Военные вездеходы volvo laplander 4х4 и 6х6 с повышенной проходимостью

Стоимость автомобиля

К сожалению, приобрести сегодня Laplander не просто, и препятствием тому слишком высокая цена. В среднем она составляет около 1 млн. рублей. Значительно дешевле обойдется покупка автомобиля в странах Северной Европы, где немало «лапландцев» остаются на хранении на военных складах. Однако при этом возникнет необходимость оплачивать ввозной таможенный сбор, что практически нивелирует преимущества приобретения автомобиля в Европе. Некоторые российские фанаты Laplander приобретают отдельные узлы и агрегаты «лапландца», а местные умельцы на их базе создают причудливые версии, такие как отечественная «буханка» на лапландеровских портальных мостах.

Технические данные

Далее представлены основные габаритные и технические показатели автомобиля Volvo Laplander.

Размеры и объемы:

  • Тип кузова – трехдверный внедорожник.
  • Длина/ширина/высота (м) – 5,35/1,9/2,45.
  • Колесная база (м) – 2,3.
  • Колея передняя/задняя (м) – 1,54/1,54.
  • Клиренс (см) – 38.

«Вольво-Лапландер» технические характеристики моторного отсека имеет такие:

  • Тип силовой установки – бензиновый мотор с карбюратором.
  • Объем (куб. см) – 2980.
  • Мощность (л. с.) – 117 при оборотах в четыре тысячи.
  • Число цилиндров – 6.
  • Ход поршня (см) – 8.

Коробка переключения передач у рассматриваемого автомобиля механического типа, имеет четыре ступени. Полноприводный вездеход весит в снаряженном состоянии 2,8 тонны, при максимально допустимой массе 4,4 т. Рулевое управление представляет собой элементарный зубчато-винтовой механизм и несколько рычагов, передающих движение на колеса. Привод на гидравлике и колодки барабанного типа составляют основу надежного тормозного узла. «Ручник» – механический вариант, подвеска оснащена телескопическими амортизационными элементами.

Развитие проекта

За годы серийного производства конструкция автомобиля постоянно модернизировалась, прибавляя в мощности и тяжести, расширялся модельный ряд. Для нужд различных родов войск производилось несколько модификаций вездеходов. Так, помимо колесных версий, было налажено производство Laplander на гусеничном ходу, выпускались варианты повышенной вместимости и проходимости по водной поверхности. Тем  не менее, наиболее популярными и распространенными оказались модели с колесной формулой 4х4 и 6х6. Автомобили оснащались усовершенствованными двигателями В 20 и В 30 мощностью 135 и 170 лошадей. Определенные изменения были внесены и в дизайн экстерьера и интерьера.

Благодаря своей мощи и уникальной проходимости Laplander появился в армейских подразделения многих стран мира. Пика своей славы «лапландец» достиг в 1983 году, став победителем ралли Париж-Дакар в категории грузовиков до 10 тонн.

Многочисленные модернизации модели C 303привели к значительному росту его стоимости, что вызвало падение спроса на вездеход. В 1977 году руководство шведского концерна приняло решение свернуть производство модели, перейдя на выпуск обновленной версии. Однако эпоха Laplander С303 на этом не завершилась – лицензию на производство легендарных вездеходов приобрела венгерская компания Hungarocamion, на мощностях которых «лапландец» выпускался до 1981 года под маркировкой С202 an. Что касается шведских Laplander – последние автомобили этой марки сошли с конвейера Volvo в 1984 году.

Узлы и агрегаты

Автомобиль изначально разрабатывался для эксплуатации в экстремальных условиях, и именно поэтому в его конструкции отсутствуют какие либо излишества – все сделано предельно просто, с учетом возможности осуществления самостоятельного ремонта подручными средствами.

Блок управления представлен простейшей зубчато-винтовой рулевой колонкой и рычагами, позволяющими передавать обороты двигателя на колеса и рулевые тяги. Надежная тормозная система представлена барабанными колодками и гидроприводом, а также механическим ручным тормозом. Подвеска комплектуется усиленными телескопическими амортизаторами, поуэллиптическими и вспомогательными рессорами.

Вольво с303 Laplander в России

В нашей стране «лапландцы» появились сравнительно недавно. Чаще всего их можно встретить в Карелии и других регионах Северо-Запада – ближе к «исторической» родине. Естественно, на военной службе он у нас не состоит, и основными пользователями вездехода в России являются охотники, рыбаки и фанаты экстремальной езды по бездорожью. Ниже приведем мнение о Laplander одного из российских «офф-роудщиков», менеджера Сергея Хромова:

« Laplander – прекрасный вездеход, заслуженно ставший легендой. Он выпускался для армии, благодаря чему получил значительный запас прочности. Лично для меня Laplander позиционируется как завсегдатай тяжелого бездорожья – именно это его родная стихия. Благодаря конструкции шасси и мостов он может участвовать в экстремальных соревнованиях без дополнительной подготовки и усиления ходовой части. Другой плюс машины – отсутствие излишеств. Если проводить аналогии с нашими моделями – Laplander стоит посередине между «буханкой» и «шишигой», представляя собой уникальный гибрид автобуса-внедорожника и грузовика высокой проходимости».

Деятельность

Вольво производит преимущественно (95 %) большегрузную коммерческую технику (в классе свыше 16 тонн). По объёмам производства Volvo Truck Corporation занимает второе место на мировом рынкеК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2965 дней

]. В 2006 году Volvo Trucks реализовано 105519 единиц грузовой техникиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2965 дней ].

Грузовые автомобили Volvo позиционируются производителем как безопасные и комфортные.

Глобальная международная корпорация Volvo Trucks Corporation включает в себя конструкторские и производственные центры, расположенные в Швеции, Бельгии, Бразилии и США, а также большое количество сборочных предприятий по всему миру, в одних из которых корпорация представлена в качестве соучредителя вместе с местными промышленными группами, в других — напрямую принадлежат Volvo Group.

Volvo Trucks, помимо одноимённого бренда, является ещё и владельцем таких марок производителей грузовых авто как Renault Trucks («Грузовики Рено»), Mack Truck (американский бренд) и Nissan Diesel (ныне — UD Trucks).

Volvo Trucks также являлась в своё время совладельцем известной компании-производителя грузовиков Scania, однако в соответствии с решением антимонопольного комитета Евросоюза реализовала свою долю акций этой компании на рынке.

Volvo Trucks имеют представительства и сервисные центры в более чем 130 странах мира. Свыше 1000 местных дилерских представительств в разных частях света и 1800 технических центров обеспечивают продажи и техобслуживание грузовиков.

Почти половину общего объёма продаж своей новой техники Volvo Trucks осуществляет в странах Западной Европы, свыше трети — в Америке. На долю Восточной Европы приходится 6 % валовых продаж, однако рынок этот является на данный момент самым быстро растущим для Volvo Trucks. В России в 2006 г. было реализовано 2436 единицы большегрузной техники Volvo TrucksК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2965 дней

В структуре производства грузовой техники Вольво автомобилям Volvo FH принадлежит наибольшая доля, в 2006 году производителем было реализовано свыше 40 тыс. грузовиков этой серииК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2965 дней

Легче серии FH в нынешней линейке — грузовики Вольво серии FM, которые предназначены для перевозок на короткие и средние расстояния. Развозные грузовики — это Volvo FL. Эти грузовые авто преимущественно служат для осуществления быстрых доставок по городу и в пригороде, вывоза бытовых отходов и предоставления других коммунальных услуг.

Несмотря на то что Volvo продала своё подразделение Volvo Car, в состав группы VOLVO входят следующие подразделения:

  • Volvo Trucks (выпускает грузовые автомобили)
  • Mack Trucks
  • Renault Trucks
  • UD Trucks
  • Volvo Bussar
  • Volvo Construction Equipment
  • Volvo Penta
  • Volvo Aero
  • Volvo Financial Services

В 2008 году Volvo Trucks продала 105 952 грузовых автомобиляК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2965 дней

Историческая справка

1945.05.02. Начало всеобщей длительной забастовки в Швеции, задержка разработки и производства новых моделей Volvo на несколько месяцев. Хронический дефицит каучука не способствует росту производства автомобилей.

1949.08.20. В Гётеборге выпущен стотысячный автомобиль Volvo (легковой, модели PV444).

1950. Присоединение завода сельскохозяйственных и промышленных машин AB Bolinder-Munktell (BM).

1951. Отделение Svenska Flygmotor AB (SFA) начинает выпуск реактивных двигателей для истребителей Saab J 29 Flygande Tunnan, а затем и для других самолётов шведской компании SAAB.

1955. Открытие заводского испытательного полигона Tora Holm на острове Хиссинген. Начало продаж легковых автомобилей Volvo в США.

1957. Начало производства разработанных совместно с фирмой Östbergs Smidesfabrik AB (ÖSA) колёсно-гусеничных машин для лесного хозяйства BM 230 Bamse.

1959. Экспансия на американский рынок грузовиков началась с продажи капотных тягачей Volvo Titan, Volvo Viking и Volvo Starke.

Начало производства грузовиков в Бразилии на филиале Volvo do Brasil Ltda. Попытка лицензионного производства грузовиков Volvo и начало выпуска дорожно-строительных машин по лицензии Bolinder-Munktell в Аргентине компанией Conarg SA Industrial.

1960–1962. Освоение сборки грузовых машин в Нидерландах, Португалии, Бельгии, Иране и Марокко, легковых – в Чили и ЮАС (ЮАР).

1964. Ввод в строй нового завода в шведском городе Торсланда. Присоединение основанной в 1929 году в Умео кузовной фирмы Gösta Nyströms Karosserifabrik. Открытие европейской штаб-квартиры Volvo Europa NV и закладка завода в бельгийском городе Альземберг.

1964.09.01. Выпуск миллионного автомобиля Volvo (легковой, модели Amazon).

1965. Новый завод дизельных двигателей в городе Шёвде. Открытие крупного автосборочного завода в бельгийском Альземберге.

Модификации

С каждым поколением вездеходы Volvo становились тяжелее и мощнее. За период выпуска использовалось несколько колесных баз. Имелась даже вариация 8х8 (L4230). Транспортное средство вышло громоздким, без дополнения грузоподъемности и проходимых свойств. В серийный выпуск машина не пошла. Наиболее перспективными и востребованными были внедорожники с базой 4х4 и 6х6.

Параллельно с изготовлением рассматриваемой модели началось усовершенствование стандартных вездеходов. Модификации подгонялись в зависимости от потребностей и нужд определенных военных подразделений. Существовала типовая версия на гусеницах (206-я модель), малогабаритное авто с улучшенной проходимостью по воде, пассажирские варианты с хорошей вместимостью для транспортировки личного состава.

Наши дни

Какие только модификации не собирают любители офф-роуд: на фото «буханка» с мостами от Вольво Лапландер.

Вольво Лапландер до сих пор можно встретить в европейских странах. С одинаковым успехом он справляется как с военными задачами, так и помогает в мирное время на гражданской службе. Заслужил вездеход и настоящее народное признание среди заядлых охотников и любителей экстремального бездорожья. В России редкий «офф-роудщик» не мечтает сменить «буханку» на грозного Лапландера.

Купить авто в наше время не так просто, как кажется: цена на машину слишком высока. Часто бывают проблемы с таможней, ввозной сбор на которой составляет немалую часть от стоимости автомобиля. Любителями заказываются как кузова, так и мосты отдельно, стоимость которых порядка 300 тысяч рублей. На отечественных дорогах встречаются порой удивительные конструкторские версии: отечественные внедорожники на лапландеровских мостах, версии с дизелем, модели С202, поставленные на мосты от военных УАЗиков.

Особенности конструкции Volvo Laplander c303

Уникальность этой модели  связана не только и не столько  с ее необычным внешним видом, но и выдающимися ходовым качествами, обеспечивающими реальную высокую проходимость в условиях бездорожья. Достигнуто это благодаря вагонной компоновке кузова, установленного на прочной раме лестничного типа и портальным мостам, ставшим своеобразной визитной карточкой «лапландца».

На первый взгляд портальные мосты – не лучшее достижение конструкторской мысли. Их применение приводит к снижению скорости, ухудшению динамических показателей, управляемости. Однако именно благодаря портальным мостам вездеход получает столь необходимый высокий клиренс, который у Laplander составляет 380 мм, что на 10 см. превышает клиренс УАЗа на военных мостах. Таким образом, конструкция мостов со смещенными относительно друг друга осями и бортовые редукторы значительно повысила параметры проходимости «лапландца». Отсутствие свесов, пневматическая и межосевая блокировки дополняют картину, позволяя Laplander носить статус вездехода без всяких оговорок.

Неисправности

Если на ранних версиях B6324S и были кое-какие болячки, то на более поздних модификациях они практически полностью исчезли. Однако на б/у моторах нередко можно столкнуться с неисправностями такого характера:

  • утечка масла через маслоуловитель вентиляции картера;
  • поломка катализатора на отметке 90-100 тыс. км;
  • попадание антифриза на генератор — утечка вызывается расслаблением соединений системы охлаждения;
  • выход из строя маслонасоса — популярная болячка агрегатов, выпущенных до 2009 года;
  • нестабильная работа коробки Айсин Уарнер на бездорожье или во время перевозки тяжестей на прицепе;
  • ошибки блока управления, очень чувствительного к влаге.

На этом проблемы с B6324S заканчиваются. При своевременном обслуживании, замене масла и других расходников, ресурс агрегата легко преодолевает 200 тыс. км. Для атмосферников это, в принципе, не так и много, ведь безнаддувные моторы Вольво считаются одним из самых надёжных в мире.

Откуда вытекает масло на двигателе

Конструктивные особенности

Отличительным знаком этого джипа стали портальные мосты, принесшие ему известность в качестве лучшего вездехода в своем роде. Уникальность «Лапландера» заключается в его реальных возможностях. Вагонная комплектация с прочной рамой лестничного типа устойчива к скручиванию, а испробованные первый раз портальные мосты с восемью шпильками позволили составить прямую конкуренцию немецкому авто Unimog.

Приводы «Вольво-Лапландера» снижают скоростные показатели, динамику, нуждаются в корректировке управления. Зато дистанция между осями главных пар и колёс существенна, что добавляет несколько сантиметров дорожного просвета. Благодаря смещению осей по отношению друг к другу и наличию бортовых редукторов, заметно повысились геометрические параметры проходимости. Сами портальные мосты изобретены немецким конструктором Фридрихом Альбертом, а редукторные аналоги инженером УАЗа Г. К. Мирзоевым. Тем не менее они ассоциируются именно с «Лапландером». Клиренс авто составляет 38 см (на четверть больше, чем у военного УАЗа). Свесы отсутствуют, имеется пневматическая межосевая блокировка.

Интерьер кабины Volvo c303

Все предельно просто и аскетично и в кабине. В целом, салон мало чем отличается от интерьера серийных грузовиков 60-70-х годов. Круглые приборы, индикаторные лампы, клавиши и тумблеры установлены на просторном торпедо. При этом все скомпоновано достаточно удобно и эргономично, и водителю не требуется дотягиваться до какого-либо тумблера – все находится под рукой.

 Отдельного рычага для раздатки не предусмотрено, для задействования понижающей передачи рычаг коробки передач отводится до упора от себя и переводится до упора вперед.

К тому же они откидывающиеся, что позволяет открывать лобовое стекло перед водителем. В стандартных версиях водительское место отгорожено от грузового отсека и пассажирского сидения.

Партнеры и конкуренты

Конструкционное оформление рамы и обустройство подвески плавающими свойствами дают возможность «Вольво-Лапландеру» преодолевать сложные препятствия без особых усилий. Стоит отметить, что разработка шведских внедорожников велась в едином проекте под названием «4140». Главным конструктором был назначен Нильс Хартелиус, который, кроме рассматриваемой версии, разработал джип повышенной комфортности и автомобиль Volvo Sugga по прозвищу «поросенок».

Надежность, устойчивость и боевой характер «Лапландера» оценили в Норвегии, Латвии, Саудовской Аравии, Голландии и Малайзии. В этих странах, как и во многих других, данный автомобиль приобретали не только для армии, но и для мирного использования. 1983 год стал еще одним показателем высокого уровня машины, когда этот внедорожник выиграл ралли «Париж-Даккар» среди авто грузоподъемностью до 10 тонн.

Обзор модельного ряда

Вольво С303 Лапландер с колесной формулой 4х4 производился в следующих модификациях:

  • базовая версия с жесткой крышей Tgb 11 — самая распространенная модель в вооруженных силах и среди гражданских пользователей;
  • модель с мягким верхом Tgb 1111, оснащенная 90 мм противотанковым орудием Armored Guard 1110 или Robot 56 Bill без отдачи;
  • модель со стальной крышей Tgb 1112, оснащенная различным радиотелефонным оборудованием (из-за множества антенн часть крыши удалена, количество мест — 5).

Вездеход Вольво С304 с колесной формулой 6х6 производился в таких вариантах, как:

  • базовая модель с жесткой крышей Tgb 13;
  • автомобиль с жесткой крышей Tgb 1313, оснащенная еще большим количеством радиотелефонного оборудования, чем Tgb 1112;
  • модель с жесткой складной крышей Tgb 1314, предназначенная для использования в качестве скорой помощи (оснащен просторным медицинским отсеком, различным медоборудованием и местами для 4 носилок);
  • машина с жесткой крышей Tgb 1321, оснащенная радиоприемниками и радиопередатчиками для корректировщиков огня артиллерийских батарей.

Volvo C306 с колесной формулой 6х6 выпускалась в следующих вариантах:

  • десантная Tgb 21, вместимостью до 19 солдат;
  • десантная Tgb 22, вмещающая 11 человек и пусковую установку для зенитной ракеты RBS 70.

Volvo C303 Laplander

Лапландер Вольво С303 имеет следующие технические характеристики:

  • макс. скорость — 125 км/ч;
  • двигатель — бензиновый Volvo B30A;
  • тип двигателя — рядный, 6-цилиндровый, с жидкостным охлаждением;
  • макс. мощность — 125 л.с. при 4200 об/ми.;
  • макс. крутящий момент — 224 Нм при 2500 об/мин;
  • снаряженная масса — 2400 кг, полная — 3500 кг;
  • нагрузка — 900 кг;
  • мест — 7;
  • размеры — 4350х1930х2170 мм;
  • колея — 1580 мм;
  • клиренс — 380 мм;
  • объем грузового отделения — 2982 л;
  • объем топливного бака — 85 л;
  • запас хода — около 400 км.

Привод — на задние колеса с подключаемым полным приводом. Межколесные дифференциалы блокируемые, с вакуумным приводом блокировки.

Коробка передач — механическая 4-ступенчатая. Впоследствии часть автомобилей была переделана под механическую 6-ступенчатую коробку передач.

Подвеска всех колес — зависимая, на листовых рессорах спереди и сзади.

Тормозная система — двойная, полурезервированная, с двойным сервоприводом и вакуумным усилителем. Тормозные механизмы — барабанные на всех колесах.

Шины — 8,90х16 или 9,00х16 дюймов.

Volvo C 304 Laplander

В отличие от модели С303, имеет 3 оси и следующие технические характеристики:

  • снаряженная масса — 2820 кг, допустимая полная — 4700 кг;
  • нагрузка — 1500 кг;
  • размеры — 5350х1930х2170 мм;
  • макс. скорость — 110 км/ч.

Все остальные характеристики аналогичны базовой модели С303.

Вольво С 306 Лапландер

Автомобиль оснащен 3 осями и, в отличие от предыдущих версий, имеет более просторный транспортный отсек. Характеристики:

  • снаряженная масса — 3390 кг, допустимая полная — 5700 кг;
  • нагрузка — 2310 кг;
  • размеры — 6050х2140х2800 мм;
  • макс. скорость — около 100 км/ч.

Все остальные характеристики аналогичны базовой модели С303.

Завершение

В итоге обзора автомобиля Volvo Laplander можно отметить, что в начале 50-х годов прошлого века, по итогам войны 1939-1945 годов, была произведена реанимация военной доктрины и сделаны соответствующие выводы. Армии разных стран намечали технические задачи по проектированию и выпуску новых военных внедорожников. Инженеры концерна «Вольво» справились с поставленной задачей на «отлично».

До замены на Hammer все участники НАТО имели на вооружении свои внедорожники, многие из которых отличались высокими показателями по проходимости. Volvo удалось сделать одни из самых лучших представителей этого класса, таких как С303 и его модификаций. Это транспортное средство пользовалось популярностью во многих странах. Даже сейчас автомобиль используется в различных целях, где требуется участие мощного и надежного транспорта, которому не страшно бездорожье и прочие преграды.

Моменты истории

Армейский грузовик выпускается с середины ХХ века, когда корпорация «Вольво» освоила военный заказ для потребностей армии Швеции. Стартовые опытные экземпляры внедорожника Volvo Laplander датированы 1959 годом, промаркированы индексом L230. Основой для новой машины стала версия Amazon, от которой позаимствован силовой узел – бензиновый движок B16 в объеме 1,6 литра. Начальные серийные образцы соответствовали следующим характеристикам:

  • Чугунный мотор на 65 конских сил.
  • Центрально расположенный силовой агрегат.
  • Мосты «Вольво-Лапландер» имел постоянный задний и передний отключаемый привод.
  • КПП четырехступенчатая, М-40.

Поначалу название рассматриваемого автомобиля звучало, как Volvo Valp – «щенок Вольво». Интерес к данному внедорожнику проявили вооруженные силы Норвегии и соседних государств. А уже в 60-х годах белые «лапландцы» появились на службе в Организации Объединенных Наций. Транспортное средство имело несколько модификаций: противотанковая модель, медицинский и грузовой вариант. Самый востребованный автомобиль в своей категории «Вольво С303» вышел в свет в начале 70-х.

История создания и развития

Volvo C303 Laplander разрабатывался в конце 1960-х гг. на базе его предшественника — военного внедорожника Volvo L-3314. В 1974 г. был запущен в серийное производство. Автомобили выпускались в версиях 4х4 и 6х6. Версия с колесной формулой 8х8 была запланирована, но так и не попала на конвейер. На прототипах стояли двигатели B20, серийных машинах — B30 от гражданских автомобилей Volvo.

Серия C303 была оснащена портальными мостами с увеличенным дорожным просветом (как на Mercedes Benz Unimog), а также блокируемыми межколесными и межосевыми дифференциалами. Все это обеспечивало машине высокие характеристики на бездорожье. Недостатком такой конструкции является высоко расположенный центр тяжести.

Модель С303 имеет 2 оси, Volvo С304 и С306 оснащаются 3 осями. С самого начала автомобиль проектировался узким, чтобы он мог свободно перемещаться в лесу между деревьями и по нешироким дорогам.

Кроме военных модификаций, производились гражданские версии для спасательных, лесных и противопожарных служб, компаний по электроснабжению, для личного пользования, скорой помощи.

В шведской армии автомобили обозначаются как Terrangbil (Tgb) l 11, 13 или 20 в зависимости от типа транспортного средства.

Состоит на вооружении следующих стран:

  • шведская армия;
  • Народные вооруженные силы освобождения Анголы;
  • вооруженные силы Эстонии;
  • сухопутные войска Латвии;
  • сухопутные войска Литвы;
  • армия и Королевская полиция Малайзии.

Применение сегодня

Несмотря на отсутствие выпуска машины, даже сегодня ее можно встретить по всей Европе и Азии, особенно на пересеченной местности. Автомобиль является излюбленной машиной рыболовов, охотников, активно принимает участие в различных событиях. Также часто участвует в любительских соревнованиях по преодолению препятствий.

В военной сфере volvo c303 уже не используется, так как разработано огромное множество более современных автомобилей. Хотя на некоторых полигонах еще встречается.

Приобрести автомобиль сегодня сложно, ведь цена на него довольно высока, также восстановление стоит весьма дорого. Таможенный налог на ТС непомерен. Данный автомобиль очень практичен, но сегодня его покупателями являются коллекционеры и просто ценители истории.

Это автомобиль, который прошел проверку десятилетиями, собрал множество поклонников и все еще выполняет свои обязанности. Его простота и эффективность высоко ценятся и сегодня, но c303 уже не является крайне доступным автомобилем, как было задумано изначально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector