Dodge wc-51

О Dodge

Подразделение американской автомобильной компании Chrysler, которое занимается выпуском пикапов, легковых авто и внедорожников. Основана фирма была братьями Джоном и Горацием Доджами в 1914 году. Изначально компания занималась производством комплектующих и сотрудничала в основном с заводами Форда. Это сотрудничество позволило перенять молодой фирме технологию стандартизации и поточной сборки, характерную для заводов Форда. Подобный опыт пригодился начинающей компании Dodge и дал толчок к дальнейшему развитию. Начиная с 1928 года концерн Dodge входит в состав Chrysler. В Россию на автомобильный рынок компания поставляет такие модели как седан Avenger, хэтчбек Caliber, минивэн Journey, внедорожник Nitrо. Штаб-квартира компании располагается в пригороде Детройта, в Хайленд-Парке.

СТАЛИ И СПЛАВЫ

В декабре 1942-го подмосковные дороги казались молодым, необстрелянным водителям скатертью праздничного стола. Найти проселок в Подмосковье и нынче несложно. Почти порожний «Додж» немилосердно прыгает на неровностях, хотя я старательно сбрасываю ход и, где можно, объезжаю колдобины. А ведь водители Великой Отечественной хвалили американские машины в том числе и за плавность хода. И были правы! В сравнении с полуторкой и трехтонкой «Додж» c его гидроамортизаторами куда комфортнее.

Водитель не взлетает головой к брезентовому потолку еще и потому, что надежно зажат между сиденьем и рулем. Ну а слева его удерживает запаска. Для быстрой эвакуации из машины это, правда, помеха. Для работы педалью газа правую ногу приходится немыслимо изгибать. Особенно мешает рычаг управления лебедкой. Кстати, этой машине она досталась не на заводе. Версия WC-56 — командирский автомобиль без лебедки. Точно такой же, но с лебедкой имел обозначение WC-57.

Потомственный военный

В истории армейских «Доджей» не было чудес и драмы, как в истории «Виллиса» (легкий армейский джип был создан крохотной фирмой American Bantam в рекордно короткие сроки, но производство в итоге отдали более серьезным игрокам — Willys и Ford).

Фирма Dodge традиционно поставляла легкие грузовики для армии США, еще до Первой мировой. В 1934-м она начала оснащать свои автомобили полным приводом. Военным эта идея понравилась, и те активно закупали вездеходы грузоподъемностью от полутонны до полутора. Особенно когда угроза новой войны стала неминуемой.

Додж_3

Dodge WC намного крупнее «иван-виллиса», внедорожника ГАЗ-67Б. Длина машины с лебедкой — 4461 мм, ширина — 1997 мм, а высота с поднятым верхом — 2057 мм

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

Именно армейские «Доджи» впервые стали называть джипами. Кузова первых вездеходов были гражданскими, но постепенно автомобили становились всё утилитарнее. На смену дутым крыльям, в которые на бездорожье забивалась грязь, пришли более простые, а решетка радиатора стала еще и мощным защитным элементом.

Годовщину Победы в Великой Отечественной войне отмечаем знакомством с командирским «Доджем WC-56».

Dodge WC-56: Однополчане Велик, конечно, соблазн попробовать старенький «Додж» если не в экстремальных условиях, то в более серьезных, нежели обычные проселки и относительно ровное промерзшее поле. Не делаю этого из опаски и, главное, из уважения к машине. Она свое отвоевала!

Понимаю водителей, которые ценили «Додж» за отменную динамику. Мотор в 92 л.с. для машины полной массой около 3000 кг очень неплох и по меркам 1950-х, а уж в сравнении с нашими автомобилями времен войны разгоняется «американец» просто замечательно. Управлять коробкой передач без синхронизаторов для настоящего шофера не проблема. Как и отчаянный вой трансмиссии, немного стихающий лишь на прямой — четвертой передаче

Главное, чтобы все исправно работало, а уж с каким звуком — не важно! Тормоза на «Додже» тоже куда лучше, чем на отечественных грузовиках, вполне сравнимы с тормозами многих вседорожников 1950-х и даже начала 1960-х годов

Большинство «доджей» в Красной армии, да и в союзнических, были грузопассажирскими и несли обычную фронтовую службу. А вот на таких — командирских «доджах» время от времени ездили высокие военачальники, в том числе Эйзенхауэр, Паттон, Маршалл, Жуков.

И старшие офицеры, и тем более водители долго еще вспоминали «доджи» с теплотой и уважением.

Сетовать на холод, тяжеленные педали, неподатливый рычаг переключения передач стыдно — и перед собой, и уж точно перед мальчишками, которые воевали за рулем таких да и прочих машин Великой Отечественной. Всё меньше остается тех, кто может рассказать об этом на собственном опыте. Машины ведь живут куда дольше людей. Но мы с «Доджем» попытались хоть в самой малой степени понять, как все это было. А главное — поздравить тех, кто жив, помянуть павших и не доживших до очередного Дня Победы…

С пушкой на прицепе

Наконец, по требованиям военных Dodge в конце 1941 года начал производство автомобилей серии WC, более выносливых и с увеличенной грузоподъемностью. Они могли перевозить не полтонны, а три четверти, то есть 750 кг.

Крупнее джипа, но меньше полуторки, «Додж три четверти» без труда тянул 57- и даже 76-миллиметровое противотанковое орудие или 120-миллиметровый миномет. Полный привод, широкая колея, клиренс в 237 мм и тяговитый по меркам того времени мотор наделяли его феноменальной проходимостью. Ничего удивительного, что о поставлявшихся к нам по ленд-лизу «Доджах» оставлено столько восторженных отзывов.

IMG_2759

Фары надежно защищены решетками

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

IMG_2694

Изначально этот автомобиль — WC-56, лебедку добавили позже и ради нее удлиняли раму

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

IMG_2703

Крохотное боковое зеркальце облегчает маневрирование задним ходом

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

IMG_2709

Лопата, кирка и топор входили в штатное оснащение автомобиля

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

IMG_2757

Лобовое стекло можно откинуть на капот и зафиксировать — это облегчало транспортировку

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

IMG_2746

Справа на подножке расположен ящик для аккумулятора

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

IMG_2766

У шин размерности 9,00×16 неориентируемый протектор — их можно было ставить любой стороной, а следы на дороге не выдавали направления машины

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

Василий Чуйков. «От Пекина до Берлина. 1927–1945»

В основном американский вездеход поставлялся к нам в самых массовых версиях WC-51 и WC-52 (c лебедкой): двухместная кабина, широкий универсальный кузов с тентом. Именно он назывался Weapons Carrier — носитель вооружения.

Помимо него, существовало множество других вариантов: радийные, автомастерские, командно-штабные, санитарные. И все они несли заводской индекс WC, который на самом деле не расшифровывался как Weapons Carrier, а первоначально указывал на год выпуска и грузоподъемность.

Ходовая часть «Додж 3/4»

Передняя и задняя подвески рассматриваемых машин – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего, (на сжатие и на отдачу) действия. Амортизаторы устанавливались в обеих подвесках автомобилей.

«Доджи» имели фактически «легковые» по диаметру колеса, с размерностью шин 9,00 х 16″. Однако высота профиля шин была такова, что в сочетании с небольшими размерами картеров главных передач минимальный дорожный просвет этих машин был таким же (273 мм), как и у грузовиков ГАЗ-63 с шинами 10,00 х 18″. Протектор шин преимущественно был с реверсивным рисунком, (с поперечными грунтозацепами), одинаково работавшими как при переднем, так и при заднем ходе машин. Колёсные диски – с глубоким, но разъёмным, (на болтах) ободом.

Двигатель

Автомобиль выпускается с тремя моторами, общими с 2500, в 9 вариантах.

345 cu in (5,7 L Hemi). Это бензиновый восьмицилиндровый двигатель V-образной компоновки. Развивает 383 л. с. и 540 Нм.

392 cu in (6,4 L Hemi) Данный мотор той же компоновки добавили в 2014 г. Его мощность составляет 410 л. с., крутящий момент — 582 Нм.

408 cu in (6,7 L Cummins). Рядный шестицилиндровый дизель с турбонаддувом. Мощность его равна 350 л. с., крутящий момент — 880 Нм. Вместе с первым мотором его начали устанавливать с самого начала производства, однако в 2012 г. данный вариант исключили из гаммы.

С 2011 по 2012 г. использовали модификацию с повышенным крутящим моментом (1100 Нм).

В 2013 г. появились три новых версии 408 cu in.

Простейшая из них почти равна по производительности первой модификации. Ее мощность составляет 350 л. с., крутящий момент — 890 Нм.

Второй вариант развивает 370 л. с. и 1100 Нм.

Мощность наиболее производительной модификации составляет 385 л. с., крутящий момент равен 1150 Нм. Ее исключили из гаммы в 2014 г.

В 2020 г. появился наиболее мощный дизельный «Додж Рам 3500». Характеристики его составляют 385 л. с. и 1173 Нм.

В следующем году представили еще более производительный вариант. Он имеет ту же мощность, но крутящий момент повысили до 1200 Нм.

Дизель оснащен интеллектуальной системой торможения двигателем, обеспечиваемой регулируемым соплом турбины.

Chassis предлагают с 6,4 и 6,7 л двигателями.

Ходовая часть «Додж 3/4»

Передняя и задняя подвески рассматриваемых машин – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего,  (на сжатие и на отдачу) действия. Амортизаторы устанавливались в обеих подвесках автомобилей.

«Доджи» имели фактически «легковые» по диаметру колеса, с размерностью шин 9,00 х 16″. Однако высота профиля шин была такова, что в сочетании с небольшими размерами картеров главных передач минимальный дорожный просвет этих машин был таким же (273 мм), как и у грузовиков ГАЗ-63 с шинами 10,00 х 18″. Протектор шин преимущественно был с реверсивным рисунком, (с поперечными грунтозацепами), одинаково работавшими как при переднем, так и при заднем ходе машин. Колёсные диски – с глубоким, но разъёмным, (на болтах) ободом.

Технические характеристики

Большинство узлов и агрегатов Dodge WC-51 было унифицировано, что в условиях ведения боевых действий заметно упрощало ремонт и обслуживание машин.

Говоря о технических характеристиках машины вкратце, стоит отметить следующее: 

 Характеристики Значения
Габариты (Д Х Ш Х В), м 4,2 Х 2,1 Х 1,87
Колея задняя / передняя, м 1,65 / 1,76
Максимальная грузоподъемность, кг 750
Полная масса, т 2,3
Максимальная скорость, км/ч 87

Двигатель

Под капотом автомобиля устанавливался 6-цилиндровый рядный мотор на 92 лошадиных силы. С виду он был похож на силовую установку старого доброго советского ГАЗ-51, в чем не было ничего удивительного, ведь этот двигатель (имеется в виду ГАЗа) был любезно предоставлен американцами еще в 1937 году  для использования на новом поколении машин, сходивших с конвейера горьковского автозавода. 

Однако внезапное нападение фашистов на Советский Союз помешало реализации этих планов – горьковцам удалось выпустить лишь ограниченную партию легковушек ГАЗ-11-73, а также пару ГАЗ-61 с полным приводом, которые стали первыми отечественными внедорожниками.

Обе модели как раз и оснащались упомянутыми выше силовыми установками. Что же касается мотора «Додж три четверти», то при мощности в 92 «лошадки» его максимальный крутящий момент достигал 3600 об./минуту. Работала установка на бензине, диаметр цилиндра составлял 82,5 мм. 

Трансмиссия

Двигатель работал в паре с 4-степенчатой унифицированной коробкой передач. Раздатка использовалась исключительно для распределения усилия между ведущим мостом, в отличие от грузовиков, дополнительной передачи здесь не было. 

Ходовая

Запаска крепилась на подножке слева, для этого предусмотрели специальный кронштейн. Подвеска – рессорная, спереди и сзади устанавливались рычажные амортизаторы. Тормозная система была представлена гидравлическими тормозами, также имелся барабанный ленточный ручной тормоз.

Командовать и разведывать

Командирская и разведывательная модель WC-56/57 — редкость. Как раз такая из коллекции «Моторы войны» Вячеслава Лена у нас на тесте. Кузов командирской машины максимально прост, но в то же время скроен по лекалам легковых автомобилей 1930-х годов. Дверей нет, но вырезы для посадки пассажиров сделаны с неуместным для утилитарного внедорожника изяществом.

Нос скруглен, а корма скошена, из-за чего крохотный багажник стал еще меньше. Угловатый «Виллис» или советский ГАЗ-67 — шедевры упрощенных технологий, но Dodge, сохраняя гражданскую щеголеватость, тем не менее грозный солдат. Фары защищены толстенными решетками, мощным бампером можно свалить дерево, на дверце багажника закреплены кирка, топор, лопата.

Рама, мосты — всё сделано с большим запасом. Неудивительно, что на базе «три четверти» выпускали истребитель танков, вооруженный крупнокалиберным пулеметом и 37-миллиметровой пушкой.

Додж_4


Угол въезда у машины без лебедки равнялся 53, а с лебедкой — 36 градусам. Угол съезда — 36 градусов, а минимальный дорожный просвет — 273 мм

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Багдасаров

Николаев Кирилл Александрович, минометчик. Сайт «Я Помню»:

Ледовая Дорога жизни: подвиг водителей

22 ноября 1941 на лед Ладожского озера выехала первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА — свою работу начала Дорога жизни

Вырез со стороны водителя можно было и не делать — всё равно он загорожен запаской, а на подножке для верности еще и закреплена канистра. Слева за руль не попасть, только с правой пассажирской стороны. Посадка — как в большинстве довоенных автомобилей. Пухлый, будто из старого вагона метро, сплошной диван с кожаной обивкой, громадный руль с тонким ободом.

И, разумеется, никаких регулировок. Педали сцепления и тормоза задраны высоко, а напольный акселератор вообще расположен на центральном тоннеле. Непривычно, но посадка показалась мне вполне удобной — без тесноты, присущей большинству военных автомобилей.

Другие проблемы и неисправности

Многие экземпляры уже атакованы коррозией. Ее следы можно найти на порогах, по низу дверей, на колесных арках и кромке капота.

С возрастом может потечь радиатор отопителя (6 000 рублей за аналог). Процесс замены трудоемкий – приходится разбирать переднюю панель. Влиянию времени подвержены и трубки кондиционера заднего контура – сгнивают. Кроме того, может отказать компрессор кондиционера (13-19 тыс. рублей за аналог).

Проблемы с работой электрики уже немолодого Caravan зачастую вызваны стареющей, сгнивающей и перетирающейся проводкой. Как и в случае с ABS, где подводят не только сами датчики (1 000 рублей), но и проводка. Кроме того, с возрастом приходит в негодность блок управления питанием — упомянутый ранее IPM. Ремонтировать приходится и электропривод дверей (от 1 000 рублей).

Задние фонари могут погаснуть из-за нагрева и оплавления патрона лампочек. Ошибки в системе SRS, как правило, вызваны отказом одного из двух датчиков удара, расположенных за передним бампером. Стоимость одного – около 1 600 рублей.

Электрооборудование «Додж 3/4»

Автомобили «Додж-3/4» различались между собой напряжением в бортовой сети, что однозначно доказывает специальная иллюстрация из руководства по эксплуатации этих машин, 1943 года издания, (рис 26). Мы видим, что под капотом машин со «спартанской» кабиной, устанавливались 6-ти вольтовые АКБ, а под полом салонов машин с закрытыми кузовами – 12-вольтовые батареи.

Размещение аккумуляторов на машинах с разными кузовами в данном случае – дело десятое. А вот смысл такой «унификации» армейских машин с одинаковой агрегатной базой, да ещё производившиеся в военное время, могли бы наверное объяснить только сами американцы, жившие в ту эпоху…. Но как бы там ни было, полярность электрооборудования была одинаковой – «минус» на «массу»…

Рис 26. Доказательство разных напряжений электрооборудования

На американских машинах ещё до начала Второй мировой, обязательным было габаритное освещение «по кругу», т. е. и с применением задних правых габаритных фонарей. Читатель, конечно, может знать о том, что в СССР в то время подобного стандарта не существовало. И до конца 50-х годов, не только все советские грузовики, но даже и легковые «газики», оснащались только левыми задними фонарями.

Рис 27. Светомаскировочные устройства габаритных огней

На габаритных фонарях американских армейских грузовиков, уже в то время использовались светомаскировочные устройства с «окошками» для ориентировочного определения дистанции между машинами. Больше ясно видимых прорезей – меньше дистанция, и наоборот, (рис.27) А светомаскировочных щитков на основных фарах головного освещения не было. В режиме затемнения использовались отдельные специальные фары только на левых крыльях (рис 28). Освещение дороги при этом, разумеется, оставляло желать лучшего, но и противнику, в случае заметности даже такой фары, сложнее было ориентироваться для обстрела или бомбардировки.

Рис 28. Единственная светомаскировочная фара

Электрических прибора было только два, указатель уровня топлива, и , разумеется, амперметр. Давление масла в двигателе контролировалось обычным техническим манометром, с подводящей трубкой непосредственно к «торпедо». А температура воды проверялась по техническому дистанционному термометру, работавшему на принципе термопары.

Двигатель «Додж 3/4»

Шестицилиндровый рядный нижнеклапанный карбюраторный двигатель, с рабочим объемом 3,77 л, развивал мощность 92 л.с. при 2200 об./мин. При степени сжатия 6,7 единиц, еще в годы Второй Мировой войны он потреб­лял бензин, аналогичный отечественным топливам А-76/А-80. Немудрено поэтому, что остающиеся еще у отечественных любителей авторетро «Доджи», до последнего времени не испытывали проблем с заправкой.

Кстати, советские моторы с такой же степенью сжатия, рассчитанные изначально на А-76, как показывает практика, «переваривают» и 92-й бензин. А запас хода по топливу у «американцев», с «полной выкладкой», но без прицепа, на надлежащем сорте топлива, считался равным 410 км. Нормы же расхода составляли 28,5 л /100 км. для одиночной машины, и до 34 л /100км для тягача с 2-х тонным прицепом.

В системе смазки мотора, применялся единственный фильтр со сменным фильтроэлементом. Да и он был включён параллельно схеме циркуляции масла по системе. А потому масло в главную магистраль подавалось вообще без очистки. Ставка делалась лишь на более быструю «оборачиваемость» всего объёма масла через фильтр. Ну и разумеется, сроки смены масла тогда были значительно меньшими, чем сейчас.

Однако заметим, что, например, у моторов «Форд», явившимися образцами двигателей для советских «полуторок» и легковых «эмок», никаких фильтров не было вообще, если не считать сетки маслоприёмника… А для того, чтобы забирать из картера наиболее чистое масло, на моторах «Додж» нашли применение «плавающие» маслоприёмники, под колпаком которых всегда находился воздух, поддерживавший эти устройства на поверхности уровня масла.

Система питания включала в себя один бензобак, объёмом 114 литров, расположенный «по легковому», под задним свесом кузова, фильтры грубой и тонкой очистки, диафрагменный бензонасос, однокамерный карбюратор «Зенит-29» с падающим потоком смеси, и инерционно-масляный воздухоочиститель.

Система охлаждения ничем принципиально не отличалась от системы ГАЗ-51, -63, — герметичная закрытая, без расширительного бачка, с центробежным водяным насосом с ремённым приводом, и термостатом.

Во внешнем виде моторов автомобилей «Додж-3/4», (рис. 20 и 21), любой старый советский автомобилист, либо современный знаток-любитель отечественного авторетро, без труда заметят нечто «родное». Ничего удивительного – двигатели «Додж» явились прообразом советских довоенных моторов ГАЗ-11, и послевоенных силовых агрегатов ГАЗ-51.

Рис 20. Вид двигателя слева

Рис 21. Вид на двигатель справа

А для других читателей предлагаем самостоятельно перевести с «американского» на русский язык всю интересующую их информацию из предложенных копий — страниц ленд-лизовской литературы 1943 года. Мы такой задачи перед собой не ставили.

Различные модели

В таблице ниже приведены основные характеристики различных моделей и их двигателей (T202, T203 и т. Д.).

Для сравнения приведены модели предыдущего модельного ряда VC ½ тонны .

T202 T203 T207 T211 T214 T215 T112 T118
Закрытая кабина пикап VC3 VF401 / VF402, VF404 / VF405 WC1 WC12, WC14 WC40, WC25, WC47 WC38, WC47
Открытая кабина пикап VC5 WC3 / WC4 WC13 WC51 / WC52 WC21, WC22
Пикап без заднего сиденья VC4 WC5
Тотализатор VC6 WC10 WC17 WC53 WC26, WC48 WC36, WC48
Самосвал грузовик VF403, VF406
Разведывательная машина VC1 WC6 / WC7 WC15 WC56 / WC57 WC23 / WC24
Радио грузовик VC2 WC8 WC16 WC58 / WC64 WC54 WC25
Ван WC11 WC19 WC42, WC49 WC37, WC49
Мобильная мастерская WC60 WC41
Автомобиль технического обслуживания WC60 WC43
Противотанковая артиллерийская установка WC55
Автомобиль скорой помощи VF407 WC9 WC18 WC54 WC27
Установка телефонной линии WC59 WC43 WC 39, WC50
Закрытая кабина без кузова WC20 WC41 WF31
Условные обозначения

Когда два названия транспортных средств разделены косой чертой, первое обозначение обозначает транспортное средство, которое не оборудовано лебедкой, а второе — транспортное средство с лебедкой. Ссылки, разделенные запятой, обозначают похожие модели с вторичными отличиями.

Годовщину Победы в Великой Отечественной войне отмечаем знакомством с командирским «Доджем WC-56».

Dodge WC-56: Однополчане Велик, конечно, соблазн попробовать старенький «Додж» если не в экстремальных условиях, то в более серьезных, нежели обычные проселки и относительно ровное промерзшее поле. Не делаю этого из опаски и, главное, из уважения к машине. Она свое отвоевала!

Понимаю водителей, которые ценили «Додж» за отменную динамику. Мотор в 92 л.с. для машины полной массой около 3000 кг очень неплох и по меркам 1950-х, а уж в сравнении с нашими автомобилями времен войны разгоняется «американец» просто замечательно. Управлять коробкой передач без синхронизаторов для настоящего шофера не проблема. Как и отчаянный вой трансмиссии, немного стихающий лишь на прямой — четвертой передаче

Главное, чтобы все исправно работало, а уж с каким звуком — не важно! Тормоза на «Додже» тоже куда лучше, чем на отечественных грузовиках, вполне сравнимы с тормозами многих вседорожников 1950-х и даже начала 1960-х годов

Большинство «доджей» в Красной армии, да и в союзнических, были грузопассажирскими и несли обычную фронтовую службу. А вот на таких — командирских «доджах» время от времени ездили высокие военачальники, в том числе Эйзенхауэр, Паттон, Маршалл, Жуков.

И старшие офицеры, и тем более водители долго еще вспоминали «доджи» с теплотой и уважением.

Сетовать на холод, тяжеленные педали, неподатливый рычаг переключения передач стыдно — и перед собой, и уж точно перед мальчишками, которые воевали за рулем таких да и прочих машин Великой Отечественной. Всё меньше остается тех, кто может рассказать об этом на собственном опыте. Машины ведь живут куда дольше людей. Но мы с «Доджем» попытались хоть в самой малой степени понять, как все это было. А главное — поздравить тех, кто жив, помянуть павших и не доживших до очередного Дня Победы…

«Американ бой, уеду с тобой…»

0 Что объединяет Студебеккер, Виллис и Додж? Конечно же, ленд-лиз. Машина, побывавшая у нас на тест-драйве, тоже приплыла к нам из-за океана от союзников – американцев. Точную дату её прибытия назвать нельзя, но ориентировочно это 1942 год, то есть наш Додж – один из первых. Именно в этом году западные инженеры закончили долгие и мучительные переделки коммерческого грузовичка серии VC грузоподъёмностью в одну тонну в армейский внедорожник. Я намеренно не употребляю слово «джип», потому что излишне буйные головы могут меня обвинить в незнании истории автомобилей Jeep, Willys, Ford, а заодно – и Chrуsler, которому торговая марка Jeep досталась в своё время от Виллиса. И, хотя само слово «джип» стало уже нарицательным, мы его использовать не будем. Будем говорить «внедорожник», потому что и на полноценный грузовик Додж не тянет.

Конечно, на табличке на приборной панели любой желающий может прочитать иноземное слово «truck», которое означает как раз «грузовик». Но американцы такие забавные, что всё без крыши и с фаркопом они тогда называли словом «truck». Тем более что прародителем Доджа «3/4» был всё-таки именно грузовой автомобиль. У более крупного Dodge WF армейский внедорожник перенял двигатель, коробку, часть подвески и тормозной системы. Но это был ещё не WC, а чуть более ранний автомобиль Dodge VC-1, который увидел свет в 1939 году. В течение последующих трёх лет в конструкцию внедорожника вносились существенные изменения. К нему примеряли несколько моторов, но лучше всего показал себя 92-сильный Т-215. Параллельно модифицировали шасси, в результате чего «3/4» только в 1942 году приобрёл свои окончательные очертания, став низким, более широким и с почти одинаковыми передней и задней колеёй (у предшественников передняя колея была значительно уже задней). В СССР за время Великой Отечественной войны было ввезено, по некоторым данным, почти 25 тысяч Доджей с колёсной формулой 4х4 и около трёхсот трёхосных автомобилей WC-63.

Есть у многих твёрдое убеждение, что WC – это аббревиатура, которая обозначает на английском языке «Weapons Carrier», что на более великий и могучий переводится как «носитель оружия». На самом деле это не совсем так. В обозначениях моделей американцы ушли так далеко, как не уходил под воду капитан Немо. Известный факт: до сих пор нет однозначного ответа, откуда появилось слово «Jeep»: то ли это от сокращения «GP» – «General Purpose», т.е. «общего назначения», то ли от имени героя американского мультика тигрёнка Джипа, то ли вовсе от неприличного жаргонного обозначения волнующего американцев действия, то ли ещё от чего-то другого. Нечто похожее и с Dodge WC. Машины до 1941 именовались «VC», а после – «WC». Первой буквой производители обозначали модельный год, а буквой «C» – грузоподъёмность. Так что WC – это не обязательно «носитель оружия», тем более что среди десяти модификаций были и такие, которые назвать «оруженосцем» не смогли бы даже великие поборники демократии американцы. Например, ремонтная мастерская WC-59 или закрытая «санитарка» WC-54.

Немного техники


0 Как я уже говорил, «сердце» этой машины имеет шесть цилиндров, 3,8 литра объёма и 92 лошадиные силы, причём чудо это очень низкооборотистое: максимум момента достигался в районе полутора тысяч оборотов, а максимальное количество оборотов не превышало 3 200. Это позволяло внедорожнику не только везти 750 килограммов груза, но ещё и тащить противотанковую пушку. Конечно, в этом заслуга не одного лишь мотора, но и трансмиссии, о которой речь пойдёт чуть ниже. А пока приведем несколько фактов о двигателе Т-215.

Постоянные наши читатели уже знают, что в самом начале тридцатых СССР купил у США лицензию на производство Форд-А и Форд-АА, из которых получились легковой ГАЗ-А и множество его модификаций и легендарная «полуторка» ГАЗ-АА. Однако уже в конце тридцатых, после выхода «Эмки» ГАЗ-М, правительство Союза решило, что хватит уже кататься на машинах, чьё прошлое было явно идеологически невыдержанным, буржуазным, капиталистическим и оттого позорным. От прозвища ГАЗ-А «советский фордик» правящие круги были явно не в восторге, поэтому от них стали избавляться, в добровольно-принудительном (т.е. обычно принудительном) порядке заменяя ГАЗы-А на «Эмки». Внешне они были не слишком похожи, поэтому «Эмку» уже можно было выдать за «свой» автомобиль, с правильной рабоче-крестьянской репутацией. На самом деле это не совсем так. Но это время можно считать началом эпохи скрытого заимствования советской стороной западных технологий. О лицензиях в это время (как и в военное, и в первые послевоенные годы) речь уже не шла. Тем более что моторов и импортной техники уже к середине сороковых у нас было навалом, оставалось только выбрать самое удачное. Так получилось, что мотор Dodge D5 пришёлся по нраву советским специалистам. Поэтому мотор более позднего ГАЗ-51, а затем и ГАЗ-52 – это всё тот же американский агрегат с очень незначительными изменениями. Устанавливали его и на ГАЗ-61, ГАЗ-63, на ГАЗ-12 ЗиМ и на ГАЗ М11-73 (одна из модификаций «Эмки», но нельзя их путать с ГАЗ-М1, где стоял 50-сильный мотор ГАЗ-М, получившийся в результате развития фордовского мотора Ford-B). Советский двигатель ГАЗ-11 – это и есть аналог Доджа

История этих моторов вообще крайне запутанная, но обратим внимание на такую вещь: подписанный с Фордом в 1929 году договор предполагал получение советской стороной технической документации на все агрегаты, разработанные Фордом в течение последующих девяти лет. В 1938 году передача документации закончилась, но приблизительно в это же время началась разработка ГАЗ-51, завершившаяся только после войны

Проще всего было мотор позаимствовать, тем более что агрегат Доджа, «переехавший» практически полностью на ГАЗ-51, был выпущен американцами ещё в 1937 году.

В Интернете ходят разговоры о том, что эти моторы были приобретены по лицензии. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не представляется возможным. Даже если документ, подтверждающий право законного использования двигателей Додж, существует, найти его крайне тяжело: афишировать заимствование агрегата уже тогда никто не собирался, времена явного сотрудничества с Фордом уже прошли, а публично заигрывать с Доджем молодому советскому государству стало непростительно. Отнюдь не претендуя на Пулитцеровскую премию в области журналистских расследований (интересно, за это её дают?), выскажу свою точку зрения: скорее, лицензия всё же была приобретена, но никто не хотел этого признавать. И сейчас однозначный ответ на этот вопрос получить очень тяжело. Как бы там ни было, прокладка головки ГАЗ-51, по словам реставраторов, подходит и на Додж «3/4». Но и это ещё не всё. Посмотрим на ходовую часть внедорожника

Наше внимание привлекают двухсторонние рычажные амортизаторы передней подвески. Дело в том, что похожие были и у нас, но только односторонние, которые работали на сжатие

Поэтому их часто ставили попарно в противоположных направлениях. У Доджа они, повторю, двухсторонние. И вряд ли можно считать совпадением, что после появления Доджей и Студебеккеров в СССР на наших ГАЗах, а затем и на части УАЗов появились такие же амортизаторы. При этом настолько такие же, что не отличаются от американских практически ничем.

Что было заимствовано законно, а что нет – судить не нам. Да и стоит ли? Сейчас гораздо интереснее сесть за руль «Три Четверти» и дать газу по дороге.

Трансмиссия

Автомобили с мотором 2.4 короткий период времени (до выхода 2002 модельного года) комплектовались 3-ступенчатой АКПП (31ТН) с гидро-механическим управлением. Коробка очень простая и надежная. До 300-400 тыс. км ремонт маловероятен. Но и после переборки, автомат прослужит долго.

Все остальные версии шли с 4-скоростным автоматом 41ТЕ (41АЕ при наличии полного привода), построенным на базе устаревшей 31ТН. Здесь коробкой управляет электронный компьютер. При регулярном обновлении масла (каждые 30-40 тыс. км) переборка автомата до 300 000 км не понадобится.

Но прежде, коробка может захандрить. Например, из-за отказа датчиков или блока соленоидов (от 8 000 рублей). Блок управления АКПП, как уже было сказано выше, расположен под левым крылом. Как результат, окисление разъемов, коррозия проводов питания и выход из строя самого блока (от 60 000 рублей).

Оснащение

Оформление как салона, так и кузова, а также базовое оснащение «Додж Рам 3500» определяется комплектацией. Всего существует 6 вариантов. Машины Chassis доступны в трех начальных версиях.

К тому же предлагается множество опций различного назначения.

  • Для буксировки предлагают поворотное устройство для подключения прицепа на поперечной балке заднего моста с электрическим разъемом и систему стабилизации прицепа, переключатель режимов буксировки, разъем для подключения электроники прицепа, закрепленные на раме буксировочные проушины.
  • Для двигателя: управляемую электроникой клапанную систему в корпусе воздушного фильтра.
  • Для грузового отсека: камеру, освещение на боковинах, для машин с односкатными колесами — пакет, включающий ниши в боковинах, включающий багажник центральный замок, удлинитель/делитель кузова, рельсы с регулируемыми крепежными скобами.
  • Для кузова: защитные пластиковые крышки на кромки боковин грузового отсека, наружные зеркала с электроприводом и подогревом, подножки в длину колесной базы, крышку грузового отсека, камеру заднего вида, парковочный ассистент.
  • Для интерьера: мультимедийную систему с 8,4-дюймовым сенсорным экраном, навигацией, Wi-Fi и др., интерфейс подключения внешних устройств, отсеки под задним сидением (в базе для Crew и Mega Cab).

Кроме того, полноприводная версия с односкатными колесами совместима со снегоуборочным оборудованием.

ОРУЖЕНОСЕЦ

Обычно буквы WC расшифровывают как Weapons Carrier — носитель оружия. Правда, в семейство военных «доджей» входили также версии с индексами VC и VF. Была и дополнительная сложная фирменная классификация с буквами T и G. Впрочем, шифры шифрами, а оружие «доджи» действительно носили — среди множества модификаций встречались варианты с пулеметами. Истоки семейства — в машинах первой половины 1930-х, когда всерьез занялась полным приводом. А ближайший предшественник нашего героя — коммерческий грузовик VC1 1939 года. В 1940-м на конвейер встало семейство WC, максимально простое по кузовам и прочное потому, что под ними рама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector