Грузовику «опель блиц»
Содержание:
- В народном хозяйстве
- 1965 по 1975 год
- обязательство
- Полная история Opel: период c 1930-1940гг
- Ссылки [ править ]
- Организация трофейного автопарка
- Произвол судьбы
- Гром и молния войны
- варианты
- Зигзаги молний
- Полный привод
- Варианты машин на базе Opel Blitz
- Молния
- обязательство
- Последние вспышки из Британии
- История модели
- Модификация «Мул»
В народном хозяйстве
Грузовик Opel Blitz на переправе, 1944 год
По мере того как армия начала насыщаться все большим количеством новых отечественных и ленд-лизовских грузовиков, трофейные машины постепенно списывались в пользу народного хозяйства. Первые партии грузовиков отправились в тыл уже в 1944 году, но основной поток пришелся на два послевоенных года. Opel Blitz осели в разных регионах СССР. В основном немецкие трехтонки можно было встретить в западных регионах СССР: Прибалтике, Белоруссии, Украине. Куда в меньших количествах они встречались в центральных областях РСФСР, а за Урал и на Дальний Восток попали и вовсе единицы.
Демобилизованные Opel Blitz зачастую представляли собой малопригодные к серьезной работе, давно выработавший свой ресурс автомобили. Они восстанавливались с применением советских и немецких узлов и агрегатов, причем различных марок. К концу 1940-х едва ли можно было найти оригинальный Opel Blitz. Окончательно трофейные трехтонки исчезли из автохозяйств к середине 1950-х, к тому времени их сменили куда более совершенные отечественные ГАЗ-51 и ЗИС-150.
1965 по 1975 год
1965 г. | |
---|---|
Opel Blitz с тягачом (1965–1975) |
|
Срок изготовления: | 1965-1975 |
Дизайн: | Грузовики-платформы , фургоны , микроавтобусы , специальные кузова |
Двигатели: | Бензиновый двигатель : 2,6 л (51 кВт) Дизельный двигатель : 2,1 л |
Последнее поколение Opel Blitz появилось на рынке в 1965 году ; это была доработка предыдущего варианта, особенно в области передней части. Кроме того, устанавливались только бензиновые двигатели . Запрос клиента на дизельные автомобили игнорировался до 1968 года, в результате чего показатели продаж продолжали снижаться. С 1968 года Blitz, наконец, стал доступен с дизельным двигателем, этот 2,1-литровый четырехцилиндровый двигатель пришел из линейки легковых автомобилей Peugeot . Это принесло кратковременное улучшение показателей производства, но к настоящему времени Blitz слишком сильно потерял свои позиции. Производитель, чей автомобильный бизнес в то время процветал, решил не разрабатывать преемника. Продажи продолжали отставать на низком уровне и медленно продолжали падать. Производство коммерческих автомобилей на Opel было прекращено в 1975 году без замены.
обязательство
Opel Blitz S без полного привода был классифицирован Вермахтом как грузовик повышенной проходимости из-за его хороших ходовых качеств. Машины показали себя чрезвычайно надежными в эксплуатации, обладали отличным соотношением масса / грузоподъемность и полностью отвечали условиям войны в Западной Европе.
В Восточной Европе слаборазвитая дорожная сеть и, прежде всего, продолжительные периоды грязи ( русская распутица « Распутиза » — бездорожье ) весной и осенью были серьезной проблемой даже для полноприводных Blitz A и их драйверы. Помимо Klöckner-Deutz и Ford , с 1943 года завод Opel в Бранденбурге строил «гусеницу для 2-тонных грузовиков». В половинной Автодрезине ( Sd.Kfz 3ы. — Блиц S с вместо задней оси) были также называют «мул» по соотечественникам .
Полная история Opel: период c 1930-1940гг
1930
В 1930 году на компания выпускает грузовик Blitz Opel.
1931
выкупает оставшиеся 20% Опель. Теперь Опель становится 100% филиалом американской компании с количеством персонала 13000 человек, ежедневно выпускающих по 500 автомобилей и 6000 велосипедов. Компания Opel становится первым производителем автомобилей, который создал клиентский сервис.
Завод в Руссельхейме создает по-настоящему доступное народное авто. Эта машина оснащалась 1,2-литровым двигателем. В интервале с 1931 по 1935 года, было выпущено 100000 машин — неслыханный по тем временам объем производства для Германии.
1934
Производственная программа завода была ориентирована на создание максимального числа разных моделей из минимального набора унифицированных деталей и узлов. Автомобили стали больше и вместительнее, крылья обрели округлые черты, а внутри автомобиля появилось место для запаски. В этом году все автомобили GM, в том числе и творения Опель стали оснащаться независимой передней подвеской.
Неофициально завод в Браденбурге начал выпускать грузовые автомобили.
1935
В 1935 году на свет появился первый германский автомобиль Opel Olympia с цельнометаллическим кузовом и рамой. Это авто положило начало эпохе выпуска малолитражек. В последующие 2 года было выпущено 82 тысячи машин. Несмотря на малый вес, машина обладала большей пассивной безопасностью и улучшенной аэродинамикой. Эта модель внедрила технологическое новшество, ставшее ключевым для всей мировой автомобильной промышленности: впервые кузов машины стали изготавливать отдельно от металлической части. Такой подход ускорил и упростил создание машины. Эта технология была названа «свадьбой» и была запатентована Руссельхеймом.
В том же 1935 году состоялось официальное открытие завода по производству грузовиков в Бранденбурге. В год завод выпускал по 25 тысяч грузовых авто Opel Blitz.
Компания Опель стала первым германским производителем с объемом выпуска 100000 единиц машин в год.
1936
В феврале 1936 года на Берлинском автосалоне состоялась презентация Opel Olympia.
На рынок была выпущена компактная модель P4, по уникально низкой цене. Модель была выполнена в стиле 20-ых годов. Двигатель этой модели был настолько успешно сконструирован, что это побудило инженеров использовать его на следующей модели Opel Kadett. Эта машина так же была создана на основе кузова и рамы. До начала мировой войны Опель выпустил примерно 107000 кадетов.
В том же 1936 году был разработан мощный, но изящный Opel Super.
С ежегодным объемом производства в 120000 автомобилей Опель становится самым крупным автопроизводителем Европы.
1937
Не смотря на то, что Опель являлся одним из самых крупных мировых производителей велосипедов, коих на тот момент было выпущено 2600000, компания прекращает их производство и продает это направление, чтобы полностью сфокусироваться на выпуске автомобилей.
Налажен выпуск новых шестицилиндровых моделей Opel Super и Opel Admiral.
В Руссельхейме начато производство бытовых холодильников Frigidaire.
В Компании отмечают 75-летний юбилей.
1938
На свет появляется новое поколение Olympia, а так же первый Opel Admiral, который в последствии стал носить название Opel Kapitan.
1939
Со штатом состоящим из 25374 сотрудников Опель становится крупнейшим автопроизводителем Европы четвертый год подряд.
Но несмотря на это состояние фирмы в предвоенные годы нельзя было назвать хорошим — на прибылях негативно сказывалась политика проводимая режимом фашистов. В 1939 году нацистское правительство потребовало поставить на конвейер производство армейского варианта грузовика Blitz, детали для самолетов и гаубицы. Это послужило поводом для иронического высказывания нового главы GM Уильяма Кнудсена: «На нашем германском заводе полным и безраздельным хозяином стал Адольф Гитлер, с чем я имею честь поздравить всех владельцев и совладельцев концерна!»
Ссылки [ править ]
- ^ a b «Ein Name wird Markenzeichen — 75 Jahre Opel Blitz» (на немецком языке). Адам Опель АГ. 2005-08-11. Архивировано из оригинала на 2016-06-30.
- ^ a b Людвигсен, Карл Э. (1975), Opel: колеса в мир; Семидесятипятилетняя история автомобилестроения , Princeton Publishing, стр. 49–50, ISBN 0-915038-01-3
- ^ Billstein, Reinhold; Фингс, Карола; Куглер, Анита (2004). Работа на врага . ISBN 9781845450137. Проверено 6 октября 2014 года .
- ^ Тернер, Генри Эшби (2005). General Motors и нацисты . ISBN 0300106343. Проверено 6 октября 2014 года .
- ^ «Дженерал Моторс и Третий Рейх» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 22 апреля 2020 .
- ^ «Суд отклоняет вызов Renault» . BBC News . 2012-01-11 . Проверено 22 апреля 2020 .
- ^ Halbersztadt, Ежи (2006-08-22). «Газовые фургоны» . Актион Рейнхард Лагеря . Архивировано из оригинала на 2020-02-24.
- ^ Мартин, FAE (декабрь 1946 г.). «Das Alte stürzt … Es aendert sich die Zeit …… und neues Leben blüht aus den Ruinen». Das Auto . 1 : 2–3.
- ^ Вернер Освальд: Lastwagen, Lieferwagen, Transporter 1945-1988. Моторбух Верлаг, 2. изд. 1993, ISBN 3-613-01197-2
- ^ «Бедфорд Блиц Кастенваген (каталог) « . Рюссельсхайм, Германия: Adam Opel AG. Сентябрь 1979 г .: 12. 90014 (979/30/1) . Проверено 23 декабря 2010 .
Организация трофейного автопарка
Советские бойцы рядом с автомобилями Opel Blitz и Olympia
Использование трофейных автомобилей частями РККА началось с первых дней войны. По самым скромным оценкам в первые полгода, немцы потеряли 35 тысяч грузовиков и 25 тысяч легковых машин. В результате зимнего контрнаступления под Москвой, Красная армия захватила 15 тысяч машин. Обычно трофейные автомобили включались в состав захвативших их частей. Из них формировались внештатные автобатальоны, где количество автомобилей регламентировалось только их наличием.
Зачастую в руки красноармейцев машины попадали в сильно поврежденном, требующем ремонта состоянии. В таком случае машины не подлежавшие ремонту на месте, отправлялись в тыл на ремонтные базы НКО и предприятия автопромышленности. К примеру МосЗИС за время пока функционировал цех трофейных автомобилей, восстановил 14 тыс. автомашин. Негодные к восстановлению трофеи, разбирались на запчасти, которые отправлялись на фронтовые склады автобронетанковой техники, остальное распиливалось на метал.
Опель Блитц на марше
В ходе успешных действий Красной армии на Волге в 1942-1943 гг. было захвачено 80,5 тыс. машин. Причем 70% из них подлежали восстановлению. Однако к концу лета 1943 года, эвакуация трофейных автомобилей на автозаводы уже не производилась. Автопредприятия занимались ремонтом и обслуживанием отечественной и ленд-лизовской техники. Восстановлением вражеских автомобилей занимались фронтовые базы и мастерские. После ремонта они в первую очередь отправлялись в механизированные соединения.
Достоверно не известно сколько трофейных автомобилей служили в Красной армии. К концу войны в войсках их доля оценивалась в 9,1% (около 60,5 тыс. автомобилей).
Произвол судьбы
В начале ХХ века успехи в автоспорте считались лучшей рекламой для автомобилей. Фирме Adam Opel было чем гордиться на этом поприще. На её машинах выступали и брали призы знаменитые автогонщики на различных состязаниях в Европе. В 1911 году заводская команда приняла участие во втором Международном пробеге на приз императора Николая II. Тремя легковыми машинами управляли младший сын Адама Опеля Людвиг, гонщики Карл Йорнс и Кристиан Михель. Они успешно прошли сложный маршрут из Санкт-Петербурга в Севастополь, Л. Опель и К. Михель получили призы в своей категории, а Людвиг ещё и ценный подарок русского царя (предметы хранятся в музее фирмы в Рюссельсхайме).
Доктор юридических наук, известный велогонщик и автомобилист, руководитель берлинского филиала семейной фирмы Людвиг Опель неоднократно посещал Россию. В последний раз он был там во время Первой мировой войны. В 1916 году призванный из запаса старший лейтенант лейб-гвардии Его Королевского Высочества великого герцога гессенского 24-го драгунского полка погиб в боях на Русско-германском фронте в возрасте 36 лет.
Гром и молния войны
К середине 30-х годов грузовики Opel Blitz стали самыми массовыми не только в гражданском секторе Германии, но и в возродившейся армии. Американских владельцев поначалу это не смущало, как не смущало и назначение на ключевые должности в их немецком филиале нацистов, и массовые увольнения рабочих и служащих еврейской национальности. Гешефт процветал, дивиденды акционерам в США переводились исправно. В марте 1938-го солдаты вермахта въехали на «Блицах» в Австрию, полным ходом шла подготовка к вторжению в Чехословакию, а 9 июня того же года рейхсканцлер Гитлер наградил ответственного за филиал Opel вице-президента компании General Motors Джеймса Д. Муни Орденом Заслуг германского орла 1-й степени. В тот год Adam Opel AG обеспечил 46,6% всего экспорта Германии, автомобили этой марки нашли своих покупателей в Швеции, Дании, Польше, Аргентине, Южной Африке и даже Коста-Рике, Китае и Новой Зеландии.
Вскоре началась Вторая мировая война. В 1941 году после объявления Германией войны США последние американские служащие фирмы Adam Opel AG вернулись домой. Заводы же оставались формально в собственности General Motors и были объявлены американцами своим «имуществом во вражеских руках».
К 1940 году была закончена разработка новых 3-тонных модификаций: капотный грузовик с новой кабиной и изменённым оперением и его бескапотная версия, они задумывались для мирных целей. Однако начать их производство во время войны было немыслимо, они так и остались прототипами. Один прототип полноприводного армейского грузовика с кабиной над двигателем тоже в серию не пошёл. К тому времени заводы Opel резко сократили производство гражданской продукции. В небольших количествах продолжался выпуск шасси для пожарных машин и автобусов, и бортовых грузовиков для гражданского сектора, с 1943 года они оснащались газогенераторами Imbert. Автомобили Opel Blitz идеально подходили для военной службы. Для нужд вермахта на заводе в Бранденбурге строили в большом количестве специальные 3-тонные модели: стандартный Blitz 3,6-36 S и полноприводный Blitz 3,6-6700 A, до 1942 года выпускалась также лёгкая военная модификация Blitz 2,5-32. В предвоенные и военные годы на базе трёхтонных моделей было создано немало специализированной военной техники как вспомогательного, так и боевого назначения. Она широко применялась немцами и их союзниками на всех фронтах Второй мировой войны, а больше всего, разумеется, на Восточном. «Блиц» был задействован как в «блицкриге», так и в оборонительных боях после его провала. В оккупированных Варшаве и Риге фирма Opel открыла мастерские для ремонта прибывавших с фронта грузовиков. В условиях войны утвердилось превосходство Opel Blitz над другими грузовиками вермахта среднего класса.
Машина была настолько хороша, что в 1944 году в принудительном порядке её производство по лицензии начали на заводе Daimler-Benz в Мангейме под названием Mercedes-Benz L 701. Лицензионный грузовик выпускался только с колёсной формулой 4х2 и в упрощённом виде, он оснащался унифицированной фанерной «эрзац-кабиной». Никаких эмблем на нём не ставили, украшать трёхлучёвой звездой чужую конструкцию руководители знаменитого концерна не захотели. Вероятно, им было не по душе, что их собственные грузовики проигрывали конкуренту. Планировалось производство «Блица» и на заводе фирмы Borgward в Бремене, но после налёта американской авиации на город в октябре 1944 года, надежды освоить в Бремене выпуск у немцев больше не осталось.
Досталось и заводу Opel в Бранденбурге, бомбардировку британской авиацией 6 августа 1944 года он не пережил, к концу войны его восстановили, но автомобили там больше не делали. А в Мангейме выпуск лицензионных машин продолжался до конца войны. Собирали 3-тонный Mercedes-Benz L 701 и после войны – в кооперации c фирмой Opel (часть автомобилей продавалась под этой маркой), которая поставляла кабины. Длилось это до июня 1949 года. Последнюю партию собрали в 1950–1954 годах на заводе Opel в Рюссельсхайме. В июле 1946 года там возобновилось производство старой 1,5-тонной модели Blitz с 2,5-литровым двигателем мощностью 55 л.с. от легковой машины Opel Kapitän, продолжалось оно до 1951 года.
Во время Великой Отечественной войны грузовики Opel Blitz в огромном количестве стали трофеями Советской Армии. Их задействовали на фронтах в Европе и Маньчжурии, служили они в войсках и в послевоенные годы. По мере поступления новой техники их постепенно передавали из армии на работу в народное хозяйство СССР. Не секрет, что конструкция «Блица» оказала заметное влияние на удачный советский грузовик послевоенного периода ГАЗ-51.
варианты
Сборка грузовика «Блиц» 3.5 (2 или 2,5 тонны с плоской решеткой радиатора) на новом заводе по производству грузовиков Opel в Бранденбурге-на-Гавеле , 1936 г.
До 1937 года более крупными грузовиками были Opel (flash 3,5) с шестицилиндровым двигателем с боковым расположением клапанов — бензиновый двигатель модели GM модели Buick Marquette с моторизованным двигателем объемом 3,5 литра и мощностью 68 л.с. Затем был использован новый 3,6-литровый шестицилиндровый двигатель OHV мощностью 75 л.с. от Opel Admiral . Для более благоприятной кривой крутящего момента при использовании в военных целях этот двигатель был уменьшен до 68 л.с. У Blitz 3,6-42 S была увеличенная колесная база — 4,2 метра. С июля 1940 года в производство пошел Блитц 3,6-6700 А с полным приводом . Типы снабжались различными надстройками (бортовой с брезентом и без него, фургон-тележка, автобус). Гражданские грузовики в основном оснащались «дровяными газификаторами» ; дефицитный автомобильный бензин (бензин) предназначался для военных. Кузов и надстройки автомобилей неуклонно упрощались по мере нехватки сырья; например, были использованы более плоские крылья, а в «Blitz», изготовленном по лицензии Daimler-Benz , использовалась «стандартная кабина» из дерева.
Более широкое распространение получил Blitz 2.5-32 с колесной базой 3,2 метра и полезной нагрузкой 1,5 тонны , который устанавливался на заводе в Рюссельсхайме с 1938 по 1942 год с использованием 2,5-литрового двигателя мощностью 55 л.с. от Opel Super 6 или Opel Kapitän .
С другой стороны, Blitz 3.5 / 3.6 производились на заводе Opel в Бранденбурге
Завод, который был построен в 1935 году специально для производства грузовиков, имевших важное значение для военных действий, в июле 1944 года достиг максимального выпуска в 2600 единиц; однако 6 августа 1944 года завод был настолько сильно поврежден авианалётом Королевских ВВС , что производство грузовиков было остановлено и не было возобновлено. Незадолго до этого Daimler-Benz было приказано прекратить производство собственного Mercedes L 3000 и вместо этого производить Opel Blitz 3.6 по лицензии
В Мангейме « Даймлер-Бенц» проехала еще 3 500 грузовиков, пока там производство не остановилось в результате бомбардировок. После окончания войны компания Daimler-Benz продолжала производить грузовик в Мангейме с июня 1945 по июнь 1949 года под названием L 701 без указания производителя . Производство на Borgward было остановлено воздушным налётом союзников 12 октября 1944 года на завод Bremen- Sebaldsbrück .
Гражданский автомобиль этого типа с дровяным газификатором выставлен в Музее автомобилей и технологий в Зинсхайме .
Зигзаги молний
25 марта 1945 года американские войска заняли город Рюссельсхайм. Завод вернулся к законным хозяевам. Вскоре началось его восстановление, затем потекли инвестиции. Однако в 1951 году компания General Motors потребовала от филиала Adam Opel AG возмещение потерянных за годы войны дивидендов в размере 22,4 миллиона рейхсмарок в пересчёте на доллары по курсу 1942 года. В самих США это требование назвали «позорным» – получалось, что акционеры не брезговали доходом, кроме прочего, с принудительного труда военнопленных и заключённых концлагерей.
В 1952 году на смену 1,5-тонному «Блицу» пришла 1,75-тонная модель с абсолютно новым дизайном кабины и оперения – снова типично американским. На ней установили экономичный 2,5-литровый двигатель мощностью 58 л.с. Новый Blitz продавался на ура в Западной Германии и на экспортных рынках. Через три года грузоподъёмность машины довели до 2 т, а мощность двигателя – до 62 л.с., предлагали её в двух базовых модификациях шасси и с различными кузовами. Многочисленные заводы и заводики строили на её шасси разнообразную технику: почтовые, продуктовые и мебельные фургоны, автобусы, полицейские, пожарные и коммунальные машины, автомобили скорой помощи, самосвалы – всего не перечесть. Автомобиль стал одним из символов «экономического чуда» ФРГ.
В 1960 году Blitz модернизировали. Округлые формы кабины и длинного капота сменили на угловатые, а капот стал покатым и значительно короче – автомобиль подогнали к тогдашней моде, диктуемой европейскими дизайнерами. На некоторых модификациях применили новый 2,6-литровый двигатель мощностью 70 л.с. В Рюссельсхайме началась реконструкция завода и увеличение выпуска легковых машин, от полного цикла производства новой модификации грузовиков пришлось отказаться и привлечь субподрядчиков. С тех пор кабины и стандартные кузова к Opel Blitz делала фирма Karosseriefabrik Voll KG из баварского города Вюрцбург. Стоит отметить, что позднее фабрика Voll занималась переделкой советских автомобилей ВАЗ-2121 «Лада Нива» в кабриолеты.
Грандиозный подъём экономики ФРГ повысил спрос на грузовые машины малого класса, оживились и конкуренты. Дабы удержать свои позиции на рынке, конструкторы завода Opel обновили в 1965 году Blitz и расширили программу. Капот машины стал «квадратным», 6-цилиндровые грузовики дополнили модификацией с новым 1,9-литровым 4-цилиндровым мотором, развивающим 70 л.с. В следующем году в программу добавили 6-цилиндровый двигатель мощностью 80 л.с., а в 1967-м впервые применили 6-цилиндровый 60-сильный дизель – французский Indenor.
В конце 60-х годов Opel Blitz по-прежнему остаётся одним из самых популярных лёгких грузовиков, занимая в этом сегменте почти половину рынка ФРГ, экспорт также идёт хорошо. Но, поскольку в Рюссельсхайме делали главную ставку на увеличение производства ещё более популярных легковых машин, руководство фирмы приняло, вероятно, роковое решение о прекращении выпуска грузовиков в Западной Германии. На замену подготовили лёгкий грузовик, разработанный британским филиалом компании General Motors заводом Vauxhall Motors в Лутоне, известным грузовиками марки Bedford. В 1973 году он дебютировал в ФРГ, а 10 января 1975 года производство классических «Молний» прекратили. Всего в Рюссельсхайме и в Бранденбурге за 45 лет было выпущено 442 312 грузовых машин Opel Blitz. Автомобиль, давший марке Opel фирменную эмблему в виде молнии, канул в историю.
Полный привод
Специалисты-историки, изучающие немецкую автомобильную промышленность времен войны, утверждали, что «Опель Блиц» вермахта с полным приводом (проектировался в 38-м году) вовсе не создавался для нужд армии. Поверить в это очень трудно. Автомобиль более чем необходим и вермахту, и СС. У рейха были огромные планы. И кому же, если не , спроектировать и построить такую машину.
База в сравнении с моноприводной моделью стала немного короче. Стандартный грузовик имеет базу в 3600 мм. Кабина вместе с мотором смещена назад. Клиренс оставили таким же, как и был. Он равен 225 миллиметров. Для грузового автомобиля повышенной проходимости это не много. Сзади установлены двускатные колеса. За счет хорошего тягового усилия грузовик мог преодолевать подъемы в 40 градусов.
В систему трансмиссии, как уже было замечено, добавили раздаточную коробку. Ее передаточное отношение составляет 1:1,93. При этом проводить переключение с верхнего ряда передач на нижний можно было даже на ходу – нужно просто использовать двойной выжим сцепления. Для тех лет такая конструкция была редкостью.
Полный привод – это повышенная проходимость и больше возможностей на бездорожье. Но достигаются эти преимущества немалыми жертвами. Так, повысилась проходимость, а вместе с ней увеличился и расход горючего. По паспортным данным грузовик “Опель Блиц” должен был потреблять до 40 л. горючего в условиях передвижения там, где нет дорог. Но нужно сказать, что там, где немецкие солдаты ездили на этих машинах, расход топлива был совсем не важен. Максимальная скорость машины по шоссе достигала 85 км/ч.
Проведенные испытания показали, что эта модель грузовика хорошо справляется со своими задачами. И вот, в 1940 году машину запускают в серию. Первые испытания на долю этого малотоннажного грузовика пришлись уже в 41-м году. Машина проходила испытания в Африке – грузовики приобрели для службы в корпусах Роммеля.
Варианты машин на базе Opel Blitz
Во время войны на базе Opel Blitz было создано большое количество специальных шасси, среди который следует выделить многофункциональные фургоны, топливозаправщики, автобусы и инженерную технику.
Специальные фургоны
|
|
Молния
История немецкого грузовика «Опель Блиц» и по совместительству одного из основных участников войны начиналась более чем мирно. Автомобиль начали создавать в 30-м году. , которая год назад перешла в собственность «Дженерал Моторс», запустила в производство серию моделей грузовых автомобилей с грузоподъемностью в одну тонну. В «Опеле», создавая эту машину, заботились совсем не о рейхсвере – тогда немецкая армия еще не отличалась ни силой, ни материальным обеспечением. Германии срочно требовались недорогие, при этом надежные и выносливые грузовички.
Коммерческие автомобили и сейчас редко называют собственными именами. В те годы такой подход и вовсе был новым. Тем более что «Молния» (а именно так и переводится «Блиц»), подошла бы больше спортивному авто или же военному истребителю. Но автомобиль «Опель Блиц (Молния)» был вполне мирным.
Но в 1935 году ситуация изменилась, как изменились и времена для немецкого автопроизводителя. Именно в этом году в Бранденбурге закончили строить современный завод, где планировалось выпускать только грузовую технику. Теперь рейху этих машин требовалось как можно больше. Особо выделялся грузовик, рассчитанный на 3 тонны. Он вышел на свет в 37-м.
обязательство
Opel Blitz S без полного привода был классифицирован Вермахтом как грузовик повышенной проходимости из-за его хороших ходовых качеств. Машины показали себя чрезвычайно надежными в эксплуатации, обладали отличным соотношением масса / грузоподъемность и полностью отвечали условиям войны в Западной Европе.
В Восточной Европе слаборазвитая дорожная сеть и, прежде всего, продолжительные периоды грязи ( русская распутица « Распутиза » — бездорожье ) весной и осенью были серьезной проблемой даже для полноприводных Blitz A и их драйверы. Помимо Klöckner-Deutz и Ford , с 1943 года завод Opel в Бранденбурге строил «гусеницу для 2-тонных грузовиков». В половинной Автодрезине ( Sd.Kfz 3ы. — Блиц S с вместо задней оси) были также называют «мул» по соотечественникам .
Последние вспышки из Британии
Слово Blitz переводится с немецкого не только как «молния», это и «вспышка», и «яркий блеск». Понятно оно и англичанам. Последними «Блицами» суждено было стать британским машинам. Правда, блистали они не очень долго и не слишком ярко, два раза вспыхнули и погасли.
Автомобильный завод Vauxhall Motors в Лутоне также как и фирма Adam Opel с 1930 года принадлежал компании General Motors, однако, в отличие от немцев, англичане строили не только грузовики лёгкого и среднего класса, но и тяжёлые – все под маркой Bedford, а их легковые машины назывались Vauxhall. Оба европейских филиала в послевоенное время тесно кооперировали, хотя их модели отличались. Легковые Opel и Vauxhal унифицировали значительно позднее. Коммерческие автомобили Bedford CF, поступившие на рынок ФРГ, выпускались в Англии с 1969 года, их комплектовали британскими моторами Vauxhall мощностью 70 и 80 л.с., а позднее и 60-сильным дизельным двигателем Opel.
Машины, украшенные «опелевской» эмблемой, в западногерманской прессе и некоторых документах нередко называли Opel Bedford Blitz, однако надпись на нём красовалась без слова Opel. Наибольшее число Bedford Blitz англичане поставляли в версии цельнометаллического фургона с несущим кузовом, встречались также бортовые грузовики, самосвалы грузоподьёмностью от 0,7 до 1,75 т, микроавтобусы и другие модификации. Особенно хорошо продавались кемперы на его шасси, однако такого огромного спроса как предшественники из Рюссельсхайма «Бедфорды» не имели, в ФРГ они занимали в лучшие годы около 20% рынка лёгких грузовиков.
В 1975 году корпорация General Motors предприняла попытку продвинуть в ФРГ семейство английских грузовиков полной массой до 10,5 т, также под маркой Bedford Blitz. Взялись за дело серьёзно, нашли партнёров, открыли более 50 торговых и сервисных точек. Однако немецкие перевозчики в очередь за ними не встали, в этом сегменте рынок был уже заполнен плотно, проект пришлось свернуть.
С обновлённой внешностью и 2,3-литровым дизелем смог удержать свои позиции на континенте с 1980 по 1987 год Bedford Blitz второго поколения. С окончанием его производства имя Blitz после 57 лет ушло в историю. Его наследие живёт в каждом автомобиле марки Opel в виде известной во всём мире эмблеме-молнии.
После десятилетнего перерыва заводы Opel возобновили 1997 году производство лёгких фургонов модели Arena. С 2017 года заводы Opel Automobile GmbH принадлежат французской группе Peugeot Société Anonyme. Традицию легендарных Opel Blitz продолжают сегодня модели Combo Cargo, Vivaro и Movano.
Часть 1
Часть 2
История модели
С 1930 года Opel успешно производит легкие грузовики грузоподъемностью до 3 тонн в Рюссельсхайме под популярной маркой Opel Blitz . После начала Второй мировой войны 3-тонный Blitz 3.6-36 S ( рабочий объем 3,6 литра ; колесная база 3,6 метра ; стандарт = задний привод ) стал наиболее широко используемым грузовиком Вермахта, хотя использовались и гражданские автомобили. за счет поборов .
В октябре 1940 года, когда производство всех гражданских автомобилей было остановлено из-за войны, Adam Opel AG был вынужден полностью сосредоточить свое производство на производстве грузовиков и другого вооружения. Кроме того, уже 1 января 1940 года немецкие производители грузовиков, в том числе Opel как немецкое подразделение американской группы General Motors, получили указание вместо прежнего большого разнообразия типов укомплектовать стандартные грузовики с полезной нагрузкой 3 т, чтобы сконцентрироваться, потому что за счет стандартизации и упрощения ресурсы, важные для военных действий, должны использоваться более эффективно, а за счет стандартизации запасных частей следует упростить снабжение и ремонт, особенно для войск на фронте. «Опель Блиц 3,6» почти идеально соответствует этому профилю требований.
Модификация «Мул»
С 42 по 44 года на базе полноприовдного шасси «Опель» выпустил около четырех тысяч полугусеничных грузовиков-тягачей. Одну из моделей вы можете увидеть на фото ниже.
В модификации использовали облегченные двигатели. Лицензия была закуплена еще до войны. Грузовик оснащался опорными дисковыми катками, а также системой изменения скорости вращения гусениц.
Это был один из самых удачных грузовиков. Эта модель смогла занять место между аналогичной продукцией «Форд» и «Клекнер-Дойц». Масса автомобиля составляла почти шесть тысяч килограмм, а на 100 километров нужно было 50 литров горючего. Скорость, на которую был способен разогнаться грузовик, составляла не более 38 километров в час (ввиду высокой снаряженной массы).
Сегодня можно купить «Опель Блиц (Мул)» 1:35. Это уменьшенная точная модель. Это будет интересно тем, кто увлекается военной и автомобильной историей. На базе шасси создавали и другие модификации, однако – это самые основные из них и наиболее известные.