель не должен работать, поэтому включите «Нейтраль».

На нейтральном не работает мотор, но проехать транспорт может примерно 5 км. Режим экономит топливо и оберегает машину от ремонта. На светофорах ситуация такая же, но можно воспользоваться дополнительными передачами, например — 2, они  помогут тронуться на АКПП плавно.

Остановка на подъёме с помощью АКПП

  1. Отпускаете плавно тормоз, регулируя скорость движение со спуска.
  2. Забираетесь на подъем.
  3. Притормаживаете.
  4. Устанавливаете рычаг на Нейтраль, прекращается работа мотора.
  5. Включаете Паркинг, обеспечив безопасную стоянку транспорта, заблокировав движение.
  6. Убираете ногу с тормоза и в течение нескольких секунд машина встанет в правильное положение.

Режим «S»

Во многих установлен S и обозначает он динамичное использование. То есть дополнительная система, где транспорт можно разгонять на определённую скорость, он быстро стартует и ускоряется, совершает обгон. По-другому называют его спортивным.

Он зависит от модели машины и её класса, чем мощнее авто, тем лучше работает «Спорт». При такой системе поступает большая нагрузка на движок, кузов и на саму резину.

Режим «Е»

Есть и другие обозначения на автоматич. кпп, например пиктограмма E обозначает экономную поездку. Обеспечивает плавную, лёгкую и спокойную скоростью движения, тем самым экономит бензин или дизель даже в холодное время года.

На улице гололед, а экономичный реж. позволяет безопасно чувствовать себя на дороге.

Спуск на АКПП

Спуски бывают: резкие и затяжные, но для каждого одна и та же инструкция. Не рекомендуется спускаться используя нажатую педаль тормоза, вы можете только притормаживать.

Принцип работы обычный:

  • рычаг ставиться на «Драйв»;
  • нажимается педаль газа;
  • не забывайте опускать ручник.

Используют такие передачи, как р. 1, р. 2. Но не всегда на них авто едет медленно.

Как обгонять на автомобиле с АКПП

Обгон — дело серьёзное, стоит идти на такой шаг решительнее, увереннее и осознанно. Коробка имеет дополнительные режимы для совершения этого маневра. С ними машина едет быстро, набирая обороты и уверенно обгоняет ближайший автомобиль.

Есть определённые правила при которых не совершают обгон, но раз вы чувствуете уверенность, то воспользуйтесь «Спортом» и быстрого обгона. Учитывайте, что расход топлива максимальный.

Как буксировать автомобиль с автоматом

Для начала передвиньте рычаг на «Нейтраль», следите аккуратно за машиной впереди Вас на тросе. Не дёргайте руль и помните об остановке каждые 30 минут – это правило о безопасности КПП, чтобы не произошла поломка.

Мотор не работает, соответственно масло не попадает.

Как правильно прекращать движение

Для начала движения нажмите на тормозную педаль и остановите авто, далее устанавливаете «Паркинг», с помощью него блокируется движение.

Затягивайте ручник в машине и отпускаете тормоз, заглушаете мотор.

Как тормозить двигателем

Автомат имеет свои нюансы. Сбрасывают скорость обычно на склоне или там, где постоянно надо держать педаль тормоза. Переходят при торможении на ручной, то есть р. 2 или 3.

Езда в тяжёлых условиях

Что бы там себе владельцы кроссоверов не фантазировали, но их подключаемого полного привода хватит лишь на покорение газона возле дома. Для езды по песку, рыхлому снегу, и грязи нужен серьёзный автомобиль и умение им пользоваться. Электронные системы на кроссоверах не позволят ехать по таким тяжёлым покрытиям – попытка форсирования, например, снежной целины гарантированно окончится закапыванием в снег и пробуксовкой колёс на месте. Понижайка способна обеспечить постоянный и высокий крутящий момент на колёса при невысокой скорости вращения. Таким образом, внедорожник способен без газа в пол ехать без пробуксовок и не зарываясь.

Признаки умирающей раздатки на ниве

Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля На Ниве ставится раздаточная коробка двухступенчатая, с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и ручным управлением.

В коробке две скорости (низшая и высшая) с передаточными числами 1,2 и 2,135 позволяют увеличить передаточные числа трансмиссии и удвоить общее количество передач, что увеличивает проходимость машины.

Межосевой дифференциал обеспечивает постоянный привод переднего и заднего ведущих мостов.

Так же сделана принудительная блокировка дифференциала, которая повышает проходимость автомобиля.

Блокировка дифференциала и переключение передач производится с помощью рычагов, установленных на раздаточной коробке.

В картере 25 раздаточной коробки, отлитом из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены ведущий и промежуточный валы, валы привода переднего и заднего мостов и корпус дифференциала.

На ведущем валу свободно установлены косозубые шестерни высшей 23 и низшей 26 передач, имеющие зубчатые венцы и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, который выполнен в виде блока шестерен.

Между шестернями 23 и 25 на валу неподвижно закреплена ступица муфты переключения передач 24, имеющая внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта.

При включении высшей передачи муфта переключения передач 24 стопорит на ведущем валу 29 свободно вращающуюся шестерню 23, а при включении низшей передачи стопорит шестерню 26.

Блок шестерен промежуточного вала 34 находится в постоянном зацеплении с косозубой ведомой шестерней 49, прикрепленной болтами к корпусу дифференциала, который состоит из двух частей.

На корпусе дифференциала на шлицах находится подвижная муфта 54 блокировки дифференциала.

Внутри корпуса дифференциала установлена ось с двумя сателлитами, находящимися в зацеплении с шестернями, которые связаны со шлицевыми концами валов привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля.

Вал привода переднего моста более длинный, чем вал заднего моста и имеет зубчатый венец для блокировки дифференциала.

При блокировке дифференциала подвижная муфта 54 соединяет вал с корпусом дифференциала.

Механизм переключения передач раздаточной коробки включает в себя: рычаг переключения 15, ползун, вилку, и шариковый фиксатор.

Рычаг шарнирно установлен на оси в проушинах кронштейна.

Рычаг имеет фигурный конец, который входит в паз ползуна и уплотняется в нем пружиной. На ползуне закреплена вилка, входящая в выточку муфты 24 переключения передач.

Шариковый фиксатор удерживает ползун в нейтральном и включенном положениях.

Привод блокировки дифференциала имеет устройство, аналогичное механизму переключения передач. Привод состоит из рычага 10, ползуна с вилкой и шарикового фиксатора.

Раздаточная коробка крепится к кузову автомобиля на двух опорах 45, установленных на осях. Каждая опора состоит из кронштейна, в котором запрессована резиновая подушка.

Под опоры раздаточной коробки устанавливаются регулировочные прокладки для центровки и правильной установки по отношению к коробке передач.

Раздатка Нива — Устройство

Каждый порядочный внедорожник должен иметь в конструкции раздаточную коробку. ВАЗ 2121 Нива, как порядочный внедорожник, тоже имеет РК на борту, но не все владельцы правильно ее используют, а об устройстве мы и не говорим. Чтобы хоть немножко развеять ореол таинственности на раздаткой, мы постарались описать ее устройство и особенности эксплуатации.

Раздатка Нива — устройство и схема

Все то, что вы видите на чертеже, называют раздаточной коробкой с демультипликатором. Понять как она работает, проще, если рассмотреть ее предназначение и особенности работы.

Несмотря на это, мы представили доступную в открытых источниках схему, которая полностью описывает устройство раздаточной коробки.

Для чего нужна раздатка

К чему такие сложности? Строить вторую коробку передач, чтобы повысить крутящий момент на выходе? Именно так. Все станет понятнее, когда мы рассмотрим предназначение раздатки ВАЗ 2121. Вроде бы все просто — раздатка нужна для того, чтобы правильно распределить крутящий момент между ведущими осями автомобиля. Но не только для этого

Еще одной важной функцией раздаточной коробки является увеличение крутящего момента на выходе. По-научному это называется демультипликатор

То есть можно выделить такие важные функции раздатки:

  • распределение крутящего момента между осями автомобиля;
  • блокировка межосевого дифференциала;
  • возможность отключения одного из ведущих мостов;
  • возможность монтировать коробку отбора мощности для обеспеченияработы дополнительного оборудования;
  • повышение крутящего момента на ведущих колесах включением пониженной передачи.

Порядок работы раздатки ВАЗ 2121

Когда автомобиль движется по ровной сухой дороге, сцепление колес с дорожным покрытием удовлетворительное и нет необходимости пользоваться дополнительными функциями РК. Вращение ведущего вала передается равномерно на переднюю и на заднюю оси. Таким образом, величина крутящего момента, передаваемого на каждый из мостов напрямую зависит от нагрузки на каждый из них.

Когда дорожные условия ухудшаются, при преодолении крутых и затяжных подъемов, при движении по сыпучим грунтам, на мокром грунте, и для получения равномерной и устойчивой низкой скорости движения при движении по твердому покрытию, необходимо включить пониженную передачу

Стоит обратить внимание на то, что завод запрещает переход на пониженную передачу до тех пор, пока автомобиль не остановился полностью. Только после этого можно переключиться на низшую передачу и продолжить движение

Раздаточная коробка обеспечивает также полную блокировку межосевого дифференциала. Это подразумевает равномерное распределение крутящего момента между осями, независимо от того, какую нагрузку при этом получают колеса. Таким образом, проходимость автомобиля повысится, поскольку каждое из четырех колес будут вращаться абсолютно равномерно. Блокировка дифференциала возможна на ходу и при любой скорости движения автомобиля. Естественно, что при включении пониженной или повышенной передачи нужно выключать сцепление.

Основные неполадки в работе раздаточной коробки

Чаще всего владельцы стареньких ВАЗ 2121 жалуются на вибрации и на шум в раздатке, который никак не вяжется с образом комфортабельного внедорожника. Шумы и вибрации возникают в процессе эксплуатации вследствие износа деталей. Иногда раздатка может быть ни при чем. Часто вибрации карданных валов могут принимать за вибрации раздатки. Если не придавать значения появившейся вибрации на кардане, то это может привести к выходу из строя подшипников раздатки, преждевременному износу сальников и уплотнителей. Это в свою очередь влечет за собой утечку масла.

Шум шуму рознь. Если вы ощущаете вибрации и шум в районе передних сидений при трогании автомобиля с места, то скорее всего, в этом виновата эластичная муфта, точнее ее крепление. Болты могут попросту ослабиться под нагрузкой, а может и сама муфта износиться, тогда будет возникать характерный шум. Если шум возникает при поворотах или пробуксовках, вероятнее всего, это шумит межосевой дифференциал.

Есть еще несколько способов выявить источник шума и вибраций в раздатке Нивы, но все они сводятся к тому, что вычисляют момент, когда вибрация появляется, и пытаются словить шум исключительно наощупь. Тут талант нужен.

Но если раздатку правильно эксплуатировать и не подвергать повышенным нагрузкам, вовремя менять смазку и следить за состоянием карданов и сальников, то она прослужит долго.

поровну

Стоит отметить, что на отечественных раздатка внедорожниках («Нива Шевроле» в том числе) функцию имеет блокировки дифференциала. Таким образом, крутящего передача момента может происходить как так, симметрично и несимметрично, в зависимости от положения рычага салоне в переключения. Чтобы подключить переднюю ось, цепная используется передача. Данный узел состоит из звеньев зубчатых (ведомый и ведущий) и приводной цепи. На внедорожниках современных включение полного привода производится здесь. Но автоматически раздаточная трансмиссия выполнена в виде редуктора конического.

  Ручка коробки болтается передач

Отключение раздаточной коробки

Раздаточная коробка – высоконагруженный узел, поэтому и ломается он часто, особенно при нарушении эксплуатации. Поэтому многих интересует, можно ли ездить без раздатки. Здесь все зависит от того, что именно неисправно.

В целом, если демонтировать этот узел с авто, то машина не поедет, поскольку именно раздаточная коробка «раздает» вращение по осям. И если ее не будет, то крутящий момент от КПП на мосты подаваться не будет.

Но есть и неисправности при которых нарушается работоспособность раздаточной коробки. Одной из распространенных поломок является вытекание рабочей жидкости из фрикционной вискомуфты, которая используется в конструкции ряда раздаток вместо дифференциала. В результате этого муфта полностью блокируется, и узел начинает постоянно работать в режиме HL, что сопровождается ухудшением управляемости.

Если отремонтировать раздаточную коробку возможности нет, то решить проблему можно путем демонтажа карданного вала задней оси. В результате автомобиль становится переднеприводным, но при этом управляемость возрастет.

Этот же метод применим и в случае повреждения главной передачи одного из мостов. Путем снятия приводного вала просто от трансмиссии отключается ось с поломанным узлом. Но при этом также следует побеспокоиться об отсоединении приводных валов колес от главной передачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector